Замена привода ГРМ «Мерседеса»: когда и как производить
Когда? Замена привода ГРМ «Мерседеса» подразумевает установку новой цепи вместо изношенной. По регламенту, такая процедура должна выполняться каждые 100 тысяч километров. Однако бывают случаи преждевременного износа из-за неблагоприятных условий эксплуатации, соответственно, период между заменами сокращается.
Как? Это сложная процедура, требующая наличия профессиональных инструментов, оборудованного помещения и навыков. В некоторых моделях «Мерседесов» при замене привода ГРМ приходится полностью снимать двигатель.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Ресурс цепи ГРМ на автомобилях «Мерседес»
ГРМ означает газораспределительный механизм. В автомобилях «Мерседес» такой механизм приводится в движение цепью, которая имеет перед ремнем существенные преимущества. Во-первых, эксплуатационный ресурс цепи по пробегу составляет не менее 100 тыс. км. Однако корректная эксплуатация (только при использовании рекомендованного производителем масла и без существенных перегрузок) даст двукратный прирост пробега без замены узла.
На двигателях «Мерседесов» моделей 271, 272, 273 цепь на вал ГРМ устанавливается (и заменяется) при помощи гидравлических натяжителей, поэтому здесь очень важно поддерживать нормальный (рекомендованный) уровень масла, так как от этого зависит натяг цепного привода.
В современных моделях «Мерседесов» присутствуют специальные датчики давления смазывающей жидкости, по которым легко определять, когда ее надо добавить в систему. Если пора, то на панели приборов загорится соответствующий индикатор.
В процессе эксплуатации цепь может растягиваться. Как правило, это результат возникновения перебоев в работе двигателя: всевозможных вибраций, детонаций, резких потерь тяги или же, наоборот, набора мощности при переполнении камеры сгорания топливно-воздушной смесью. Но при этом многочисленные сенсоры непременно отметят этот факт, и на панели приборов появится индикатор Check Engine.
Несмотря на то что автомобили Mercedes – это одни из самых надежных машин в мире, продолжение их эксплуатации при вытянутой цепи ГРМ может спровоцировать возникновение таких дефектов:
- износ звездочек, установленных как на коленчатом, так и на распределительном валу ГРМ (особенно часто в замене данных элементов нуждаются «Мерседесы-Спринтеры»);
- разрушение отдельных звеньев цепи (ее разрыв), влекущее за собой загиб клапанов;
- касание поршнями клапанов, после чего требуется капитальный ремонт двигателя.
Когда нужна замена цепи ГРМ на «Мерседесе»
Вообще, проверка натяжения цепи и ее штатная замена – это часть регламентных работ при осуществлении регулярного технического осмотра силового агрегата на станциях сервисного обслуживания. Однако иногда такую операцию нужно выполнять и раньше регламентного срока. Например, если при «холодном» запуске раздается характерный стук в двигателе. Обычно если не принимать необходимых мер, то стук будет нарастать, и в итоге может реализоваться один из трех описанных выше сценариев.
Каковы же возможные причины поломки газораспределительного механизма (в частности, почему может преждевременно вытянуться цепь):
- Либо некорректно выбирается марка масла (недостаточного качества), либо процедура замены масла осуществляется не вовремя. Во-первых, если смазывающий состав будет не того качества, то станут сильно изнашиваться зубья звездочек привода, а кроме того, изменится их диаметр (небольшое стачивание произойдет в совокупности буквально на миллиметр или полтора, но там много и не надо).
Кроме того, от качества масла зависит и должная работа гидравлического натяжителя. При движении цепь неизбежно трется (о звездочки, а также об успокоители). Это приводит к нагреву металла, в результате чего он расширяется, а сама цепь удлиняется. Натяжитель, в зависимости от силы сопротивления натяжению, производит автоматическую подтяжку цепи с тем, чтобы обеспечивалось ее штатное напряжение.
В обычном режиме масло давит на шток гидроцилиндра, и под его давлением обеспечивается нужная степень натянутости цепи. При остановке силового агрегата его узлы и детали остывают, а термическое расширение сменяется сокращением – цепь начинает приобретать исходные размеры. Если же масло обладает недостаточным качеством, то натяжитель может оказаться засоренным, в результате чего шток не откатится назад. В итоге цепь останется в перетянутом состоянии и растянется еще сильнее со всеми указанными выше возможными негативными последствиями.
- Агрессивная эксплуатация двигателя. Сильнее всего цепь страдает от рывкообразного переключения передачи в механической КПП. (Такая неисправность часто проявляется у «Мерседесов W204» с двигателями на 2,5 и 3,0 л: замена ГРМ здесь – это единственный выход). Предусмотренный в конструкции мотора демпфер хоть и сглаживает подобные динамические удары, но полностью их предотвратить не в состоянии. В итоге цепь неизбежно совершает дергающееся движение туда-сюда, от чего в лучшем случае вытягивается, а в худшем может произойти разрушение одного из звеньев.
