Замена механической коробки: основные этапы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Когда необходима замена механической коробки передач
- Из каких этапов состоит замена механической коробки передач
- Как происходит замена механической коробки передач на автоматическую и наоборот
- Что об этом думают автолюбители
Любой опытный автовладелец в какой-то момент задумывается о замене коробки передач в своем авто. И для этого находятся причины: допущенные ошибки при вождении, истекающий срок эксплуатации механизмов, износившиеся детали и т. п. Каждому водителю известно, что КПП — один из основных автомобильных узлов, благодаря которому машина способна двигаться. Поэтому крайне важно знать, как осуществляется замена механической коробки переключения передач, каких действий следует избегать во время демонтажа и каким образом выполняется последующая обкатка.
Разновидности коробок передач в автомобиле
Рассмотрим отличительные особенности каждого вида.
- Механическая КПП или, иначе говоря, ручная — это классическая разновидность коробки. Тем не менее, она отлично себя зарекомендовала у автовладельцев, предпочитающих максимальный контроль над автомобилем.
- Автоматическая КПП известна также с относительно давних времен. Передачи в этой КПП переключаются автоматически, однако вмешательство водителя все же требуется для смены направления движения. Недостаток АКПП состоит в большем расходе топлива и медленном разгоне по сравнению с «механикой». Хотя в новых моделях коробки-автомата ускорение улучшено.
- Роботизированная коробка представляет собой механическую КПП с внедренным автоматическим управлением. В данной разновидности совмещены возможности автомата (нет необходимости следить за оборотами двигателя) и механики (для любителей быстрого разгона).
Роботизированная (вариативная) КПП имеет существенный недостаток — возможность полноценного использования только на малолитражных авто. Однако известны случаи, когда вариатор ставился на кроссоверы типа Honda CR-V 2015 года с 2,4-литровым двигателем. Вариативная коробка конструктивно позволяет менять передаточное число благодаря бесступенчатому переключению передач либо через электронное управление. Путем изменения диаметров шкивов увеличивается или уменьшается скорость авто.
Когда может понадобиться замена механической коробки передач: основные неисправности КПП и их диагностика
Неисправная МКПП определяется по характерным стукам, шумам и возникшей вибрации при движении, а также по наличию масляных потеков и трещин на корпусе коробки. Передачи при этом переключаются с заметным затруднением или самопроизвольно выключаются, а сама КПП перегревается.
Причиной возникших проблем может являться плохое или несвоевременное техобслуживание трансмиссии либо критический износ деталей механизма.
Наиболее часто водители сталкиваются с повышенным шумом со стороны механической КПП при движении на нейтральной передаче и скрипом во время ее переключения. Зачастую это связано с низким уровнем смазки или ее отсутствием в коробке.
Трансмиссионное масло служит для улучшения скольжения трущихся деталей. Как результат, снижается негативный эффект от трения, уменьшается коэффициент теплового расширения. Для устранения неисправности необходима замена смазки.
Далее рассмотрим подробнее случаи возникновения шума в МКПП либо его увеличения при эксплуатации авто.
1. На нейтральной передаче при работающем моторе уровень шума заметно возрастает.
Недостаточный уровень масла в МКПП, выработанная или загрязненная жидкость — это основные причины возрастания шума. Зачастую неисправность появляется после попадания в смазку воды. Если устранение этих дефектов не помогает и шум сохраняется, проблема состоит в износе элементов МКПП, посадочных мест и контактирующих частей подвижных деталей. При этом возникают задиры, потертости и неровности на выжимном подшипнике, ведущей шестерне или одном из валов. В переднеприводных автомобилях шум может не исчезать из-за разрушенных шестерней дифференциала. В таких случаях не обойтись без разборки механической КПП и замены поврежденных деталей.
2. При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный независимо от передачи.
Как и в предыдущем варианте, имеет место износ одной или нескольких деталей механической трансмиссии. Кроме того, возможно, нарушена соосность картеров сцепления и мотора. Для первого случая потребуется замена изношенных элементов. Во втором случае поможет центровка картера сцепления относительно двигателя либо также замена использованного картера на новое изделие. Самостоятельно отцентровать или заменить узел под силу далеко не каждому, поэтому рекомендуется воспользоваться услугами сервисного центра.
