Высоковольтные провода ВАЗ: схема подключения, цена, порядок
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужны высоковольтные провода зажигания
- Причины и признаки неисправности высоковольтных проводов зажигания
- Какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания
- Как проверить высоковольтные провода зажигания
- Схема подключения высоковольтных проводов
- Как часто нужно менять ВВП?
- Как выбрать высоковольтные провода?
- Рекомендации по замене
Зачем нужны высоковольтные провода зажигания
Высоковольтные провода передают электрические импульсы от катушек зажигания к свечам и должны соответствовать определенным требованиям:
- устойчивость к высокому напряжению (до 40 кВт);
- минимизация потерь при передаче электроэнергии;
- создание минимальных помех для радиоприборов и прочей электронной аппаратуры;
- достаточная изоляция, предотвращающая утечки тока;
- сохранение свойств в широком температурном диапазоне: одинаковая работа и в -30 в зимнее время, и при температуре двигателя свыше +100 градусов Цельсия летом.
Для минимизации потерь сопротивление высоковольтной электрики рекомендуется уменьшить. Низким сопротивлением обладают использовавшиеся с давних времен провода с жилой из меди. Однако данная проводка имеет существенный недостаток — она дает сильные электромагнитные помехи, что особенно стало ощущаться с массовым внедрением радиоприемников, телевизоров, современных бортовых автомобильных компьютеров и прочих устройств.
Для устранения этого недостатка в высоковольтную сеть зажигания добавили дополнительный резистор, подавляющий помехи. Он встраивается в ротор распределителя, непосредственно в свечу либо в ее колпачок в разных вариантах. Угольный электрод, расположенный в крышке распределителя, также обладает сопротивлением.
Причины и признаки неисправности высоковольтных проводов зажигания
Без проверки высоковольтных проводов зажигания могут возникнуть определенные проблемы. Двигатель начнет «троить», его мощность значительно упадет. Кроме того, может выйти из строя система запуска автомобиля. Данная неисправность требует немедленного устранения, иначе из строя способна выйти уже вся система зажигания, а из-за сбоев в работе мотора в механических узлах машины возникнут неисправности.
Возможные причины неисправности
Чаще всего проверка показывает, что проблема заключается в естественном износе высоковольтной проводки зажигания. Поскольку она находится очень близко к двигателю, то испытывает на себе существенный температурный перепад, который зимой в течение суток может превышать 100 градусов Цельсия.
Качество изоляции провода со временем снижается, появляются трещины, через которые внутрь попадают пары антифриза и омывающей жидкости, дорожные реагенты, масла и обычная влага. Если при этом глубина трещины на изоляции достигает жилы, возможен пробой высоковольтного импульса на массу. Ток зажигания в таком случае не доходит до свечей.
Зачастую в результате проверки выясняется, что имело место механическое воздействие на провод. Как правило, это происходит в местах соединения проводника с контактами свечей и катушек зажигания. Во время монтажа высоковольтной проводки важна правильная ее укладка с обязательным использованием обжимных хомутов из полиэфирвинила для защиты от чрезмерного механического воздействия.
Наконец, проверка может показать, что высоковольтная электрика повредилась по причине превышения предельного напряжения. Это может произойти при пробое катушки зажигания в первичной обмотке.
Признаки неисправности
Вероятная неисправность высоковольтной проводки способна проявиться следующими признаками:
- запуск мотора затруднен, особенно в дождливую погоду;
- двигатель во время езды периодически «троит», также это наблюдается при движении на холостом ходу и при «холодном» запуске;
- в приемнике и усилителе магнитолы, в другой усилительной аппаратуре появились сильные помехи;
- расход горючего заметно увеличился;
- провода изменили цвет, проявились места пробоя и утечек в виде темных пятен.
Принцип работы
Изначально на карбюраторных автомобилях система работала за счет наличия катушки зажигания. В инжекторах все несколько иначе.
- Изначально в работу включается катушка зажигания, генерирующая ток высокого напряжения. Работает катушка по принципу магнитной индукции;
- Потом к работе подключается электронный блок управления МЗ, выполняющий функции контроля, передачи команд, обеспечивает поступление необходимого по характеристикам тока на свечи зажигания;
- Далее уже свечи активируют искру, происходит воспламенение и так далее.
Расположение
Любые работы, связанные с ремонтом, проверкой, профилактикой модуля зажигания будет невозможно выполнить, если не знать элементарные вещи — расположение устройства.