- Перегрев двигателя. От избыточного нагрева блока цилиндров страдают абсолютно все узлы и детали мотора. И цепь ГРМ здесь отнюдь не является исключением. Термическое расширение может быть скомпенсировано гидронатяжителем, но вот прочностные характеристики металла при повышенном нагреве сильно ухудшаются (особенно, при работе на разрыв). В итоге после остывания силового агрегата может выясниться, что длина цепи в холодном состоянии заметно изменилась в большую сторону.
- Разрушение успокоителей цепи ГРМ. Если данные элементы по каким-то причинам перестают обеспечивать движение цепи по проектной траектории, то вследствие ослабления на одной из звездочек может произойти перескакивание цепи, что неизбежно приведет к сбою фаз газораспределения. (Эта поломка характерна для «Мерседесов Е200») Пока не стало хуже, цепь ГРМ нужно быстро заменить.
Диагностика неисправности привода ГРМ на «Мерседесе»
Цепь ГРМ – одна из ключевых деталей в механизме ДВС. От ее штатной работы зависит четкая последовательность функционирования элементов при выполнении тактов. Так что недопустимо откладывать замену цепи (при наличии признаков ее растяжения) до возникновения более тяжелых поломок. И уж конечно, катастрофой является обрыв цепи во время работы двигателя – в отличие от ремня она имеет большую массу, а значит, и инерцию. Поэтому крушить разорвавшаяся цепь будет буквально все вокруг.
Сбой в работе цепи ГРМ очень быстро нанесет непоправимый ущерб клапанам и поршням. Дело в том, что компрессия в современных ДВС «Мерседеса» максимально приближается к 30 (после этого воздух уже сжижается, что недопустимо). Это означает, что объем камеры сгорания в верхней мертвой точке поршня мал настолько, что этого пространства никак не хватит для того, чтобы клапаны оставались хотя бы в приоткрытом состоянии.
Таким образом, если, к примеру, на границе такта выпуска и впуска выпускные клапаны не окажутся в плотно закрытом состоянии, то поршень «легонько» прикроет их, непременно погнув. При этом поверхность самого поршня будет неизбежно повреждена, что также отразится на характеристиках его кинематики. В общем, капитальный ремонт в данном случае неизбежен.
Поэтому не нужно ждать катастрофы (пусть и локального масштаба). В обязательном порядке надо проверять состояние цепи ГРМ даже у такого надежного автомобиля, как «Мерседес МЛ», и ее замену производить вовремя, при возникновении малейших признаков растяжения цепи.
Сколько же времени можно эксплуатировать одну и ту же цепь на «Мерседесах» без замены? Для автомобилей данной марки этот показатель составляет 100 тыс. км. Однако многие опытные автослесари говорят, что уже после 60-70 тысяч км пробега риск разрыва цепи газораспределительного механизма увеличивается кратно.
Весьма нередки случаи соскока и проскальзывания цепи даже через 50 тыс. км пробега (особенно если автомобиль эксплуатируется при агрессивной манере вождения). Поэтому нужно как минимум приехать на сервис для диагностики, пока дело не дошло до серьезных поломок и возникновения необходимости капитального ремонта.
О наличии реального сбоя привода ГРМ свидетельствуют следующие признаки:
- при запуске двигателя присутствует характерный посторонний стук;
- если двигатель работает уже некоторое время, то сбой натяжения цепи может проявить себя в виде металлического лязганья в передней части мотора;
- появляется неприятная и ранее отсутствовавшая вибрация;
- неравномерность холостого хода;
- заметное уменьшение тяги при нажатии на педаль газа;
- рост потребления топлива;
- в случае если двигатель работает, на панели приборов загорается индикатор CHECK ENGINE (это серьезный сигнал о наличии неисправности).
Для определения точного состояния цепи ГРМ требуется специализированное оборудование, а также сотрудник с должной компетенцией. Не стоит пытаться произвести диагностику своими силами с помощью подручных инструментов.
Алгоритм замены цепи ГРМ «Мерседеса»
Корректное выполнение всего алгоритма замены цепи ГРМ потребует на выполнение примерно 6-7 часов непрерывной работы. И это только в том случае, если какие-либо серьезные повреждения отсутствуют, а нужно лишь произвести регулировку. Если же требуется заменить какой-то узел (например, одну из звездочек), то время на работу возрастает до 10 часов.
При замене цепи желательно одновременно залить свежее масло. Кроме того, обычно в данном случае заменяются также:
- антифриз;
- прокладка крышки головки блока;
- успокоитель;
- масляный фильтр (при замене масла – обязательно);
- муфты распределительных валов;
- звездочки.
Алгоритм замены цепного привода таков:
- Машину нужно выставить на ровную поверхность, а затем следует отсоединить клемму аккумулятора.
