Замена двигателя автомобиля: способы и этапы
Вопросы, рассмотренные в материале:
О чем речь? Замена двигателя автомобиля – процедура непростая, требующая от владельца как технических навыков, так и прохождения бюрократических этапов.
На что обратить внимание? Новый двигатель нужно зарегистрировать. Если был выбран точно такой же мотор, то процесс будет недолгим, в противном случае придется запастись терпением.
Причины и способы замены двигателя автомобиля
Автовладельцы прибегают к замене двигателя в двух случаях – когда мотор просто непригоден к дальнейшему использованию либо очень хочется новый, отличающийся по параметрам.
- Полностью убитый мотор бывает проще заменить, чем ремонтировать. Причина может быть как в предельном износе, когда дорогостоящий ремонт просто немного отодвигает печальный финал, либо в очень серьезной поломке, когда опять же новый агрегат становится лучшим выходом.
- Серьезный тюнинг. Владельцу хочется добавить лошадиных сил настолько, что просто перепрошивкой ЭБУ или заменой отдельных деталей двигателя такого результата не добиться. В этом случае приходится устанавливать совершенно новый агрегат.
Если выбран второй сценарий, то есть четыре варианта покупки нового силового агрегата. Каждый из них небезупречен, поэтому при выборе нужно представлять себе их преимущества и недостатки.
Приобрести точно такой же новый двигатель
Это простой выход, если замена двигателя предстоит на свежем и не очень редком автомобиле. Для многих марок, таких как ВАЗ, ГАЗ, Renault, Mercеdes-Benz, двигатели продаются в магазинах, в крайнем случае можно заказать. Хотя это простой выход, но его недостаток состоит в том, что за двигатель придется заплатить несколько сотен тысяч рублей, практически цену подержанного автомобиля этой марки.
Всю информацию по силовому агрегату можно найти в техническом паспорте на него.
Приобрести точно такой же двигатель с пробегом
По цене этот вариант однозначно выигрывает по сравнению с первым. Однако нельзя быть уверенным в происхождении такого товара. На рынке много предложений контрактных моторов – под этим термином понимают силовые агрегаты, демонтированные с аварийных или сданных в утиль автомобилей где-то за границей. Выяснить историю такого мотора практически невозможно, поэтому остается риск купить товар с темным прошлым в виде серьезной аварии или угона.
Вероятность подобных сценариев существенно сокращается, если покупать мотор у серьезных компаний, а не с рук, даже у знакомых, или мелких фирм. Если подобное предложение вам попалось на маркетплейсе, стоит поинтересоваться, кто именно является конечным поставщиком.
Чтобы впоследствии не было проблем с заменой двигателя автомобиля, надо убедиться, что у контрактного мотора установлен родной блок управления и жгут кабелей. Тогда сводятся к минимуму риски несовместимости нового агрегата с вашим автомобилем, что является слабым местом многих контрактных двигателей.
Ряд японских и европейских заводов выпускают по нескольку версий одного и того же мотора, поэтому приходится разбираться во всех их нюансах, чтобы исключить ситуацию, когда все технические параметры двигателя такие же, как у вашего, однако поставить его не удается. В частности, посадочные места расположены в других местах, блок управления не может работать без определенного датчика, которого нет на новом двигателе.
И это далеко не все проблемы, которые можно встретить при замене двигателя автомобиля. Правильно подобрав все технические параметры и выбрав надежного продавца, вы все равно рискуете купить бракованный агрегат. Поскольку он уже использовался, то как минимум имеет износ – небольшие дефекты в картере, крышках клапанов, в блоке. Вы их можете сразу не увидеть, однако при эксплуатации они себя проявят, соответственно, скоро понадобится ремонт.
Купить новый или контрактный того же производителя, но другой по параметрам
Допустим, у вас Hyundai Solaris с двигателем 1,4 л. Однако сам производитель выпускает аналогичные модели с мотором 1,6, и именно на такой вы хотите заменить двигатель на своем автомобиле. Никаких препятствий к такому тюнингу нет ни технически, ни по закону. Однако некоторые инспекторы ГИБДД расценивают это как изменение заводской конструкции и требует от водителя провести техническую экспертизу.
Приобрести двигатель от другой модели больший или меньший по мощности
Такая переделка является вмешательством в конструкцию автомобиля, и поэтому надо хорошо разбираться в технической стороне вопроса, чтобы справиться со всеми предстоящими проблемами. Все узлы и механизмы автомобиля разрабатываются исходя из общего баланса надежности и безопасности. Приобретая силовой агрегат с иными характеристиками, в том числе по массе и габаритам, вы рискуете нарушить этот баланс.
Помимо прочего, замена двигателя автомобиля на агрегат с другими характеристиками требует согласования с ГИБДД, проведение экспертизы, поскольку считается изменением конструкции. Иначе машину после тюнинга нельзя будет поставить на учет.