Отыскать МЗ (модуль зажигания) можно в подкапотном пространстве. Отыщите высоковольтники, которые идут к свечам зажигания. Один конец подключен к ним, а второй идет к модулю. МЗ имеет небольшие размеры и заключен в корпус из пластика.
Какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания
Для того, чтобы получить наиболее полные сведения об исправности либо неисправности высоковольтного провода применяют метод измерения его физических параметров.
Самый простой электроизмерительный инструмент, который должен находиться в багажнике любого автомобиля, — мультиметр. Простенький небольшой мультиметр китайского производства имеет размер чуть больше двух спичечных коробков, стоимость около 300 рублей.
В проводах высокого напряжения проверяют два основных параметра: сопротивление токоведущего проводника и сопротивление изоляции. Второй параметр измерить при помощи обычного мультиметра нельзя, для этого необходимо иметь дорогостоящий мегаомметр, так как сопротивление изоляции должно составлять несколько сотен мегаОм.
Сопротивление центрального проводника должно быть в пределах от нуля до нескольких килоОм. Это зависит от типа высоковольтных проводов и наличию ограничивающего сопротивления в системе зажигания.
Ограничивающие сопротивления начали применять, когда автомобили стали оснащать радиоприемными устройствами. Они значительно уменьшают уровень радиопомех. Кроме того, они имеют еще одну важную функцию зашиты катушки зажигания и схемы управления от пробоя в случае перегрузки по высоковольтной цепи. Это возможно, если свеча имеет закорачивающий нагар, а также при пробое высоковольтного провода на кузов автомобиля.
Во многих автомобилях ограничивающие сопротивления ставят в бегунок, в некоторых автомобилях свечи имеют ограничивающий резистор. Иногда резисторы вставляются в колпачки свечей. Но в большинстве авто применяется распределенное сопротивление внутри высоковольтных проводов.
Иначе говоря, токоведущая жила высоковольтного провода выполнена из проводника с высоким удельным сопротивлением:
- нихром, сплав никеля с хромом;
- хлопчатобумажные нити, пропитанные раствором сажи, сопротивлением около 20 кОм/метр;
- полимерный токопроводящий материал с сопротивлением около 15 кОм/метр;
- стекловолокно с напылением графита.
Иногда такой проводник имеет форму спирали, как в электроплитках. Для проверки высоковольтных проводов мультиметр необходимо переключить в режим измерения сопротивления на предел 20 кОм. Далее подсоединить щупы прибора к противоположным выводам провода.
Измеряемое сопротивление не должно превышать сопротивление 20 килоОм (обычно эта величина находится в пределах от 500 до 3000 Ом). Для проводов зажигания с распределенным сопротивлением его величина зависит от длины высоковольтного кабеля.
Как проверить высоковольтные провода зажигания
Проверка высоковольтных проводов зажигания на пробой осуществляется одним из трех способов.
Например, визуальный осмотр является наиболее простым способом проверить и обнаружить повреждения изоляционного слоя высоковольтной проводки. В процессе такой проверки нужно убедиться, что на поверхности изоляции отсутствуют трещины, надрезы и заметные потертости.
Определить визуально пробой можно по искрению. Для этого в темное время суток достаточно открыть капот автомобиля, завести мотор и выключить освещение. Пробой изоляции будет заметен невооруженным глазом по пробегающим по проводке искрам.
Условные обозначения
Для удобства обслуживания и монтажа электрические провода на схемах выполнены различными цветами, идентично проложенным в авто, чтобы можно было визуально определять их назначение. Цвета для краткости указаны по первым буквам названия:
- Голубой – «Г»;
- Коричневый – «К»;
- Серый – «С»;
- Белый – «Б»;
- Оранжевый – «О»;
- Желтый – «Ж»;
- Черный – «Ч»;
- Зеленый – «З»;
- Розовый– «Р».
Справочно: красный провод традиционно используется для подачи питания с плюсовой клеммы генератора или аккумуляторной батареи. Поэтому на всех схемах, которые содержит заводская инструкция, он обозначен буквой «П».
Схема подключения высоковольтных проводов
Подключение новых или снятых старых проводов необходимо производить строго по определенной схеме. В противном случае искра не будет совпадать со тактом сжатия в блоке цилиндров. Иными словами, когда топливная смесь будет готова к воспламенению в цилиндре, необходима подача искры для ее зажжения. При неправильном подключении искра в необходимый момент не появится и воспламенения не произойдет, что сделает запуск двигателя невозможным.