3. При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный на одной из передач.
Часто причиной этого оказывается износ или поломка зубьев синхронизатора.
Затрудненное переключение передач или возникающий при этом хруст в коробке находятся на втором месте по распространенности. В большинстве случаев причина связана с изношенным или поврежденным синхронизатором. Но прежде чем снимать и разбирать механическую КПП, следует убедиться в:
- отсутствии люфта в кулисе рычага КПП;
- целостности приводного тросика;
- отсутствии утечек трансмиссионной жидкости;
- отрегулированном механизме выбора скоростей;
- исправности корзины и диска сцепления;
- качестве крепления механической КПП к кузову авто;
- качестве трансмиссионной жидкости и ее приемлемом уровне в коробке передач.
Устранив найденные неполадки, вы сможете избежать проблем с переключением передач (появление хруста, невозможность и самопроизвольность переключения).
Если после устранения симптомы сохранились, нужно приступать к разборке МКПП и замене поврежденных синхронизаторов. При этом следует проверять наличие дефектов в следующих деталях:
- выжимной подшипник;
- тяги;
- вал;
- муфты;
- шестерни.
Особая форма зубьев шестерни синхронизатора позволяет им при переключении передачи входить в зацепление с муфтой. Износ этих зубьев в дальнейшем приведет к самопроизвольным выключениям передач. Поэтому и необходима замена пришедших в негодность деталей во время разборки механической КПП. Самопроизвольно выключаться передачи могут также по следующим причинам:
- износились шток или вилка переключения;
- трос оборвался или заедает;
- выработался подшипник вала;
- узел сместился по причине износа опоры;
- крепление механической КПП к корпусу ослабло.
Самостоятельный ремонт можно проводить по прилагающейся инструкции по эксплуатации автомобиля. Либо обратитесь в специализированный сервисный центр для устранения дефектов и замены изношенных элементов.
Самой распространенной причиной неисправности на «механике» является подтекание масла. Происходит это в случае износа сальников у штока переключения скоростей, а также при неплотно прилегающем поддоне коробки, ослаблении крепежа контрольного отверстия, забитом дыхательном клапане механической КПП.
Сперва нужно проверить дыхательный клапан. Если имеется засор, его необходимо удалить, иначе возникающее избыточное давление может выдавить уплотнительные кольца и спровоцировать тем самым протечку.
Зачастую, чтобы устранить появившиеся шумы, достаточно довести уровень жидкости до минимально допустимого, используя контрольное отверстие или дыхательный клапан. Оптимальный уровень — не более 3-7 мм от контрольного отверстия.
Этапы замены механической коробки передач
- В первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Все работы необходимо выполнять исключительно на холодной коробке, поскольку в ней содержится масло, которое при горячем двигателе также разогревается. Слить его и не обжечься при этом будет очень сложно. После полного остывания всех агрегатов требуется отсоединить клеммы аккумулятора, так как датчики на механической КПП у разных моделей авто могут отличаться. Затем снимается защита мотора.
Для демонтажа КПП желателен помощник. Одному человеку удерживать данный агрегат будет тяжело, несмотря на небольшой вес. Выполнять эту процедуру лучше на смотровой, где есть возможность опустить КПП под авто.
Далее с коробки сливается масло. Подождите некоторое время, пока вся смазка полностью не вытекла, и приступайте к удалению гаек колес и приводов. Если автомобиль стоит на яме, его следует немного приподнять спереди домкратом, а затем во время снятия крепежа придерживать переднюю часть механической КПП во избежание падения механизмов.
- Следующим этапом демонтируется блок сцепления. Трос спидометра часто расположен в районе КПП, поэтому его также следует отсоединить. Далее нужно снять шаровые опоры. Перед этим убедитесь, что автомобиль приподнят спереди. Затем следует удалить одну или несколько продольных растяжек, которые могут помешать демонтажу коробки. На заднеприводных моделях дополнительно снимается кардан.
Процесс снятия механической КПП для замены рекомендуется выполнять с помощником, поскольку потребуется доставать оба привода. В этом случае, пока один человек монтировкой оттягивает внутреннюю гранату, второму нужно за колесо извлечь привод из КПП.