Проверка двигателя перед покупкой
Убедиться, что двигатель не числится в угоне
Такую информацию можно найти на официальном сайте ГИБДД.
- Войдите в раздел «Сервисы» и кликните по строке «Проверка автомобиля».
- Внесите номер двигателя в строку «VIN/Кузов/Шасси».
- Система проверит данные и выдаст информацию, что двигатель числится в розыске, если есть сведения об угоне.
- Проверить документы.
На контрактный двигатель составляется отдельный документ – контракт, на основании которого он доставляется из-за границы с авторазбора.
[[rlink.4879]Продавец на такой товар обязан предъявить копию контракта и таможенную декларацию на двигатель. Последний документ подтверждает, что агрегат ввезен на территорию России на законных основаниях. Сделка купли-продажи оформляется отдельным договором, который нужно сохранить, как и чек оплаты.
Убедиться, что есть гарантия
Солидные компании выставляют двигатели на продажу только после того, как сами проводят диагностику и удостоверяются в работоспособности агрегата. Также они меняют расходники на б/у моторах. Выполнив такую работу, продавец способен дать гарантию, что в течение нескольких месяцев двигатель сможет проработать исправно.
Проверить агрегат на совместимость
Лучше всего, если в комплекте с мотором будет родной блок управления и жгут кабелей, тогда меньше возникнет проблем с совместимостью. Даже если мотор снят с точно такого же автомобиля, нет гарантии, что его можно будет подключить к вашему. Заводы в Японии и Европе выпускают по нескольку версий одной и той же модели, поэтому всегда остается вероятность несовместимости.
Этапы замены двигателя автомобиля
Демонтируем двигатель
Сначала надо изучить инструкцию по демонтажу мотора на вашей модели автомобиля. В Интернете ее можно найти без труда, причем процесс описан подробно и проиллюстрирован фотографиями и видеороликами.
Если схематично, то в первую очередь надо снять крышку капота, чтобы достать мотор было проще. После этого нужно отключить от мотора все кабели, начиная с аккумулятора. Лучше каждую операцию снимать на телефон, чтобы впоследствии при сборке не запутаться и ничего не пропустить.
Теперь можно приступать к непосредственно к демонтажу силового агрегата. Поскольку его вес может быть больше 100 кг, нужно проявить осторожность и соблюдать технику безопасности, чтобы ничего не повредить. Прежде всего снимается навесное оборудование и выхлопная система. Затем нужно отсоединить все патрубки и шланги охлаждающей системы и топливопровода. Далее мотор закрепляется на лебедке (если автомобиль размещен на подъемнике, то под него ставится специальный поддон) и откручиваются крепежные элементы, удерживающие его на амортизационных подушках. Обычно таких бывает три штуки.
Вынимать мотор можно вертикально наверх лебедкой, что проще всего, особенно если замена двигателя легкового автомобиля выполняется в условиях гаража. Чтобы машина не мешала, после этого ее можно выкатить. Если же автомобиль размещен на подъемнике, то двигатель опускается на размещенный заранее под ним поддон, а сама машина поднимается вверх.
Монтаж нового двигателя
Рабочее место нужно подготовить, убрать с него все ненужное и лишнее. Сборка проводится в обратном порядке. Заменяя двигатель автомобиля, рекомендуется поставить новые подушки.
Закрепив силовой агрегат на амортизационных подушках, присоединяют выхлопную систему и подключают шланги, патрубки топливопровода. При этом прокладки надо поставить новые. Затем присоединяют кабели, контролируя свои действия по сделанным ранее фотографиям.
На последнем этапе присоединяются магистрали топливной системы и заливаются технические жидкости – масло и охлаждающее. Старые жидкости использовать не надо, надо купить свежее масло и тосол в соответствии с рекомендациями для вашей марки автомобиля.
Далее нужно осмотреть силовой агрегат в сборе, убедиться, что ничего не пропустили, все датчики трубки и провода подключены, нигде нет никаких утечек. После этого можно пробовать заводить двигатель.
Когда мотор завелся, еще раз следует убедиться в отсутствии течей.
Регистрация нового двигателя автомобиля
При замене двигателя автомобиля порядок оформления документов зависит от того, насколько параметры старого и нового агрегатов отличаются между собой.
Мотор меняется на такой же самый
Не имеет значения, новый устанавливается мотор или с пробегом, если его характеристики абсолютно такие же, как у штатного, то на основании требований п. 52 постановления № 1764 от 21.12.2019 (ред. от 21.04.2022) Правительства Российской Федерации сведения в Государственный реестр транспортных средств о номере нового двигателя вносятся по результатам осмотра, который выполняет сотрудник регистрационного подразделения. При этом у последнего имеется право проверить, не находится ли двигатель в розыске. Хозяин автомобиля на такой случай должен предъявить документацию на силовой агрегат, а именно договор купли-продажи и кассовый чек.
