Высокий уровень антифриза: причины и способы устранения проблемы
О чем речь? Нередко поводом для беспокойства становится не утечка, а, наоборот, высокий уровень антифриза. Причин такого явления может быть с десяток: от банального перелива до перегрева мотора. Что же делать, если обнаружили подобную проблему?
Как исправить? Главное – не паниковать. Первым делом осмотрите подкапотное пространство на предмет протечек. Вспомните, когда последний раз доливали охлаждающую жидкость. Если визуальный осмотр не помог, нужно ехать на СТО, только там правильно определят причину неисправности.
Вопросы, рассмотренные в материале:
На что влияет уровень антифриза и как распознать его превышение
Охладительный контур автомобиля включает в себя водяную рубашку картера, радиатор, соединительные патрубки и расширительный бачок. Все эти элементы соединены герметично и обеспечивают циркуляцию охлаждающей жидкости. Причем контуров охлаждения два: малый – в обход радиатора (по нему антифриз движется, пока двигатель еще не нагрелся, – тосол здесь проходит через печку, головку блока цилиндров и сам блок цилиндров) и большой (туда входят уже радиатор и расширительный бачок).
Процесс нагрева и поддержания температуры охлаждающей жидкости отслеживается специальным датчиком-термостатом. Регулирование осуществляется посредством изменения объема антифриза, циркулирующего в контуре. Часть жидкости может сливаться в расширительный бачок, а также при необходимости подтягиваться из него обратно.
Иногда возникают ситуации, года требуется слив излишков антифриза, образующихся вследствие термического расширения жидкости в результате ее нагрева. Давление тосола при этом не вырастет, и в магистрали не образуются воздушные и паровые пробки. Если же этого не сделать, то возрастающее давление охлаждающей жидкости может разорвать патрубки и шланги. Вот почему очень важно отслеживать уровень охладителя в бачке.
Очень опасно заливать ОЖ больше необходимого объема. Если уровень антифриза будет буквально на 5-7 см выше максимума, то крышку расширительного бачка (как самый уязвимый элемент в системе) может запросто сорвать, при этом относительно холодный тосол выплеснется на раскаленный силовой агрегат. А резкие перепады температур представляют собой большую опасность для любого мотора.
Для того чтобы предохранить двигатель от подобного развития событий, нужно вовремя проверять состояние охлаждающей жидкости, а точнее, ее уровень во время различных циклов работы двигателя. При прогреве в нормальном режиме уровень антифриза может оказаться незначительно выше нормы. Необходимость проверки системы в условиях сервисного центра возникает, если наблюдаются следующие явления и эффекты:
- при появлении на стыках шлангов и патрубков всевозможных наростов;
- при образовании на поверхности расширительного бачка цветного налета или же если на пробке появляется белая эмульсия;
- если под машиной после стоянки образуются странно пахнущие пятна маслянистой жидкости;
- если приходится регулярно доливать антифриз;
- если вместе с выхлопными газами при работающем двигателе выходит белый пар;
- если низ радиатора перманентно влажный.
О проблемах также красноречиво говорит не только опустившийся ниже минимума уровень антифриза в бачке, но и, наоборот, поднявшийся. Далее расскажем о том, что же будет, если залить антифриз выше нормального уровня.
Нормальный уровень антифриза
Разумеется, проверку уровня охлаждающей жидкости нужно осуществлять, когда двигатель уже остыл. Проверять во время остановки или непосредственно сразу по прибытии в конечную точку маршрута опасно – тосол в бачке имеет ту же температуру, что и в контуре (до 135 градусов), а потому крышка бачка весьма горячая. Можно легко получить серьезные ожоги.
Во-вторых, тосол в контуре неизбежно испаряется (как и любая жидкость), а значит, он находится там под давлением. Открытие крышки бачка при горячем антифризе приведет к тому, что он резко закипит и расширится, причем весь и сразу. То есть горячий маслянистый тосол с температурой выше 100 градусов прыснет под давлением в разные стороны, что также чревато получением серьезных ожогов, но теперь уже окружающими.
Однако проверять уровень горячего тосола при закрытой крышке также не стоит. Он циркулирует по системе, и для того, чтобы понять его истинный уровень, ему нужно дать стечь и стабилизироваться («успокоиться»). Поэтому по-настоящему объективные данные о его уровне вы сможете получить только при полностью остывшем двигателе – жидкость должна находиться между отметками Min и Max. А если уровень антифриза выше максимального, то это чревато не только разрывом охладительного контура, но и:
- некачественным охлаждением мотора;
- выходом из строя водяной помпы.
