Замена масла в редукторе: зачем, когда и как
Замена масла в редукторе предотвращает повышенное трение элементов, которое возникает по мере потери его смазочных свойств. Редуктор устанавливается на передний мост переднеприводных автомобилей (в данном случае он интегрирован в коробку передач), на задний мост заднеприводных машин и на оба моста, если речь идет о полноприводных авто. Именно благодаря этом узлу производится прием крутящего момента от коленвала и его последующая передача на межосевой дифференциал.
Поскольку крутящий момент передается редуктором при помощи зубчатых шестеренок, именно на них со временем приходится истирание. Чтобы его предотвратить и обезопасить свой автомобиль от поломки, необходимо своевременно менять трансмиссионное масло в данном узле. О том, как заменить смазочную жидкость в редукторе, мы и поговорим в этой статье.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужно масло в редукторе
- Когда производится замена масла в редукторе
- Какое масло заливать в редуктор
- Подготовка к замене масла в редукторе моста
- Как производится замена масла в редукторе
- Мнение бывалых о замене масла в редукторе
Зачем нужно масло в редукторе
Главная задача, которую выполняет смазка в редукторе, — снижение трения во время функционирования данного механизма. На всех его элементах образуется плотная масляная пленка. Это позволяет исключить истирание деталей, а значит, редуктор будет исправно работать в течение долгого времени.
Для чего еще необходима смазка:
- Жидкость не дает образовываться ржавчине, защищая металлические поверхности от окисления. В итоге ресурс механизма увеличивается.
- Смазка не позволяет деталям перегреваться, ведь она поглощает часть тепловой энергии, в результате редуктор охлаждается.
- Очищает узел от грязи и стружки. В состав смазки входят присадки, связывающие микрочастички пыли и грязи, которые проникают в механизм. Эффективность присадок будет тем выше, чем качественнее смазочный состав.
- Смазка позволяет мотору запускаться легко даже в сильные морозы. Из-за пониженных температур металлические элементы застывают, происходит слипание деталей. Если в механизм не будет залито масло, мотор не заведется. Дело в том, что редуктор застопорится, в итоге коленчатый вал не сможет начать движение. Избежать этого позволяет трансмиссионная смазка, она не даст деталям слипнуться.
Чем качественнее смазка, тем выше ее эффективность. Обратите внимание на то, что при замене масла в редукторе стоит использовать обычную трансмиссионную жидкость. Она же применяется и в коробке передач. Однако рекомендуется все же свериться с данными, что указаны в сервисной книжке авто. В редких случаях в данный механизм следует заливать специальную смазку. Также не стоит забывать о том, что масло для двигателя нельзя лить в трансмиссию. Дело в том, что вязкость, температурный режим и состав у этих смазок отличается.
Когда производится замена масла в редукторе
Когда делать замену масла в редукторе АКПП? Нельзя дать точный ответ на данный вопрос. Обычно смазку меняют на новую при обслуживании трансмиссии, когда заливаются и другие рабочие жидкости. Техническое обслуживание коробки следует производить каждые 45 000 километров (либо каждые 60 000), то есть один раз в два года.
Однако замена масла в редукторе должна производиться чаще, если машина эксплуатируется интенсивно, как в следующих случаях:
- вы перевозите тяжелый груз, буксируете прицепы либо автомобили на тросе;
- машина используется в тяжелых условиях, к примеру, вы ездите по бездорожью, по глубокому снегу;
- водите в условиях города, часто стоите в пробках.
Если у вас новый автомобиль, то изучив инструкцию по эксплуатации, можно выяснить, что производитель рекомендует выполнять первую замену масла в редукторе мотора через 1 000–2 000 километров. Ведь в это время все механизмы авто притираются друг к другу, а значит, в течение данного периода трение будет повышенным и станет образовываться большое количество продуктов износа.
Если регулярно не производить замену масла, оно потеряет вязкость. Затем начнутся процессы окисления из-за того, что горячий воздух проникает в разгерметизированную систему. Все это приведет к разложению рабочей жидкости, она перестанет должным образом смазывать детали. В результате зубчатые шестерни износятся, а редуктор начнет перегреваться.
Какое масло заливать в редуктор
Выполняя замену масла, следует выбирать стандартную рабочую жидкость для трансмиссии, которую рекомендует автопроизводитель в инструкции по эксплуатации вашей машины. В случае, когда ее нет под рукой, и вы точно не знаете, какую смазку можно использовать, следует учитывать классификацию по API, а также вязкость.
