/ Уровень масла в двигателе
СтатьиСтатья расскажет вам о том, как проверить уровень масла в двигателе и для чего это надо делать
Лого https://rad-star.ru/
Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании

Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании

Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании
22.01.2020
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как проверить уровень масла в двигателе
  • Почему снижается уровень масла в двигателе
  • Чем опасен низкий уровень масла в двигателе
  • Опасен ли перелив масла
  • Как правильно долить масло в двигатель
  • Что автолюбители говорят об уровне масла в двигателе

 

Уровень масла в двигателе – один из ключевых параметров для беспроблемной эксплуатации автомобиля. Даже не самые опытные водители понимают важность этого показателя. Но где границы допустимых отклонений, когда еще можно безопасно доехать до гаража или СТО?

Нередки ситуации, когда утечка или резкое повышение уровня масла происходит в дороге и нужно принять правильное решение – вызывать эвакуатор или все же своим ходом добираться до места ремонта. В нашей статье мы расскажем, как правильно измерить уровень масла, опишем причины его изменения и приведем рекомендации опытных автомобилистов.

Как проверить уровень масла в двигателе

Особых сложностей проверка уровня смазки вызывать не должна, а вот заставить автовладельца поволноваться – запросто, ведь уровень жидкости может как резко возрасти, так и упасть, ее характеристики могут претерпеть изменения. Отследить последние несложно, но определенные знания все же понадобятся. Проверка проводится при помощи щупа уровня масла в двигателе, вставленного в специальное герметичное отверстие в блоке цилиндров. Нижний конец щупа находится в масляном бачке в картере мотора.

Уровень масла в двигателе

Любой щуп имеет две метки, обозначающие максимально и минимально допустимый уровень масла в двигателе. Однако в ряде случаев показания щупа могут оказаться некорректными. Для получения наиболее точных показаний уровня смазки в моторе необходимо следовать ниже приведенным правилам.

Проверить уровень смазки можно, руководствуясь следующей инструкцией:

  • Максимально корректные показания можно получить при условии, что автомобиль стоит на совершенно ровной поверхности. Даже небольшой угол наклона двигателя приведет к погрешности в измерениях.
  • Проверку необходимо делать спустя некоторое время после остановки двигателя, так как ранее некоторое количество смазки будет оставаться в системе, маслопроводящих каналах. Соответственно, измерения укажут на более низкий уровень масла в двигателе. Неопытный автовладелец может решить, что смазывающую жидкость необходимо долить. В итоге это будет причиной критического увеличения его количества и, как следствие, продавливания сальников и других неприятностей. Для максимально корректной оценки необходимо выждать минимум 5–15 минут после остановки мотора.
  • Щуп следует извлечь, протереть ветошью, стирая с него остатки смазки, и погрузить обратно в картер.
  • Нельзя делать выводы относительно уровня масла в двигателе непосредственно после извлечения щупа. Для получения контрольных значений его необходимо повторно погрузить в картер.
  • На щуп нанесены две метки, обозначающие максимальный и минимальный уровень масла в двигателе. При нормальном уровне смазка находится в промежутке между этими значениями. Доливать жидкость нужно, когда ее количество ниже минимальной отметки или превышает ее на несколько миллиметров. Не следует заливать такое количество смазки, чтобы она достигала максимума.

Имейте в виду, что для большей части силовых агрегатов, имеющих целый штатный поддон, разница в объеме масла между минимальной и максимальной засечками может составлять от 0,5 до 0,8 л.

Если есть необходимость, масло нужно долить, затем оценить его визуально, обращая внимание на наличие следов охлаждающей жидкости (эмульсии), ее цвет и вязкость, которые могут свидетельствовать о потере смазкой своих свойств либо о неисправности системы. В подобной ситуации требуется устранить неисправность или заменить масло и масляный фильтр.

Контролировать уровень масла в двигателе необходимо регулярно, каждый раз заправляя авто, ежедневно его осматривая, а при периодической эксплуатации транспортного средства прежде, чем завести двигатель. Доливать смазку нужно, когда силовой агрегат холодный или слегка прогрет, в таком случае щуп будет показывать максимально корректные значения. Доливают смазку, аналогичную той, что была залита ранее или рекомендуемую производителем.

Почему снижается уровень масла в двигателе

На периодичность проверки влияет состояние силового агрегата, а на частоту замены смазки – такие параметры, как марка двигателя, его мощность и конструктивные особенности. Менять масло в маломощных силовых агрегатах следует через каждые 15 тысяч километров пробега, но при этом следует иметь в виду, что существенное значение имеет также качество смазки.

