Замена топливного фильтра: сроки и порядок действий
О чем речь? Замена топливного фильтра – регулярная процедура, периодичность которой зависит от вида двигателя и рекомендаций производителя автомобиля. Фильтрующий элемент может выйти из строя раньше срока, на это укажут трудный запуск машины, снижение мощности и перебои в работе систем.
На что обратить внимание? Для начала необходимо купить топливный фильтр, подходящий под марку и модель авто. Процедура замены состоит из нескольких шагов, справится даже новичок. Нужно снять минусовую клемму, старый фильтр и поставить новый, герметично его зафиксировав.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Задачи и виды топливного фильтра
Топливный фильтр в работе машины имеет одну основную задачу — он осуществляет очистку топлива от различных физических примесей, таких как пыль, мусор, песок и прочие чужеродные элементы, предотвращая их попадание в двигатель. На другие характеристики топлива фильтр не влияет.
Подобное устройство необходимо для любого автомобиля, на каком виде топлива он работает при этом, не имеет никакого значения. Процесс очистки состоит из двух стадий: первичная грубая фильтрация и последующая тонкая очистка. Именно фильтр тонкой очистки требуется менять время от времени, причем интервалы замены топливного фильтра устанавливаются производителями для каждой марки машины индивидуально. Рассмотрим более внимательно двигатели, работающие на бензине.
Во время заправки автомобиля бензин из колонки поступает непосредственно в бак, при этом внутрь могут попасть различные загрязнения с самого заправочного устройства, а кроме них, также пыль, осевшая на внутренних стенках горловины или взвешенные твердые частицы, содержащиеся в резервуаре АЗС.
В современных авто топливо из бака в двигатель подается через погружной насос с нейлоновой фильтрующей сеткой, которая предотвращает попадание крупных частиц в топливную систему. Затем топливо проходит через фильтр тонкой очистки, который улавливает частицы более 10 микрометров, опасные для системы впрыска и двигателя. Подобная очистка обеспечивает достаточную безопасность и надежность работы топливной системы и двигателя на протяжении всего срока эксплуатации. От владельца автомобиля требуется лишь периодически заменять фильтр, когда он исчерпает свой ресурс.
В наше время основная часть автопроизводителей отказалась от отдельно вынесенного топливного фильтра тонкой очистки, интегрировав его прямо в конструкцию топливного насоса, который расположен внутри топливного бака. Подобный фильтр разработан таким образом, чтобы служить на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля, и не требует никакого обслуживания или замены.
Совершенно другая ситуация у автолюбителей, владеющих автомобилями старых моделей. В их конструкции предусмотрена возможность самостоятельной замены топливного фильтра, который обычно расположен или в моторном отсеке, или под автомобилем. Фильтр при этом является отдельным самостоятельным устройством и подключается к топливной линии между рампой и баком. Чтобы его заменить, необходимо убрать давление в системе и отсоединить несколько хомутов или быстросъемных соединений. Рекомендуемый интервал замены фильтра варьируется от 30 до 120 тысяч километров в зависимости от указаний производителя.
Периодичность замены топливного фильтра
Для получения точных сведений о сроках замены топливного фильтра следует обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля. В случае если вы не нашли подобных указаний, рекомендуется придерживаться общепринятых норм: заменять топливный фильтр для дизельных двигателей надо каждые 10 000 км, а для бензиновых – каждые 40 000 км. Это средние показатели, есть смысл к ним обращаться, если вы не нашли конкретного регламента замены топливного фильтра для вашей машины.
Качество топлива, увы, нельзя определить на глаз, так как оно напрямую заливается в бак автомобиля из резервуаров заправочной станции. Как правило, крупные сетевые заправки более тщательно контролируют чистоту своих емкостей, что снижает вероятность загрязнения топлива.
Довольно часто автолюбителей интересует, что делать в случае, если замена топливного фильтра в принципе не предусмотрена производителем? В такой ситуации обычно рекомендуется проводить замену только при технических проблемах с двигателем, которые могут указывать на неисправность фильтра. Это связано с тем, что процесс замены или даже простой проверки топливного фильтра может быть сложным и затратным.
Иногда замена фильтра становится необходимой из-за определенных технических проблем, связанных с недостаточной подачей топлива из-за засорения фильтра. Ниже приведены наиболее частые признаки, указывающие на проблемы с фильтром:
- Трудности при запуске мотора.
- Машина глохнет, причем не только на холостых оборотах, но и при движении.
- Снижение мощности двигателя, особенно под нагрузкой.
Производитель предусматривает определенный интервал замены топливного фильтра именно для того, чтобы предотвратить возникновение неполадок двигателя. Однако, как было указано ранее, степень загрязнения топлива может отличаться на разных АЗС, поэтому идеально рассчитать периодичности замены нет возможности.
Процедура замены топливного фильтра
После того как мы определились со сроками замены топливного фильтра, рассмотрим сам процесс работы:
- Необходимо извлечь предохранитель топливного насоса и завести двигатель до его остановки из-за отсутствия топлива, чтобы уменьшить давление в топливной системе.
- Ознакомиться с руководством по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля, чтобы определиться с местонахождением фильтра.
- Отсоединить трубки, ослабить болты крепления и демонтировать фильтр.
- Осторожно извлечь деталь (возможно, небольшое количество топлива прольется).