- Вытянув внутреннюю гранату, вместо нее аккуратно и без стука вставьте заглушку (специальный стопор) или другую, уже использованную деталь, чтобы коробка в процессе работы не провернулась и не повредился дифференциал. В противном случае придется прибегать к полной разборке КПП и выставлять элементы в требуемое положение.
- После этого удалите остальные узлы и механизмы, мешающие нормальному спуску МКПП. Помешать может стартер, а во внедорожных авто и компрессор кондиционера. Зачастую на пути перемещения коробки может встать массовый привод. В таком случае его также необходимо снять. Далее отключите датчик задней передачи, демонтируйте кожух с маховиком и кулисы для переключения скоростей. Предварительно разметьте положения деталей.
Далее необходимо открутить крепежные болты механической КПП. При этом важно поддерживать домкратом двигатель либо опереть его на стаканы лонжерона перемычкой над мотором, чтобы двигатель в процессе работы не выпал.
- Затем откручиваются и снимаются опоры крепления к кузову. Коробку нужно также придерживать с помощью напарника. Чтобы снять КПП, немного пошатывайте ее и пытайтесь отодвинуть от двигателя. Достаточно отвести узел на 10 см, чтобы первичный вал покинул диск и корзину сцепления. Снимая МКПП, старайтесь не повредить лепестки на корзине. После снятия коробки можете опустить ее под днищем машины. Если планируется приостановить работу на некоторое время, желательно закрыть места, уязвимые для пыли и грязи.
- Демонтаж механической КПП — это лишь половина выполненной работы по замене. Не менее важно правильно установить новый или отремонтированный узел обратно. Сама процедура ремонта рассматриваться здесь не будет — это тема отдельной статьи. Тем более, что каждая неисправность требует индивидуального подхода к устранению, будь то позднее переключение или возникающий при этом хруст. В процессе ремонта или замены нужно внимательно осмотреть все узлы сцепления на предмет исправности. Часто возникает необходимость поменять также диск сцепления, выжимной подшипник и корзину.
- Перед тем как установить новый или отремонтированный механизм, смажьте соединение первичного вала и фланца выжимного подшипника. Установка также осуществляется с помощником. Прежде всего автомобиль на домкрате следует немного опустить. Далее вручную, обязательно без помощи стяжных болтов, вставляйте механическую КПП до упора. Убедитесь, что коробка установлена вплотную к мотору.
- Следующий шаг — затяжка основных крепежных болтов МКПП к двигателю. Установите опорные подушки для КПП и трос сцепления. Последний нужно отрегулировать таким образом, чтобы педаль сцепления была выше педали тормоза примерно на 1 см. Затем смонтируйте датчик заднего хода, снятый стартер и, наконец, подключите коробку. Регулировку установленной КПП следует проводить по нанесенным ранее меткам.
- Далее собирается ходовая часть автомобиля. Аккуратно и без стука вставьте приводы, стараясь не нарушить положение дифференциала. Затем подсоедините шаровые опоры и растяжки и затяните их крепежными болтами. После этого можно опускать автомобиль и снимать его с домкрата. В завершении работ по замене залейте в систему трансмиссионное масло до уровня, указанного в сервисном справочнике автомобиля.
На этом замена механической КПП закончена. Проверьте узел, несколько раз переключив передачи при неработающем двигателе. Хруст при этом должен отсутствовать, а скорости — переключаться легко. Затем протестируйте работу на ходу, проехав порядка 1 км на низких передачах. Так вы сможете прочувствовать работу узлов автомобиля, а масло успеет пройти по всей системе. После этого проверьте езду на более высоких скоростях (4-5 передачи и выше).
Отдельно стоит рассмотреть замену механической коробки на автомат, а именно плюсы и минусы данного решения, поскольку определенную часть автовладельцев интересует именно такой вариант.
Преимущества и недостатки замены механической коробки передач на автомат
Практика показывает, решение заменить МКПП на АКПП или наоборот не всегда оправдано. Это связано с имеющимися недостатками. В частности, замена автоматической коробки на механическую:
- снижает комфорт во время езды;
- в некоторых случаях выходит дороже по сравнению с заменой на контрактную автоматическую КПП.
Из преимуществ следует прежде всего выделить экономию топлива в процессе движения и более высокую надежность «механики». Это основные доводы, подталкивающие водителей менять АКПП на МКПП.