Исходить при замене жидкости следует все же не из регламента, а из результатов проверки уровня масла в двигателе. Кроме того, излишне темная или жидкая смазка является весомым поводом для замены, как ее, так и масляного фильтра.

Почему снижается уровень масла в двигателе

Остановимся на основных причинах, которые могут вызвать снижение уровня масла в двигателе. Первой из них является обычная утечка. С рядом неисправностей можно справиться самостоятельно, другие потребуют участия специалиста, причем хорошего. Сначала поговорим о тех проблемах, устранить которые можно, не прибегая к помощи сотрудников станций техобслуживания. Если речь идет о протечках, то необходимо осмотреть уплотнения двигателя.

Простые причины расхода масла.

Чтобы проверить, достаточно снять клапанную крышку и провести визуальный осмотр. Наличие черных отложений и покрывающий детали слой мазута свидетельствуют о высокой степени изношенности смазки, соответственно, расход масла увеличивается из-за угара. Если спустя неделю после замены жидкости она вновь чернеет (в данном случае мы говорим о бензиновых силовых агрегатах, поскольку в дизельных моторах черное масло является разновидностью нормы), то можно предположить значительное загрязнение двигателя, причем грязь растворяется новой смазкой, либо быстрый износ нового масла, которое уменьшается в объеме, при этом загрязняясь продуктами горения. По этой причине силовые агрегаты довольно часто выходят из строя.

Утечка может происходить через прокладку блока цилиндров. Такая ситуация возможна при неравномерной затяжке силовых болтов, допущенной во время сборки двигателя. В итоге происходит деформация прокладки, не обеспечивающей плотного прилегания деталей друг к другу. Об этой причине утечки будут свидетельствовать потеки смазки на силовом агрегате, заметные при внешнем осмотре. Можно просто заглянуть в подкапотное пространство, чтобы увидеть проблему.

Важно понимать, что снижение уровня масла в двигателе в таком случае является лишь частью неисправности. Более серьезной проблемой может стать попадание охлаждающей жидкости в цилиндры. Оно грозит поломкой мотора. Соответственно, помимо смены прокладки, следует убедиться, что тосол не попал внутрь цилиндров. При возникновении сомнений масло нужно заменить полностью.

Кроме того, масло может утекать через сальники коленчатого вала. Об утечке будут свидетельствовать потеки жидкости под стоящим автомобилем. Велика вероятность износа уплотнителей (кромок) сальников. Проблема эта не столь редка, так как срок службы резины не велик. Они могут изнашиваться под воздействием низкокачественной смазочной жидкости. В связи с этим рекомендуется покупать современные сальники, которые можно эксплуатировать в экстремальных условиях. Для решения проблемы следует заменить сальники новыми, и масло перестанет вытекать из силового агрегата.

Утечка смазки может быть вызвана проблемами с прокладками масляного фильтра. Такая ситуация возникает, если фильтр меняли в спешке или неумело. Для большей наглядности поясним: плохо закрученный фильтр, как и смятая прокладка, не обеспечивают достаточную герметичность. Первый вариант требует более плотного закручивания фильтра. Второй – оценки состояния прокладки и, в зависимости от ее состояния, возможной замены элемента. При смене прокладку обязательно нужно смазать маслом, обеспечив ее эластичность и равномерность прилегания к другим деталям.

Возможны протечки смазочной жидкости через маслоотражательные колпачки (иначе – маслосъемные или сальники клапанов). Располагаясь в верхней части головки блока цилиндров, колпачки подвержены воздействию высоких температур. Поскольку для их изготовления используется резина, длительное время противостоять критическим температурам она не в состоянии. Свойства колпачков теряются, они не могут справляться со своей задачей.

В результате происходит утечка смазки, покрывающей выпускные клапаны органическим налетом. Использование бракованного колпачка чревато аналогичными проблемами. Справиться с ситуацией поможет замена деталей. Водителям, любящим резко стартовать с места, следует иметь в виду, что при постоянном экстремальном вождении неправильно установленный колпачок может сорваться.

Простые причины расхода масла

Сложные причины расхода масла.

Помимо простых, существуют и более сложные проблемы, приводящие к утечке масла. Одна из них заключается в закоксовке поршневых колец. Подвижность и, соответственно, эффективность этих элементов возможна лишь при условии их чистоты. В случае закоксованности, они начинают западать, уплотнения не происходит, а компрессия одного или нескольких цилиндров уменьшается. Это сказывается на функционировании силового агрегата.