Отметьте разок, каким должен быть уровень тосола в расширительном бачке. Далее, производя наблюдения, вы сможете заметить, когда изменение уровня происходит слишком резко и быстро. В таких случаях нужно не затягивать и оперативно посетить сервисный центр для диагностики. А вот если из выхлопной трубы начинает валить беловатый пар – это говорит о том, что охлаждающая жидкость пробила головку блока цилиндров.
В состав системы охлаждения входят:
- радиатор;
- вентилятор принудительного воздушного продувания радиатора;
- водяная помпа;
- термостат;
- шланги и патрубки;
- датчики;
- ремни приводы.
Суть работы охлаждающей системы состоит в том, чтобы забирать тепло от чрезмерно нагревающихся элементов двигателя (блока цилиндров и головки блока) и переносить тепло в радиатор, где происходит его сброс в окружающую атмосферу. Таким образом, контролировать нужно не только уровень тосола в бачке, но также и в радиаторе, потому что, если он окажется наполовину пустой, то это значит, что и охлаждение будет осуществляться вполовину менее эффективно.
Как же определить оптимальный уровень жидкости в радиаторе, чтобы не перелить тосол в контур?
- Остановите автомобиль на ровном и чистом асфальте
- Осмотрите крышку радиатора
- Крышку удалите, а для гарантии того, что вы не обожжете руки, используйте тряпку
- Проконтролируйте уровень антифриза
- На баке переполнения отыщите колпачок тосола и уберите его
- Отдельно замерьте температуру точек замораживания и кипения тосола
- В случае необходимости долейте антифриз в радиатор
Данную операцию лучше осуществить после передвижения на небольшое расстояние (если поездка на машине была длительной, то придется ждать 2-3 часа, пока мотор не перестанет быть излишне горячим). Не дожидаясь полного остывания двигателя, следует визуально (снаружи, без открывания крышки расширительного бачка) проверить уровень жидкости. Разумеется, мотор должен быть заглушен.
Находясь под давлением, она не должна пропускать никаких испарений (соответствующий маркер будет свидетельствовать, что в системе присутствует повышенное давление). В вашем случае давление должно находиться на таком уровне, при котором открытие крышки не вызовет мгновенного закипания жидкости с неизбежным ее разбрызгиванием.
Тосол присутствует не только в расширительном бачке, но и в раздаточном баке радиатора, а также в промежуточном резервуаре. Последняя емкость нужна для того, чтобы разбавить холодной жидкостью тот тосол, который поступает непосредственно к радиатору от блока цилиндров, и при этом имеет повышенную температуру (этот резервуар небольшой). Случается, что уровень тосола в радиаторе падает ниже возможного минимума. В этом случае также следует вызывать эвакуатор и отправить машину на СТО.
Дело в том, что в результате длительной эксплуатации свойства охлаждающей жидкости ухудшаются: она медленнее нагревается и дольше остывает, в результате чего охлаждение мотора осуществляется менее эффективно. Вышеуказанные замеры температур осуществляются при помощи специального прибора – ареометра.
Заливать жидкость можно не только в расширительный бачок, но также и в резервуар перелива и непосредственно в сам радиатор. Дозалив нужно осуществлять, когда мотор уже будет полностью остывшим.
Основные причины высокого уровня антифриза
Все автовладельцы в свое время сталкиваются с проблемой высокого уровня антифриза в охладительном контуре. Тосол не изменяет свою массу, но он подвержен термическому расширению, а также может испаряться при росте температуры.
Антифриз в бачке может подняться выше нормального уровня в случае сбоя при циркулировании жидкости в контуре:
- Может сократиться свободное пространство под головкой блока
- Кавитация
- Появление воздушных пробок
- Локальное закипание
- Повреждение прокладки ГБЦ
- Выход из строя водяной помпы
- Разгерметизация системы охлаждения
- Перегревание мотора
- Поломка термостата
Наибольший объем всей охлаждающей жидкости находится именно в головке блока цилиндров. Там осуществляется самый сильный нагрев вследствие сгорания топлива. Металл расширяется, поэтому пространство для тосола уменьшается – общий уровень жидкости становится выше, и значительно. Однако производитель проектирует двигатели так, что даже при максимальном нагреве ГБЦ уровень охлаждающей жидкости в нормальном состоянии двигателя не превысит нормы более чем на 10 % (через край он не польется).
Помпа гоняет антифриз по контуру. На крышке данного узла образуются и скапливаются воздушные пузырьки, которые вытесняют охлаждающую жидкость, в результате чего ее уровень в бачке возрастает.
Тосол, как и любая другая жидкость, имеет свойство испаряться при нагревании. И чем сильнее нагрев, тем интенсивнее его испарение. В результате в отдельных элементах контура охлаждения могут образовываться паровые пробки. Это тоже приводит к росту уровня жидкости в бачке, куда часть тосола будет вытесняться под воздействием водяной помпы.