В случае замены механической КПП на автоматическую появится большее количество недостатков, а именно:
- на порядок более высокая стоимость коробки-автомат;
- сложность самостоятельной замены, так как требуются определенные технические знания в области электронных схем;
- необходимость подбора разных элементов в зависимости от конкретной модели авто.
Среди плюсов такой замены — безусловно, комфорт во время движения, особенно в условиях города.
В любом случае замена одного типа коробки на другой требует времени, определенных знаний и усилий. Поэтому планировать эту задачу нужно со всей серьезностью. Для достижения нужного результата необходимо учитывать особенности меняемых узлов, знать их характеристики и технические данные самого автомобиля. Обладая данной информацией, вы сможете произвести все этапы замены без неожиданных ситуаций.
Далее рассмотрим, как грамотно менять механическую коробку на автомат.
Замена механической коробки передач на автоматическую
Может показаться, что процесс замены МКПП на АКПП аналогичен обратной операции. На практике же это не так, и работа в данном случае гораздо более трудоемкая. Потребуется не только поменять электрику и приборную панель, но и обзавестись большим количеством запасных частей для замены.
Необходимы следующие запчасти:
- комплект АКПП, включающий радиатор и гидравлические трубки для него;
- селектор коробки с тросами;
- полный комплект проводов;
- электронный блок управления для автоматической КПП, включая реле и предохранители;
- приборная панель и датчик спидометра;
- датчик заднего хода, педальный узел и стартер;
- подушки крепления (в зависимости от марки авто);
- кардан (в зависимости от марки авто);
- гидротрансформатор (в случае его отсутствия в базовом комплекте).
Порядок действий:
- Демонтируйте механическую КПП и снимите элементы сцепления.
- Отсоедините кулисы и педальный узел.
- Снимите маховик и затем демонтируйте кардан или полуось (в зависимости от типа привода).
- Отключите и снимите гидравлическую систему привода сцепления, после чего на коленчатый вал наденьте диск с венцом.
- Смонтируйте радиатор охлаждения автоматической КПП, а также закрепите заднюю подушку двигателя.
- Замените стартер и, в зависимости от модели авто, кардан.
- Произведите замену приборной панели и всей сопутствующей электрики.
- Установите электронный блок управления для АКПП.
В целом, самостоятельное переоборудование автомобиля с «механики» на «автомат» при отсутствии документации и схем для правильной замены коробок, электрооборудования и ПО будет связано со значительными трудностями. Следует это учитывать.
Немаловажный недостаток замены механической коробки передач на автоматическую — цена. К примеру, один лишь узел контрактной АКПП в исправном состоянии обойдется примерно в 1000 долларов для многих моделей авто. Прибавьте к этому еще 600-800 долларов за гидротрансформатор.
В среднем стоимость автомобиля, оборудованного автоматической КПП, отличается от такового с механической коробкой на 20 %. Замена же одного типа КПП на другой обойдется дороже, тем более при пользовании услугами СТО. Поэтому можно сделать вывод, что такие работы не всегда оправданы.
Советы, которые помогут долго не задумываться о замене механической коробки
Несмотря на свою относительно высокую надежность, механическая КПП требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Это необходимо для длительного срока службы агрегата и его бесперебойной работы в течение всего срока.
- Стиль вождения. Разгон рывками на высоких оборотах способствует выходу из строя не только механической коробки передач, но и двигателя автомобиля. Поэтому передачи переключать следует плавно, в соответствии с текущей скоростью движения. Таким образом обеспечивается комфортная и динамичная передача крутящего момента от двигателя к колесам, снижается износ мотора и КПП за счет уменьшения нагрузки.
- Своевременное обслуживание МКПП. Трансмиссионное масло меняется как минимум раз в 3 года либо через каждые 40-50 тысяч км пробега (у некоторых моделей авто этот интервал увеличен). Срок замены жидкости устанавливается производителем и указывается в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
- Качество трансмиссионных жидкостей и запчастей. Замена масла механической коробки передач и ремонт этого агрегата выполняются достаточно редко. Поэтому на приобретении качественных запчастей и рекомендованных жидкостей экономить не стоит.
