Вязкость трансмиссионного масла: выбираем наиболее подходящую
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему так важно обращать внимание на класс вязкости трансмиссионного масла
- Вязкость трансмиссионного масла по классификации API
- Вязкость трансмиссионного масла по SAE
- Как выбрать продукт и можно ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости
- Какому трансмиссионному маслу, по мнению автовладельцев, стоит доверять
Вязкость трансмиссионного масла – одна из тех характеристик, на которые при покупке нужно обращать внимание в первую очередь. Именно данный показатель обеспечивает беспроблемную работу всех без исключения деталей трансмиссии.
Как выбрать наиболее подходящее для конкретной машины средство? Разумеется, на этот случай есть инструкция к автомобилю. Но любому автовладельцу и самому будет полезно знать, каким требованиям должно соответствовать то или иное масло. Как минимум это знание убережет водителя от простейших ошибок при уходе за механизмом трансмиссии.
Почему так важно обращать внимание на класс вязкости трансмиссионного масла
Чтобы все механизмы трансмиссии беспроблемно работали, нужна определенная вязкость трансмиссионного масла. На величину данного параметра влияют температурные условия, при которых используется автотранспорт. Чем больше вязкость, тем прочнее масляная пленка, которая важна при эксплуатации в жаркое время. Однако в то же время происходит увеличение энергозатрат на процесс внутреннего трения. Низкий уровень вязкости дает обратную картину. Пониженная вязкость трансмиссионного масла при минусовых температурах способствует высоким пусковым характеристикам автомобиля. Вот почему существует большой ассортимент данных средств в продаже.
Температурно–вязкостные характеристики определяет специальный индекс (обозначается ИВ), на который стоит обратить особое внимание. Данный показатель должен быть достаточно высоким. Повышенный индекс вязкости имеет трансмиссионное масло следующих брендов: Total, Elf, Shell, «Лукойл», Castrol, Mobil, G-Energy, ZIC, «Газпромнефть», Liqui Moly, Idemitsu, General Motors, Nissan, Mitsubishi.
Чтобы повысить индекс вязкости смазочного состава, в него включаются специальные загущающие присадки (полимеры и сополимеры). В результате получаются смазочные смеси, имеющие хорошие низкотемпературные характеристики.
Трансмиссионные смазывающие жидкости обладают разной основой и подразделяются на группы:
- Минеральные, получаемые путем переработки нефти. Такая продукция недорого стоит, но по своим температурно-вязкостным свойствам имеет ограничения.
- Синтетические, изготавливаемые посредством химического синтеза. Имеют отличные температурно-вязкостные свойства, благодаря чему их часто используют при сложных условиях эксплуатации транспорта.
- Полусинтетические, сочетающие характеристики минеральных и синтетических типов. Их индекс вязкости выше, чем у минеральных.
Вязкость может быть двух видов:
- Динамическая, или абсолютная, вязкость трансмиссионного масла, характеризующая степень сопротивляемости жидкости сдвигу. Ее используют, чтобы определить низкотемпературные параметры смазки. Измеряется величина в паскаль-секундах (Па×с) или пуазах (П, Р). Чтобы ее измерить, применяются вискозиметры.
- Кинематическая вязкость трансмиссионного масла, определяющая высокотемпературную текучесть смазки. Это отношение величины динамической вязкости к значению плотности жидкости. Измеряется в стоксах (Ст) или квадратных миллиметрах на секунду (мм²/с) с помощью капиллярного вискозиметра.
На процесс бесперебойной смазки механизмов и участков соединения друг с другом деталей оказывает влияние оптимальная вязкость. Например, по скорости скольжения и нагрузке на зубья (характеристикам трансмиссии) определяется необходимый вид вязкости. Если вязкость увеличивается, смазывающие характеристики трансмиссионной смазки становятся хуже.
Если продукт имеет оптимальные показатели вязкости, то при низких температурных режимах автомобиль будет без проблем трогаться с места. Кроме того, гидравлическое сопротивление уменьшится, КПД трансмиссии повысится, снизится расход топлива. При неподходящих показателях вязкости детали КПП и сцепления могут выйти из строя.
