Замена масла в двигателе: когда это нужно делать и как
Чтобы эксплуатировать автомобиль в течение длительного времени и не сталкиваться с проблемами, необходима своевременная замена масла в двигателе. Бывает, автовладельцы нарушают это правило, продолжая ездить до тех пор, пока смазка не станет похожей на деготь. Такое отношение рано или поздно приведет к необходимости капитального ремонта мотора и, как следствие, к существенным финансовым вложениям.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как узнать, когда нужно менять масло в своем авто
- Какие факторы могут сократить срок между плановыми заменами масла
- Чем грозит езда на старом масле
- Как заменить масло в двигателе своими руками
- Почему экспресс-замена масла в двигателе не заменит полноценную
Зачем нужна замена моторного масла в двигателе
Техническое обслуживание авто предполагает обязательную замену масла в двигателе. Делать это необходимо в связи с тем, что любая смазочная жидкость со временем утрачивает свои свойства. Это вызвано следующими причинами:
- Нагрев и повышенные нагрузки приводят к окислению химических веществ, входящих в состав смазки.
- В смазочных жидкостях присутствуют моющие присадки, препятствующие загрязнению силового агрегата продуктами сгорания. Образующаяся сажа, пыль, частицы металла смешиваются с моторным маслом. При достижении примесями критического значения фильтрующие элементы и сама смазка перестают справляться со своими функциями.
- Даже если авто не используется, с течением времени смазочная жидкость теряет свои свойства из-за контакта с воздухом и входящим в его состав активным окислителем – кислородом.
Производить замену масла в двигателе необходимо также из-за резких сезонных изменений климата. Так, моторные смазки, рассчитанные на эксплуатацию в теплое время года, могут не справиться со своей задачей зимой. И, наоборот, вязкость смазочных жидкостей, способствующих легкому пуску силового агрегата в морозы, может ухудшаться в летний период.
Остановимся подробнее на основных вопросах, касающихся замены масла в двигателе автомобилей.
Периодичность замены масла в двигателе
Если авто эксплуатируется в обычных условиях, то замену масла в двигателе необходимо выполнять в сроки, указанные производителем в технической документации.
Менять смазку через более короткие промежутки времени можно, но удлинять предусмотренные сроки нежелательно. При этом не стоит ориентироваться на более длительный срок службы жидкости, указанный на самой емкости или в рекламном проспекте.
В первую очередь необходимо ориентироваться на требования, предъявляемые производителем и указанные в инструкции по эксплуатации авто. В определенных случаях замена требуется чаще. На ее частоту влияют следующие факторы:
- Состояние машины.
Если автомобиль новый и вы выполняете его обкатку, то потребуется замена масла в двигателе через 3–5 тыс. км пробега, как указывает производитель.
До проведения первого ТО не стоит использовать агрессивный стиль вождения (резкое ускорение, торможение, сильное нажатие на педаль газа). Во время обкатки стоит плавно переключать передачи, ускоряться и тормозить, полностью отказаться от спортивной езды.
- Стиль вождения.
Слишком агрессивная езда на пределе возможностей автомобиля приводит к тому, что смазка с огромной скоростью циркулирует в силовом агрегате, теряя свои полезные свойства. Чем более резким является стиль вождения, тем быстрее уменьшается ресурс смазочной жидкости. То есть тем, кто любит резко рвануть с места, выполнять замену масла в двигателе придется чаще, иначе возможна серьезная поломка силового агрегата.
- Качество топлива.
Качество используемого топлива оказывает существенное влияние на состояние моторной смазки. Если оно низкое, то увеличивается количество отложений, смешивающихся с жидкостью и засоряющих силовой агрегат. Чтобы не пришлось часто выполнять замену масла в двигателе, дизель и бензин не стоит использовать дешевый, покупая его на заправочных станциях, вызывающих сомнения.
- Химическая основа жидкости.
На сроки замены смазочной жидкости влияет его химическая основа. Низкокачественные минеральные смазки необходимо менять через 5–7 тыс. км пробега, полусинтетические масла нуждаются в замене через 8-9 тыс. км, синтетические – через 10–15 тыс. км.
