Замена стоек стабилизатора: как правильно выполняется
О чем речь? Замена стойки стабилизатора требуется в случае ее сильного износа и выхода из строя. Это расходник, поэтому переживать по поводу очередного наступившего срока установки новых деталей не стоит. Если не менять, управляемость автомобиля ухудшится, и это создаст на дороге аварийную обстановку.
Как заменить? Для начала необходимо подготовить инструмент, поднять заднюю часть автомобиля на домкрате или всю машину на подъемнике. Далее следует демонтировать старые стойки и по каталожному номеру заказать аналогичные. Выбор производителя – на усмотрение водителя. Финальный этап – установка новых стоек стабилизатора.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Назначение и типы стоек стабилизатора
Размеры стоек стабилизатора могут варьироваться от 4 до 20 сантиметров для разных моделей машин. Важно отметить, что двустороннее расположение шарниров характерно для многих транспортных средств. Детали бывают разных модификаций, но чаще всего встречаются такие, как вы можете увидеть на рисунке ниже.
Общий признак для всех типов стоек один: они не являются цельными. Возможно соединение при помощи сварки для обеспечения лучшей стабильности и надежности. Сварной шов иногда называют шейкой, так как это место наиболее подвержено нагрузкам и может сломаться. Однако именно это предотвращает поломку других частей детали. Если бы она сломалась посередине или в другом месте, то могла бы пробить днище автомобиля и создать более серьезные проблемы.
a.d-cd.net
Конструкция стабилизатора предполагает возможность перемещения, а не жесткой фиксации, что улучшает управляемость автомобиля.
При повороте машины возникает наклон кузова, и на него действует одна сила, а на подвеску — противоположная. Это приводит к сжатию стабилизатора и ступичной проушины, которые могут повредиться при жестком креплении. Стойки стабилизатора выравнивают положение, но со временем сами могут разрушаться.
Данная деталь является расходным материалом, который снижает нагрузку на основные механизмы. Шаровые соединения наиболее подвержены износу из-за постоянных нагрузок.
По расположению стойки разделяют на передние и задние: передние соединяются со стабилизатором возле капота, а задние со стороны багажника. Стабилизатор имеет разную длину с лицевой (больше) и тыльной (меньше) сторон.
Металлические стабилизаторы являются единственными доступными вариантами из-за своей прочности и практичности.
Существует несколько типов конструкций.
1.С шаровыми шарнирами
В их состав входят:
- стальной шаровой палец;
- посадочное место из пластика со смазкой;
- крышка для пальца (может быть из пластика или металла);
- резиновый пыльник.
Палец располагается в пластиковом посадочном месте со смазкой и закрывается крышкой для защиты от грязи и пыли. Пыльник также обеспечивает дополнительную защиту и предотвращает загустение смазки при низких температурах.
Следует учесть, что шарниры могут быть расположены симметрично или на определенном расстоянии друг от друга, а угол их поворота зависит от конструктивных особенностей автомобиля.
2. Саморегулирующиеся
Такие механизмы можно найти далеко не на всех машинах, обычно это внедорожники. Эти автомобили предназначены для езды по пересеченной местности, поэтому стабилизатор играет важную роль. Компания Nissan разработала специальный электронный стабилизатор, который автоматически подключает или отключает часть стабилизатора в зависимости от дорожных условий, обеспечивая равновесие. Этот механизм хорошо защищен и имеет более длительный срок службы. Однако его замена впоследствии может быть довольно дорогой.
3. С втулками
На концах используются втулки в качестве крепежных элементов. Они могут иметь форму цилиндра или конуса с отверстием в центре. В этом качестве они обеспечивают соединение. Изготовлены из пластика.
Для дополнительной фиксации применяется металлический кронштейн, который закрепляет эту часть внутри автомобиля. Сама втулка является подвижной деталью по отношению к стойке, но именно она обычно трескается или разрывается, из-за чего требуется замена втулки стойки стабилизатора.
4. Шарнирно-втулочные
i.ytimg.com
Сочетание шарниров и втулок встречается редко, но может быть установлено как на передних, так и на задних механизмах. Одна сторона содержит втулку, а другая — шарнир. Эта конструкция отличается большей гибкостью при поворотах. Однако срок службы таких деталей короткий, поскольку они изготовлены из пластика. При высоких нагрузках и резких поворотах, когда давление увеличивается, втулки и шарниры могут треснуть или сломаться. Особенно часто это происходит, когда смазка высыхает или становится слишком вязкой.