Вязкость трансмиссионного масла по классификации API
Трансмиссионные масла, согласно данным системы API GL, могут принадлежать к разным классам. Разделение основано на конструктивных особенностях и условиях функционирования передач, а также содержании в составе противоизносных и противозадирных добавок (присадок). Различают следующие группы качества смазки:
- GL-1. Данная категория смазочной жидкости применима для КПП, которые эксплуатируются в облегченных условиях. В ней отсутствуют дополнительные присадки, есть только база. Иногда включают в состав немного присадок с антиокислительным действием, ингибиторов коррозии, облегченных депрессорных и присадок противопенного действия. Такие трансмиссионные масла подойдут грузовому и сельскохозяйственному транспорту со спирально-конусными, червячными передачами, КПП механического типа.
- GL-2. Категория жидкостей, предназначенных для использования в условиях средней тяжести. В состав включены противоизносные присадки. Чаще всего такие применяют для смазки трансмиссии червячного типа в тракторах и другой сельхозтехнике.
- GL-3. В эту категорию, подходящую для среднетяжелых метеоусловий, включены субстанции, содержащие около 2,7 % противоизносных добавок. Обычно ими смазывают трансмиссии конусного типа в грузовом автотранспорте. Исключено использование данной продукции для смазывания передач, принадлежащих к гипоидному типу.
- GL-4. Категория может использоваться как в облегченных, так и в тяжелых эксплуатационных условиях. В субстанции имеются эффективные противозадирные присадки (4,0 %). В основном применяется в трансмиссиях, механизмах ведущего моста в грузовом транспорте. Используется на автомобилях с конусной и гипоидной передачами, на грузовом автотранспорте, тяжеловесных тягачах, автобусах (коммерческих авто) с КПП несинхронизированного типа. Подойдут для главных и других передач большинства разновидностей транспортных средств. В настоящее время трансмиссионные масла категории GL-4 являются основными для автомашин с передачами синхронизированного типа (особенно это относится к странам Европы). Если применяется продукт GL-4, этикетка и лист данных должны содержать информацию о назначении и сведения, фиксирующие соответствие товара требованиям производителя.
- GL-5. Продукция этой группы применяется для наиболее загруженных передач, действующих в тяжелых эксплуатационных метеоусловиях. Состав содержит эффективные противозадирные и многофункциональные добавочные присадки (около 6,5 %). В основном такие смазки применяются для гипоидных КПП со значительной степенью смещения осей. Являются универсальными и подходят всем устройствам механической трансмиссии, за исключением самой КПП. Если коробка передач механического синхронизированного типа, используются трансмиссионные смазки с заверенным соответствием требованиям завода-изготовителя.
- GL-6. Такие смазки позволяют обеспечить нормальное функционирование трансмиссии при наиболее жестких режимах эксплуатации. Обладают способностью выдерживать скорость вращения, увеличенный крутящий момент, ударное действие нагрузки. В них содержится самое большое число антизадирных присадок. Однако смазки группы GL-6 применяются редко. Большинство трансмиссионных масел производится на минеральной основе. Синтетические вещества практически не используются.
Кроме вышеперечисленных типов смазочного материала, есть 2 дополнительные категории, которые были разработаны в 1998 г. Над их созданием трудились сотрудники американского международного сообщества «API, SAE и ASTM International» (American Society for Testing and Materials), занимающегося вопросами стандартизации выпускаемой продукции.
Вот эти два класса:
- PG-1, или М-1, используется в механических КПП несинхронизированного типа в тяжелых автомобилях. Состав аналогичен компонентному содержанию масел группы GL-5, за исключением увеличенного значения термической стабильности;
- PG-2 используется для смазки ведущих мостов в грузовых тяжелых машинах и автобусах.
Вязкость трансмиссионного масла по SAE
Вязкость – физическая величина, показывающая способность трансмиссионного масла смазывать трущиеся запчасти и формировать пленку, защищающую их поверхности. Этот термин обозначает то, как текучие вещества сопротивляются перемещению содержащихся в них слоев по отношению друг к другу.
