Виды парктроников и принципы их работы
Из этого материала вы узнаете:
- Принцип работы автомобильного парктроника
- Основная классификация парктроников
- Виды парктроников по количеству, цвету и размеру датчиков
- Виды интерфейса парктроников
- Нюансы эксплуатации автомобильных парктроников
- Преимущества и недостатки парктроников
- Мнение владельцев автомобилей о парктрониках
Существуют различные виды парктроников, устанавливаемые на авто. Отличаться они могут как принципом работы, местом установки, так и способом вывода информации. Наиболее распространенный вариант – ультразвуковые парктроники, которые монтируются в задний бампер автомобиля для облегчения парковки при движении назад.
Парктроники подбираются в зависимости от опыта водителя, марки авто либо являются частью комплектации нового автомобиля. Дорабатывать систему помощи в парковке или нет – дело каждого. О том, какие бывают парктроники, как они работают, что думают об их эксплуатации автовладельцы, вы узнаете из нашего материала.
Принцип работы автомобильного парктроника
Парктроник представляет собой систему, которую устанавливают на машины с целью предупредить автомобилиста о препятствиях, находящихся сзади либо сбоку авто. Главная задача такого оборудования заключается в том, чтобы сделать вождение более безопасным и комфортным, особенно при совершении маневров. Парктроник состоит из ЭБУ, а также всевозможных датчиков и индикаторов.
Работает парктроник практически так же, как радар либо эхолот. Происходит это следующим образом: встроенный датчик передает сигнал, который отражается от окружающих предметов и затем улавливается приемником парктроника. После получения сигнала ЭБУ рассчитывает дистанцию до объектов, с помощью индикатора информирует водителя о том, что на пути движения машины находится препятствие.
Водитель может узнать, какая дистанция до препятствия, просто посмотрев на монитор. Он быстро сориентируется в ситуации и будет действовать таким образом, чтобы избежать возникновения аварии, к примеру правильно повернет или припаркуется.
Обратите внимание! То, каким образом будет происходить оповещение автомобилиста, зависит от комплектации парктроника.
Так, существуют виды парктроников, где оповещение происходит с помощью подачи пульсирующего сигнала. Если препятствие находится близко, система будет максимально интенсивно подавать сигнал, если водитель не изменит движение, сигнал станет непрерывным.
Если установлена современная модель парктроника с визуальным индикатором, водитель сможет увидеть данные о препятствиях, находящихся на пути машины, на дисплее внутри салона. Дистанция будет отражена в виде делений, цифровых данных либо изображения на экране.
Также есть премиальные системы, когда парктроник с камерой заднего вида объединены. В этом случае на мониторе можно увидеть изображение машины, траекторию ее движения, скорость, а также находящиеся вокруг преграды.
Основная классификация парктроников
Виды парктроников на авто отличаются между собой наличием датчиков, с помощью которых сканируются те или иные области.
Наиболее популярными являются следующие виды парктроников:
- Комбинированные системы для автомобилей. В этом случае датчики монтированы в задней области машины. Чаще всего их установлено от шести до восьми штук. В задней части транспортного средства должно быть как минимум четыре датчика, остальные расположены в передней области. Комбинированные парктроники оборудованы двумя типами звуковых сигналов, с помощью которых система информирует автомобилиста о том, где именно расположена преграда.
Подобные парктроники являются высокоэффективными. Однако у них есть существенный недостаток – они достаточно дорогие по сравнению с моделями, устанавливаемыми сзади.
- Передние. Датчики установлены на передний бампер машины. Главное отличие такой системы заключается в том, что она подключается к датчику скорости. Как только авто набирает скорость более 20 км/час, парктроник отключается. Поскольку спереди обзор существенно лучше, чем сзади, для комфортной езды достаточно двух датчиков. Включение системы происходит автоматически, как только машина начинает тормозить.
- Задние. Монтируются на задний бампер машины. Такая система является наиболее популярной, поскольку обзор сзади достаточно плохой. Обычно устанавливают 2 или 4 датчика, при этом последний вариант предпочтительнее, чтобы сзади не было слепых зон, и водитель мог безопасно совершать маневры. Парктроник активируется автоматически, как только автомобилист включает заднюю передачу.
Существуют также разные виды датчиков парктроника в зависимости от конструкции, а именно:
- Беспроводной парктроник. Укомплектован встроенным блоком и индикатором, которые взаимодействуют друг с другом с помощью радиосигнала. За счет подобной конструкции упрощается монтаж системы на машину. Единственный недостаток беспроводного парктроника заключается в его высокой стоимости, особенно если сравнивать с проводными моделями.
Важно! Поскольку данный вид парктроника является беспроводным, в системе не используются провода для соединения. Датчик и электронный блок управления соединены друг с другом с помощью проводников.
- Проводной парктроник. В этом случае все компоненты соединены друг с другом при помощи проводов. Основное достоинство данной модели заключается в бюджетности, однако из-за того, что используется много проводов, монтировать систему на машину достаточно сложно.
