Замена масла в коробке передач автомобиля: нюансы процедуры
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужна замена масла в разных типах коробки передач
- Как осуществить замену масла в автоматической коробке передач автомобиля
- Как заменить масло в механической коробке передач
- Как часто нужно менять масло в коробке передач автомобиля
Любой, даже самый надежный и качественный двигатель автомобиля нуждается в периодическом обслуживании. Это же касается остальных автомобильных узлов и систем, в том числе и трансмиссии. Важное место в ТО занимает замена масла в коробке автомобиля. Для чего и как часто нужно менять смазку в КПП? Какими способами требуется производить замену? Этим вопросам и будет посвящена данная статья.
Зачем нужна замена масла в разных типах коробки передач
Масло в автоматической коробке передач не только выполняет роль смазки, но также участвует в работе гидравлических систем (клапаны и механизмы переключения). Если АКПП снабжена гидротрансформатором, трансмиссионная жидкость также обеспечивает работу фрикционных механизмов, поэтому такая коробка имеет более высокие характеристики, в том числе износостойкость.
Трансмиссионная смесь в автоматической коробке передач охлаждается благодаря встроенному радиатору и пропускается через масляный фильтр. Производители автомобилей четко указывают срок эксплуатации трансмиссионной жидкости. Без своевременной замены масла весь узел может выйти из строя.
В механической КПП отсутствует масляный фильтр и радиатор охлаждения, и в отсутствие защиты смазка еще больше нуждается в систематической замене. В теплое время года при высоких нагрузках двигателя с механической коробкой передач перегретая смазка вспенивается и теряет свою главную способность – уменьшать силу трения. Вспениванию подвержено именно старое масло, которое не менялось долгое время.
Замена масла в автоматической коробке передач автомобиля
Замена производится в основном тремя способами:
1. Частичная замена масла
Довольно популярна среди водителей частичная замена, когда старая жидкость разбавляется свежей. Для этого в картере коробки передач откручивают сливную пробку, расположенную снизу, и дают некоторому количеству смазки вытечь. После этого в систему заливается свежая жидкость, равная по объему слитой. Таким образом старое масло «освежается» путем замены 30-40% его объема. Фактически происходит смешивание новой жидкости со старой, на работу коробки передач это кардинальным образом не влияет. Для замены большего объема смазки процедура повторяется от 3 до 5 раз с интервалом в несколько сотен километров пробега.
Достоинства способа:
- работы можно выполнять самостоятельно и в одиночку, без помощи специалистов или напарников;
- малый расход трансмиссионной жидкости на каждую замену;
- фильтр с поддоном в процессе процедуры промывается, и по характеру вымытых отложений на поддоне можно диагностировать работу коробки и предотвращать крупные неполадки;
- из автоматической коробки автомобиля вымываются чаще всего только вредные отложения, в связи с этим уменьшается риск возникновения неисправностей АКПП.
Недостатки способа:
- необходимость в многократной замене трансмиссионной жидкости обуславливает достаточно большой ее суммарный расход;
- поменять таким способом полностью все масло невозможно.
2. Полная замена масла на СТО
Большое количество сервисных станций укомплектованы специальным оборудованием (чаще всего производства Wynns) для замены масла в коробке автомобиля методом продавливания. При этом происходит вытеснение старой смазки свежей, и обеспечивается полноценная замена трансмиссионной жидкости.
Процесс происходит следующим образом: трубки аппарата соединяются с коробкой передач через радиатор охлаждения, далее запускается двигатель автомобиля. При этом сливается старая жидкость и вместо нее заливается новая. Контролировать процесс можно по изменению цвета смазки, наблюдая в специальное окно. Как только цвет жидкости изменяется до нужного оттенка, процесс останавливают. Расход масла при замене таким способом составляет 10-12 л, а стоимость всей процедуры — примерно 200-400 рублей, не считая расходов на новую трансмиссионную жидкость. Опционально предлагается услуга промывки.
Достоинства способа:
- процедура прозрачна и полностью подконтрольна — весь процесс можно наблюдать и точно видеть количество заменяемой жидкости;
- благодаря полной замене трансмиссионной жидкости существенно сокращается расход топлива в автомобиле и значительно уменьшаются потери в гидротрансформаторе, а сама коробка становится более отзывчивой;
- работу выполняют профессионалы, которым можно доверять.
