Установка газового оборудования на автомобиль: выбор, регистрация, документы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Насколько выгодна установка газового оборудования на автомобиль
- Плюсы и минусы установки газового оборудования на автомобиль
- Выбор газа для ГБО в автомобиле
- Выбор производителя ГБО
- Список документов для регистрации ГБО
- Мнение автовладельцев об установке ГБО
Сегодня установка газового оборудования на автомобиль уже не кажется таким экономным и необходимым решением из-за резкого повышения цен на этот вид топлива. Однако актуальность ГБО по-прежнему не теряет, если речь идет о больших пробегах или коммерческом транспорте.
Существуют разнообразные типы газового оборудования, работающие на метане, пропане, водороде, производят их разные фирмы. При выборе той или иной модели необходимо обращать внимание на множество факторов. О том, насколько выгодна установка ГБО, а также как правильно зарегистрировать оборудование, вы узнаете из нашего материала.
Насколько выгодна установка газового оборудования на автомобиль
Установить газовое оборудование можно на любую машину независимо от ее габаритов и объема двигателя. Для авто, на которых установлен тарированный мотор, реализовать такую задачу будет непросто, но возможно. Но если ваша цель сократить чек на техническое обслуживание и на топливо, то сначала произведите расчет, стоит ли модернизация таких вложений.
Пожалуй, нет смысла заморачиваться с переделкой небольших авто класса А или В. На топливе вы сэкономите немного, а вот потратите на установку приличные деньги. При всех перечисленных недостатках размеры газового баллона отнимут от багажника вашего авто немало объема.
Помимо этого, современные силовые агрегаты отличаются экономией и при работе на солярке. Например, если перевести на газ турбодизель, объем которого составляет 2 литра, вы сэкономите всего около 15–20 процентов. Стоит ли так заморачиваться для такой незначительной экономии?
Установка газового оборудования на свежий автомобиль с большой вероятностью обнулит вашу гарантию, поэтому для подобных доработок лучше подождать, когда закончится гарантийный срок.
Основной параметр, на который стоит опираться при решении перейти на ГБО, – это величина пробега. Если вы проезжаете в год до 15–20 тысяч км, то вряд ли подобная переделка сэкономит ваш бюджет, да и срок окупаемости будет достаточно большой. Примерный подсчет показывает, что при расходе 10 л/100 км и пробеге в год до 30 000 км ГБО окупит себя лишь спустя 5-6 лет.
Иные расклады для коммерческого транспорта. Установка газового оборудования на грузовые автомобили может оказаться весьма выгодной по причине совсем других режимов эксплуатации.
Кроме того, необходимо иметь в виду и перспективу дальнейшего обслуживания, поскольку придется заниматься не только установкой, но и ремонтом газового оборудования на автомобиле. Поэтому надо найти сервис с квалифицированными специалистами.
Плюсы и минусы установки газового оборудования на автомобиль
Положительные моменты:
- Многие автовладельцы выбирают ГБО из-за финансовой выгоды. Это происходит по той причине, что цена сжиженного газа в России значительно ниже, чем тот же 92-й бензин, а про 95-й и говорить не стоит.
- Свечи зажигания могут отходить больше времени, а эффективность их работы будет выше, так как на них не станет образовываться нагар.
- Авто с ГБО меньше вредят окружающей среде в сравнении с двигателями, работающими на бензине или солярке. Автомобили с газовым оборудованием не являются полностью безопасными для экосистемы, так как в выхлопе все равно содержатся такие вещества, как окись углерода, окислы азота и углеводороды.
Отрицательные моменты:
- Большая стоимость ББО и работа по его установке.
- Не стоит устанавливать ГБО в тех случаях, когда автомобиль используется крайне редко, а передвигаетесь вы на нем на короткие расстояния. Это же касается авто, расход топлива на которых и так очень мал.
- Когда вы вмешиваетесь в силовой агрегат путем установки какого-либо оборудования, то можете обнулить его гарантию.
- Размеры ГБО достаточно большие, а значит, оно крадет пространство багажника вашего авто. Если машина маленькая, то это вызывает дискомфорт.
- Сокращение мощности. Вы не сможете это обойти, так как октановое число газовой смеси больше, чем у жидкого топлива, и при сохранении тех же параметров сжатия, которое подобрано для других видов топлива, газ будет гореть дольше. Сильнее всего это ощущается на моторах небольшого объема.
- Требуется время для того, чтобы оформить соответствующие документы на подобную переделку двигателя.
- В будущем могут возникнуть сложности с реализацией авто на вторичном рынке.
- Вас могут не пропустить в ряд подземных парковок и других помещений с плохой вентиляцией.
Выбор газа для ГБО в автомобиле
Теоретически для запуска автомобиля можно применять любой газ, который взаимодействует с кислородом (окисляется) с выработкой требуемого количества тепла – если выражаться иначе, хорошо воспламеняется. Выделенная энергия преобразуется в крутящий момент в двигателе внутреннего сгорания – похожие процессы происходят при работе на жидком топливе.