Такой интервал замены масла в двигателе производитель устанавливает для того, чтобы сохранить работоспособность двигателя. Чем выше в смазочной жидкости содержание натуральных компонентов (к примеру, в минеральных составах), тем меньше времени необходимо для потери ими потребительских свойств.
- Сезонность.
Автовладельцы, заливающие в силовой агрегат сезонные жидкости, должны своевременно выполнять их замену, поскольку использование летней смазки при низких температурах может стать причиной того, что авто не заведется.
- Рекомендации производителя.
Необходимо следовать требованиям, которые указывает производитель в технической документации, поскольку расчет сроков производится по результатам многочисленных проверок и испытаний.
Также чаще прибегать к замене масла в двигателе придется в следующих случаях:
- если ДВС постоянно подвергается повышенным нагрузкам;
- основная часть передвижения на авто приходится на городские условия с частым попаданием в пробки;
- запуск и остановка силового агрегата производятся в сокращенные сроки, между ними проходит менее 30 минут;
- транспортное средство эксплуатируется в условиях сильно загрязненной или запыленной атмосферы.
При подобных условиях эксплуатации авто замену смазки необходимо производить раньше установленного срока на 25 % и более.
Итак, своевременная смена смазки в силовом агрегате очень важна, однако не менее важно правильно рассчитать ее интервал, не пропуская необходимость ее смены, но при этом не переплачивая за излишне часто проводимую операцию.
В первую очередь необходимо уточнить этот момент в технической документации к автомобилю. При расчете периодичности производитель обычно исходит из условий эксплуатации транспортного средства, именно поэтому в разных странах могут быть указаны разные показатели, несмотря на то, что модель автомобиля одна и та же. Для ТС, эксплуатируемых на территории России и стран СНГ, период замены короче, чем для авто, которые поставляются на европейские рынки. Поэтому не следует ориентироваться на допуски, которые указывает изготовитель.
В сервисной книжке, которой снабжается иностранный автомобиль, в главе «Периодичность ТО», перечислены работы, выполняемые на сервисном обслуживании ТС через каждые 15 тыс. км. Обратите внимание на то, что замена смазочной жидкости в силовом агрегате должна выполняться каждый раз.
Впрочем, российское топливо по качественным характеристикам значительно уступает европейскому или японскому. Низкое качество горючего приводит к тому, что на стенках цилиндров оседает большее количество продуктов сгорания. Они попадают в циркулирующую в ДВС смазку, приводя ее негодность. Замена масла в двигателе после прохождения автомобилем каждых 10 тыс. км поможет увеличить срок службы мотора.
Это правило распространяется на все смазочные жидкости для авто, эксплуатируемых на территории стран бывшего СНГ, кроме тех смазок, которые предназначены для конкретных марок автомобилей и допускают «длительные интервалы обслуживания». К примеру, если на емкости указано «BMW Longlife-01» («BMW LL-01»), такую жидкость можно менять через 20 тыс. км пробега, подобная возможность установлена в результате испытаний концерном BMW. Однако все же стоит придерживаться установленного интервала замены – через каждые 10 тыс. км, так срок безупречной работы силового агрегата будет увеличен.
Если замена масла в двигателе не была выполнена своевременно, не стоит впадать в панику. Если выполнить обслуживание автомобиля спустя 1 000 или 2 000 км, негативных последствий для двигателя не возникнет, однако не стоит тянуть со сменой смазки, проезжая лишние 4 000 или 5 000 км.
К чему может привести несвоевременная замена масла в двигателе автомобиля
Использование отработанной смазки грозит следующими неприятностями:
- Проворот шатунных вкладышей.
Чаще всего шатунные вкладыши начинают проворачиваться из-за несвоевременной смены смазочной жидкости. Отработанная жидкость негативно воздействует на смазочную систему и рабочие элементы, что приводит к засорению масляного канала. Шатунные вкладыши, из-за воздействия на них большого количества использованной смазки, сильно нагреваются и начинают проворачиваться.