Недостатки способа:
- предоставляется гарантия лишь на выполненную работу, но не на нормальное функционирование автоматической коробки в будущем — происходит полная очистка коробки от всех отложений, включая необходимые для адекватной работы АКПП, что может привести к неисправностям (это актуально скорее для подержанных автомобилей со значительным пробегом);
- процедура на данный момент доступна не для всех, поскольку не все СТО укомплектованы необходимым оборудованием;
- естественно, более высокие расходы на процедуру по сравнению с самостоятельной частичной заменой.
3. Полная замена масла своими руками
Если вы хотите избежать лишних трат на специалистов автосервисов и уверены в собственных силах, этот способ для вас.
Суть его заключается в следующем. Автоматическая коробка предварительно прогревается, для чего на автомобиле необходимо проехать порядка 5 км. Затем машина загоняется на смотровую яму, двигатель глушится. Далее с АКПП максимально сливается жидкость через сливное отверстие на поддоне коробки. Достаточно большое количество трансмиссионной жидкости остается на поддоне, поэтому его необходимо аккуратно снять. Следует проявлять осторожность, чтобы не вылить жидкость из поддона на себя.
Далее снимается масляный фильтр, при этом выльется еще некоторая часть смазки. Фильтр промывается бензином или сольвентом и продувается. Поддон также подвергают промывке от накопившегося налета. Затем фильтр с прокладкой и поддоном устанавливают на место и заливают свежее масло в объеме, равном объему слитой жидкости или с небольшим запасом. Заливку производят через отверстие щупа.
Следующим этапом от масляного радиатора автомобиля отсоединяют маслопроводные трубки и на их место надевают заранее приготовленные шланги, концы которых опускают в емкость подходящего объема для слива отработанной жидкости. В качестве емкости можно использовать обычные пластиковые бутылки из-под газированной воды. После запуска двигателя начнется вытекание трансмиссионной жидкости по шлангам в емкость.
Как только сливаемая жидкость станет цвета свежего масла, это будет означать, что свежая смазка полностью вытеснила отработанную, и пора выключать двигатель. Для этой цели лучше воспользоваться помощью напарника. В завершение операции сливные шланги снимаются и обратно надеваются маслопроводные трубки. Уровень масла следует проверить дважды: после замены и после спокойной тестовой езды.
Достоинства способа:
- расход масла не выше или даже меньше по сравнению с заменой жидкости на СТО;
- в сравнении с той же услугой СТО операция заметно дешевле.
Недостатки способа:
- все проблемные моменты, связанные с самостоятельным ремонтом, будут иметь место и в данном случае.
Замена масла в механической коробке передач автомобиля
Трансмиссионная жидкость в автоматической коробке передач служит в том числе и рабочим телом, которое передает крутящий момент. В дизельных двигателях гусеничных транспортных средств давление трансмиссионной жидкости также создает крутящий момент, поворачивающий коленчатый вал для зажигания. Механическая же коробка не снабжена ни масляным насосом, ни гидротрансформатором. Возникает вопрос, какую функцию там выполняет масло.
На самом деле, таких функций три:
- Смазка.
В коробке передач автомобиля имеются шестерни, находящиеся в зубчатом зацеплении. Соответственно для более плавного хода, снижения износа зубьев за счет уменьшения трения между ними необходима смазка. Смазочный материал также удаляет из зоны контакта продукты износа – мелкую стружку и металлические частицы.
- Защита.
Масло покрывает поверхности деталей защитным слоем, предохраняя их от коррозии и окисления, снижая трение и продлевая таким образом срок службы всего двигателя.
- Частичный отвод тепла.
При движении автомобиля смазка в коробке передач нагревается в среднем до 150 градусов Цельсия. В зоне контакта шестеренок температура может достигать 300 градусов. Масло омывает шестерни и эту температуру немного снижает.
Итак, находящийся в механической КПП небольшой объем смазочной жидкости (примерно 2,5-3 л) в целом может значительно увеличить срок эксплуатации трансмиссии.
Замену масла в коробке автомобиля желательно проводить осенью вне зависимости от возникшей причины (подозрение на неполадки, посторонние шумы, плановая замена и т. п.). Дело в том, что в зимний период коробка передач испытывает гораздо более сильные нагрузки. Автоматические КПП, наиболее чувствительные к этим нагрузкам, чаще всего выходят из строя именно зимой.
