Замена ремня ГРМ ауди: как осуществляется на бензиновом и дизельном ДВС
Вопросы, рассмотренные в материале:
- 5 признаков износа ремня ГРМ на «Ауди»
- Порядок замены ремня на «Ауди» 80 1,8 бензин
- Замена ремня ГРМ «Ауди» на примере А6 TDI 2,5
- Отзывы автовладельцев о замене ремня ГРМ на «Ауди»
Замена ремня ГРМ на «Ауди» может быть выполнена как самостоятельно при наличии помещения, необходимого набора инструментов и, конечно же, навыков, так и в автосервисе (предпочтительный вариант). Работа в пункте ТО будет сделана быстрее, чаще всего качественней и точно с гарантией.
Одно дело – ремонт ГРМ, другое дело – понять, что он необходим. В нашем материале вы узнаете, когда подошло время замены ремня ГРМ «Ауди», а также познакомитесь с алгоритмом выполнения работ на примере двух популярных моделей – с бензиновым и дизельным двигателями.
5 признаков износа ремня ГРМ на «Ауди»
Завод-изготовитель автомобиля в эксплуатационной документации указывает рекомендуемый срок замены ремня ГРМ. Но данные цифры обычно приводятся с большим запасом прочности, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы немного оттянуть замену ремня.
Есть совершенно конкретные симптомы, указывающие на необходимость ремонта привода ГРМ. Укажем главные:
- Срок службы. Привычнее всего измерять в километраже. В разных моделях авто ремень служит от 75 до 120 тыс. км. Неуверенный запуск мотора или потеря мощности. Одним из виновников этого может быть растяжка ремня ГРМ. Изменение геометрии ведет к сбоям в работе зажигания и газораспределительной системы.
- Дымит выхлопная труба. Косвенный симптом, однако бывает, что смесь слишком обогащена по причине неправильной работы привода ГРМ. Данная проблема выявляется при помощи диагностического сканера (будет присутствовать код этой ошибки).
- При заведенном моторе тикающий звук. Тут либо зубцы изношены, либо нужно заменить помпу.
- Видимые повреждения. При визуальном осмотре ремня ГРМ видны потертости и трещины – значит пришло время его менять.
- Отказывается стартовать мотор. Стартер исправно крутит, но ДВС не заводится. Нужно проконтролировать, не оборван ли ремень.
В большинстве случаев при обрыве ремня неизбежно столкновение клапанов и поршней. В результате будут деформированы клапанные стержни. Чтобы заменить эти детали, вместе с маслосъемными колпачками потребуется снять головку блока цилиндров.
При обрыве ремня на холостом ходу ДВС возможно повреждение только 2-3 клапанов. Если же это случится в нагруженном состоянии мотора, могут выйти из строя даже все клапаны. Если же разрушатся еще и направляющие втулки, придется делать ремонт головки блока.
Поэтому лучше бдительно следить за состоянием ремня ГРМ и менять его вовремя вместе с роликами, помпой и натяжителем. Заклинившая помпа также может стать причиной обрыва ремня, в результате нужен будет капитальный ремонт двигателя, что совсем недешево.
Порядок замены ремня на «Ауди 80» 1,8 бензин
Машина «Ауди 80» с мотором объемом 1,8 литра оснащена ремнем ГРМ. Если есть место, стремление и инструменты, то поменять его вполне возможно самостоятельно.
Последовательность действий для замены ремня ГРМ «Ауди»:
- Вся работа производится под капотом, поэтому нужно открыть его. Для расширения пространства лучше снять вентилятор радиатора, но можно справиться и без этого.
- Демонтировать защитный кожух привода ГРМ, удерживаемый двумя защелками.
- Ослабить зажим шестигранных болтов на шкивах помпы и коленвала. Для это в болты вставляют подходящий шестигранник, рекомендуется простучать по нему, затем открутить болты, удерживая 19-миллиметровым ключом центральный болт коленвала.
- Иногда шестигранник не зацепляется за грани болтов шкивов, тогда открутить их можно, забив в головку подходящую звездочку (torx). Если удалось успешно ослабить затяжку болтов на шкивах помпы и коленчатого вала, пора переходить к следующему этапу.