Схема
Порядок и счет цилиндров двигателей ВАЗ начинается от привода ремня ГРМ, слева направо, то есть первый цилиндр будет у ремня ГРМ, а 4-ый у маслоналивной горловины.
Чаще всего на модуле зажигания указывается номер цилиндра, но бывают случаи, что на модуле не имеется обозначений, то тогда необходимо подключать цилиндры по схеме указанной ниже:
- Первый цилиндр подключается к нижнему левому контакту на МЗ;
- Второй цилиндр подключается к верхнему левому контакту на МЗ;
- Третий цилиндр подключается к верхнему правому контакту на МЗ;
- Четвертый цилиндр подключается к нижнему правому контакту на МЗ;
Как часто нужно менять ВВП?
Завод-изготовитель не дает пояснений, насколько часто нужно производить замену ВВП, потому большинство автомобилистов занимаются процедурой лишь тогда, когда проблема становится очевидной. Причиной чаще всего становится изоляция, которая рассыхается и рассыпается со временем от высоких температур и влажности.
Как выбрать высоковольтные провода?
Важно не только грамотное подключение высоковольтных проводов на ВАЗ 2114, но и выбор детали. Во время покупки следует ориентироваться на два основных фактора – сопротивление, и пробивное напряжение.
Чем слабее уровень сопротивления, тем быстрее импульс будет передаваться. А величина пробивного напряжения показывает насколько ВВП будут устойчивыми и долговечными.
Имея доступ к характеристикам проводов разных марок, можно сравнить их, и выбрать оптимальный вариант для себя и своей машины. Ниже представлена сравнительная таблица пронепроводов различных брендов на ВАЗ 2114.
PS: Вам удалось заменить свечные провода? Может у вас остались какие-либо сложности или вопросы? Тогда обязательно напишите об этом в комментариях, и мы постараемся вам помочь!
3 совета по выбору высоковольтных проводов зажигания
Составные части высоковольтного провода — это токоведущая жила, изоляционный материал, металлические контактные клеммы и колпачки. Иногда дополнительно в состав комплекта включают гребенки, аккуратно собирающие всю проводку в один жгут. Исходя из используемых материалов и технологии изготовления, вся свечная проводка условно разделяется на 3 категории.
Ко второй категории относят одножильную высоковольтную проводку зажигания с изоляцией из поливинилхлорида или разновидности полиуретана (EPDM). Данные изделия требуют проверки и использования дополнительных резисторов, подавляющих помехи.
Изоляционный слой из ПВХ чувствителен к длительному воздействию низкой и высокой температуры, бензиновых паров, в результате чего изоляция со временем трескается. В образовавшиеся трещины попадает влага, резко снижающая сопротивление жилы и приводящая к утечкам тока. Большая часть отечественной автомобильной продукции по сей день оснащается высоковольтной проводкой именно из этой категории.
В самых современных модификациях применяются жилы из различных неметаллов (стекловолокно, полимерные материалы, графит, кевлар, лен и хлопок, а также всевозможные сочетания указанных материалов). Для изготовления изоляционного слоя в этих проводах используется силиконовая резина, обеспечивающая высокое напряжение на пробой и отсутствие утечек тока в системе зажигания, которые можно выявить проверкой.
Эти качества в результате увеличивают мощность искры и общую мощность двигателя. Обеспечивается наиболее полное сгорание топлива и его оптимальный расход.
Все изделия соответствуют существующим техническим требованиям, отличие между категориями состоит лишь в цене и в ресурсе. Для сравнения, минимальный ресурс силиконовых изделий производства ставропольской компании «Цитрон» составляет 160 тысяч км пробега (срок службы при этом неограничен), несиликоновые же модели, как показывает проверка практикой, могут прослужить от силы 50 тысяч км либо до 3 лет эксплуатации в природных условиях России.
Стоимость силиконовой проводки при этом выше стоимости классической в 3-4 раза. Задача покупателя в данном случае — выбрать компромиссный вариант между ценой и долговечностью. Помогут с выбором высоковольтных проводов зажигания некоторые советы и рекомендации.
Рекомендации по замене
Никогда не вынимайте и не прикасайтесь руками к высоковольтным проводам при работающем двигателе, так как там очень высокое напряжение способное нанести серьезный вред здоровью человека. Замену необходимо производить только на качественные и надежные провода, а лучше всего с новым комплектом свечей.
