Замена рулевой рейки: причины и порядок действий
Не каждый автовладелец может определить, требуется ли замена рулевой рейки или можно обойтись ремонтом. Не каждые повреждения вынуждают к покупке новой детали, иногда можно произвести восстановление и своими силами, но ряд признаков точно говорит, что рейку пора менять.
Сама по себе процедура замены не очень сложная (хотя многое зависит от конкретной модели автомобиля). В нашей статье мы расскажем о признаках износа рулевой рейки, когда ее можно отремонтировать, и разберем порядок замены этого узла.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Виды рулевых реек
- Признаки неисправности рулевой рейки
- Ремонт рулевой рейки своими руками
- Замена рулевой рейки
- Отзывы автовладельцев о замене рулевой рейки
Виды рулевых реек
- Механические рулевые рейки
- Рулевые рейки с гидравлическим усилителем руля
- Рулевые рейки с электроусилителем руля
Механизм механических рулевых реек перемещается за счет усилия, передаваемого от руля. Из-за такой особенности конструкции автомобиль теряет в маневренности. Также при движении по плохой дороге вибрация от подвески передается на рулевое колесо. Это значит, что для управления машиной с механической рулевой рейкой человеку приходится тратить много сил.
ГУР состоит из насоса, распределителя, рабочего цилиндра, масляного бака и соединительных шлангов.
При запуске двигателя насос всасывает масло из бака, нагнетает его в золотниковый распределитель. За счет такой работы системы смазка дозированно подается в рабочий цилиндр слева либо справа от поршня, все зависит от того, в какую сторону происходит вращение руля.
Давление масла перемещает поршень, в результате чего рейка начинает движение, и колеса поворачиваются. Водитель прилагает минимальные усилия для поворота рулевого колеса, даже если автомобиль припаркован.
Чтобы не возникла необходимость в замене рулевой рейки с ГУР, не стоит оставлять машину с вывернутыми колесами. Также следует проверять уровень смазки в баке, если потребуется, то заливать новое масло.
Когда на машине стоит ЭУР, вы сможете без труда поворачивать рулевое колесо. Электроусилитель руля – небольшой механизм, это значит, что автомобиль будет потреблять меньше топлива. Особенно по сравнению с моделями авто, на которых установлен ГУР: на заведенной машине насос постоянно работает. ЭУР же функционирует лишь во время поворота.
На автомобилях новых годов выпуска в основном установлены ЭУР, поскольку эксплуатационные характеристики данного механизма намного лучше, чем у гидроусилителя.
Признаки неисправности рулевой рейки
Без замены рулевой рейки не обойтись, если вы слышите посторонние звуки, постукивания, доносящиеся из передней части автомобиля. Причем если сначала стук будет легкий, то со временем звук станет намного сильнее, игнорировать его не получится.
Затем постукивания начнут отдавать в рулевое колесо. В таком случае вождение не будет безопасным. Особенно если вы движетесь по плохой дороге, поворачиваете. Дело в том, что подергивания руля будут сильно отражаться на траектории движения.
Обратите внимание! Симптомы того, что рулевая рейка вышла из строя, появляются в основном на небольших выбоинах. При этом через глубокие ямы машина будет проезжать легко, без посторонних стуков. Это значит, что необходимо обязательно произвести замену рулевой рейки, поскольку узел полностью непригоден для эксплуатации.
Как еще можно понять, что рулевая рейка вышла из строя? На это будет указывать тугая работа данного механизма. Вы заметите это, если будет тяжело крутить рулевое колесо в одну сторону.
Отъезжая с места стоянки, обратите внимание на область под машиной: вы можете увидеть масляные подтеки непосредственно на рулевой рейке либо асфальте, также появится гул в гидроусилителе.
При обнаружении данных признаков нужно как можно быстрее устранить поломку, иначе ездить на машине вы не сможете. Вождение станет небезопасным, произойдет авария. Подобная поломка чаще всего случается с ГУР. Замена рулевой рейки требуется потому, что неисправен шток и порвались уплотнители.
Также на поломку данного узла указывает люфт колеса. Чтобы выявить данный признак, необходимо руками подергать колесо в разные стороны. Важно, чтобы люфт был ярко выражен, вы сможете ощущать его руками. При этом рулевое колесо будет медленно двигаться влево и вправо. Если есть проблемы с рулевой рейкой, то острота и отклик при повороте руля исчезнет. В таком случае придется устанавливать новую рулевую рейку.
В большинстве случаев необходимость в замене рулевой рейки возникает потому, что автовладелец на большой скорости ездит по дорогам с выбоинами и ямами. Когда машина наезжает на препятствия, резко тормозит, при этом пыльники изношены, рулевая рейка может выйти из строя. Через потрескавшиеся пыльники внутрь попадает пыль и частички песка, грязь смешивается со смазкой. В результате рейка и опоры быстро выходят из строя.
