Замена механической коробки: особенности процесса и полезные советы
Замена механической коробки, как правило, становится необходимостью, если неаккуратно эксплуатировать автомобиль. Причин неисправности может быть несколько: ошибки водителя при вождении или же долгий срок эксплуатации, износ деталей.
И хотя каждый автолюбитель знает, что КПП – важный узел управления авто, все равно мы часто пренебрегаем простыми правилами. Сегодня в нашей статье расскажем, как произвести замену коробки передач и как обкатывать ее после установки, а также поговорим о целесообразности перехода с механики на «автомат».
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Причины замены механической коробки передач
- Поэтапная замена механической коробки
- Замена механической коробки передач на автомат
- Как избежать замены механической коробки
- Мнение автолюбителей по поводу замены механической коробки
- Что автолюбители говорят о каркасных шторках
Причины замены механической коробки передач
Для начала перечислим симптомы, которые заставляют задуматься о перспективе полной замены механической коробки передач или необходимости проведения ремонтных работ.
- Существенный уровень шума в период работы двигателя на нейтральной передаче.
- Шум при работе двигателя на любой передаче гораздо выше обычного.
- Уровень шума очевидно выше обычного при работе двигателя на определенной передаче.
Иногда это связано с падением уровня масла или неудовлетворительным качеством трансмиссионной жидкости, в которой случайно оказались частички грязи или вода. Долейте масло до нужного объема, замените трансмиссионную жидкость и посмотрите, повлияет ли это на выявленную проблему. Если после данных мероприятий уровень шума остается прежним, значит он вызван износом узлов коробки, и приближается срок ее замены.
В негодность могут прийти контактные части подвижных элементов и посадочные площадки. На предмет наличия дефектов надо обследовать выжимной подшипник, ведущую шестерню, промежуточный, ведущий и ведомый валы. Для того чтобы устранить эти проблемы, необходимо будет разобрать МКПП и произвести замену пострадавших деталей механической коробки.
Это также свидетельствует о том, что детали механической трансмиссии за время эксплуатации были подвержены износу и требуют замены.
В качестве еще одной причины можно назвать несоосность картеров сцепления и двигателя. Этот дефект можно устранить, отцентровав картер сцепления по отношению к двигателю. Если центровка не даст результата, придется произвести замену. Процедура это довольно сложная. Лучше поручить ее специалистам и обратиться в сервисный центр.
В данном случае это может быть не только свидетельством износа синхронизатора, но и указывать на возможную поломку зубьев.
При поломке зубьев также могут возникать затруднения с переключением передач. Возможно, будет слышен характерный хруст.
Чтобы выяснить степень износа и оценить состояние зубьев, необходимо будет снять и разобрать МКПП. Но предварительно имеет смысл убедиться в том, что:
- люфт в кулисе рычага переключения передач отсутствует;
- тросик привода цел, и жидкость не утекает;
- механизм выбора скоростей отрегулирован;
- корзина и диск сцепления находятся в исправном состоянии;
- МКПП надежно прикреплена к кузову транспортного средства;
- трансмиссионная жидкость в МКПП имеется в достаточном количестве, и признаки ее загрязнения отсутствуют.
В результате устранения этих проблем должен прекратиться хруст и вернуться легкость переключения передач. Факты самопереключения также должны отсутствовать.
Если несмотря на проведенную работу проблемы остаются, МКПП придется разбирать. Пришедшие в нерабочее состояние синхронизаторы подлежат замене. В процессе разбора нужно будет оценить техническое состояние следующих элементов:
- выжимной подшипник;
- тяги;
- вал;
- муфты и шестерни.
Причиной самопроизвольного выключения передач может быть истирание зубьев кольца шестерни-синхронизатора. Они постоянно контактируют с муфтой в момент переключения скорости, постепенно деформируются и подлежат своевременной замене. Проблемы с самопроизвольным выключением могут возникнуть как следствие иных неисправностей. Это может быть:
- выработка вилки переключения скоростей или штока;
- обрыв троса или его заедание;
- выработка подшипника вала;
- износ подушки, ведущий к смещению коробки;
- некачественное крепление коробки передач к автомобильному корпусу.