Как правильно подсоединить провода
При замене высоковольтных проводников сначала их подключают к распределителю зажигания. Крышка трамблера удобна тем, что устанавливается всегда в одном положении. На ней стоит специальная метка, благодаря которой разместит деталь на месте не составит труда. Прежде чем подключить провода, осмотрите крышку. Она должна быть целой, так как при появлении трещин работоспособность этого узла не гарантирована.
Метка на крышке трамблера располагается рядом с гнездом провода первого цилиндра. Порядок работы цилиндров слегка нарушен (1-3-4-2) из-за бегунка зажигания. Он движется по кругу (распределителю) против часовой стрелки. Именно по этому принципу движения бегунка, легко запомнить порядок расположения проводов. Подключать на карбюраторных и инжекторных ВАЗ-2109 их нужно по одному принципу. На крышке трамблера подключайте провода по принципу движения бегунка, только так вы сможете выставить зажигание правильно:
- у метки расположено гнездо первого цилиндра;
- в самом низу подключается третий;
- на одной линии с гнездом первого, располагается место для провода к 4-му цилиндру;
- в верхней точке подключается второй цилиндр.
На самом двигателе нумерация цилиндров идет от места расположения ремня ГРМ к стартеру, то есть слева направо. Ближе всего к стартеру располагается четвертый цилиндр, а к ремню ГРМ первый. При подключении важно смотреть из какого гнезда крышки трамблера идет провод, если перепутать их расположение автомобиль не заведется.
Если вы подключили провода правильно, но автомобиль все равно не заводится, то проблема может быть в них самих. Проверьте высоковольтные проводники на целостность. Если вы давно их не меняли, стоит купить новый комплект.
Особенность этих проводов в том, что с течением времени на их поверхности могут образовываться микротрещины. Они приводят к отсутствию искры при работоспособной системе распределения зажигания. В эти трещины попадает влага и пыль, что портит провод изнутри, хотя снаружи он кажется целым.
Автолюбители рекомендуют приобретать комплекты высоковольтных проводов от зарубежных производителей, так как они служат гораздо дольше стоковых или отечественных. Вместе с проводами желательно заменить свечи, особенно если на их поверхности появились трещины или нагар. Это необходимо, чтобы после ремонта проблем с зажиганием у вас точно не возникало.
Проверка работоспособности
Чтобы точно определить, пришло ли время менять высоковольтные провода ВАЗ, необходимо проверить их работоспособность мультиметром.
Данная операция займет у вас не больше 15 минут:
- Выключаем зажигание;
- Снимаем провода: первый конец отсоединяем от модуля зажигания, второй от цилиндра;
- Переводим тестер в режим омметра и подсоединяем щупы мультиметра к контактам провода.
Если высоковольтные провода на ВАЗ 2114 находятся в нормальном техническом состоянии, мультиметр покажет сопротивление в пределах величины, указанной на изоляции провода, если показания отличаются — требуется замена бронепроводов на ВАЗ 2114. Повторить процесс необходимо на каждом проводе по очереди.
Если проверка показала неутешительные результаты, существует возможность того, что проблема возросшего сопротивления кроется в окислившихся контактах. В таком случае ВВП можно попытаться реанимировать, протерев контакты ВД-40 либо жидкостью для очистки карбюраторов.
Также причиной возникновения проблем с зажиганием может стать пробой ВВП. Определить его можно визуально в темное время суток — возьмите фонарик и откройте капот четырнадцатой, найдите и осмотрите бронепровода, если вы заметите легкое искрение на изоляции — ВВП пробиты и их нужно менять.
Сроки эксплуатации проводов
По рекомендациям производителя (АвтоВАЗа), замена проводки должна производиться через каждые 30 тыс. км пробега. Чаще всего автолюбители игнорируют эти рекомендации, не меняют по 100-150 тыс. км пробега, когда на ней нет механических повреждений.
Тем не менее при превышении эксплуатационного ресурса, даже если видимые повреждения отсутствуют, увеличивается внутреннее сопротивление, что влияет на передачу электрического импульса. Возможны проблемы с зажиганием, разгоном. Из-за задержки подачи тока на свечи нарушается нормальный ритм работы двигателя. Необходимо следовать советам производителя, меняя проводку каждые 25-30 тыс. км пробега.
При подсоединении новых проводов нельзя использовать для фиксации пластиковые хомуты. Обязательно нужно разделять их гребенчатым держателем, который входит в комплект поставки.