Если гильзы цилиндров нагреются выше штатного значения, то охлаждающая жидкость, окружающая их, закипит, а уровень антифриза в бачке неизбежно повысится.
Это крайне неприятное явление, в результате которого происходит смешение выхлопных газов, машинного масла и охлаждающей жидкости. Во-первых, естественно, увеличится уровень тосола в бачке, а во-вторых, на маслозаливной горловине появятся белые подтеки и пена. Такое повреждение потребует не только замены прокладки, но перезалива всех рабочих жидкостей в двигателе.
Если вокруг помпы появляются характерные пятна от антифриза, то это значит, что насос потек. Эту проблему нужно устранять немедленно, пока она не привела к необходимости проведения капитального ремонта двигателя.
Казалось бы, если тосол утекает, то его объем должен падать! Не совсем так – снижение объема антифриза приводит к падению его рабочего давления. В результате оставшийся тосол начинает испаряться активнее, что приводит к большему росту давления в системе. Обычно это сопровождается появлением в салоне постороннего запаха гари, и под передней панелью намокает обивка. И, разумеется, резко вырастает уровень антифриза в бачке.
Собственно, сам факт перегрева четко свидетельствует о том, что охлаждающая система не справляется со снятием тепловой нагрузки с блока цилиндров и с головки блока. Какой-то из элементов охлаждающего контура мог выйти из строя. Обычно стрелка температуры антифриза на панели при этом уходит в красную зону, помимо этого, изменяется звук работы двигателя и из-под капота начинает идти белый дым.
Если этот датчик выходит из строя, то антифриз начинает циркулировать исключительно по малому кругу вне зависимости от того, какова температура блока цилиндров. Это приведет к перегреву, в результате чего давление в системе возрастет. Уровень тосола в бачке сначала увеличится, а затем охлаждающая жидкость вспенится характерными белыми хлопьями.
Работа двигателя при разгерметизированной системе охлаждения невозможна. При этом очень часто протечки образуются в местах сочленения шлангов и клапанов. Еще в зону риска входит сам расширительный бачок, стенки которого могут разрушиться под воздействием повышенного давления, а также нерасчетно высокой температуры.
Как не допустить повышения уровня антифриза
Недопустимо пускать ситуацию на самотек. Чтобы избежать дорогостоящего капитального ремонта, крайне важно осуществлять регулярную профилактику. Кроме того, выполняйте следующие простые рекомендации:
- Используйте только ту марку охлаждающей жидкости, которая рекомендована производителем именно для вашей модели авто.
- Нельзя смешивать различные по своему составу антифризы, даже если они выглядят и пахнут одинаково.
- Нужно вовремя обновлять тосол в контуре.
- Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между минимумом и максимумом в бачке.
- Перед заливкой нового тосола сначала нужно промыть контур при помощи специального состава.
Мнения автовладельцев о высоком уровне антифриза
- Читайте инструкцию перед замером!
- Вот как нужно поступить
- Мои наблюдения
«Уровень антифриза отличается в зависимости от того, холодный ли двигатель или вы только что откуда-то приехали. Замеры обычно делают при остывшем моторе, но в каждом конкретном случае нужно изучать инструкцию».
«Причин было две: во-первых, в систему было залито чуть больше антифриза, а во-вторых, присутствовала воздушная пробка. Погоняли машину на холостом ходу при открытой пробке в радиаторе – это позволило выйти всему лишнему, газообразному. Далее, не выключая двигатель, долили еще тосола, причем лили медленно, тоненькой струечкой, чтобы не создать новых пробок».
«За уровнем охлаждающей жидкости приглядываю регулярно, но в основном пока двигатель еще теплый. Крышки контура не открываю – не хочется получить "плюху" из радиатора или бачка.
У друга в системе образовалась воздушная пробка. Выгоним ее так: из резервного бачка перельем жидкость в радиатор и дадим примерно 3000 оборотов в минуту. Можно ли переливать антифриз выше уровня? Временно да. Дополнительный объем антифриза должен пробку вытеснить, а потом излишки тосола сольем обратно в резервный бачок. Скорее всего, завоздушивание контура на машине у друга произошло после того, как он ее на морозе оставил – она хорошенько замерзла, так что пришлось на буксире отвозить, чтоб оттаяла».
В общем, если вы обратили внимание, что у вас слишком высокий уровень антифриза в расширительном бачке, но при этом никакой новой жидкости в систему вы не доливали, то лучше сразу обратиться в сервис для диагностики – это позволит избежать более существенных поломок.