- Износ деталей турбокомпрессора.
Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, можно столкнуться с выходом из строя ротора. Отработанная смазка вызывает износ вала турбокомпрессора и подшипников, на низ образуются царапины, появляются борозды, что приводит к разрушению подшипников, возникновению проблем с валом и корпусом турбокомпрессора. Кроме того, из-за использования отработанной смазки засоряются каналы турбокомпрессора, приводя к его заклиниванию.
- Износ деталей двигателя.
Чаще всего детали силового агрегата изнашиваются из-за использования низкокачественной смазки с низкой вязкостью. Из-за неспособности отработанной жидкости нейтрализовать сажу и кислотные соединения, появляющиеся в процессе сгорания, разрывается так называемая масляная пленка между цилиндром и поршнем. Кроме того, недостаточное количество и низкое качество смазочной жидкости вызывает существенное повышение температуры отдельных элементов мотора, что в итоге способно привести к их расплавлению.
- Снижение антикоррозийных характеристик.
- Засорение масляных каналов.
Сажа, образующаяся в результате сгорания топлива, накапливаясь в ДВС, с течением времени забивает масляные каналы.
Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, существует вероятность изгиба и разрешения клапана, что, в свою очередь, может привести к утечке газа в камере сгорания.
Негативно сказываются на смазочной жидкости поездки на небольшие дистанции, в результате которых она не успевает прогреться до рабочей температуры. Большое количество горючего, попадающего в смазку, является причиной истощения ее присадок. А из-за воды меняются характеристики масла в ДВС.
Автовладельцы, преимущественно передвигающиеся по городу, должны уделять состоянию смазочной жидкости в силовом агрегате пристальное внимание, поскольку именно подобные условия эксплуатации авто являются для него самыми сложными.
Сколько литров масла нужно при замене
Данные об объеме масляной системы содержатся в технической документации к автомобилю. Однако полностью слить масло из двигателя возможно не на каждом транспортном средстве. В таком случае его уровень замеряется специальным щупом. Важно помнить, что при прогретом силовом агрегате уровень смазки повышается.
Современные транспортные средства оснащаются датчиками, сообщающими о критических показателях давления смазочной жидкости в силовом агрегате.
Впрочем, ждать сигнала не стоит, проверять уровень смазки необходимо регулярно. При этом выполнять проверку следует, когда двигатель прогрет до рабочей температуры.
Извлекать щуп необходимо минут через 5 после выключения силового агрегата. Когда уровень жидкости в норме, он должен быть между нижней и верхней отметками. Нет необходимости доливать смазку, чтобы она держалась на верхней границе. Превышение допустимого уровня окажет негативное воздействие на ДВС.
Ряд автовладельцев полагает, что слишком большое количество смазки не нанесет вреда мотору, однако это мнение ошибочно. Превышение допустимого уровня грозит:
- существенным увеличением количества сажи, содержащейся в выхлопных газах, что может негативно сказаться на функционировании кислородных датчиков, вывести из строя катализатор, снизить ресурс сажевого фильтра (при его наличии);
- увеличением давления в масляной системе с последующим повреждением прокладок и сальников, что приведет к утечке жидкости через поврежденные участки.
Сколько стоит замена масла в двигателе в этом случае? Это станет известно после устранения перечисленных выше проблем, но точно можем сказать, что ремонт окажется дорогостоящим. Поэтому не стоит заливать в двигатель избыточное количество смазки.
Нужно ли промывать двигатель при замене масла
Ряд специалистов говорит об отсутствии необходимости в промывке двигателя при замене масла, обосновывая свое мнение следующим:
- во время промывки с грязью вымываются и полезные присадки, входящие в состав смазочной жидкости;
- благодаря совместимости современных моторных масел, можно менять типы смазки, не причиняя вреда силовому агрегату;
- в процессе промывки растворяются осевшие на фильтрах частицы, впоследствии попадающие в двигатель.