- Установить новый фильтра и закрепить его, повторив предыдущие действия в обратной последовательности.
- Проверить герметичность системы после возврата предохранителя и запуска двигателя на короткое время. Если нет утечек, работа выполнена качественно.
Когда приходит момент для замены топливного фильтра, а у автовладельца не хватает ресурсов и/или времени для самостоятельного выполнения этой работы, рекомендуется обратиться в автосервис. Процесс замены у специалистов, как правило, проходит довольно быстро и помогает предотвратить возможные крупные неисправности в будущем.
Частота замены топливного фильтра для дизельных двигателей в целом сопоставима с интервалами обслуживания бензиновых моторов. Однако могут быть различия в месте установки фильтра и других нюансах, так что перед проведением работ нужно изучить всю информацию, которая вам пригодится.
Порядок действий при замене топливного фильтра на автомобиле с дизельным мотором:
- Перед началом работы извлекаем предохранитель из насоса и ждем, пока двигатель остынет.
- Отключаем отрицательную клемму аккумулятора.
- После обнаружения фильтра следует аккуратно обмотать его тряпкой и извлечь.
- Устанавливаем новый фильтр и правильно подключаем его.
- Дополнительно проверяем, что шланги присоединены правильно и не имеют изломов, повреждений или трещин.
- Возвращаем клемму на ее место в аккумуляторе.
Когда наступила необходимость замены топливного фильтра, важно следовать проверенным временем рекомендациям в процессе выполнения этой задачи:
- Строго придерживаться правил безопасности.
- Проводить работу в хорошо проветриваемых помещениях.
- Важно немедленно убирать любое пролитое топливо и другие вещества с пола для недопущения воспламенения в нештатной ситуации.
- Нужно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы.
- Рекомендуется отметить дату или показания одометра на момент замены фильтра для соблюдения интервалов обслуживания.
Критерии выбора топливного фильтра для замены
Выбор топливного фильтра по VIN довольно важен. Если вы несерьезно отнесетесь к этому, все может закончиться некорректной работой двигателя и другими поломками. Например, использование фильтра, предназначенного для двигателя с рабочим давлением в 4 атмосферы, на турбированном двигателе, требующем 6,6 атмосферы, вызовет нерегулярное поступление топлива.
И если на холостых оборотах двигатель может функционировать стабильно, при повышении оборотов неизбежны пропуски в работе зажигания из-за слишком бедной смеси и низкого давления. В результате, несмотря на попытки системы управления двигателем адаптировать топливно-воздушную смесь, при разгоне автомобиля возникнут сложности.
В случае же установки фильтра, рассчитанного на более высокое давление, в двигатель с меньшей мощностью, результатом станет избыточная подача топлива форсунками, что приведет к чересчур обогащенной топливной смеси и повышенному риску детонации. Если система управления двигателем не сможет определить и скорректировать эту неисправность, может потребоваться капитальный ремонт.
При самостоятельном выборе топливного фильтра рекомендуется остерегаться откровенно недорогих продуктов. Известно, что фильтры от одного китайского производителя вызывают неисправность редукционного клапана, в результате чего каждый десятый фильтр издает сильный свистящий звук во время работы топливного насоса.
Часто задаваемые вопросы о замене топливного фильтра
Как определить местоположение топливного фильтра?
Чтобы найти топливный фильтр, можно воспользоваться схемами топливной системы, представленными в нашем подборщике запчастей, или осмотреть топливную линию непосредственно на автомобиле. В легковых автомобилях дизельный фильтр обычно установлен под капотом. В редких случаях там может находиться и фильтр тонкой очистки для бензиновых двигателей, хотя чаще он все-таки расположен под днищем авто. Если после проверки всего топливопровода от бензобака до форсунок фильтр не был найден, скорее всего, он установлен внутри самого бензобака и является погружным.
Какие действия необходимы после установки нового фильтра?
После замены топливного фильтра в бензиновых двигателях инжекторного типа рекомендуется несколько раз перевести ключ в положение зажигания до старта двигателя. Это позволяет топливному насосу заполнить систему бензином и создать нужное давление. Владельцам старых дизельных автомобилей потребуется прокачать топливную систему с помощью специального насоса до момента, когда топливо полностью заполнит систему, иначе двигатель не заведется. В современных дизельных машинах такая процедура не требуется благодаря системе вентиляции. В этом случае достаточно просто подержать ключ в положении запуска двигателя.
Есть ли необходимость в замене топливного фильтра, если поменяли масло?
Замена топливного фильтра зависит от типа топливной системы вашего автомобиля. Для дизельных автомобилей рекомендуется производить замену при каждой смене масла. Владельцам автомобилей с бензиновым двигателем следует придерживаться графика обслуживания, установленного производителем.
Не откладывайте процедуру замены топливного фильтра. Строго следуйте установленному графику обслуживания или выполняйте эту процедуру немного раньше обычного, если приходиться заправляться на АЗС, в качестве топлива которых вы не уверены.
Если вы решились заменить топливный фильтр своими руками, будьте готовы к тому, что это может быть грязной работой и трудной работой. Возможно, стоит узнать цену замены фильтра в сервисном центре, ведь частенько стоимость инструментов для самостоятельного выполнения работы может значительно превышать оплату услуг механика.