Мотор меняется на другой, отличающийся по характеристикам от штатного
Отличия могут выражаться не только в основных параметрах, но даже и во второстепенных, например экологическом классе. Регистрация в соответствии с вышеуказанным постановлением возможна только при наличии свидетельства, удостоверяющего, что транспортное средство после внесения изменений в его конструкцию соответствует технике безопасности. Для получения такого документа необходимо пройти процедуру:
- До того как выполнить замену двигателя автомобиля, надо получить документ, обосновывающий такую техническую возможность. То есть потребуется экспертиза от регионального уполномоченного центра, перечень которых можно найти на сайтах Федеральной службы аккредитации и Евразийского экономического союза.
- Подготовить пакет бумаг: паспорт, ПТС, СТС, договор купли-продажи на двигатель, техническое описание автомобиля с указанием планируемых изменений в конструкции.
- Если по заключению экспертов замена двигателя автомобиля признается возможной, но квалифицирована как изменение конструкции транспортного средства, необходимо в уполномоченных организациях получить еще один документ, в котором прописано, что нужно сделать для обеспечения безопасности автомобиля. Перечень работ приводится в двух частях, одну из которых обязаны выполнять квалифицированные сотрудники, а вторую владелец может произвести самостоятельно. Информация из данного заключения вместе с VIN -номером транспортного средства заносится в соответствующие единый реестр.
- Иногда перед владельцем выдвигается требование предоставить сертификат соответствия на мотор. Этот документ по заявке гражданина оформляет та же самая экспертная организация.
- На сайте «Госуслуги» оформить заявление в ГИБДД (любое отделение по выбору) на выдачу разрешения на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Платить за эту услугу ничего не надо. ГИБДД отвечает на запрос на протяжении трех дней. Может быть вынесен отказ, тогда в ответе будут соответствующие обоснования.
- При наличии разрешения можно приступать к тюнингу, который выполняет автосервис, обладающий сертификатом на проведение работ по замене двигателя автомобиля.
- Когда сотрудники сервисной организации справятся с заданием, они обязаны выдать заявление-декларацию о проведенных работах. Аналогичный документ составляет и владелец автомобиля, указывая в нем все изменения, которые он выполнил самостоятельно в соответствии с полученным разрешением.
- Затем вызывается эвакуатор, который отвезет автомобиль на финальную техническую экспертизу, проводимую уполномоченными организациями. Если осмотр обнаружит нарушения технического регламента, то владельцу выдадут предписания со списком доработок, и после устранения несоответствий потребуется повторная экспертиза.
- После получения окончательного протокола нужно провести техосмотр, информация из которого заносится в диагностическую карту.
- Пройти процедуру перерегистрации в ГИБДД. Помимо обычного пакета документов (паспорт, ПТС, СТС, квитанция об оплате госпошлины), прикладываются дополнительные бумаги: предварительное заключение технической экспертизы, финальное заключение технической экспертизы, сертификат соответствия (при наличии) на двигатель, заявление-декларация сервис-центра и копия его сертификации, новая диагностическая карта.
Часто задаваемые вопросы о замене двигателя автомобиля
Могут ли отказать при регистрации замены двигателя автомобиля?
Такое случается, когда новый двигатель нарушает баланс частей машины в такой степени, что необходимо дорабатывать несущие механизм. Возникает риск, что транспортное средство перестает быть безопасным либо ухудшаются его экологические характеристики. Еще причины отказа – отличие маркировки двигателя в ПТС и на блоке самого агрегата, если эксперт заподозрит, что номера пытались менять. По номеру двигателя можно проследить его историю и юридическую чистоту – работал ли он на территории России, числятся ли за владельцем штрафы, был ли в угоне и пр.
По каким факторам можно понять, что износ у двигателя предельный?
Следующие признаки указывают на то, что мотор доживает последние дни:
- При работе слышится громкий металлический стук. Это свидетельство износа подшипников. Их нужно срочно менять, иначе возможны уже серьезные поломки двигателя.
- Дым из-под капота. Это случается, когда двигатель раскалился, что чревато деформацией основных его деталей.
Можно ли провести замену двигателя автомобиля, но не регистрировать?
Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств, в конструкцию которых вносились изменения, без регистрации по соответствующей процедуре. Нарушителя оштрафуют первый раз на 500 руб. При этом информация попадает в базу, и в течение года за повторное нарушение водителя оштрафуют на 5000 руб. или лишат прав на срок от месяца до трех. Кроме того, автомобиль могут снять с регистрации за самовольную переделку.
Таким образом, замена двигателя автомобиля возможна без хлопот, если новый мотор аналогичен по параметрам штатному. Но и в этом случае следует ответственно выбирать агрегат на замену, чтобы он не стал причиной дополнительных проблем.