- Своевременное ТО. Уровень трансмиссионной жидкости желательно проверять через каждые полгода эксплуатации либо по достижении 15 тысяч км пробега после предыдущей проверки. При необходимости масло следует доливать до требуемого уровня. Если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях либо стиль езды достаточно агрессивен, период между проверками можно сократить.
Соблюдая эти несложные правила, вы обеспечите механической коробке передач своего авто долгую работу. Тем более, в отличие от «автомата» МКПП не столь требовательна в обслуживании.
Ремонт и замена механической коробки из опыта автолюбителей
«Знаешь, где купить качественные запчасти? Однозначно перебирай сам!»
Ремонт механической КПП мне обошелся в 30000 рублей. Фактически я поменял все внутри на новое (ГП, блокировку, ряд), о чем ни разу не пожалел.
Могу сказать, что самостоятельный ремонт однозначно имеет смысл, если известны места продажи качественных запчастей. В противном случае остается лишь надеяться, что новый купленный агрегат не подведет. Известны ситуации, когда даже у машин с конвейера передачи переключались плохо. Что уж говорить о запчастях?
«Оригинал не всегда предпочтителен»
Однажды попал в аварийную ситуацию на трассе. У впереди идущего Камаза внезапно отвалился кардан и угодил под днище моей машины. Итог — пробитая КПП. Поставил на замену новую оригинальную коробку, приобретенную в магазине. Через некоторое время КПП начала издавать ужасный скрежет и вой, которому позже удивились даже сервисники. Продавец же заверил, что все в норме, добавив: «А что ты хотел от отечественного авто?». В общем, данный агрегат я вернул обратно в магазин и поехал на рынок, где приобрел отремонтированную механическую коробку за 8000 рублей. Гарантию дали месяц, а я езжу на ней до сих пор, наслаждаясь тихой работой и четким переключением передач.
«Можно поставить и б/у-коробку»
«Родная» коробка проездила у меня 245 тысяч км. На 170-ой тысяче пробега пришлось дать ей ремонт из-за сателлита, протаранившего картер насквозь. Хорошо, что руль рвануло не на трасе. В итоге я отремонтировал также оба синхронизатора с муфтами. Ремонт стоил мне на 15 % дешевле нового агрегата. Однако не так давно заметил, что вторая передача начала выбивать.
Выяснилось, что на мой ВАЗ поставили другую коробку с пробегом 37000 вместо моей. Математика здесь простая: новая коробка за 687 евро против б/у за 250. Удивительно, но человек ко всему приспосабливается. Привык и я. В целом передачи переключаются плавно, без посторонних звуков. Что касается ремонта коробки, тут есть подводные камни. Изначально рассчитываешь на один бюджет, а после дефектовки он становится совсем другим.
В общем, мой выбор — б/у, особенно при пробеге более 250 тысяч км. Хотя «котов в мешке» я и сам опасаюсь.
«Следите за работой мастера»
Однажды я менял механическую КПП с вылетающей 5-й передачей в Питере у толкового мастера, хотя и не в сервисе. Замене подверглись вал, синхронизатор и шестерня. Мастер все собрал и взял с меня 2000 рублей за снятие, разборку, сборку, монтаж. Ремонтировалась в том числе подвеска.
Только я выехал из бокса, начинает вылетать уже 3-я передача. Возвращаюсь к мастеру, а он нагло заявляет: «не повезло!». Делать нечего — снова плачу ему за ремонт, договорился на 1500. В итоге он поменял мне 3-ю, 4-ю передачи и первичный вал. В сумме весь ремонт, включая запчасти, обошелся в 8000 рублей. А потом еще и выжимной подшипник полетел…
Совет мой таков: следите за выполнением работ и требуйте гарантии, которые должны быть также и на запчасти.
«Можно ли я потребовать замены всей коробки передач по гарантии, если обнаружился брак поддона КПП после покупки нового авто?»
Вы имеете право на замену коробки при условии обоснования своего требования. Оформите его в письменном виде в двух экземплярах. Если дилер не желает менять деталь, просите проведение экспертизы за счет дилера. Ответ его также обязательно должен быть письменным. Если пришел отказ, вам необходимо повторно направить требование о проведении экспертизы, которую можно провести и за свой счет. Дальнейшие действия будут зависеть от ваших взаимоотношений с продавцом.