Замена охлаждающей жидкости: выбираем антифриз и промываем систему
Автолюбители редко заменяют охлаждающую жидкость, многие владельцы транспортных средств не считают нужным это делать. У антифриза есть свой срок службы, по окончании которого он не может в полной мере выполнять свои функции. Это приводит к тому, что двигатель перегревается и может выйти из строя. Для предотвращения подобной ситуации выполняется регулярная замена охлаждающей жидкости. Как это правильно сделать, рассказывается в данной статье.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каковы особенности замены охлаждающей жидкости
- Как промыть систему при замене охлаждающей жидкости
- Как произвести замену охлаждающей жидкости
- Как выбрать правильный антифриз для замены
Зачем производить замену охлаждающей жидкости
Охладить двигатель можно с помощью тосола. Теперь он называется антифризом. Некоторые утверждают, что на самом деле это не одно и тоже. Но суть у данных веществ одна. Тосол имеет некоторые отличия: обладает качествами, препятствующими коррозии; температурный режим, при котором тосол не замерзает, у него иной; также этот раствор имеет другую расцветку.
Зависимость от пробега у тосола отсутствует. Имеет значение интенсивность движения и условия эксплуатации машины. Желательно проводить замену охлаждающей жидкости через каждые два-три года, чтобы не образовывалась коррозия. Периодичность определяется изготовителем.
К примеру, «АвтоВАЗ» рекомендует менять антифриз в автомобиле после 75 тыс. километров пробега, Ford – через десять лет (240 тыс. км), Mercedes-Benz – по прошествии 5 лет, Renault и Mazda предоставляют пожизненную гарантию бесперебойной работы охлаждающей жидкости. Daimler советуют менять ее через каждые 15 лет, BMW и Mitsubishi – раз в 4 года. GM и Volkswagen считают, что во время эксплуатации транспортного средства замена охлаждающей жидкости двигателю вообще не понадобится.
В каких случаях можно долго не менять антифриз? Недавно появились современные материалы, улучшенный состав которых делает возможным осуществлять замену охлаждающей жидкости после 200 тыс. км пробега. Новая формула предусматривает добавление в состав специальных компонентов, уменьшающих коррозию. Если вы используете современный антифриз, можете не беспокоиться. Коррозия возникает, когда в составе охлаждающей жидкости понижается количество веществ, препятствующих окислению металла. Если двигатель состоит из алюминиевых элементов, риск особенно велик.
Понять, что необходимо выполнить замену охлаждающей жидкости, можно по ее оттенку. Жидкость темного оттенка нуждается в срочной замене.
Часто автолюбители не решаются смешивать разные виды антифризов, опасаясь, что так делать нельзя. Это не так, иногда подобное допустимо. Но некоторые разновидности нежелательно мешать, так как в составе могут присутствовать разные присадки, которые совмещать нежелательно. Как правило, охлаждающая жидкость определенной марки выпускается одного цвета даже у разных производителей (но бывают и исключения). Обычно антифризы имеют метки: G11, G12 и G12+. Перечень разрешенных и недопустимых вариантов смесей:
- G12+ можно сочетать с G12;
- G12+ допускается добавление G11;
- G12+ разрешается смешивать с G12+;
- G11 – нельзя наливать G12.
Как правило, тосол, который представлен на рынке, концентрированный, раствор имеет густую консистенцию. Обычно автовладельцы разводят водой охлаждающую жидкость перед заменой, правильное соотношение указано на упаковке с антифризом. При разведении раствора для охлаждения с водой (в пропорции один к трем) получается состав, способный выдерживать температуру до минус 37 градусов.
Температурный рабочий режим охлаждающей жидкости зависит от количества воды в ее составе. Чем ее больше, тем ниже будет температура, которую выдержит раствор, и тем медленнее будет охлаждаться двигатель. Производителей антифризов сегодня немало, вы можете выбрать любой товар, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей.
Когда необходима замена охлаждающей жидкости
Чтобы проверить годность антифриза, используют тестовую полоску. Ее можно купить в отделе, где продаются охлаждающие жидкости. Стоит она недорого. Тест погружают в тосол, а после вынимают. В комплекте имеется цветовая шкала, с которой и сравнивается оттенок полоски. Таким образом можно определить, пора производить замену охлаждающей жидкости или пока можно ездить со старым антифризом.