Большинство автопроизводителей советуют выполнять замену масла в редукторе на новых авто с использованием трансмиссионного масла GL-4 либо GL-5. В составе данных смазок есть специальные присадки, которые не дают образовываться задирам. Как определить, какая вязкость должна быть? В этом вопросе следует учитывать климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Для замены масла в трансмиссии рекомендуется брать всесезонную смазку, ведь ни один водитель не станет заливать новую рабочую жидкость каждый сезон. На всесезонных смазках будет двойная нумерация, к примеру, 75W-90. В данной маркировке 75 означает вязкость при минусовых температурах, 90 вязкость в теплое время года. Если вам нужна рабочая жидкость, которая выдержит сильные морозы, то выбирайте масла с маркировкой, где первая цифра будет меньше. Такая смазка сохранит вязкость даже при низких температурах. К примеру, 70W подойдет для эксплуатации при 55 °С ниже нуля, 75W – при -40 °C, 80W – в -26 °C.
Сколько потребуется жидкости для замены? Если у вас легковой передне- либо заднеприводный автомобиль, будет достаточно 1-2 л смазки. Когда машина полноприводная, с двумя картерами, то лучше приобрести 3 л или даже больше. Чтобы заменить смазку в грузопассажирском транспортном средстве, потребуется 10–15 л масла. Специалисты рекомендуют всегда иметь про запас 1 л жидкости, ведь велика вероятность, что потребуется промыть механизм.
Подготовка к замене масла в редукторе моста
Если вы планируете своими руками провести замену масла в редукторе и «раздатке», придерживайтесь следующих правил:
- Необходимо надежно закрепить машину. Поставьте ее на ручной тормоз, под колеса также следует подложить стопоры.
- Трансмиссия должна быть прогрета, прежде чем вы начнете замену. При этом убедитесь, что редуктор не горячий. Будьте осторожны, смазка не должна попасть на кожу, иначе можно обжечься.
- Следует переодеться в старую одежду, в которой вам будет комфортно работать. На вас не должна быть надета синтетическая одежда, ведь если она загорится, то прилипнет к коже.
- Необходимо надеть специальную защиту, чтобы смазка не попала в глаза, нос и ротовую полость, иначе произойдет ожог слизистой.
Что потребуется для замены масла в рулевом редукторе:
- гаечные ключи, в комплекте должны быть накидные, рожковые, а также шестигранники;
- набор отверток, потребуются плоские, крестовидные, а также с сечением «торкс»;
- WD-40. Данный состав потребуется, чтобы очистить винты и пробку;
- тара, в которую вы будете сливать старую смазку. Объем ее должен быть немного больше, чем количество рабочей жидкости в механизме;
- шприц, а также шланг, с помощью которых будет производиться замена масла в редукторе. Вместо них можно использовать шланг достаточной длины и воронку;
- подъемник либо смотровая яма, где вы будете выполнять замену.
Прежде всего следует провести подготовку, а затем проверить уровень рабочей жидкости. Причем сделать это придется без использования щупа. Проверка производится с помощью заливного отверстия. В идеале уровень смазки должен быть на 0,2–0,5 см ниже, чем отверстие. Рекомендуется изготовить своими руками щуп, его можно использовать для проверки. Обратите внимание также на оттенок смазки и то, насколько она густая. Какой цвет рабочей жидкости может быть:
- смазка чистая, ее оттенок точно такой же, как у нового масла либо немного темнее. В этом случае замена не нужна, поскольку рабочая жидкость не испортилась;
- масло темное и прозрачное. Нет никаких посторонних включений. Как поступить в данном случае? Если пришло время, то следует сделать замену масла в редукторе, если же нет, то допускается заменить его позже;
- смазка потемнела и мутная, можно увидеть микрочастички грязи и металлический порошок. Замену следует провести, даже если срок еще не подошел. Также рекомендуется промыть механизм;
- масло загустело и потемнело. Можно увидеть металлическую стружку. Замена смазки обязательна. Причем нужно выполнить также диагностику механизма, возможно, отремонтировать его. Делать эти процедуры необходимо в специализированном автосервисе.
Как производится замена масла в редукторе
Первый шаг, с которого следует начать замену масла, — прогреть редуктор. Автомобилисты с большим опытом советуют проехать около 5–10 километров. Потом необходимо припарковать машину и приступить к работе.
1. Сливаем отработанное масло
Как выполнить замену масла в переднем редукторе? Для этого уберите защиту картера. Все болты необходимо промыть, а затем нанести WD-40. Редуктор также нужно очистить от загрязнений, удалить коррозию. Пробки можно обработать также WD-40. Дело в том, что чаще всего они закисают, поэтому, откручивая их, следует быть осторожным. Иначе вы сорвете резьбу.