- Снять ремень привода ГУР, для чего выкрутить четыре 13-миллиметровых болта, затем ключом на 22 сдвинуть насос в сторону мотора.
- Для снятия ремня генератора открутить два 13-миллиметровых и один шестигранный болт, после чего при помощи ключа на 22 сдвинуть генератор к мотору.
- Полностью выкрутив болты шкивов, демонтировать их.
- Снять нижнюю крышку механизма ГРМ, выкрутив парочку болтов.
- Не забыть про метки. Шкив распредвала имеет заводскую, а на зубчатом шкиве отыскать ее не удалось, поэтому поставить самостоятельно. Также не забыть сделать то же самое со шкивом распределителя зажигания и ролика-натяжителя, для запоминания его положения.
- Сняв гайку, крепящую ролик-натяжитель, демонтируем его и сам зубчатый ремень.
- Убедившись в совпадении всех меток, установить новый ремень в таком порядке – шкив коленчатого вала, шкив привода распределителя зажигания, шкив распредвала, ролик-натяжитель и шпилька крепления.
- Для затяжки ролика-натяжителя удобно использовать съемник стопорных колец или подобное приспособление. Для натяжки самого ремня ролик нужно повернуть против часовой стрелки до установки отверстий в горизонтальную линию. Затем проконтролировать еще раз соответствие всех меток и затянуть гайку ролика-натяжителя. Проверка натяжки ремня возможна несколькими путями. Один из них – если потянуть правильно затянутый ремень на генератор, то нужно значительное усилие, чтобы коснуться им внутреннего кожуха.
- Установить все в обратном порядке, кроме верхней крышки. Запустить двигатель и послушать работу ремня ГРМ. Наличие урчания в районе натяжителя – признак перетяжки ремня. Следует немного ослабить его и проверить все заново.
Замена ремня ГРМ «Ауди» на примере А6 TDI 2,5
Приведенная далее последовательность замены ремня ГРМ и ТНВД касается моторов AKN; A; AYM; AKE; BCZ; BAU; BDH; BDG; BFC. Небольшие отличия могут быть в зависимости от года выпуска авто. Чаще всего отклонения встречаются во время работы с кузовными элементами.
Перечень инструментов для замены ремня ГРМ «Ауди» ТДИ:
- Опора – 3036.
- Фиксатор – T40011.
- Двухзахватный съемник – T40001.
- Фиксирующий болт – 3242.
- Насадка 22 – 3078.
- Фиксатор распредвалов – 3458.
- Фиксатор дизельного ТНВД – 3359.
Важно! Работу необходимо выполнять строго на холодном моторе.
1. Подготовка
Первым делом нужно демонтировать защиту ДВС сверху и снизу, затем воздухопровод воздушного фильтра и патрубки интеркулера, которые можно проследить от соответствующего радиатора. После снятия трубы интеркулера открывается доступ к передней подушке мотора.
Вывернуть болты крепления радиатора кондиционера. Радиатор при этом от трубок не отсоединяется. Открутить болты, удерживающие масляные магистрали АКПП, и отвести последние в центр кузова. А вот патрубки охлаждающей системы нужно разобрать, не забыв при этом слить антифриз. Отключить электропроводку от фар, демонтировать трос капотного замка.
Крепежные болты передней панели снимаются с радиатором. В данной ситуации нецелесообразно оставлять его в сервисном положении, так как для успешной замены ГРМ требуется много места. Поэтому разумнее выделить 15 минут на слив антифриза и демонтаж радиатора и фар.
Подготавливаем правую сторону мотора, а именно снимаем канал забора для воздушного фильтра.
Отключаем кабельную колодку ДМРВ и демонтируем крышку фильтра.
Воздуховод от интеркулера до турбонаддува нужно снять.
Снять топливный фильтр без отсоединения разъемов датчиков и шлангов. Просто убрать их подальше в сторону. В результате нужно обеспечить свободный доступ к заглушке распредвала правой головки блока цилиндров.
Настало время снять заглушку задней части распредвала справа.
Вероятно разрушение заглушки при снятии. Поэтому нужно проявить аккуратность, особенно к уплотняющему краю посадки, обозначенному стрелкой.