Признаки износа стоек стабилизатора
Незначительный износ стоек стабилизатора и первые признаки неисправности не представляют опасности, даже если проехать еще одну-две тысячи километров. Однако после обнаружения проблемы необходимо по возможности как можно скорее провести замену стоек стабилизатора, так как дальнейшее использование автомобиля может привести к серьезным последствиям, таким как чрезмерные крены кузова, плохая управляемость при поворотах и даже ДТП.
Важно знать о признаках, указывающих на неисправность стоек стабилизатора:
1. Посторонние звуки
Стойки с шаровыми шарнирами создают сильный стук при движении по неровной дороге. Стук может возникать при проезде «лежачих полицейских» и доноситься из колесной арки со стороны неисправной стойки. Определить поломку стойки с втулками сложнее, так как она скрипит и постукивает, но делает это тихо, и звук не всегда можно услышать в салоне автомобиля. Однако такие стойки и ломаются реже.
2. Раскачивание авто
Чрезмерное раскачивание автомобиля может происходить при ускорении, замедлении, поворотах и на неровной дороге из-за проблем со стойками стабилизатора.
3. Изменившаяся управляемость автомобиля
a.d-cd.net
Когда возникают трудности с рулевым управлением даже на прямой дороге и автомобиль может отклоняться без видимой причины, рекомендуется проверить состояние стоек стабилизатора. Вот несколько способов:
- Посетите автосервис. Многие станции предлагают бесплатную диагностику подвески в случае согласия на ремонт здесь же, но услуга в любом случае обычно недорогая.
- Проведите визуальный осмотр. Этот метод особенно подходит для стоек с резиновыми втулками, так как поврежденную резину легко заметить.
- Проверьте стойки со снятием. Если у вас есть инструменты, снять стойку можно самостоятельно. Покачайте шарниры рукой. Если они двигаются свободно или их движение слегка затруднено, возможно, потребуется замена стойки, так как в нормальном состоянии шарнир подвинуть очень трудно, а то и вообще невозможно.
- Быстрая проверка: покачать автомобиль в поперечном направлении и прислушаться к звукам около колеса. Вам понадобится помощник, который будет качать машину либо слушать звуки.
Замена задних стоек стабилизатора (как и передних) – это обычно быстрая и недорогая процедура, поэтому не откладывайте ее, если возникли неполадки.
Пошаговая инструкция по замене стоек стабилизатора
Рассмотрим процесс замены передних стоек стабилизатора:
1. Рекомендуется работать в яме для большего удобства, но это необязательно.
2. Поставьте автомобиль на ровную поверхность и надежно зафиксируйте стояночный тормоз.
3. Установите противооткатные упоры под задние колеса.
4. Ослабьте болты на обоих передних колесах.
5. Поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и снимите колесо.
6. Разместите надежный брусок под нижней шаровой опорой и опустите подвеску, чтобы полностью освободить домкрат.
7. Повторите процесс с другой стороны автомобиля, чтобы получить доступ к обеим стойкам стабилизатора.
8. Обильно обработайте гайки стоек средством WD-40 и подождите, пока они отмокнут.
9. Удерживая нижний болт оси стойки с помощью головки на 12 с трещоткой или накидного ключа, открутите верхнюю гайку на оси стойки с помощью другой головки на 12 или гаечного ключа.
a.d-cd.net
С помощником все это делать гораздо быстрее и удобнее, но, если подложить под трещотку деревянный брусок подходящей высоты, можно справиться с заменой стоек стабилизатора своими руками и в одиночку.
10.Возможно, длинная выступающая резьба болта стойки заржавела, и вы не сможете полностью открутить гайку или даже сдвинуть ее с места. В таком случае нужно начать закручивать гайку обратно, обнажая еще рабочие витки резьбы, которые находятся внутри резиновой прокладки.
11.После этого срезаем верхнюю часть резьбы вплоть до гайки болгаркой или ножовкой по металлу.
Категорически не рекомендуется разрезать стойку болгаркой поперек между верхними и нижними резиновыми элементами, так как это может привести к повреждению пыльника наружного ШРУС и создать дополнительные проблемы.
12.После откручивания гайки извлеките старую стойку из нижнего рычага. Поместите металлические шайбы от старой стойки в надежное место для возможного использования в будущем.
13.Аналогично произведите демонтаж стойки с другой стороны, обращая внимание на расположение широких шайб на старой стойке, чтобы избежать путаницы при установке новой.
Не пытайтесь установить новую стойку, пока не удалите обе старые стойки, так как вам не хватит силы повернуть стабилизатор.
14.Перед тем как установить новые стойки, следует обработать полое пространство стойки и болт «Мовилем», включая резьбу.