Чтобы самостоятельно произвести замену деталей механической коробки передач, можно изучить содержание инструкции по эксплуатации транспортного средства. Но, учитывая сложность некоторых манипуляций, лучше воспользоваться услугами автосервиса, где дефекты и неисправности будут устранены с гарантией.
Также следует помнить, что наиболее частой причиной неисправности механической коробки считается утечка масла. Данная проблема возникает в результате износа сальников штока выбора скоростей, слишком свободном прилегании поддона коробки, непрочного крепления контрольного отверстия, засорах дыхательного клапана МКПП.
Поэтапная замена механической коробки
Рассмотрим последовательность действий, которые нужно будет осуществить в процессе замены механической коробки.
- Обеспечьте безопасные условия для проведения работ. Слить находящееся в коробке масло и не получить серьезный ожог можно будет только в том случае, если его температура окажется приемлемой. Приступать к работе следует, когда двигатель полностью остыл.
- Снимите сцепление и при необходимости отсоедините трос спидометра, находящийся в районе коробки передач.
- Очень осторожно, стараясь не стучать по МКПП, вставьте на место вытянутой гранаты специальную заглушку-стопор. Можете использовать вместо нее старую гранату, аналогичную вашей.
- Устраните все, что может выступить в роли препятствия при отделении коробки от кузова.
- Отсоедините все подушки крепления к кузову.
- Установите отремонтированную коробку на прежнее место.
- Предварительно обработайте шлицевое соединение первичного вала и фланца выжимного подшипника и вставьте коробку на прежнее место.
- Затяните основные болты крепления коробки к двигателю и поставьте для нее опору.
- Завершив установку коробки, приступаем к сборке ходовой части. Крайне аккуратно, стараясь не нарушать дифференциала, вставляем приводы.
После этого можно отсоединить клеммы аккумулятора, прикрепленных к МКПП датчиков и приступить к снятию защиты двигателя.
Вес коробки значителен, поэтому один человек снять ее не сможет. Постарайтесь найти кого-то, кто поможет вам провести эту манипуляцию.
Если вы приняли решение демонтировать коробку на смотровой яме, воспользуйтесь домкратом. Приподнимите переднюю часть автомобиля и придерживайте коробку так, чтобы она не упала, когда все болты будут откручены.
Еще раз проверьте, в каком положении находится перед машины. Избежать вероятности ее падения можно только в том случае, если он приподнят. Последовательно снимите шаровые опоры и продольную растяжку. Отсоедините все, что мешает отделить коробку передач от ходовой части. Если вы демонтируете МКПП заднеприводного автомобиля, не забудьте отсоединить кардан.
В ходе работ довольно сложно будет достать приводы из коробки. Исходя из того, что вытягивать нужно будет оба привода, вам не обойтись без помощи другого человека. Ваши действия будут организованы следующим образом: один, взяв в руки монтировку, оттягивает внутреннюю гранату, а другой в это время принимается за колесо и старается вытащить привод.
Эта манипуляция не позволит коробке повернуться, и ее дифференциал не рассыплется. В результате вам не придется ее полностью разбирать и приводить в исходное состояние.
Возможно, вам помешает стартер или компрессор кондиционера, который иногда располагается в этом месте у внедорожников. Нередко препятствием для демонтажа МКПП является массовый привод, который обязательно нужно будет снять.
Последовательность действий на данном этапе замены механической коробки передач выглядит следующим образом: отключаем датчик задней передачи, убираем кожух, маховик и кулисы для переключения передач. Помним о том, что положения ручки переключения передач следует наметить заблаговременно.
Очень аккуратно откручиваем болты крепления, с помощью которых коробка передач прикреплена к двигателю. Сам двигатель страхуем от падения с помощью гидравлического домкрата. Также можно сделать упор на стаканы лонжерона, используя перемычки над двигателем.
Делать это лучше вдвоем, так как кому-то нужно будет держать коробку. Совершая легкие колебательные движения и стараясь не деформировать лепестки на корзине, отведите коробку на 10 см в сторону от двигателя. После того как результат будет достигнут, опустите коробку вниз. Законсервируйте образовавшиеся открытые места автомобиля для того, чтобы не допустить возможного загрязнения и попадания пыли.