Понять, в каком состоянии находится тосол, возможно визуально. Если охлаждающая жидкость утратила прозрачность или стала белесой, качество ее оставляет желать лучшего. Рыжеватые и красноватые оттенки показывают, что не стоит затягивать с заменой охлаждающей жидкости. Появление в растворе осадка, пены, твердых включений или хлопьев говорит о том, что необходимо срочно менять антифриз. В последних ситуациях следует провести проверку самой системы охлаждения в сервисе, недостаточно просто поменять антифриз.
Возникает логичный вопрос: промывка системы охлаждения обязательна? Это нужно делать при замене охлаждающей жидкости, если сливаемый антифриз очень загрязнен или вам неизвестно, что было налито в радиатор раньше. Когда предыдущий раствор чистый и заливается точно такая же по составу жидкость, можно не промывать систему.
Как промыть систему охлаждения перед заменой тосола
Для чего нужна очистка системы в процессе замены охлаждающей жидкости:
- Удаление мути и загрязнений, препятствующих свободному движению жидкого вещества. В результате тепло будет передаваться быстрее.
- Избавление системы от предыдущей охлаждающей жидкости перед заменой ее на свежую. Это обязательно нужно сделать, чтобы не произошла химическая реакция компонентов в составе двух видов антифризов. В результате антикоррозионные качества новой жидкости будут ослаблены.
Лет двадцать или тридцать назад промывку системы охлаждения выполняли с помощью народных способов. К примеру, радиатор заполнялся раствором лимонной кислоты или уксусом. Сегодня имеются специальные средства, применение которых принесет больший эффект, устройство для охлаждения двигателя будет полностью очищено.
Средства для промывки системы перед заменой охлаждающей жидкости делятся на 4 типа:
- Двухкомпонентная жидкость.
- Щелочной раствор.
- Нейтральный состав.
- Средство для замены охлаждающей жидкости, состоящее из кислот.
В составе осадка, который накапливается в системе охлаждения, можно выделить два вида веществ: образующиеся при распаде антифриза (уничтожаются щелочью); ржавчина и накипь (растворяются кислотами).
Разработать промывочную жидкость, которая бы состояла и из щелочей, и из кислот одновременно, невозможно. Известно взаимное нейтрализующее действие щелочи и кислоты. Поэтому растворы для очистки, которые есть сегодня в продаже, имеют в составе что-то одно: или щелочь, или кислоту. То есть эти средства могут удалять только один вид осадков.
Бывают жидкости для промывки, состоящие их двух компонентов. Действие происходит по очередности: в процессе замены охлаждающей жидкости система сначала очищается от одного вида загрязнений, затем от второго. Такие чистящие растворы более эффективные, но времени придется затратить побольше. Да и цена подобных средств немаленькая.
Недавно создан новый вид жидкостей для очистки системы охлаждения. Принцип работы его заключается в действии катализаторов. Кислот или щелочей в данном составе нет, pH у средства нейтральный. Использование подобных жидкостей называется мягкой промывкой системы охлаждения. Встречаются и концентрированные препараты, и присадки для антифриза с нейтральным составом.
Как пользоваться такими средствами для замены охлаждающей жидкости? Раствором заполняется расширительный бак системы, после чего устройство работает в обычном режиме. После того как машина проедет одну-две тысячи километров, уничтожатся весь осадок и грязь. Полностью очистится вся система охлаждения, отмоются даже маленькие трубочки у радиатора.
При подобном щадящем способе не потребуется специальное приготовление смесей или кипячение воды. Продаются нейтральные средства очистки в любом магазине, состав их соответствует общепринятым стандартам и нормам. Такое средство очистит систему максимально мягко, вред двигателю нанесен будет минимальный.
Если вы не располагаете финансами, но желаете промыть систему охлаждения, чтобы произвести замену охлаждающей жидкости, можно использовать домашние средства.
Что для этого делали раньше наши отцы или деды? Промывали систему с помощью воды, подкисленной каким-нибудь народным способом.
Этот метод применялся, когда автовладелец, сливая антифриз, замечал ржавчину или накипь в растворе. Нельзя оставлять такие загрязнения в радиаторе, может закупориться какой-нибудь шланг или соединение. В результате чего вся система может выйти из строя, что повлечет за собой перегрев двигателя. Последствия будут печальные.