Под сливное отверстие необходимо подставить тару большого объема, в которую будет сливаться жидкость. Теперь можно открутить сливную пробку. Как только смазка начнет вытекать, следует выкрутить крышку заливного отверстия. Теперь нужно подождать, пока вся жидкость не вытечет.
2. Промываем редуктор
Иногда для промывки лучше использовать специальное средство. Однако чаще всего для этого применяется масло. Как выполняется промывка:
- Набираем в редуктор смазку через заливное отверстие. Сделать это можно при помощи шприца, к которому подсоединен шланг нужной длины. Шланг следует выбирать такой, чтобы он плотно сидел на шприце и проходил в заливное отверстие. Объем смазки 70–80 % от нормы.
- Закрываем заливное отверстие. Теперь нужно проехать на машине по трассе 15–20 километров, чтобы обкатать механизм. Под обкаткой подразумевается плавное передвижение, не нужно резко переключать скорости.
- Далее следует удалить жидкость, как ее сливать, было рассказано в первом пункте.
- Изучаем слитую смазку, обратите внимание на ее цвет и густоту. Если потребуется, проводим промывку еще раз.
3. Выполняем замену масла в редукторе на новое
Заливку выполняют по той же технологии, что была описана ранее. Чтобы узнать, сколько жидкости потребуется, изучите инструкцию по эксплуатации авто. Обычно уровень смазки должен доходить до нижней отметки заливного отверстия или быть немного ниже. После этого осторожно закручиваем заливную пробку. Обратите внимание! Если плохо затянуть пробку, внутрь механизма проникнет грязь.
Когда замена будет произведена, следует в течение 2-3 дней обкатать машину. По истечении этого времени надо выполнить проверку смазки. Если она в нормальном состоянии, значит, вы все сделали правильно.
Если своевременно не выполнять замену масла в редукторе, механизм быстро выйдет из строя, а вождение автомобиля будет небезопасным, ведь неисправность узла ведет к риску аварии.
Мнение бывалых о замене масла в редукторе
- Производитель советует менять каждые 100 тыс.? Профи по ремонту рекомендуют каждые 80 тыс.
«Замену масла в редукторе заднего моста делал в автосервисе после 100 000 км пробега, как рекомендует автопроизводитель. Однако специалисты на СТО посоветовали делать это каждые 80 000 км. Я этим ребятам верю, никогда не подводили. Не советую менять смазку в частных автомастерских, ведь никто не даст гарантию, что такой мастер знает, сколько жидкости заливать».
- Нужно поменять масло в редукторе? Загляни сначала в аптеку
«Откатал 83 000 км, ездил на машине 6 лет. Когда пришло время, своими руками сделал замену масла в заднем редукторе. Всего потребовалось приблизительно по 550 мл смазки. Заливал из четырехлитровой канистры, поэтому точный объем не могу сказать.
Замену производил на дачном участке, не было ни эстакады, ни подъемника. Авто поставил на подставки (17 см высота). Заливка смазки – процедура простейшая, цена замены масла в редукторе минимальная, ведь стоимость смазки небольшая. А за работу платить не нужно, ведь я все делал сам.
Не знаете, как залить жидкость? Возьмите шприц Жане. На него надеваем гибкую насадку, длина примерно 20 см. В шприц входит 160 мл, я залил примерно три с половиной шприца».
- У трехлитровых «раздатка» в другом месте
«Если на машине мотор 3 литра, то «раздатка» будет расположена рядом с правым передним колесом. В этом случае будет непросто добраться до заливного болта. Автопроизводитель сделал отметку «OIL» на головке болта заливного отверстия, чтобы при замене было проще ориентироваться. Замену выполнял, предварительно изучив книгу от издательства «Третий Рим», при желании ее можно скачать, так как она есть в свободном доступе».
- Если масло в редукторе не менялось, заливаем новое осторожно
«У друга ВАЗ 4, в КПП смазку ни разу никто не менял, однако никакого гудения в мосту не было. Когда решил поменять старую жидкость, она была густая, как солидол. После замены он откатал 2 000 км, и редуктор стал гудеть. В автосервисе ребята сказали, что в таких случаях, когда смазку никто никогда не заливал новую, следует замену выполнять в несколько этапов: сначала сливаем четверть, добавляем новую смазку. А как он сделал: всю грязь, что забилась в каждую трещинку и щелку, удалил новым маслом. И все дыры снова обнажились».
- «На холодную» масло в редукторе не меняй
«Как нужно выполнять замену: ослабляем сливную гайку, подтягиваем ее. Затем нужно прокатиться на машине 10–15 км, после этого удалить смазку. Разогретая жидкость сольется быстрее. После этого осматриваем заливную пробку. Ее нужно заранее проверить, возможно, она прикипела, и открутить ее будет проблематично».