Замена колодок стояночного тормоза: причины, этапы и нюансы
О чем речь? Замена колодок стояночного тормоза проводится в целях безопасности при движении транспортного средства. Тормозная система является крайне важной частью автомобиля, и при выходе ее из строя вся надежда на ручник. Но если и с ним есть проблемы, то безопасная езда и даже стоянка под вопросом.
Как? Рекомендуется не допускать значительного износа колодок стояночного тормоза. При первых же признаках стоит заняться заменой. Для этого потребуются ряд инструментов, оборудованное место и, конечно, определенные навыки.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Важность замены колодок стояночного тормоза
- Конструкция стояночного тормоза
- Назначение стояночного тормоза
- Признаки наличия проблем с колодками стояночного тормоза
- Как узнать степень износа колодок стояночного тормоза
- Инструменты для замены колодок стояночного тормоза
- Этапы замены тормозных колодок стояночного тормоза
- Нюансы замены тормозных колодок стояночного тормоза
- Мнение автовладельцев о замене колодок стояночного тормоза
Важность замены колодок стояночного тормоза
Однажды каждому автолюбителю придется столкнуться с такой злободневной проблемой, как замена колодок стояночного тормоза. Задачей этого узла является фиксация транспортного средства в неподвижном состоянии. Это наиболее важный элемент, обеспечивающий безопасность передвижения.
Бытует мнение, что какое-то время допустимо передвигаться на автомобиле с изношенными тормозными колодками и ни к чему страшному это не приведет. Ведь при необходимости машине все равно удастся затормозить, возможно, немного медленней.
Речь идет об износе передних колодок, которые являются важной частью гидравлической тормозной системы. Действительно, в случае если уровень износа детали не достиг критических показателей, автомобиль откликнется на нажатие педали тормоза и затормозит. Передние тормозные колодки могут служить примерно 10 тыс. км.
Однако воздействие различных факторов (погодно-климатические условия, особенности рельефа местности и т. п.) может привести к более раннему износу. В случае, когда элементы не меняли долгое время, они сотрутся полностью, что приведет к внезапному отказу тормозной системы. Минимально допустимая толщина деталей не должна быть менее 1,5 мм. Иначе резкое нажатие на педаль тормоза способно повлечь очень опасное для жизни явление – повреждение тормозного цилиндра.
В подобной критической ситуации спасти может только исправный ручной тормоз. Его колодки способны прослужить примерно в два раза дольше, однако сама процедура их замены в случае возникновения необходимости гораздо сложнее, чем при работе с гидравлическим тормозом. Из-за этого часто водители производят замену колодок ручного тормоза, когда уровень износа превышает все допустимые нормы.
Конструкция стояночного тормоза
Конструктивное устройство современного автомобиля предусматривает наличие трех видов тормозных механизмов, за счет которых машина снижает скорость, останавливается, не катится на стоянке.
- Рабочий механизм. Предназначен для замедления автомобиля. В случае необходимости – до полной его остановки. Он состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Рабочие тормозные системы обычно фрикционного типа и расположены непосредственно на колесах. Подразделяются они на дисковые и барабанные.
- Запасная тормозная дублирует функции рабочей при ее частичном или полном выходе из строя. Бывает автономной или дополнением рабочей системы. В любом случае торможение осуществляется за счет основной системы.
- Стояночная тормозная система обеспечивает дополнительную фиксацию транспортного средства в неподвижном состоянии, исключая возможность его непроизвольного скатывания. Вместе с тем, стояночный, или ручной, тормоз помогает осуществлять движение по наклонной поверхности. Ситуацией наиболее частого его применения можно отметить движение в заторах.
Работу ручного тормоза проще всего разобрать на примере тормозной системы с механическим приводом. Однако уже давно существуют более технологически сложные варианты его исполнения.
Ручной стояночный тормоз представляет собой систему, включающую в себя управляющий рычаг, который взаимодействует с фрикционными колесными дисками при помощи тяг и тросов.
Привести ручник в рабочее состояние можно, потянув рычаг на себя. Этот рычаг оснащен храповым колесом, обеспечивающим его фиксацию в рабочем положении. Далее усилие через специальные тросы передается на тормозные накладки задних колес.
Тормозных тросов может быть один, два, но чаще три. Еще в конструкцию входит уравнитель. Он связывает центральный трос с боковым, что обеспечивает равномерное распределение усилия между правым и левым колесами.
Тросы прикрепляются к основным деталям стояночного тормоза с помощью специальных регулируемых наконечников.Они в значительной мере облегчают обслуживание, в том числе подтяжку ручника, и позволяют регулировать узлы, не прибегая к замене основных комплектующих.
Для более детального описания процесса регулировки без отражения всех тонкостей принципов работы ручного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, остановимся на основных видах устройства:
- Тормозной диск удерживается при помощи дополнительной колодки, она при поднятии рычага ручного тормоза прижимается к рабочей поверхности диска посредством коромысла.
- Внутри тормозного диска находятся отдельные тормозные колодки. Механизм работает по тому же принципу, что и барабанные тормоза.