- Электромагнитные ленточные парктроники, укомплектованные металлизированной лентой, они играют роль датчиков. Чтобы монтировать такие радары, не придется просверливать отверстия в кузове авто, кроме того, отсутствуют мертвые зоны.
Какие минусы есть у таких устройств? Небольшое расстояние срабатывания на непроводящие объекты, кроме того, датчики будут функционировать, только когда машина движется либо на пути есть преграда. Это значит, что если автомобиль припаркован, система не сообщит вам, что на пути движения бордюр, даже если он расположен на минимальной дистанции от транспортного средства. В результате могут возникнуть аварийные ситуации, когда водитель паркуется либо начинает движение, к примеру, если сзади вашего авто будет стоять другая машина.
Преимущества такой системы очевидны в случаях, когда нужно припарковаться на небольшой площадке либо когда перед автомобилем множество разных преград.
Какой именно вид парктроников с установкой подойдет для вашего авто? Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, для чего вам необходимо это устройство, какие зоны должны быть полностью охвачены датчиками движения.
Виды парктроников по количеству, цвету и размеру датчиков
Парктроники могут быть с двумя, четырьмя, шестью либо восьмью датчиками. Чем больше их количество, тем меньше слепых зон. Конечно, езда на машине с двумя сенсорами будет комфортнее, чем вообще без парктроника. Однако в этом случае можно не увидеть небольшие преграды, к примеру столбики. Система с четырьмя сенсорами подходит для установки на заднюю часть авто. Это позволит улучшить видимость, водитель будет замечать даже тонкие препятствия.
Когда авто укомплектовано системой с 6–8 сенсорами, которые расположены с двух сторон транспортного средства, то автомобилист будет видеть все, что происходит сзади и спереди машины. Такое решение оптимально, когда капот удлинен, поскольку водителю будет проще осуществлять параллельную парковку.
Диаметр локатора составляет 1,8–2 см. От размера датчика зависит величина отверстий, которые придется просверлить в бамперах, чтобы установить систему. Учитывайте данную характеристику, если на вашем авто уже есть парктроник и вы планируете установить новые датчики.
Если приобрести сенсоры с таким же диаметром, не придется пересверливать отверстия.
Обычно локаторы парктроника выпускаются белого, черного либо серого оттенка. Однако, если вы хотите непременно датчики, совпадающие с цветом кузова, но не находите таковых в продаже, есть простой выход. Например, если у вас красная машина, можно выбрать белые датчики, а затем покрасить их, чтобы они сливались с ЛКП.
Виды интерфейса парктроников
В продаже есть парктроники с камерой заднего вида, они полностью отображают все, что происходит вокруг автомобиля, когда вы паркуетесь. Конечно, такие системы достаточно дорогие, кроме того, обзор зон по бокам ограничен.
Также можно приобрести парктроник заднего вида с монитором. Такая система не только показывает изображение на LCD-экране, но также подает звуковые сигналы, отображает дистанцию до преграды, то, где она расположена: слева или справа от машины.
Системы с экраном-шкалой показывают, с какой стороны находится преграда, какая дистанция до препятствия. Однако дальнобойность работы такого парктроника составляет не более 250 см. Данные системы являются практичными в эксплуатации, особенно если сравнивать со стандартными звуковыми радарами. Однако парктроники с LCD-дисплеем превосходят их по пользовательским характеристикам, поскольку обеспечивают максимально точное позиционирование препятствия.
Стоит отметить, что информативность, а также удобство моделей со звуковым оповещением меньше по сравнению с парктрониками, у которых комбинированная обратная связь. К таким устройствам придется привыкать в течение некоторого времени. Также вы можете не услышать звуковой сигнал, к примеру, когда в машине громко звучит музыка.
Наименьшая дистанция до преграды может отличаться в зависимости от модели парковочного радара, но обычно составляет 10–30 см, наибольшее расстояние – 150–250 м. Если у вас большой опыт вождения, то вам будет комфортно ездить на авто с сенсорами, которые улавливают преграды на расстоянии не более 150–180 см. Однако для неопытных автомобилистов следует выбирать парктроники с чувствительностью 250 см.
Ряд моделей оснащены следующими функциями, которые упростят использование системы, а именно самодиагностика, а также голосовые подсказки. В первом случае осуществляется тестирование всех сенсоров при каждом включении парктроника. Если у вас система с голосовым оповещением, то вы будете слышать предупреждение при возникновении преграды на пути автомобиля. Кстати, есть возможность выбрать мужской либо женский голос. Такое решение позволит спокойно передвигаться на машине, и вам не нужно будет постоянно прислушиваться к звуку монотонного зуммера.
Нюансы эксплуатации автомобильных парктроников
Эксплуатация парктроника возможна как летом, так и зимой в температурном диапазоне от -35 до +80 ᵒС. Если температура будет ниже указанной, система начнет работать со сбоями либо вообще выйдет из строя.
Почему еще парктроник может давать сбой:
- сенсор загрязнен, на него попала грязь, снег или вода, в результате чего сигнал искажается;
- дорожное полотно неровное, корпус автомобиля сильно трясется из-за плохой дороги;
- вы едете во время ливня либо снегопада;
- паркуетесь в замкнутом пространстве, из-за чего образуется эффект эха, и сенсоры работают неправильно.