Тем не менее, приведенные утверждения являются несостоятельными по следующим причинам:
- Присадки, являющиеся составной частью моторной смазки, покрывают детали ДВС плотной пленкой, которая не растворяется в процессе обычной промывки. Вымываются лишь вещества, загрязняющие силовой агрегат.
- Говорить о совместимости смазочных жидкостей, выпускаемых различными производителями, неверно, поскольку все они по-разному подходят к созданию масел. Для одних на первом месте стоят высококачественные базовые масла, другие добиваются высоких показателей за счет использования значительного количества присадок, состав которых является коммерческой тайной производителя.
Какой будет реакция при взаимодействии различных присадок и смазочных жидкостей, нельзя сказать заранее.
Существует вероятность вспенивания смазки, появления осадка, снижения качества жидкости. Чтобы не столкнуться с подобными проблемами при переходе с одного типа масла на другой, рекомендуется промыть силовой агрегат.
- Фильтрующие элементы препятствуют прохождению исключительно нерастворимых элементов определенных размеров.
Скопление в фильтре растворимых частиц свидетельствует об использовании низкокачественной моторной смазки.
Удалить из силового агрегата растворимые загрязнения можно при помощи его промывки при смене масла. Нет необходимости промывать мотор каждый раз, когда вы проводите ТО. Делать это стоит во время каждой второй или третьей замены жидкости, при условии, что марка и вид смазки не меняются.
Выбирая промывочную жидкость и масло для двигателя, обращайте внимание на продукцию зарекомендовавших себя брендов. Какова бы ни была цена замены масла в двигателе, она в любом случае будет ниже, чем ремонт силового агрегата. Не стоит экономить и покупать дешевую жидкость сомнительного качества. Основу хороших смазок составляет промышленное масло, дополненное присадками, не представляющими угрозы для сальников и уплотнений.
В то же время говорить о пользе присадок, добавляемых в обычную смазочную жидкость для двигателя, которые способствуют промывке силового агрегата, пожалуй, не стоит. Ведь мотор в таком случае промывается смазкой, которая в любом случае загрязнена продуктами сгорания топлива.
О том, как выполняется промывка при замене масла в двигателе можно посмотреть здесь:
Нужно ли менять старый масляный фильтр при замене масла в двигателе
При замене масла в двигателе необходимо не только промыть силовой агрегат, но и поменять масляный фильтр. Эта операция не является прихотью производителей расходных материалов для автомобилей, она действительно необходима.
В процессе эксплуатации транспортного средства его силовой агрегат подвергается значительным нагрузкам. При изменениях температуры на моторе появляется некоторое количество сажи, которая может вызвать необходимость ремонтных работ. Сажа убирается смазкой, которая защищает ДВС от попадания в него грязи. А задерживается грязь фильтрами.
Проходя через фильтры, смазка подвергается очистке, после чего продолжает удалять копоть с деталей силового агрегата. Однако изношенный и загрязненный масляный фильтр не в состоянии справиться со своей задачей, примеси не оседают в безопасной зоне, а скапливаются в смазке. Жидкость теряет свои свойства, а элементы мотора подвергаются более быстрому износу.
Проверить, в каком состоянии находится фильтр, можно только после его снятия с ДВС. При этом, даже если визуально он выглядит нормально, возвращать его на место не следует. Если поступить таким образом, то через 2-3 тыс. км пробега, он засорится, не сможет эффективно препятствовать попаданию грязи в мотор, более того, начнет снижать характеристики вновь залитой смазочной жидкости. Таким образом, масло быстро придет в негодность, а перебои в работе силового агрегата будут обеспечены.
Исходя из этого, установка нового фильтра необходима при каждой замене масла в двигателе.
Замена масла в двигателе своими руками
При обслуживании силового агрегата чаще всего выполняют замену масла в двигателе. Операция не представляет особой сложности и под силу даже новичку. При смене смазочной жидкости не обойтись без:
- рожковых ключей;
- специального ключа для демонтажа масляного фильтра;
- емкости для отработанной жидкости;
- новой смазки;
- масляного фильтра;
- воронки (обрезанного горлышка пластиковой бутылки);
- ветоши.