- Устройство тормозов с механическим подпором рабочего поршня. Тормозной поршень содержит полость, в которой размещен храповик (обеспечивает автоматическое сведение колодок), в который упирается шпилька с трапецеидальной резьбой. Вал с концентрической проточкой соединен с изогнутой штангой и при вращении приводит в движение шпильку.
Назначение стояночного тормоза
Чтобы говорить о том, имеется ли необходимость использовать ручной тормоз или делать это вовсе не обязательно, следует понять его изначальное предназначение. Как правило, в силу своей неопытности многие начинающие автолюбители не предают ему должного значения, пока не настанет момент сдачи экзаменов в ГИБДД.
Для многих учеников сдача экзамена по вождению начинается по такому алгоритму: сел, пристегнулся, подвинул сиденье, поправил зеркало, нажал сцепление, включил первую передачу. Экзамен можно считать законченным. Если автомобиль стоит под уклоном без ручника, то сразу покатится. Инспектор отправит кандидата на пересдачу.
На самом деле это еще не последний неприятный сюрприз, который способен преподнести стояночный тормоз. Стоит припарковать машину на дороге с уклоном и забыть поставить ее на ручник, она покатится. У такого явления возможны плачевные последствия.
Основные тормоза активируются при нажатии педали, стоит ее отпустить, колеса начнут крутиться свободно. Ручной тормоз блокирует колеса все то время, пока водитель не опустит рычаг.
Признаки наличия проблем с колодками стояночного тормоза
Когда автолюбитель бережно относится к своему транспортному средству, использует щадящий стиль вождения без резких торможений, износ колодок будет минимальным, а срок их службы увеличивается. В противном случае при резких рывках, если ручник не находится в крайнем нижнем положении, он перегревается и быстро выходит из строя, после чего потребуется провести замену тормозных колодок стояночного тормоза.
Компетентный мастер по ремонту автомобилей при проверке тормозной системы сможет в ходе визуального осмотра определить ее текущее состояние. Если в ходе диагностики будут выявлены повреждения, наличие признаков чрезмерного износа, необходимо провести замену колодок ручного тормоза. Если же ситуация не настолько критична, то узел чистят и регулируют.
Признаки неисправности тормозных колодок стояночного тормоза, на которые нужно обратить внимание при возникновении проблем с механизмом:
- При крайнем верхнем положении рычага стояночного тормоза, транспортное средство не удерживается на месте в неподвижном состоянии.
- Если рычаг ручника стал очень трудно подниматься или, наоборот, слишком легко.
О наличии подобных признаков неисправности необходимо информировать специалиста, это позволит своевременно осуществитьзамену колодок барабанного, стояночного типа. Сама процедура замены, как правило, стоит немного, это профилактика серьезных поломок тормозной системы.
Можно выделить следующие типы наиболее часто встречаемых поломок стояночной тормозной системы и ее основных элементов:
- Автомобиль не может удерживаться на одном месте, плохо управляется.
- Полный отказ тормоза, например его может заклинить. В таком случае необходима полная разборка тормозной системы для устранения неисправности.
- Стояночный тормоз заклинило во включенном положении, и движение автомобиля невозможно. Эта проблема также требует полной разборки для ремонта вышедших из строя элементов.
Как узнать степень износа колодок стояночного тормоза
Как правило, колодки стояночного тормоза подвержены менее интенсивному износу в отличие от рабочей системы. Они способны прослужить в среднем до 60 тыс. км пробега. Но, как уже было сказано, это не является абсолютным показателем, и в первую очередь срок их службы зависит от манеры езды водителя и насколько бережно он относится к эксплуатации ручного тормоза.
Некоторые автомобили оснащены колодками, имеющими индикатор износа, в таком случае не надо проводить дополнительную диагностику, чтобы выявить износ. В устройстве таких деталей имеются металлические пластины, которые издают характерный звук при трении о барабаны. Такая система оповещения делает невозможной эксплуатацию машины с неисправной тормозной системой.
Действия, которые необходимо произвести, чтобы проверить износ колодок стояночного тормоза:
- Снять колесо.
- Снять барабан.
- Измерить толщину колодок (как минимум 1,5 мм).
Проверка колодок передних колес представляет собой более простой технологический процесс. Нужно просто снять колеса и заглянуть в специальное отверстие для осмотра, через которое будет видно, насколько деталь изношена.
Следует регулярно проводить проверку колодок стояночного тормоза, независимо от условий эксплуатации автомобиля и манеры вождения.
Инструменты для замены колодок стояночного тормоза
Замена тормозных колодок стояночного тормоза – не очень сложная процедура, для нее понадобятся следующие инструменты и приспособления:
- смотровая яма, домкрат или эстакада;
- балонник;
- набор ключей;
- деревянный брусок;
- молоток или небольшая кувалда;
- пассатижи;
- отвертка;
- WD-40 для смазки.
Наиболее важным элементом оснащения для проведения данной работы является осмотровая яма или подъемник, без которых выполнить ее будет крайне сложно. Несомненно, есть категория водителей, которые компенсируют отсутствие ямы смекалкой и просто заезжают на высокий бордюр или подкладывают под автомобиль колеса. Но такие способы опасны.