15.Тонкий слой «Мовиля» необходимо также нанести на поверхности резиновых вставок, которые будут соприкасаться с отверстиями в рычаге и стабилизаторе.
Это облегчит их установку и предотвратит повреждение резинок.
16.Далее нужно собрать новую стойку на автомобиле, последовательно надевая шайбы, резинки и трубку на болт.
17.Отведя рычаг стабилизатора вверх и опустив болт с надетым «бутербродом» вниз, следует ввести резьбовой конец болта в отверстие рычага стабилизатора, надеть последнюю резинку с шайбой и накрутить гайку на 3–4 витка резьбы. Затягивание гайки следует производить только после установки второй стойки с другой стороны.
18.Затем нужно установить вторую стойку аналогичным образом.
19.Из-за того что размерность головки болта и гайки на новой стойке составляет 13, следует использовать другие головки и ключи. Кроме того, гайки на новых стойках не являются самоконтрящимися, поэтому потребуются дополнительные гайки для контровки соединения, чтобы избежать отвинчивания одной гайки из-за вибрации.
20.Придерживая болт снизу головкой или ключом на 13, нужно начать закручивать гайку до легкого сжатия резинок. Проверяя рукой положение резинок, убедитесь, что они находятся по центру отверстий в рычаге стабилизатора и нижнем рычаге. Благодаря предварительной обработке «Мовилем» резинки должны легко встать на свое место.
21.В конце нужно окончательно затянуть гайку до достижения расстояния между наружными поверхностями металлических шайб на рычаге стабилизатора, равного 38 мм. Это нормативное расстояние, которое обеспечивает необходимый натяг резинок. Измерения лучше проводить штангенциркулем. Новая гайка закручивается легко, и ее можно крутить обычной головкой без использования ключа с трещоткой.
22.Сверху гайки нужно накрутить контрящую гайку и зафиксировать соединение.
23.Затем следует обработать «Мовилем» резьбу и полностью замазать ее пластилином, включая гайки, чтобы избежать проблем с откручиванием в будущем. Также можно замазать пластилином головку болта в нише нижнего рычага.
24.Аналогично нужно произвести затяжку гайки с контролем расстояния между шайбами с другой стороны.
25.Убираем чурбачки из-под шаровых опор и устанавливаем колеса на место.
26.Остается лишь убрать машину с домкрата и снять упоры из-под задних колес.
Замена стоек стабилизатора завершена.
Если ржавчина на резьбе стоек не слишком глубокая, то на первый раз замена займет не более двух часов. В следующий раз процесс пройдет вдвое быстрее.
Основная сложность при замене стоек стабилизатора связана с заржавевшей резьбой болтов. Однако если заранее позаботиться о ее защите с помощью «Мовиля» и пластилина, то проблем возникнуть не должно.
Часто задаваемые вопросы о замене стойки стабилизатора
Как часто требуется замена стоек стабилизатора?
Если автомобиль часто ездит по бездорожью, то детали изнашиваются примерно каждые 20 тысяч километров. Если же транспортное средство передвигается в основном по ровной асфальтированной поверхности, без ям и выбоин, то срок службы стоек может увеличиться до 40 тысяч километров. Определить необходимость замены особенно трудно, когда речь идет о приобретении подержанного автомобиля. В таких случаях рекомендуется обращать внимание на состояние и поведение машины.
Замена стоек стабилизаторов требуется чаще, если:
- были проблемы с подвеской;
- машина побывала в ДТП;
- автомобиль испытывает высокие ежедневные нагрузки;
- авто используется в условиях бездорожья;
- водитель предпочитает экстремальный стиль вождения;
- водитель часто применяет экстренное торможение.
Сколько времени нужно на замену стоек стабилизатора?
Процедура не представляет большой сложности для опытного автомеханика. Он может выполнить эту работу за 1–2 часа. Однако если износ стоек привел к повреждению других компонентов подвески, ситуация усложняется.
Сколько стоит замена стоек стабилизатора?
Цена может колебаться от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от выбранного сервиса, марки и модели автомобиля. Рекомендуется обратиться к профессионалам и получить гарантию на проведенные работы, даже если это обойдется немного дороже, чем в гараже «у дяди Васи».
Замену стоек стабилизатора можно произвести самостоятельно, но важно учесть два момента: купить качественные оригинальные запчасти и предварительно ознакомиться с подробными поэтапными инструкциями. Это обеспечит безопасность и надежность работы автомобиля после замены стоек стабилизатора, а также позволит правильно подготовиться к процессу и избежать ошибок.