Внедорожная резина: виды и правила выбора
О чем речь? Внедорожная резина бывает разных видов, которые раскрывают себя лучше всего при определенных условиях эксплуатации. Обычно выделяют три варианта, однако на практике разновидностей чуть больше.
На что обратить внимание? Выбирая колеса для бездорожья, нужно учитывать ряд факторов. Во-первых, на какое авто будет ставиться резина. Во-вторых, следует оценить, как часто вы съезжаете с асфальта в серьезную грязь. После этого можно определяться с типом и маркой резины.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Основные виды внедорожной резины
A/T (All-Terrain)
Всегрунтовая шина – эта резина подходит для различных поездок, включающих как длительное передвижение по асфальту, так и по умеренному бездорожью. Она имеет мощный корд, который способствует сохранению формы при низком давлении. Рисунок протектора несколько менее плотный, чем у шоссейных шин, что позволяет ей двигаться по бездорожью без особых проблем.
Однако улучшение грязевых характеристик может привести к увеличению веса шины и повышению расхода топлива. Более жесткая резина и мощный корд оборачиваются снижением управляемости на высоких скоростях. Уровень шума обычно выше, чем у шоссейных моделей, но производители работают над уменьшением этого эффекта. Использование такой резины придаст вашей машине сходство с внешним видом внедорожника.
M/T (Mud-Terrain)
Это внедорожная резина типа «грязевая». Она очень похожа на шину типа A/T, но имеет более глубокий протектор. За счет этого колеса еще больше приспособлены для движения по грязи, чем предыдущий тип. Покрышки типа M/T (Mud-Terrain) имеют сходный корд, состав смеси и радиальную структуру каркаса с A/T. Они подходят для эксплуатации, как на асфальте, так и на бездорожье, но обычно рекомендуются для смешанного использования, например на 20 % асфальта и 80 % бездорожья. Хотя эти цифры приблизительны, они могут служить ориентиром.
M/T-шины идеально подходят для дальних экспедиций и для определенных маршрутов, так как они более устойчивы на бездорожье, но быстрее истираются на асфальте по сравнению с A/T шинами. Однако на мокром асфальте и на высоких скоростях они проявляют себя хуже, особенно при резком торможении и прохождении поворотов. Кроме того, со временем шум от M/T шин на асфальте увеличивается. Резина типа M/T является идеальным выбором для внедорожных экспедиций и любителей активного отдыха на бездорожье.
X/T (Extreme-Terrain)
Это общее название для всех шин, созданных для экстремального бездорожья, а не конкретная маркировка. Грязевые шины такого типа обладают огромным потенциалом для проезда по бездорожью, но имеют совершенно противоположные характеристики на асфальте. Они издают громкий звук, плохо тормозят, увеличивают расход топлива и быстро изнашиваются. В грязи они ведут себя превосходно, но на дороге отвратительно.
Редкие варианты шин для внедорожников
Есть два необычных вида шин, которые иногда устанавливают на внедорожники, это:
- сельскохозяйственная резина;
- наварная резина.
Сельскохозяйственные шины предназначены для спецтехники, но могут использоваться и на внедорожниках. Однако красивый глубокий протектор с «елочкой» обеспечивает хорошую проходимость только на твердых грунтах, и на песке или грязи такие колеса могут быстро закапываться. Эта внедорожная резина тяжелая и жесткая, а при избыточном травлении может провернуться на диске.
В общем, использование сельскохозяйственной резины на внедорожниках – редкость, и обычно это делается из-за отсутствия денег. Однако применение этой резины запрещено на любительских и профессиональных внедорожных соревнованиях.
Наварная резина – это относительно новый продукт на рынке России. Она создается путем прикрепления нового глубокого протектора на колесо со стертым рисунком. Как правило, этот протектор имеет дизайн популярной внедорожной резины. Это хороший и экономичный вариант для экстремального вождения. Кроме того, повторное использование материалов помогает снизить загрязнение окружающей среды, что также является важным фактором.