Этапы замены тормозных колодок стояночного тормоза
Для проведения замены в соответствии с установленным регламентом работ необходимо соблюдать ключевые правила. Колодки стояночного тормоза являются самым скрытым элементом тормозной системы. Исходя из этого, перед установкой колодка должна быть надлежащим образом проверена.
Если выясняется, что происходит изменение усилий на рычаге данного элемента, в будущем это может привести к самопроизвольному движению транспортного средства (несмотря на то, что стояночный тормоз во включенном положении), необходимо проверить исправность тормозной системы и провести замену неисправных деталей, не подлежащих дальнейшей эксплуатации.
Основные мероприятия, которые производятся при осуществлении данных работ:
- Производится демонтаж задних тормозных барабанов, что в дальнейшем позволяет провести тщательный осмотр и при необходимости замену колодок стояночного тормоза.
- Если будет выявлено, что толщина колодки составляет менее 30 % от изначальных параметров, требуется обязательно произвести их замену, предварительно проверив соответствие размеров.
- Следующий этап представляет собой очистку колодок и их последующую регулировку. Последнее должны проводить специалисты по ремонту автомобилей, способные установить точные значения, необходимые для нормального функционирования узла.
- На завершающей стадии проверяется, насколько хорошо работает стояночный тормоз.
Нюансы замены тормозных колодок стояночного тормоза
При установке колодок на место после обслуживания или замены необходимо произвести смазку всех движущихся и трущихся элементов качественной высокотемпературной смазкой. Достаточно непростым этапом работы является установка чашечек на опоры, чтобы облегчить ее выполнение, нужно будет с одной стороны приспособить отвертку.
Также необходимо демонтировать тросик. Для работы понадобится состав WD-40, штырь подходящей длины, на случай если возникнет необходимость выбивать изнутри элемент конструкции. Сам процесс снятия тросика довольно прост, всего-навсего выкручиваем элементы крепления, и остается просто выдернуть тросик из уравнителя. Это приспособление расположено на самом конце стояночного тормоза, непосредственно под днищем автомобиля.
Все вышеперечисленные работы нужно проводить с соблюдением мер личной безопасности, надев перчатки и защитные очки.
Нередко в процессе замены колодок ручного тормоза выявляется сопутствующая проблема, выраженная в износе тормозного барабана. Соответственно, его тоже следует непременно поменять на новый. Вместе с тем трос ручника тоже может заклинить, тогда надо сначала устранить эту поломку, иначе ручной тормоз не будет работать, и установка барабана на колодки окажется невозможной.
Мнение автовладельцев о замене колодок стояночного тормоза
- Меняйте комплектом
«Иногда меняют только передние или задние тормозные колодки. Это неверно. Надо ставить минимум парой – комплект на ось, заднюю или переднюю, в противном случае при торможении автомобиль будет кидать в сторону. Даже если у вас стерлась всего одна колодка, лучше заметь все четыре сразу. Тогда проблема будет решена основательно. Если уж нет возможности, нужно поменять две на задних колесах, это как временная мера».
- Иногда нужна сила
«Прежде чем затягивать болт крепления диска, вкрутите хотя бы 3 болта крепления колеса: так тормозной диск отцентруется, и установка пройдет легче. Блок крепления предохранителей мне снять не удалось. Чтобы снять диск, пришлось применять грубую силу. Сначала надо поставить большую пружину, а потом тормозные колодки ручного тормоза».
- Некоторые модели требуют только оригинал
«Замена колодок стояночного тормоза на ХС90 оказалась крайне сложной процедурой.
Поэтому если СТО за эту адскую работу назначает небольшую цену, то смело можно довериться сервису. Очень уж сложного ничего нет… но система автонатяжителя стояночного тормоза очень усложняет жизнь.Прочитал массу российских форумов перед заменой. Не мог понять, почему эти сумасшедшие русские ставят оригинальные колодки, ведь без проблем можно купить ОЕМ, совсем не уступающие по качеству… Потом понял, что это не они тупые… И потратив много времени и нервов, я научился на своих ошибках и пришел к выводу, что на ХС90 подходит только оригинал!
Все, что мне попадались, не подошли. Самые близкие к оригинальным оказались колодки TEXTAR.
Встали… Но у них немного другой радиус и толщина в два раза тоньше. А это значит, что замена не за горами…». - Сразу поменяйте и смазку
«Завел для себя правило – при замене любых колодок на любых машинах полностью менять смазку в направляющих – смыть старую, высушить, новую залить. Смазка подвергается очень сильным температурным воздействиям от деталей, что со временем приводит к усыханию. Пыльники направляющих тоже не стоит оставлять без внимания, они со временем покрываются трещинами».
При необходимости замены колодок стояночного тормоза можно обратиться в специализированный сервисный центр. Механики таких компаний должны иметь необходимую квалификацию, наработанный опыт и навыки работы с подобными неисправностями, а также предоставлять гарантию на такие работы. От качественного обслуживания и ремонта тормозной системы автомобиля напрямую зависит уровень безопасности участников дорожного движения.