Обычная дистиллированная вода здесь не поможет. Чтобы прочистить систему охлаждения с последующей заменой охлаждающей жидкости, приготовьте раствор воды с каким-нибудь из этих составляющих (в слабой концентрации):
- молочная кислота;
- каустическая сода;
- уксусная эссенция;
- лимонная кислота.
В чем минус данного метода? Если в растворе будет слишком много кислоты, некоторые детали системы охлаждения (из пластика или резины) могут прийти в негодность. Рекомендуется пользоваться кислотой осторожно.
Как правильно промывать устройство перед заменой охлаждающей жидкости:
- В систему охлаждения заливается подготовленный раствор.
- Мотор на 15 мин. заводится, а затем глушится.
- Раствор должен находиться в радиаторе некоторое время (2-3 ч).
- По прошествии этого времени средство для промывки системы сливается, и эта же процедура выполняется еще раз.
Полный цикл прочистки радиатора занимает не менее 5–7 ч, затем раствор удаляется. Остатки чистящего средства убирают с помощью промывки устройства водой (дистиллированной).
Так как растворы, содержащие лимонную кислоту или каустическую соду, едкие, пользоваться ими рекомендуется в крайних случаях.
Замена охлаждающей жидкости: пошаговая инструкция
Подытожим вышесказанное. Как правильно заменить антифриз? Основные пункты.
- Когда решите делать замену охлаждающей жидкости двигателя вашего авто, вначале изучите руководство по эксплуатации. Обычно там рекомендуется, когда следует менять антифриз.
Обратившись к инструкции и отыскав нужную информацию, выясните желательный срок замены охлаждающей жидкости. Возможно, в руководстве будут какие-то рекомендации на этот счет.
- Покупайте раствор, подходящий к вашему транспортному средству. В супермаркетах и автомобильных магазинах большой выбор охлаждающих средств, можно найти состав, соответствующий характеристикам любого автомобиля. Еще понадобится поддон для сбора отработанного средства охлаждения и емкость, в которой будет готовиться новый раствор (антифриза с водой).
- Далее необходимо провести ряд подготовительных работ. Если собираетесь провести замену охлаждающей жидкости самостоятельно, поставьте автомобиль рядом со шлангом. Желательно, чтобы это было ровное место, не на склоне. Машина должна быть полностью остывшей, пусть постоит некоторое время. Затем заведите автомобиль, двигатель должен поработать некоторое время, чтобы можно было измерить температуру в нем. Значение ее должно соответствовать параметрам холодного мотора. После чего нужно включить печку и вынуть ключ из замка зажигания.
- Слив предыдущего антифриза. Снимите крышку радиатора (она расположена впереди мотора). Обычно на ней имеется надпись, что запрещается открывать крышку при горячем двигателе. Внизу радиатора есть пробка слива охлаждающей жидкости для ее замены. Разместив под пробкой поддон, осторожно снимите ее. Это можно сделать отверткой, другим инструментом или просто руками. Дождитесь полного вытекания жидкости. Если отсутствует шланг, для этого может понадобиться насос. Промывка системы может не требоваться, если вы часто меняете антифриз. Но в том случае, когда эта операция выполнялась давно, нужна прочистка радиатора.
- Затем до краев наполните систему охлаждающей жидкостью, растворенной в воде (в равном соотношении). Закройте пробку радиатора. Если есть еще резервуар, заполните его до середины. После этого включайте мотор с обогревателем. Пусть они поработают какое-то время, из системы должен выйти воздух. Посмотрите на температурный датчик, не перегрелась ли машина. Появившиеся в радиаторе воздушные пузыри сигнализируют о том, что пора выключать мотор. Заполняйте радиатор антифризом и закрывайте крышку радиатора. Несколько суток периодически поглядывайте на датчик, показывающий температуру.
- Слитый в результате замены охлаждающей жидкости раствор необходимо утилизировать. Рекомендуется поместить его в надежно закрывающуюся емкость, недоступную детям. На контейнере напишите: «отработанный антифриз». Затем следует отвезти жидкость на любую заправку, там его утилизируют по всем правилам.