Динамическая вязкость показывает силу внутреннего трения трансмиссионного масла. Кинематическая вязкость отражает качества текучести, является отношением динамической вязкости к плотности масляной субстанции.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре была разработана SAE, Society of Automotive Engineers («Сообщество автомобильных инженеров»).
Согласно сведениям в принятой классификации, существуют 3 большие группы трансмиссионных масел: зимние, летние, всесезонные.
Зимние масла
Параметр динамической вязкости с учетом расчетной минусовой температуры не выше 150 000 мПа×с. То есть зимние смазывающие жидкости способны даже в сильный мороз поддерживать нормальный уровень и не допустить механического повреждения трансмиссии в случае холодного старта.
Маркируются зимние трансмиссионные масла так: SAE 70W. Цифра указывает на характеристики масла по вязкости и температуре. Буква W (англ. winter – зима) означает, что смазку можно эксплуатировать в период холодов.
Класс (согласно классификации SAE) |
Температурный минимум, при котором динамическая вязкость равна 150 000 мПа·с, °С |
Значение минимальной кинематической вязкости при t = 100 °C, мм2/с |
70W |
−55 |
4,1 |
75W |
−40 |
4,1 |
80W |
−26 |
7,0 |
85W |
−12 |
11,0 |
Летние масла
Группа товаров, которые используются в летний период, обозначается SAE 80. Маркировка показывает соотношение цифрового показателя с самым маленьким и максимальным значением кинематической вязкости смазочного материала при температуре не больше 100 оС. Вследствие очень высокой температуры текучесть увеличивается, что приводит к ухудшению смазывающих свойств. Ведь толщина защищающей металл от трения пленки получается очень маленькой.
Поэтому свойство трансмиссионного масла поддерживать нормальную консистенцию даже при высоких температурах не менее важно, чем способность иметь нормальную плотность зимой.
Класс в соответствии с SAE |
Значение кинематической вязкости при t = 100 °C, мм2/с |
|
Минимальное |
Максимальное |
|
80 |
7,0 |
11,0 |
85 |
11,0 |
13,5 |
90 |
13,5 |
18,35 |
110 |
18,5 |
24,0 |
140 |
24,0 |
32,5 |
190 |
32,5 |
41,0 |
250 |
41,0 |
- |
Всесезонные масла
На этикетке данной категории продукции ставится двойная маркировка. Ориентируясь на таблицы, приведем в пример расшифровку трансмиссионного масла по вязкости SAE 75W-80. Индекс 75W информирует о том, что жидкость разрешается использовать при температуре не менее -40 оС. Цифра 80 указывает на величину кинематической вязкости при температуре 100 оС (7,0–11,0 мм²/с).
В основном всесезонные масла можно применять при температуре не более +35 оС. Но выпускаются марки смазочной продукции, способные сохранять свои вязкостно-температурные свойства и в более жарком климате, при плюс сорока пяти градусах (например, SAE 85W-90).
Вязкость всесезонных трансмиссионных масел (таблица):
Класс, согласно даннымSAE |
Температура окружающей среды, при которой обеспечивается оптимальный уровень смазки (по Цельсию) |
|
Минимальная |
Максимальная |
|
75W-80 |
-40 |
+35 |
75W-90 |
-40 |
+35 |
80W-85 |
-26 |
+35 |
80W-90 |
-26 |
+35 |
85W-90 |
-12 |
+45 |
Разделение трансмиссионных масел на категории по САЕ и API самое распространенное. Тем не менее существуют и другое разделение. К примеру, в отдельную категорию выделены смазочные материалы, используемые в автоматических коробках передач. Классификация API для них не подойдет. Часто изготовители применяют свои показатели при производстве смазочной продукции.
Как выбрать продукт и можно ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости
Какими характеристиками вязкости трансмиссионного масла руководствоваться при выборе? Нужно ориентироваться не только на классификацию смазочной жидкости по API, SAE и другим системам, но и учитывать то, какие функции на нее возложены.