Самый удобный способ – пробить заглушку и зацепить г-образным приспособлением, затем расшатывать из стороны в сторону.
Если не получилось купить новую заглушку, придется выровнять снятую. При установке покрыть качественным герметиком с обеих сторон.
Затем на левой стороне снимаем расширительный бачок и вакуумный насос.
Обязательно нужно поршень третьего цилиндра поставить в положение ВМТ. Для это совместить метку «ОТ» распредвала и центр горловины залива масла.
После удаления второй заглушки поставить фиксатор на коленвал.
Убедиться, что отверстие на щеке коленвала совмещено с таким в заглушке.
2. Снятие ремня ТНВД
Далее нужно убрать ремень ТНВД. Предварительно демонтировать верхнюю крышку ремня газораспределения, вентилятор и вязкостную муфту.
Затем удалить ручейковые ремни привода кондиционера и навесных агрегатов.
Снять крышку привода навесных агрегатов.
Если ремни не планируется менять на новые, разумно пометить на них направление вращения.
Начинаем замену ремня ГРМ «Ауди» дизель.
Первым делом демонтировать привод ТНВД.
При этом не нужно ослаблять затяжку гайки ступицы демпфера. Достаточно заблокировать зубчатый шкив привода ТНВД фиксатором № 3359.
При помощи ключа № 3078 немного открутить гайку натяжителя ремня ТНВД.
Используя шестигранник, отвести натяжитель от ремня по направлению вращения часовой стрелки и зафиксировать это положение гайкой.
3. Снятие ремня ГРМ
После демонтажа ремня топливного насоса можно приступать к ремню ГРМ. Для начала вывернуть болты крепления шкива распределительного вала.
Затем убрать внешний приводной шкив ТНВД и его ремень. Тщательно изучить втулку натяжителя на целостность. Хорошая втулка легко вращается безо всяких люфтов.
Уплотнители из резины и тефлона должны быть целыми, без дефектов. Далее необходимо выкрутить болты шкива коленвала.
Убираем шкив коленвала. Это не требует откручивания его центрального болта. Также снять шкивы вентилятора, гидроусилителя и нижнюю крышку механизма зубчатого ремня.
Для ослабления болтов на шкивах нужен ключ № 3036 – с его помощью можно удерживать распредвал.
Далее шестигранником 8 мм ослабляем ролик натяжителя. То есть вращаем по часовой стрелке до совмещения отверстий на штоке и корпусе ролика.
Для предотвращения возможных поломок натяжителя не стоит прикладывать большое усилие при его проворачивании. Делать это нужно аккуратно, не торопясь. Для фиксации штока отлично подойдет палец диаметром 2 мм. После чего нужно снять натяжной и промежуточный ролики ремня и сам ремень.
Когда ремень ГРМ снят, пришло время обследовать термостат и водяной насос.
После полной разборки механизма нужно почистить все комплектующие. После чего приступить к обратной сборке.
4. Установка новой помпы и ремня ГРМ
Монтировать помпу нужно на прокладку с нанесенным герметиком.
Далее очередь термостата. Его устанавливают тоже с прокладкой, рекомендуется использование герметика.
Следует контролировать положение клапана термостата, он должен показывать на 12 часов.
Теперь можно установить ремень привода ГРМ. Предварительно еще раз проверить, чтобы метка «ОТ» была по центру горловины залива масла.
Затем убедиться в правильности установки фиксатора № 3242.
Контролируем планки № 3458.
Для упрощения выставления меток распредвалов нужно вращать их при помощи контропоры № 3036. По установке меток при помощи съемника № Т40001 фиксируем их. При этом левый шкив с распредвала нужно снять.
Зубчатый шкив на правом распредвалу проверяется на вращение при помощи конусной посадки. При необходимости болт подтянуть просто рукой. Затем установить промежуточный и натяжной ролики зубчатого ремня.
Последовательность действий по надеванию ремня ГРМ такая:
- коленчатый вал;
- распределительный вал справа;
- натяжной ролик;
- направляющий ролик;
- водяной насос.