Правила выбора внедорожной резины
Все автомобили, которые производятся на заводе, оснащены летней резиной с шоссейным рисунком протектора, даже если они предназначены для бездорожья. Поэтому, если водителю придется ездить по грунтовым дорогам, необходимо подобрать соответствующую внедорожную резину заранее.
Однако грязевые шины не так популярны, как обычные покрышки для легковых автомобилей, поэтому нужного размера может не оказаться в продаже. В этом случае необходимо рассмотреть альтернативы, которые предусмотрены производителем автомобиля. Рекомендации по замене шин приведены в паспорте автомобиля, но также можно обратиться к информации, указанной на шильдике внутри двери.
Однако не все автовладельцы готовы менять диски, чтобы установить другую внедорожную резину. Если диски остаются прежними, то ширина покрышек может быть изменена не более чем на 10 мм, а высота протектора – максимум на 5 % в ту или иную сторону.
Когда речь идет о дорогах плохого качества, широкие покрышки обеспечивают большую площадь контакта с дорогой, что дает лучшие параметры по устойчивости, торможению и разгону. Однако широкий протектор уменьшает высоту шины, что может привести к тому, что колесо не поместится в арку. При снижении профиля шина становится более уязвимой для боковых повреждений, что особенно актуально на плохих дорогах.
Многие производители обозначают категорию размерности шин, предназначенных для кроссоверов и внедорожников, префиксом SUV. Такая резина рассчитана на эксплуатацию в сложных дорожных условиях и на высокий вес автомобиля, который может достигать большой скорости. Эти шины имеют повышенный индекс нагрузки и скорости, так как у них более многослойный брекер и каркас, который защищает боковины.
Модели покрышек, не относящихся к категории внедорожников, но требующих повышенной грузоподъемности, обозначают XL. Такая внедорожная резина более прочна и износостойка, однако при этом весит больше.
Шинную продукцию можно разделить на три категории в зависимости от соотношения качества и цены.
- Первая категория – это премиальный сегмент, в который входят брендовые шины, выпускаемые крупными компаниями.
- Вторая категория – средний ценовой сегмент и бренды категории эконом. Большинство таких шин принадлежит тем же компаниям, что и премиальные бренды, но выпускаются с упрощенным составом резиносмеси и без новых технологий, чтобы покрыть спрос менее обеспеченных слоев потребителей. Такая внедорожная резина часто по цене дешевле, но может превосходить премиальную по отдельным показателям.
- Бюджетные модели, которые принадлежат заводам, только начинающим свой путь на шинном рынке, составляют третью категорию. Несмотря на то что такие шины обычно показывают худшие результаты на соревнованиях, они не приводят к перерасходу топлива. Однако модели SUV и грязевые в этой категории почти не встречаются.
Цена резины непосредственно связана с ожиданиями автовладельца, хотя не всегда дорогие шины оправдывают свою стоимость. Различные издания и клубы проводят тесты, чтобы выявить такие покрышки. Иногда одна и та же шина может показывать разные результаты в зависимости от размера и характеристик автомобиля-носителя, но таким тестам можно доверять, чтобы купить наиболее надежную модель внедорожной резины, учитывая те характеристики, которые имеют для вас наибольшее значение.
Топ-5 внедорожной резины
Jinyu YS78
Эта шина идеально подходит для пикапов, фургонов и внедорожников, обеспечивая отличную управляемость как на мокрых и грязевых поверхностях, так и на бездорожье и при плохом состоянии покрытия дорог в городских условиях.
Ее протектор имеет широкие канавки, которые эффективно выталкивают воду и повышают производительность во время дождей. Большие блоки и широкий рисунок протектора гарантируют превосходную маневренность и эффективность при высоких скоростях на любых дорогах, а также в условиях бездорожья.
Goodyear Wrangler SilentArmor
Шина Goodyear Wrangler SilentArmor имеет ряд преимуществ:
- В своей конструкции содержит дополнительный слой из кевлара, который смягчает ход и снижает уровень шума и вибраций на шоссе, повышает защиту от проколов и порезов.
- Боковины имеют многослойную конструкцию, которая обеспечивает защиту от механических повреждений и дает возможность передвигаться с пониженным давлением внутри шины.