Обратите внимание! Локаторы могут не сработать, если преграда слишком тонкая, к примеру трос проволока, цепь, решетка. Кроме того, сенсоры не реагируют на выбоины, неровности, люки канализации.
Может произойти так, что один датчик сломается, при этом другие функционируют нормально. В результате появляется слепая зона. Чтобы удостовериться, что система работает правильно, следует посетить автосервис либо воспользоваться мультиметром и проверить устройство своими руками.
Преимущества и недостатки парктроников
У любого вида парктроников есть свои преимущества и недостатки. Каждый опытный автомобилист должен знать о них.
Основные достоинства парктроников:
- упрощают парковку;
- если на машине установлена такая система, вы легко проедете в узком пространстве, где обзор плохой;
- нормально функционируют как при низких, так и при высоких температурах;
- дорожная ситуация отражается на дисплее либо экране, чтобы у водителя был полный контроль над происходящим;
- в продаже есть парктроники разных видов и моделей, к примеру электромагнитный ленточный датчик, устанавливаемый на внутреннюю поверхность бампера.
Несмотря на весомые преимущества, у такой системы есть минусы:
- когда на сенсоры попадает загрязнение, снег или лед, они функционируют неправильно, поэтому важно регулярно очищать их;
- когда вы движетесь по плохой дороге, система может давать сбои;
- даже с учетом того, что локаторы должны видеть все объекты, некоторые преграды они не способны уловить, к примеру тонкую проволоку, трос, низкие препятствия, а также объекты, поглощающие волны;
- электромагнитные парктроники не отражают зону срабатывания устройства, они лишь показывают дистанцию до объекта;
- накладные ультразвуковые сенсоры выглядят непрезентабельно, поэтому внешний вид авто будет испорчен;
- когда установлено недостаточное количество датчиков, будут слепые зоны.
Даже с учетом всех минусов, необходимо отметить, что парктроник упрощает вождение. Если соблюдать эксплуатационные условия, то вождение станет намного легче и комфортнее.
Мнение владельцев автомобилей о парктрониках
- Передние парктроники не нужны.
«Считаю, что без передних датчиков можно обойтись, потому что обзор и так хороший. А небольшую дистанцию до преграды в 5–10 см сенсор и так и не покажет, вы просто будете слышать непрерывный звуковой сигнал. А вот зеркало заднего вида с парктроником намного упрощает вождение. Вам больше не нужно постоянно оборачиваться и смотреть назад, кроме того, система оповестит, если появится препятствие на пути автомобиля».
- Датчики работают неправильно.
«Если вы не знаете, что выбрать – парктроник или камеру заднего вида, то советуют установить Aviline MP-218LCD. У данной модели жидкокристаллический дисплей, на нем можно увидеть, с какой стороны преграда. Такая система облегчает вождение, особенно когда вокруг авто припаркованы другие машины, есть забор или небольшой столбик, который вы не видите в зеркале заднего вида. Парктроник показывает дистанцию до объекта крупными цифрами.
И самое важное, это расстояние проговаривается голосом. Поэтому вам не нужно отвлекаться и смотреть на дисплей, чтобы понять, где расположена преграда. Обычно при совершении маневров ориентируюсь на голосовое оповещение и смотрю в зеркала.
Какие ошибки в работе сенсоров заметил:
- Датчик смотрит не строго назад, «видит» также объекты, которые находятся по бокам. К примеру, когда на расстоянии 50 см от вас есть автомобиль, система оповестит об этом, однако это не минус, а плюс, я считаю. Вы сможете сразу среагировать, потому что при совершении поворота корпус авто смещается вбок, на экране вы сразу увидите, какая преграда на вашем пути.
- Если на улице сильный буран, сенсоры станут реагировать на крупные снежинки. Конечно, сигнал будет не стабильным, поэтому вы сможете понять, что это не серьезная преграда, главное не обращать внимание на голосовые оповещения. Но такая ситуация возникает, только когда мокрый снег хлопьями, а такая погода бывает нечасто.
Считаю, что голосовое оповещение облегчает вождение. Как только на пути авто появляется препятствие, система сообщает «СТОП!». Несколько раз это уберегло меня от аварии, когда во время движения мою машину сзади оббегали пешеходы».
- Рекомендую.
«На моем авто установлена система Parkmaster, какой модели, точно не скажу. Восемь датчиков распределены следующим образом: четыре по углам бамперов и четыре в области номерных знаков. Есть дисплей и звуковые сигналы, оповещающие о препятствии.
При выборе того, что лучше – парктроник или камера заднего вида, конечно, отдам предпочтение парковочному радару. К примеру, такая система существенно облегчит жизнь, когда вы часто перемещаетесь в ограниченном пространстве. На дисплее отображаются направления движения авто, дистанция до сенсора. Что касается переднего парктроника, считаю, что без него можно обойтись, особенно если вы опытный водитель».