Левую часть ремня нужно одеть на шкив левого распределительного вала, после чего это все в сборе одеть на вал. Затем затянуть центральный болт на валу вручную. При помощи конусной посадки проверить вращение шкива, все должно двигаться без перекосов.
При помощи того же шестигранника на 8 мм по часовой стрелке немного повернуть ролик натяжителя.
Снять фиксатор штока натяжителя.
Убрать шестигранник, заменив его двухсторонним динамометрическим ключом. При помощи него против часовой стрелки повернуть ролик натяжителя с моментом 15 Нм. Затем убрать ключ.
Удерживая распредвал ключом № 3036, затянуть болты моментом 75–80 Нм.
Далее произвести сборку. Первым делом вернуть на место плиту крепления для навесного оборудования и вентилятора. Перед ее установкой нужно смонтировать в своей позиции натяжной ролик ремня ТНВД из ремкомплекта, затянув вручную его гайку крепления.
Затем можно установить нижнюю крышку ремня ГРМ, шкивы вентилятора и гидроусилителя.
Устанавливать шкив коленвала нужно после предварительного совмещения выемок и выступов на его зубчатом колесе. Для затяжки болтов на зубчатом шкиве используется момент 22 Нм.
5. Установка ремня привода ТНВД
Прежде следует убедиться в правильности выставления меток механизма ГРМ. После чего смонтировать ролики на плите.
При помощи шестигранника 6 мм, вращая по часовой стрелке ролик натяжителя ТНВД, оставить его в нижнем положении и затянуть гайку от руки.
Совместно с левой шестерней одеть ремень привода ТНВД на шкивы насоса и распредвала. Проверить установку болтов в центре овальных отверстий. Если нужно, можно вращать шестерню. Болты крепления завернуть вручную, убедиться в отсутствии люфтов и перекосов на зубчатом шкиве.
Гайку натяжителя ременного привода ТНВД ослабить нужно при помощи ключа № 3078.
Используя шестигранник, повернуть натяжитель против хода часов до момента совмещения метки с репером. Затем завернуть гайку натяжителя моментом 37 Нм, а болты зубчатого шкива – 22 Нм.
Убрать фиксаторы и сделать два оборота коленвала не спеша от руки по часовой стрелке. Затем зафиксировать его инструментом № 3242. По возможности сразу проконтролировать свободный доступ для монтажа фиксатора и планок ТНВД. Убедиться в совпадении репера и отметчика. Для коррекции этого совмещения можно отрегулировать натяжение ремня. Затем смонтировать вакуумный насос для левого распредвала, заглушку торца правого и пробку блока мотора.
Вернуть в сборочную позицию демпфер приводного насоса ТНВД.
Болты крепления демпфера затянуть моментом 22 Нм. Не стоит торопиться с установкой верхних крышек ремня ГРМ, если есть потребность в настройке впрыска и динамической диагностики на специальном стенде. Если же нет необходимости в данной операции, то крышки установить нет никаких препятствий. Далее монтируются фары и радиатор и подключается вся электрика.
Заполнить систему охлаждения антифризом.
Завести мотор, чтобы выгнать воздух из системы охлаждения.
Отзывы автовладельцев о замене ремня ГРМ на «Ауди»
- Менять ли помпу при замене ремня ГРМ «Ауди»?
«Я считаю, что менять нужно все: ремень с роликами, натяжитель, ремень генератора, помпу и натяжитель генераторного ремня. Именно так и поступил на своем авто».
- При замене «морду» скидывать необязательно.
«Морду» никто не будет разбирать. Снимут только бампер, остальное просто сдвинут в сторону. Так места достаточно. Помпа работает на подшипнике, он также подвержен износу, и поэтому ее нужно менять при замене ремня ГРМ «Ауди», цена ее в районе 3000. Иначе еще повезет, если перед заклиниванием она будет гудеть. Получится, что из-за недорого узла придется ремонтировать мотор».
- Менять самостоятельно или в сервисе?
«Машину делают своими руками не из-за экономии, а потому что нравится этим заниматься. Даже если ремонт сложный, знающего человека это не остановит. А тому, кто ничего в этом не понимает, – путь на СТО!!!»