В ДВС можно применять газ трех видов.
Пропан
Честно говоря, на АЗС подобный продукт является смесью пропана и бутана, причем первого обычно больше. Эту смесь получают во время переработки нефти. Так как все это не требует специального оборудования, то и стоимость такой смеси составляет половину от того, сколько мы отдаем за бензин. Процесс хранения реализован с помощью специальных балов, в которые газ закачивается до давления в 16 атмосфер.
Емкость, входящая в состав ГБО, по своему объему соответствует бензобаку – как правило, она расположена в багажнике, сразу за спинкой задних сидений или в нише для запасного колеса. Пропан-бутан можно заправить как на специализированной, так и на мобильной автомобильной заправке.
Отрицательным свойством этого газа является его расход: считается, что автомобиль потребляет пропана-бутана примерно на 5–10 % больше, чем бензина. Но так как цена газа намного меньше, то это не уменьшает его привлекательности.
Метан
Этот газ создан природой, требует отдельных технологий для добычи или извлекается совместно с нефтью. Также разработан способ получения метана из воды и углекислого газа, но он будет дороже природного. Именно этот газ заводится в наши дома и используется в плитах на кухне.
Метан отличается тем, что его невозможно привести в сжиженное состояние, как пропан. Для того чтобы запастись этим газом, придется сжать его до очень высокого давления (около 200 атм) и поместить в баллон повышенной прочности. Подобные емкости рассчитаны на большой объем, имеют немалый вес и занимают место в багажном отделении.
Разница в цене у бензина и метана составляет около 70 %, а расход меньше. Минусы такого топлива в том, что падает мощность двигателя примерно на 10–15, % если сравнивать с привычным жидким топливом. Ну и, конечно же, сложности в поиске места заправки, так как метаном заправляют далеко не везде.
На сегодняшний день Газпром взялся за устранение этой проблемы. В разработку принят проект по расширению сети метановых заправочных станций. В свою очередь, для увеличения числа клиентов (природный газ применяется в основном на коммерческом транспорте) компания предложила правительству реализовать субсидирование по государственной программе для желающих выполнить адаптацию своего автомобиля под метан.
Водород
Этот газ считается самым экологичным топливом, но на данный момент нет возможности перевести на него обычный автомобиль. В первую очередь водородные заправки во всем мире встречаются очень редко. Следующий момент состоит в том, что конструктивно автомобили на водороде сильно отличаются от обычных машин. Это происходит, потому что водород при взаимодействии с кислородом воспламеняется. Следовательно, переделать ДВС на работу с водородом очень сложно.
Уже имеющиеся модели собраны так, что в них применяются ячейки, которые не воспламеняют водород, а благодаря химическим процессам вырабатывают электричество. Но на данный момент подобные технологии стоят дорого и недоступны для масс.
Выбор производителя ГБО
Помимо поколений, ГБО также разделяют на классы, но подобное разделение довольно условно. Высокий класс включает в себя те модификации, которые собираются из комплектующих одного производителя – они позиционируются как более надежные.
В этой сфере ведут бренды из Италии, такие как Landirenzo, Lovato, OMVL, BRC и голландский Prins. В системе, собранной из компонентов от одного производителя, вероятность отказа из-за каких-либо механических нестыковок или электронных ошибок очень мала.
На бюджетных автомобилях можно встретить ГБО, в которых стоят блоки одного бренда, а механическая часть совершенно другого. Качество таких систем может быть высоким при условии, что они собраны из оригинальных запчастей. Например, Digitronic собирает свои системы из деталей других производителей.
В нижних строчках рейтинга – китайские и турецкие ГБО, так как они применяют неоригинальные детали, аналоги тех, что используют ведущие бренды.
Отвечая на вопрос, сколько стоит установка газового оборудования на автомобиль, можно заметить, что цена зависит от бренда и места, где происходит монтаж оборудования. Надежная аппаратура для 4-цилиндрового силового агрегата обойдется в 15 и более тысяч рублей. За баллон придется отдать еще 5 тысяч. Монтажные работы стоят примерно 15 тысяч.
Стоимость установки работающего на метане газового оборудования на автомобиль намного выше. Но на сегодняшний день государство выделяет субсидии в размере 60 % для желающих произвести подобную модернизацию своего авто.
Помимо этого, жители 23 регионов РФ могут рассчитывать на сумму в 27 000 рублей, которую компенсирует компания Газпром за установку газового оборудования на автомобиль по госпрограмме. К ним относятся: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Краснодарский и Пермский края, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области и Санкт-Петербург.
Указанная выше сумма компенсирует примерно 90 % от всех затрат на модернизацию автомобиля. Для получения всех этих возможностей вам нужно подойти в один из филиалов, которые работают по программе Газпрома.