Трансмиссионное масло должно решать следующие задачи:
- не допускать сильного трения, приводящего к преждевременному износу поверхностей шестеренок и других деталей трансмиссии;
- сокращать величину затрачиваемой энергии на создание защитной пленки;
- формировать процесс отвода тепла;
- сводить к минимуму или совсем останавливать реакцию окисления;
- не оказывать воздействия на реакцию элементов трансмиссии на поверхности;
- не вступать в реакцию с водой;
- сохранять исходные характеристики во время длительного хранения;
- не выделять вредные токсичные вещества в процессе нагревания.
Определите, ориентируясь на температуру, какая вязкость трансмиссионного масла лучше. При грамотно подобранном масле все задачи будут решены, а срок эксплуатации систем значительно увеличится.
Многих автомобилистов волнует вопрос, что будет, если смешать 2 масла с разными показателями вязкости. Так делать нельзя. Не рекомендуется даже смешивать смазочные жидкости с аналогичными характеристиками, так как их основа может сильно отличаться. Помимо этого, набор компонентов (присадок, технологических примесей) в каждом веществе разный.
Реакция трансмиссионных масел различная и зависит от погоды, нагрузок и температуры. Поэтому, если даже по техническим характеристикам смазки во многом совпадают, мешать их друг с другом нельзя.
Какому трансмиссионному маслу стоит доверять: мнения автовладельцев
- Есть и плюсы, и минусы
«Я хозяин ВАЗ-21043. До 50 тыс. пробега (при среднегодовом 4–6 тыс.) заливал в движок «Лукойл 5В-40», API - SJ/CF (полусинь). В основном всесезонные короткие поездки по городу (примерно по 15–25 км). Очень понравилась невысокая цена, а потому, надеюсь, это масло нечасто подделывают. Почти совсем нет угара (конечно, и двигатель новый). Плохо, что нужно каждый год сливать неотработанное масло, чтобы оно не окислялось в движке. А еще белые подтеки под маслозаливной крышкой в мороз ниже 25 оС и сложный запуск».
- На масле не экономлю
«У меня ВАЗ-2111 с 8-клапанным движком 1,5 л. Первое время заливал полусинтетику «Ликвимоли 5-40». Нравилось, что двигатель без проблем запускался в мороз -25о. После 100 000 км поменял на синтетику «Мобил 15-40» (подарок). Меняю ежегодно, независимо от пробега. Все норм, не нужно вообще доливать. На масле не стоит экономить, даже если автомобиль недорогой».
- Пока устраивает
«Владею «Субару Импреза GC», 1997МГ, с 16-клапанным двухвальным атмосферным двигателем (2 л). Заливаю синтетику Castrol 5W-40. Меняю каждые 10 тыс. км. Надо бы чаще, но пока устраивает. Раньше покупал Subaru SM 5W-30, совсем не пошло. Не масло, а хорошая минералка. Потом пришлось промыть мотор, после чего катался недели две на синтетике «Лукойл 5W-40 SM» (цена ненамного ниже, чем у «Кастрола»). «Лукойл» вообще нормальное масло и движок работал на нем тихо. Однако именно это мне показалось странным, как будто оно гуще, чем привычное субаровское».
- Отечественному не доверяю
«Для нашего климата средней полосы лучше подходит синтетика. С ней в сильные морозы обойдется без сюрпризов. Сказать по фирме-производителю ничего не могу, так как в любой марке можно нарваться на контрафакт. Сам купил как-то поддельный «Кастрол». В настоящее время залит «Зик», так как отечественному маслу не особенно доверяю».
- На масле лучше не экономить
«Инструкция по ремонту моей машины содержит информацию, что масло должно быть с параметрами 75W-90. Но мне не особо верится, что на заводе льют синтетику. Пользуюсь маркой «Хадо 5W-40» (полусинтетикой), которое меня полностью устраивает. Несмотря на то, что стоит недешево, цена оправдана. Думаю, что экономить на масле не надо. Поэтому до тех пор, пока продается «Хадо», буду использовать его».