Если вы приобрели подержанный автомобиль с большим пробегом, вам тем более нужно сменить в нем трансмиссионную жидкость, и чем пробег этого автомобиля выше, тем важнее провести скорейшую замену. Неизвестно, как часто и в каком объеме на самом деле менялась жидкость в трансмиссии прежним владельцем.
Перед сливом старого масла его следует разогреть. Для этого достаточно проехать на автомобиле порядка 5 км. Разогретая смазка становится менее плотной, и ее проще слить. Но сливать жидкость сразу после обкатки машины не стоит – смазка еще слишком горячая. Чтобы не обжечься, лучше подождать несколько минут, пока масло не остынет до приемлемой температуры.
Порядок действий при замене трансмиссионной смазки:
- поместите автомобиль на смотровую яму и зафиксируйте колеса башмаками;
- чтобы облегчить слив отработанного масла, ликвидируйте разрежение внутри, отвинтив с другой стороны пробку заливной горловины, вместе с этим проверьте целостность уплотнительного кольца на пробке – возможно, его нужно заменить;
- аккуратно отвинтите пробку слива, остерегаясь горячей жидкости, слейте ее в приготовленную емкость, после чего закрутите сливную пробку;
- вооружитесь шприцем, залейте свежее масло до нижней кромки заливной горловины и плотно закройте горловину крышкой – во избежание появления масляных подтеков лучше чуть недолить, чем перелить.
Периодичность замены масла в коробке передач автомобиля
Информация о сроке эксплуатации трансмиссионной смазки и периодичности ее замены обычно имеется в техническом руководстве автомобиля. Иногда эта информация отсутствует. В этом случае стоит пользоваться усредненными данными. В соответствии с ними масло меняется каждые 100 тысяч км пробега в автомобилях с практически любым типом коробки передач.
С учетом российских дорог и агрессивной манеры езды многих отечественных водителей цифру максимального пробега лучше уменьшить на 30-40%. То есть получится примерно 60-80 тысяч км.
Однако и эти цифры будут актуальны для автомобилей класса выше среднего, где используется качественная синтетическая смазка. В случае бюджетных моделей, где применяются в основном полусинтетические масла, максимальный пробег между заменами уменьшается до 45-50 тысяч км. Наконец, в старых автомобилях с задним приводом, использующих чаще всего минеральную смазку, необходимо менять смазку в трансмиссии через каждые 35-40 тысяч км.
Необходимость в замене масла может возникнуть по причине потери функциональности присадок, которые перестают обеспечивать должную защиту трущимся поверхностям. В результате ускоряется износ деталей. Масляное вспенивание может привести к задиру главной передачи. Симптомом этого является характерный гул, исходящий от шестеренок. Уже через 50 км шестеренки начнут разрушаться, что приведет в итоге к заклиниванию коробки передач. Такая ситуация характерна для переднеприводных и полноприводных автомобилей.
В автомобилях с задним приводом и механической коробкой трансмиссионное масло не испытывает столь сильных термических нагрузок. Поэтому с такой коробкой можно ездить, не меняя смазку на 20 тысяч км дольше, чем с АКПП.
Вместе со сменой трансмиссионной жидкости, как правило, необходимо менять и масло в редукторе. При этом удаляются металлическая стружка и грязь, образующиеся в результате работы шестеренок и удаляющиеся вместе со смазкой.
Отдельного внимания заслуживают автоматические КПП с вариатором. Принцип действия этого типа автоматических коробок стоит изучить для понимания того, как часто и когда нужно производить замену трансмиссионной жидкости. Устройство вариаторных коробок принципиально отличается от обычных АКПП, хотя их и причисляют к одному классу. Вариаторные АКПП отличаются более жестким режимом работы и требуют специальной смазки. Менять ее рекомендуется через каждые 50 тысяч км пробега автомобиля, а при особо интенсивной эксплуатации — через каждые 30 тысяч. Нужно соблюдать требуемую периодичность замены, иначе имеющиеся в смазке присадки в нагруженных условиях более стремительно теряют свои полезные свойства.
Замена масла в коробке автомобиля относится к числу необходимых этапов обслуживания и эксплуатации транспортного средства. За уровнем смазки необходимо следить, а саму ее периодически менять. Дело это не столь затратное, учитывая относительно низкую стоимость смазки для МКПП. Всегда обращайте внимание на характер работы трансмиссии и других узлов автомобиля, и ваша машина отблагодарит вас долгой службой без дорогостоящих ремонтов.