Список документов для регистрации ГБО
В нашей стране с 2015 г. разработан технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с ним доработка автомобиля ГБО воспринимается как вмешательство в конструкцию авто и непременно должна быть сертифицирована и зарегистрирована. Следовательно, вы не сможете без согласования установить газовое оборудование на свой автомобиль и спокойно передвигаться на нем по дорогам общего назначения. Неисполнение этого регламента может обернуться для вас серьезными штрафами.
Чтобы избежать подобных последствий, владельцу нужно настроиться на долгое оформление установки газового оборудования на автомобиль, собрать нужную документацию и пройтись по ряду государственных учреждений. Также не стоит верить большинству из тех, кто говорит об упрощении процедуры.
Последовательность шагов:
- Необходимо посетить лабораторию, которая имеет соответствующий сертификат. Здесь ваш автомобиль осмотрит специалист и оформит заключение о технической возможности установки ГБО.
- Следующим шагом будет получение разрешения на установку газового оборудования на автомобиль в ГИБДД. С этой целью оформляется заявление.
- Далее вы можете спокойно поехать в сервисный центр и договориться об установке газового оборудования. По завершении всех манипуляций вам на руки дадут справки, которые позволят в последующем зарегистрировать все внесенные изменения.
- Придется повторно пройти технический осмотр в ГИБДД. В результате вы получите обновленную диагностическую карту, в которой будет информация о наличии на автомобиле ГБО.
- Потребуется поправить некоторые пункты в регистрационных документах вашего авто. Всем этим тоже занимается ГИБДД. Для этого хозяину отведено 10 дней.
Установка газового оборудования на автомобиль и документы, необходимые для оформления:
- Паспорт.
- СТС.
- ПТС.
- Разрешение о внесении изменений в конструкцию автомобиля.
- Заявление-декларация.
- Диагностическая карта.
- Сертификат сервисной станции.
- Сертификат на ГБО и паспорт на сам баллон.
- Заключение предварительной технической экспертизы конструкции машины.
- Протокол технической экспертизы после изменений в конструкции ТС.
- Квитанция об уплате госпошлины.
Мнение автовладельцев об установке ГБО
- Вникаем в детали
- Если ставить, то только новое
«Первым делом проверяем, как ваш двигатель отреагирует на газ. Если нет гидриков на клапанах, то регулировка станет частым процессом (хорошо, если можешь сделать это сам). Не стоит устанавливать газовое оборудование б/у на легковой автомобиль. Баллон изготовлен из металла, а он со временем теряет прочность и стареет.
В конструкцию внесены более жесткие поправки, и ехать в отпуск с незарегистрированным ГБО рискованно. На форумах описаны ситуации, когда аннулируются ПТС, да и современная реальность с техосмотром (и его изъятии ДПС). Могу сказать, как обстоит ситуация в моем регионе. Установка – 40–45 тыс. рублей + легализация.
Если вас не останавливает сложность обслуживания и установки, то подобная система окупит себя за пару лет (так в этом случае лишний раз съездить на дачу не ударит по вашему кошельку)».
«Можете смело заниматься установкой газового оборудования на автомобиле. Постарайтесь сделать это в сертифицированном месте и подберите новый комплект. При правильной установке с клапанами ничего не произойдет. Пройдет пару лет, и ты даже не будешь думать о бензине.
Когда я выполнял установку газового оборудования на свой автомобиль, нашел в Сети много отрицательных отзывов. Через некоторое время я понял что к чему, нет в этом ничего ужасного, и все достаточно просто. Спаял кабель для настройки, иногда проверяю, чтобы не сбились настройки блока управления.
Путешествия на дальние расстояния проходят, как никогда лучше.
По поводу клапанов. Из-за того что процесс горения газа более затянутый, чем у бензина, он догорает в выпускном коллекторе (подгорают клапаны), но эта ситуация возможна только при высоких оборотах – выше 4500. При более низких скоростях смесь успевает сгорать полностью и не создает никаких проблем. Для устранения описанной проблемы в настройках блока управления задается переход на бензин при 4500 оборотах. Все работает на автомате и не влияет на процесс движения.
Если вы ездите не часто, то подобная модернизация окупит себя через 1,5 года. Расход газа выше на 20 %. Стоимость ТО 1 200 рублей, через каждые 10 тыс. км. Замена всех подводок через каждые 3 года обойдется в 1 500 руб. Баллона в 30 литров недостаточно».
Как можно видеть, установка и легализация ГБО требует терпения. Следует сказать, что по причине более частых происшествий с автомобилями на газе вряд ли можно ожидать отмены всех этих бумаг. Имейте в виду, что попытка спрятать ГБО подобна экспериментам с неисправным оборудованием и, как правило, не приводит ни к чему хорошему.