Можете считать, что первая часть процедуры по замене механической коробки уже выполнена.
Процесс ремонта – отдельный разговор, на котором мы пока не будем останавливаться. Отметим лишь, что каждая поломка требует определенного подхода. Внимание нужно уделить абсолютно всем узлам, но особо тщательно следует проанализировать состояние корзины, диска сцепления и выжимного подшипника.
С помощью домкрата слегка опустите двигатель и плотно прижмите к нему коробку. Выполнить эту манипуляцию вы сможете, только работая в паре. Категорически не советуем использовать стяжные болты – качественная установка может быть выполнена только вручную.
Надеваем трос и регулируем педаль сцепления так, чтобы она находилась на сантиметр выше педали тормоза. Устанавливаем датчик заднего движения и стартер. Воспользовавшись нанесенными ранее метками, подключаем и настраиваем механизм переключения передач.
Прикручиваем шаровые опоры и растяжки. Проверяем, хорошо ли затянуты крепежные болты и гайки. Опускаем машину на землю и заливаем необходимое количество масла.
Можно считать процедуру замены механической коробки передач завершенной. Проверяем, нет ли хруста при переключении скоростей. Затем начинаем движение и на протяжении нескольких километров едем только на невысоких передачах. Когда масло распространится по коробке, переходим на высокие обороты и вновь отслеживаем признаки возможных дефектов.
Если замены механической коробки избежать не удается, можно подумать о том, чтобы поставить вместо нее автоматическую. Попробуем разобраться, насколько это целесообразно.
Замена механической коробки передач на автомат
Заменить автоматическую КП на МКПП довольно просто. А вот обратный процесс будет намного сложнее.
В случае замены механической коробки вам придется приобрести не только новую приборную панель и проводку, но и многочисленные дополнительные запчасти.
Вам потребуются:
- автоматическая коробка передач;
- радиатор АКПП и соответствующие ему гидравлические трубки;
- селектор автоматической коробки с тросами, несколько «кос» проводов для почти 100 % замены проводки;
- электронный блок управления для АКПП, предохранители и реле;
- приборная панель, датчик спидометра;
- «лягушка» заднего хода, педальный узел, стартер;
- подушки крепления (в некоторых случаях);
- кардан (в некоторых случаях);
- гидротрансформатор (при его отсутствии в комплекте с коробкой).
Последовательность манипуляций при замене механической коробки на автомат будет выглядеть так:
- Демонтируется старая коробка. Отсоединяются детали узла сцепления.
- Отсоединяются кулисы. Демонтируется педальный узел.
- Снимается маховик. Ориентируясь на тип привода, отсоединяют кардан или полуоси.
- Снимаются гидравлические трубки привода сцепления. На коленчатый вал устанавливается диск с венцом.
- Устанавливается радиатор охлаждения автоматической коробки и задняя опора для двигателя.
- При необходимости производится замена стартера и кардана.
- Полностью меняется электропроводка и приборная панель.
- Устанавливается ЭБУ для автоматической коробки.
Качественная замена электрооборудования и программного обеспечения в процессе установки новой автоматической коробки передач может быть обеспечена только в результате наличия полноценной технической информации и возможности сверять свои действия с электронными схемами.
Цена вопроса также очень высока. Контрактная АКПП стоит не менее 1 тыс. долларов. Добавляем к этому стоимость ГДТ, которая составляет 600–800 долларов.
В результате несложных подсчетов можно выяснить, что затраты на замену механической коробки передач автоматической будут выше, чем 20 % разница в стоимости автомобилей с разными КП. С учетом услуг сервисов, готовых взяться за такую работу, цифры будут отличаться существенно. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем производить такую замену.
А вот идея заменить автоматическую коробку на механику более жизнеспособна. За эту процедуру можно взяться самостоятельно. Агрегаты и запчасти для этого приобрести не так сложно. Но в итоге данная процедур может обойтись вам в ту же сумму, что и ремонт/замена автоматической коробки на контрактную.