Ездить на машине с такой поломкой опасно для жизни и здоровья. Дело в том, что машина может стать неуправляемой. Чтобы такого не произошло, нужно как можно скорее произвести замену рулевой рейки.
Ремонт рулевой рейки своими руками
Необходимо понимать, что не во всех случаях самостоятельный ремонт рулевой рейки поможет устранить поломку. Если механическая часть узла износилась, поможет только замена всей рейки либо рашпиля, червяка, корпуса. Причем ряд запчастей придется искать на авторазборках.
Заменить вышедший из строя пыльник сможет даже новичок. Для начала необходимо подготовить все необходимое. Потребуется ремкомплект, чтобы его найти, нужно знать:
- VIN-номер машины;
- технические характеристики автомобиля;
- номер в каталоге.
Редко кто из автовладельцев знает каталожный номер. Важно понимать, что оригинальные ремкомплекты достаточно сложно купить. Автоконцерны обычно не производят такие наборы для отдельных узлов машин, которые они выпускают.
В такой ситуации придется найти ремкомплект в каталоге другого изготовителя или поставщика, к примеру, Lemfoerder, Emmetec, Yamato. Нужно узнать, с рейкой какого типа совместим выбранный ремкомплект.
Если у вас нет опыта проведения подобного вида работ, не стоит делать замену рулевой рейки без снятия. Лучше снять ее, так новичку будет удобнее выполнять все необходимые манипуляции. Опытный мастер может отремонтировать данный узел, не снимая его. Как демонтировать рулевую рейку? Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Выкручиваем болты подрамника и рулевой колонки, чтобы подобраться к рейке и снять ее.
- Отсоединяем рулевые наконечники от рычагов поворотного кулака.
- Выкручиваем крепежи трубок, которые идут от корпуса распределителя. Вы можете заранее откачать из расширительного бака жидкость гидроусилителя руля с помощью шприца.
- Выкручиваем основные крепежи рулевой рейки.
- Вытягиваем рейку, для этого ее нужно направить вниз под подрамник машины.
Важно понимать, что нет необходимости полностью снимать подрамник, чтобы достать рейку. Можно просто выкрутить часть крепежей, а затем оттянуть его. После снятия следует закрепить рейку в тисках либо разместить ее на картоне в чистом гараже.
Нельзя допустить попадания пыли, песчинок и грязи внутрь механизма. Все, что нужно сделать, – разобрать рейку, почистить ее и заменить вышедшие из строя детали.
Во время ремонтной работы не забывайте про важные нюансы:
- Промываем все разобранные элементы, чтобы убрать с них загрязнения.
- Осматриваем втулку, ее поверхность должна быть гладкая, без трещин и царапин. При сильном износе данную деталь нужно заменить.
- Проводим визуальный осмотр сальников и пыльников. Чаще всего из строя выходит верхний сальник, пыльник также может быть изношен.
- Такие же манипуляции проводим со втулками. Выкручиваем их шестигранником, при необходимости – выбиваем.
- Осматриваем сайлентблоки. Не нужно демонтировать их, вы сразу поймете, что детали изношены. Просто помещаем внутрь отвертку и отводим сайлентблок в сторону. Важно, чтобы он оставался неподвижным.
- Проверяем рашпиль и червяк. Если зубцы износились, придется заменить элемент. Шлифуем вал, если на нем образовалась ржавчина. Когда коррозия глубокая, устанавливаем новую деталь. Полные ремкомплекты с рашпилем продаются не для всех моделей реек. Можно приобрести специальные ремкомплекты для ГУР. В них есть небольшие уплотнительные кольца, заменяющие старые уплотнители.
Чаще всего ремкомплект состоит из втулок, сальников, пыльников с хомутами, уплотнительных колец, стопора, крепежных элементов.
Кроме того, в комплекте могут быть подшипники, прижимная втулка с пружиной либо резиновым элементом, рашпиль, червяк.
Многие автовладельцы покупают стандартный ремкомплект, а дополнительные детали заказывают отдельно.
Важно! На новые уплотнители необходимо нанести силиконовую смазку, прежде чем собирать рейку. Так вы предотвратите их преждевременный износ. Кроме того, нужно использовать пластичную смазку для подшипников. Ее также забивают в посадочную область червяка и прижимной втулки.
Замена рулевой рейки
Чтобы правильно выполнить замену рулевой рейки, необходимо найти все инструменты и материалы, которые потребуются для этой работы. Кроме того, нужно подготовиться.
Какие инструменты и расходники понадобятся:
- Непосредственно сама рулевая рейка.
- Съемник наконечников.
- Подпорки из древесины.
- Ткань.
- Жидкий ключ.
- Тонкая отвертка.
- Молоток.
- Головки с трещоткой.
- Набор гаечных и торцевых ключей.
Прежде чем начать замену рулевой рейки, припаркуйте автомобиль на ровной площадке, заблокируйте стояночный тормоз. Под задние колеса подложите кирпичи. После того как авто будет зафиксировано, можно приступать непосредственно к работам. Руль должен быть выставлен в нейтральное положение. Ослабляем колесные гайки.