- Оптимизированная форма обода препятствует попаданию грязи, камней и других посторонних предметов в пространство между ним и колесным диском, что повышает надежность.
- Протектор имеет оригинальный открытый дизайн и оптимизирован для обеспечения хорошей производительности как на шоссе, так и в бездорожье.
Goodyear Cargo G90
Шина Goodyear Cargo G90 имеет ряд характеристик, которые стоит учитывать:
- Благодаря открытому дизайну плечевых зон, в которых присутствует большое количество треугольных блоков, улучшается сцепление с грунтовыми дорогами.
- Протектор оснащен непрерывным зигзагообразным ребром, состоящим из прямоугольных блоков, которое обеспечивает курсовую устойчивость, снижает расход топлива и улучшает комфортность вождения.
TOYO OPEN COUNTRY A/T PLUS
Основные характеристики TOYO OPEN COUNTRY A/T PLUS:
- симметричный протектор делает шину универсальной и эффективной на любом типе покрытия;
- разделение беговой части протектора на функциональные зоны повышает ходовые качества без какого-либо ущерба;
- каркас и брекер усилены дополнительными кордами для обеспечения шине надежности на бездорожье.
Sailun Terramax M/T
Летняя внедорожная резина Sailun Terramax M/T, рекомендованная производителем для использования на грунтовых поверхностях с пониженной несущей способностью, предназначенная для внедорожников и кроссоверов. Шина имеет стабильное и высокое тяговое усилие, курсовую устойчивость, мягкий ход и высокую надежность на таких поверхностях.
Протекторный рисунок Sailun Terramax M/T представляет собой распределенные по группам блоки, что образует непрерывные Z-образные поперечные кромки в пятне контакта. Большая высота элементов и значительное расстояние между блоками, особенно в плечевых зонах, позволяют шине сохранять проходимость на бездорожье.
Края протектора имеют профиль элементов, который уменьшает риск механического повреждения шины и продлевает ее срок службы в самых сложных условиях. Резина также имеет 3-слойный полимерный корд в брекере, который повышает надежность и обеспечивает более мягкий ход на неровностях.
Мнение автолюбителей о внедорожной резине
- Компромисс для асфальта
- Выбор параметров грязевой внедорожной резины
- Выбор внедорожной резины под марку
- Можно ли использовать ХТ внедорожную резину каждый день?
- Давление в шинах и проходимость
«Если ехать по асфальту на МТ-шинах, то на некоторых моделях будет достаточно комфортно. Однако на более экстремальных моделях это будет неприятно, и они быстрее изнашиваются».
«Я не заметил, чтобы мягкие шины мне сильно помогали. Как говорится, "мягко ехал, да твердо стоял", поэтому для меня большой плюс – это ширина и высота колес, правильное давление и "злой" протектор. Но в бездорожье все равно где-то сядешь, тут на помощь придут лебедка, трос, Джек и лопата – ибо кто бы что ни говорил, но на дороге ни от чего нельзя быть застрахованным. Лучше быть готовым!»
«Если вы думаете, что марка автомобиля имеет значение, то, возможно, вы не так уж хорошо разбираетесь в вождении внедорожника. Главное, чтобы у вас были колеса, большие и жирные, чтобы проходить через все, что только вам попадется на пути. Ну и конечно, протектор должен быть позлее. А если ваша машина не очень тяжелая, то она сможет пройти еще дальше, чем тяжеловесы!»
«Если думаешь ездить на машине с грязевой резиной в повседневной жизни, то я тебя огорчу – это не вариант. Но если ты любишь экстрим, то в этом деле без грязевки не обойтись».
«Сдуй колеса до 0.4-0.2, и машина весело будет лезть по песку, даже если он рыхлый, как пудра, или зыбун. И да, проверено сотней раз – дизельком можно покорять любые склоны и пересеченную местность!»
Мы рекомендуем обращаться за помощью в профессиональные фирмы, чтобы купить летнюю или зимнюю внедорожную резину для вашего автомобиля. Эти компании могут подобрать комплект шин, который наилучшим образом соответствует характеристикам вашего автомобиля и условиям его эксплуатации.