- Воздушный фильтр снимается, а на шейку карбюратора устанавливается заглушка.
- Надо отсоединить и отвести в сторону провода и шланги от воздушной заслонки.
- Далее демонтируется ремень генератора и шкив водяной помпы.
- Для удобства проведения работ следует демонтировать защиту картера.
- Демонтируется ремень дополнительных агрегатов (перед этим демонтируется корпус приводной системы).
- Из системы охлаждения сливается антифриз.
- Снимается цепь. Делать это лучше с использованием специального инструментария.
- Коленчатый вал фиксируется с помощью стопорных болтов.
- Около шкива коленчатого вала присутствует пробка, которую нужно выкрутить. Стопорный болт устанавливается именно туда. С первого раза может не получиться – в этом случае коленвал нужно прокручивать на 90 град. Болт должен быть вкручен до самого упора. После этого коленвал нужно прокрутить в другую сторону (вправо) до блокировки. (В силу конструкции это крайне важно сделать при замене цепи ГРМ на «Мерседесах», оснащенных дизелями).
- Снимается поддон, и если присутствуют масляные пятна, это значит, что нужно менять сальники.
- Моторное масло сливается, а также меняется прокладка между катализатором и трубой.
- Поддон нужно демонтировать исключительно резиновым молотком, а далее следует очистить его от подтеков масла.
- Далее снимаем навесные агрегаты, а затем – крышку корпуса.
- Убираем гидравлический натяжитель и насос к нему.
- Удаляем звездочку распределительного вала, затем снимается сама цепь и направляющие.
- Далее устанавливаем новую цепь и осуществляем сборку в обратном порядке.
- Все кожухи должны быть очищены от любых типов загрязнений, после чего на них нужно нанести свежий слой герметика. Перед установкой следует выждать не менее 5 минут – герметик должен обрести более плотную текстуру. Важно угадать с количеством: слишком малый объем может привести к течи, а слишком большой – к проникновению отделившихся засохших частей герметика внутрь.
- После окончания сборки заводим мотор и прислушиваемся. Если присутствует дребезжание, значит, что-то сделано не так – повторяем процесс разборки и обратной сборки.
От чего зависит стоимость замены привода ГРМ «Мерседеса»
Цена замены цепи ГРМ на «Мерседесе» зависит от нескольких факторов:
- во-первых, от типа и модели силового агрегата;
- во-вторых, от наличия и уровня повреждений.
Помимо самой цепи, обычно производят замену:
- муфт и шестерен (звездочек) распределительных валов (почти в 90 % случаев);
- самих распределительных валов (они подвержены пластичным изгибам);
- прокладок.
Если у «Мерседесов» модели двигателя 271 и 276 допускают техническую возможность замены цепи ГРМ без того, чтобы демонтировать двигатель, то 278 агрегат нужно вынимать из кузова. Поэтому стоимость ремонта обычно вырисовывается после осуществления полной диагностики.
Известная мудрость – не стоит экономить на запчастях. Оригинальные запчасти, как правило, немного дороже, но сколько бы ни стоила замена ГРМ на «Мерседесе», ставить их все равно выгоднее, чем возможные более дешевые заменители. Потому что в этом случае вы гарантированно проездите еще тысяч 200 км. А из-за более дешевых альтернатив, скорей всего, потребуется заехать в сервис еще не раз.
Мнения автовладельцев о замене привода ГРМ «Мерседеса»
- Цепь должна быть в центре внимания
- Иногда выгоднее менять не цепь, а машину
- Всегда приятно посмотреть на то, как работают другие
«Иногда некоторые автовладельцы производят установку гидронатяжителя цепи без перезарядки и смазки этого механизма. У меня "Мерседес 274", и часто выясняется, что нужно не с заменой цепи ГРМ заморачиваться, а менять сам натяжитель в связи с тем, что в нем просто набился мусор».
«Удивительное дело! При включении мотора никаких посторонних звуков. Но стоит движку прогреться, как под капотом собирался целый "оркестр". Ездил на "Мерседесе" с объемом движка 1.8. Даже разбираться не стал: ни на какую замену цепи ГРМ не решился – просто продал (поездил на нем примерно 35 тыс. км)».
«Замену цепи ГРМ на моем "Мерседесе W212" выполняли 6 часов, и стоило мне это почти 20,5 тыс. р. Растяг был ну очень сильный (сравнили с нормативными данными от производителя). К тому же грохот при включении двигателя был такой, что прохожие оборачивались – трактор взглядом искали. Приятно было смотреть, как квалифицированно работали спецы. Вдобавок мне еще и свечи поменяли (бесплатно)».
Как можно заметить, замена цепи ГРМ – это сложно и длительно. Поэтому, если у вас нет должной компетенции, то намного разумнее будет заехать для ремонта узла на СТО.