Как избежать замены механической коробки
Для того чтобы увеличить срок службы такой коробки, эксплуатировать ее необходимо с соблюдением определенных правил. Особое внимание следует уделить таким вопросам:
- Правильный стиль вождения. Езда на слишком высоких оборотах и резкое ускорение способно нанести вред не только коробке передач, но и двигателю. Переключение скоростей должно быть своевременным. Резкие рывки и ускорения нужно исключить.
- Систематическое обслуживание механической коробки передач. Нужно строго следить за периодической заменой трансмиссионной жидкости. Менять ее следует через 40–50 тыс. км пробега или каждые три года. Уточнить сроки замены масла можно, обратившись к содержанию Руководства по эксплуатации вашей марки автомобиля. Уровень смазки необходимо постоянно контролировать и при необходимости доливать до нужного объема.
- Использование фирменных запчастей и качественных трансмиссионных жидкостей. Экономить на покупке запчастей и заливать дешевую трансмиссионную жидкость не стоит. Это может привести к негативным последствиям и только повысит вероятность более существенных затрат в будущем.
- Соблюдение графика прохождения ТО. Техобслуживание следует делать один раз в шесть месяцев или через каждые 15 тыс. км пробега.
Механическая коробка менее капризна чем автомат, но минимальные требования к уходу за ней все же необходимо соблюдать. Это повысит уровень ее надежности и позволит вам сэкономить средства на ремонте.
Мнение автолюбителей по поводу замены механической коробки
- Вполне разумно приобрести вместо новой отремонтированную МКПП.
- Заменить коробку самостоятельно? Не вопрос! Только если руки на месте.
- Не стоит тратить деньги на новую КПП.
«В результате дорожно-транспортного происшествия с участием КамАЗа моя коробка передач была пробита. Решил заменить ее на новую, но через некоторое время купленная в магазине КП начала выть и скрежетать так, что в замешательство пришли даже работники автосервиса. Однако продавец не сильно удивился и сказал, что все коробки для отечественных автомобилей ведут себя подобным образом.
Естественно, меня его пояснения не устроили, и я вернул коробку обратно. Потом поехал на рынок и взял там отремонтированную. Стоила она всего 8 тыс. руб. Езжу на ней уже несколько лет. Все работает: шума нет, скорости переключаются плавно и четко».
«Вылетала у меня пятая передача. Порекомендовали хорошего мастера. Он заменил мне вал, синхронизатор, шестерню и отремонтировал подвеску. За работу взял 2 тыс. руб.
Но как только я выехал из его гаража, сразу начала вылетать третья передача. Возвращаюсь, а он говорит: «Что поделаешь? Бывает!» Договариваемся, что он за полторы тысячи поменяет мне еще две передачи и первичный вал. Итого, с учетом запчастей, распрощался я в 8 тыс. руб. Хорошо, когда руки из правильного места растут. Если бы это про меня было, сам бы все сделал».
«Наездил я с родной коробкой 250 тыс. км, а потом сателлит протаранил картер. Если бы на скоростной трассе руль рвануло, точно бы в ДТП попал. Пришлось ремонтировать. Заодно поправил синхронизаторы с муфтами. Посчитал расходы – минимум 15 % сэкономил. Только вот вторая передача немного капризничает.
Но я приспособился уже. Оказалось, что вместо моей мне коробку с пробегом 37 тыс. км. поставили. Ну да что говорить: новая стоит 687 евро, а б/у – 250. К ремонту тоже нужно подходить осторожно. Бывает, что ты на одну сумму ориентируешься, а в итоге счет выставляют совсем другой.
Так что я считаю, что при пробеге выше 250 тысяч км можно приобрести коробку б/у и не мучиться. Хотя и здесь есть свои риски».
Рано или поздно автовладельцам приходиться производить замену механической коробки передач. Причиной этого могут стать длительные сроки эксплуатации автомобиля, износ отдельных деталей и узлов, жесткий стиль вождения и т. д. Знать особенности этого процесса и грамотно вести себя в ходе демонтажа и ремонта очень важно. Это убережет вас от некорректных действий и обеспечит возможность получения хорошего результата.