Для тех, кто решает использовать жидкость другого типа, нужно также выполнить промывку силового агрегата. Необходимость в этой дополнительной операции возникает также при первой смене смазки в ДВС приобретенного автомобиля с пробегом (поскольку неизвестно, какой жидкостью пользовался прежний владелец).
Алгоритм бесплатной замены масла в двигателе будет следующим:
- Для начала стоит обратиться к технической документации авто, чтобы уточнить количество смазки и ее тип. Делать это лучше каждый раз, так как ошибиться может даже опытный специалист.
- Затем необходимо проверить уровень смазки в моторе. Для этого силовой агрегат прогревается до рабочей температуры и выключается. Ждать следует порядка 10–15 минут. За это время жидкость должна стечь в поддон картера. Для ускорения процесса можно открутить крышку маслозаливной горловины.
- Емкость следует подставить под сливное отверстие, пробку открутить, а затем подождать, пока смазка стечет. В процессе слива стоит проявить аккуратность, иначе можно обжечься горячим маслом.
- При необходимости промывки двигателя сливное отверстие необходимо закрыть, после чего добавить в силовой агрегат промывочную жидкость. Ее уровень должен быть несколько выше минимального уровня, обозначенного на щупе. Далее необходимо закрыть заливное отверстие.
- Затем заводится двигатель, время его работы указывается на емкости с промывочным маслом. Силовой агрегат должен функционировать на холостых оборотах, повышать их, а тем более допускать нагрузки на ДВС запрещено.
- После этого мотор следует заглушить, подождать 10–15 минут, открутить пробку и подождать, пока смазка полностью выльется.
- При замене фильтрующего элемента следует открутить крышку масляного фильтра либо снять фильтр полностью.
- Заменив фильтр новым, заполнить его корпус смазочной жидкостью, после чего поставить его на место и затянуть крышку. Затягивать ее следует аккуратно, чтобы не повредить, поскольку для производства фильтрующих элементов зачастую используются легкие сплавы или пластик.
- При смене картриджа фильтра перед его установкой необходимо заполнить фильтр смазкой, а также обработать резиновый уплотнитель, увеличив его прилегание. В таком случае при затягивании крышки требуется приложить большие усилия.
- После этого нужно закрыть сливное отверстие, залить необходимое количество смазки (уровень ее проверяется щупом). Поскольку жидкость стекает вниз, понадобится определенное время. Затем закрывается заливное отверстие.
- Далее запускается двигатель. Контрольная лампочка давления масла должна перестать гореть спустя 2-3 секунды. Силовой агрегат должен поработать на холостых оборотах в течение 5 минут. Одновременно с этим следует убедиться в отсутствии протечек смазочной жидкости.
- Затем мотор глушится, а спустя некоторое время проверяется уровень масла. При необходимости смазку следует долить.
Теперь можно сказать, что замена масла в двигателе успешно закончена.
Видео замены масла в двигателе:
Экспресс-замена масла в двигателе
Помимо традиционного, существует также экспресс-метод замены масла в двигателе автомобиля. В таком случае отработанная жидкость откачивается через заливное отверстие автономным масляным насосом.
К такому варианту замены в основном прибегают сотрудники станций технического обслуживания. Разница между ручными и профессиональными насосами заключается в объеме откачиваемой смазки. При помощи ручных аппаратов с небольшим объемом можно слить жидкость с одного двигателя, профессиональные, объемом до 45 л, позволяют обслужить 10–12 автомобилей.
Самостоятельная экспресс замена масла в двигателе позволяет:
- сэкономить время;
- не требует постановки машины на смотровую яму или эстакаду, а также частичной разборки силового агрегата;
- выполнить процедуру можно легко и быстро.