- Когда подготовка будет завершена, поддомкрачиваем одну сторону машины, демонтируем колесо, опускаем автомобиль на опоры. Точно так же действуем с другой стороны. Так вы сможете обеспечить доступ к рулевым наконечникам, чтобы можно было легко снять рулевую рейку.
- Прежде чем откручивать рулевые наконечники, очищаем крепежные болты от загрязнений при помощи металлической щетки, наносим состав WD, это жидкий ключ.
- Данное средство разъест коррозию, тем временем подбираемся к рейке. Сигнализационная сирена, если она есть, адсорбер газов будут мешать демонтажу. Поэтому осторожно откручиваем клеммы и сдвигаем их в сторону.
- Когда необходимо снять не только рулевую рейку, но и наконечники, снимая старые детали, выбиваем их молотком. Также можно использовать съемник.
- Пассатижами достаем шпонку из крепежной гайки, откручиваем ее. Вставляем резиновый уплотнитель в вилкообразное крепление. Верхнюю часть пальца заводим на болт наконечника. Закручиваем гайку съемника до конца, ударяем молотком, чтобы выбить из крепления стойки наконечник.
- Ослабляем крепления крестовины. Это соединение находится в салоне под тормозной педалью. Вам ничего не должно мешать, поэтому следует убрать резиновый коврик и поднять обшивку. Внутреннее крепление сделано в виде хомута с небольшими шлицами. Поэтому вам придется открутить одну гайку.
- После этого возвращаемся под капот, откручиваем крепежные гайки хомутов рулевой рейки.
- Приступаем непосредственно к снятию рейки. Берем ее за корпус двумя руками, расшатываем, тянем на себя. Иногда шлицевое соединение прикипает, тогда снять механизм не получится. Придется взять молоток и постучать по соединению.
- Как только вы отсоедините все крепления, можно вытащить рейку через отверстие в арке колеса. Проворачиваем ее влево или вправо, шлицевой вал должен войти в выемку.
- Достаем рейку осторожно, чтобы не испортить топливный шланг и проводку. Идеальный вариант, когда вам помогает товарищ.
- Теперь удаляем загрязнения с посадочных мест. Для этого потребуются щетка и наждачка. Наносим на посадочные шпильки графитовую смазку или солидол.
- Прежде чем устанавливать новую рулевую рейку, открываем заглушки и укладываем в отверстия литол.
- Далее нужно завести рейку под капот. Действовать нужно в обратном порядке. Осторожно проворачиваем рейку вокруг своей оси, чтобы не повредить электропроводку.
- Одеваем рейку на шпильки, накидываем хомуты, насаживаем гайки.
- Закручиваем гайки шпилек.
- По завершении монтажа накидываем наконечники, закручиваем их и устанавливаем колеса.
Отзывы автовладельцев о замене рулевой рейки
- Что лучше: замена рулевой рейки или ремонт?
- Стоит ли менять рейку?
- Развал/схождение после замены.
- Ремонт нецелесообразен.
- Нужна ли замена рулевой рейки, если появился стук?
«На моем "Киа" выгоднее заменить на качественную неоригинальную рейку, чем отремонтировать. Откатал уже 50 тысяч километров, никаких проблем».
«Чтобы понять, получится ли отремонтировать рейку, необходимо осмотреть механизм. В ряде ситуаций нецелесообразно проводить ремонт. Лучше всего установить контрактую деталь, проточить и отполировать рейку, то есть, что внутри корпуса».
«Если меняли рейку, то наверняка снимали старые наконечники и устанавливали новые. Кроме того, рулевую рейку производят по простой технологии, без компьютера. Поэтому регулировка и физические параметры будут отличаться. В рейке много деталей, при производстве которых есть разные допуски по габаритам. Плюс качество сборки может быть не самое лучше. Чтобы избежать проблем, развал/схождение нужно сделать».
«Прежде всего устанавливаем причину поломки. Если обнаружили, что выработка есть на зубцах рейки в среднем положении руля, не имеет смысла подтягивать. Все равно будет "закусывать" в крайних, невыработанных, положениях. Максимум, что удастся сделать, – снизить люфт. Отремонтировать получится, только если нужно просто заменить сальники, карданный вал, убрать люфт в наконечниках».
«Стук со стороны рулевого колеса появляется потому, что с течением времени ослабевает прижимная пружина, она находится под регулировочной гайкой.
Чтобы устранить неисправность, придется заменить пружину либо подложить шайбу под нее, если ход свободный. По такой технологии удалось отремонтировать механизм на Nissan, Hond, стук исчез».
Выполнить замену рулевой рейки получится даже у новичка. Не нужно обладать большим опытом, чтобы справиться с этой работой. Главное придерживаться вышеописанного алгоритма действий, не нарушая последовательность.