Впрочем, такая операция обладает и определенными недостатками, которые важно учитывать, собираясь выполнить самостоятельную замену масла в двигателе. Это:
- повышенная вероятность обламывания трубки насоса внутри силового агрегата;
- невозможность полностью удалить смазочную жидкость из мотора.
Сливая жидкость классическим способом, удалить смазку можно в полном объеме, экспресс-вариант не позволяет этого сделать.
При обслуживании дизельных или бензиновых силовых агрегатов необходимо проявлять особую внимательность. Строгое следование рекомендациям производителя, регулярная замена смазки в ДВС, избежание агрессивного стиля вождения позволит вам в течение длительного времени без проблем эксплуатировать автомобиль.
Для увеличения ресурса мотора необходимо пользоваться качественными горюче-смазочными жидкостями, поэтому при выборе минерального, полусинтетического или синтетического моторных смазок, не стоит стремиться к экономии. Сэкономить на стоимости замены масла в двигателе, можно потом потратить гораздо больше на его дорогостоящий ремонт.
Комментарии автолюбителей о замене масла в двигателе
- Прогрев «сухого» движка при замене? Не для всех.
«Много лет делаю так – откручиваю фильтр, потом завожу двигатель на 10 секунд, за это время вытекает еще около стакана смазки. Так лучше не делать, если в авто цепной привод ГРМ».
- Промывать двигатель при замене масла нужно грамотно.
«Промывать масляную систему мотора довольно интересно. Обычные 8-клапанные двигатели, в принципе, промывать можно. А вот 16-клапанные с гидрокомпенсаторами – категорически нельзя (мне известно по бывшему моему ниссану). Производитель говорит о том, что замену смазки надо делать чаще, но вот промывку не делать при этом из-за того, что оставшиеся после нее частицы забивают технологические отверстия в гидрокомпенсаторах. Как итог – последние приходится менять. Я сейчас не «пятнашке» катаюсь, двигатель не мою, масло использую полусинтетическое, меняю через каждые 10 тыс. км.
Мой опыт: на «четверке» постоянно промывал мотор, иногда солярку доливал в промывочную жидкость. В итоге на холостых оборотах сработала лампочка аварийного давления смазки. А ведь еще 8 тыс. км машина не прошла. После того как все разобрали, оказалось, что вверху все чисто до блеска, зато внизу… Все, что могло отложиться, отложилось в картере, сетка масляного насоса забилась полностью, вообще не функционировала. В общем, больше я промывками не увлекаюсь».
- Вместо промывочных масел – большая канистра обычного.
«Промывать надо не непонятно чем, а той же смазкой, которую будете заливать. То есть покупать надо не 4 л, например, а все 8. Так моему другу посоветовал механик, который всю жизнь в сервисе «Opel» проработал».
- Недостатки экспресс-замены масла.
«Раньше постоянно смазку в гараже менял, сливал старое через отверстие в поддоне картера. После того как новую машину купил, оказалось, у нее защита картера есть, а отверстия для слива нет. Потом думал, что делать – каждый раз защиту демонтировать или прибегнуть к экспресс-методу с насосом.
Мой совет: важно узнать, разрешает ли производитель авто отсасывать жидкость из мотора, а потом уже думать дальше. Если производитель не предусматривает такой возможности, то проще отверстие в защите сделать по размеру пробки».
- Замена масла на новом авто. Когда это делать и нужно ли?
«В сервисной книжке пишут, что если авто эксплуатируется в тяжелых условиях, то замену смазки в двигателе нужно выполнять в 2 раза чаще. В России и климат, и пробки, и поездки короткие, и пыль – в общем, как раз те самые трудные условия. Если в плане ездить без проблем 200–300 тыс. км, но не знаете, через сколько делать замену масла в двигателе, то лучше всего менять через каждые 7,5 тыс. км. Нет нужды покупать обязательно самое дорогое, достаточно, чтобы оно подходило по допускам. Официальных дилеров надо посещать через каждые 15 тыс. км, а в промежутках менять смазку, где больше нравится. Впрочем, если планируете поменять авто через пару лет, то можно и не заморачиваться».