Закоксованность может быть вызвана использованием старого или низкокачественного моторного масла. Капитальный ремонт двигателя не требуется, достаточно обработки колец специальными средствами, удаляющими отложение с деталей. И, разумеется, не обойтись без замены масла.

Однако более значительное влияние на расход смазки оказывает износ цилиндров. Частично справиться с проблемой можно их расточкой. На состояние цилиндров отрицательно влияют микротрещины, сколы, заполняющиеся маслом. В результате его уровень постепенно уменьшается, но заметить это можно лишь спустя некоторое время, например, через неделю или месяц.

Другая проблема связана с конструкцией цилиндров, которые при эксплуатации деформируются. В процессе монтажа анкерных шпилек появляются перекосы, сказывающиеся на функционировании уплотнительных колец. Зазоры приводят к тому, что уплотнители не в состоянии обеспечить плотное прилегание. Решением проблемы может стать использование мягких колец. Впрочем, расход масла в любом случае увеличится.

За счет маслосъемных поршневых колец к компрессионным кольцам поступает необходимое количество смазочной жидкости. То есть они не обеспечиваются смазкой на постоянной основе, в отличие от ряда других элементов. Трение возрастает, детали быстрее изнашиваются. Обнаружив возросший расход масла, можно предположить существенный износ поршневых колец. Для решения этой проблемы необходимо обратиться к специалистам станции техобслуживания.

Сложные причины расхода масла

Утечка масла может происходить через поршневые кольца из-за перегрева двигателя. При температуре от 180 до 200 °С кольца остаются упругими и справляются со своей задачей. Допускается незначительное превышение нормативной температуры, однако эффективность и функциональность колец может снизиться даже при однократном значительном повышении рабочей температуры мотора. В итоге расход смазки возрастет. Самостоятельно устранять неисправность не стоит, необходимо обратиться на СТО.

Один из дефектов термоусталости относится к межклапанным перемычкам. Поршни сильнее изнашиваются, целостность и уплотнение камеры сгорания уменьшается. Для решения проблемы следует обратиться к специалистам.

Специфические причины.

Еще ряд обстоятельств, влияющих на то, какой уровень масла в двигателе, не зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Предотвратить возможные проблемы можно даже при отсутствии навыков автослесаря.

Одной из причин, влияющих на изменение уровня масла в двигателе, является экстремальная езда, которая выражается в резких стартах и торможениях, агрессивном вождении. В этом случае работа поршней происходит с большими перегрузками, при значительном превышении рабочей температуры. Справиться с проблемой можно двумя способами:

  • отказаться от агрессивного стиля вождения;
  • иметь при себе дополнительную канистру масла и быть готовым к выполнению ремонтных работ.

При позднем сгорании расход смазочной жидкости возрастает, поскольку увеличивается температура двигателя. Решением проблемы станет регулировка зажигания и использование качественного топлива с правильным октановым числом, соответствующим марке и модели авто.

Смазывание турбокомпрессора влечет за собой естественные потери смазки, не поддающиеся влиянию. Однако эта проблема характерна преимущественно для дорогих иномарок, оснащенных турбированным двигателем.

Использование низкокачественной смазки также влияет на ее расход. Лучшее масло обладает большей вязкостью, однако влечет за собой появление большего угара в поршнях. Поэтому вопрос о том, повысить расход смазки или увеличить ресурс двигателя – остается открытым. В любом случае, покупать необходимо качественное масло, рекомендованное производителем авто.

Что касается нормы расхода смазки, то точной цифры нет. Однако если вы внезапно замечаете, что уровень масла в двигателе существенно снизился, хотя до этого никаких проблем не возникало, то очевидно, что причина являются не в конструктивных особенностях авто.

Необходимый уровень масла в двигателе предотвращает его серьезные поломки. Зная о наиболее распространенных причинах его снижения, вы сможете правильно эксплуатировать авто и не допускать выхода мотора из строя.

Низкий уровень масла в двигателе

Чем опасен низкий уровень масла в двигателе

Работа двигателя автомобиля должна быть сбалансированной. Именно поэтому, при его производстве завод-изготовитель установил на щупе отметки максимального и минимального уровней смазки. С помощью этого приспособления и можно понять, какое количество масла находится в моторе.

Если же допустить снижение уровня ниже минимального, то возникновение ряда проблем не заставит себя долго ждать.

Во-первых, скорость износа деталей существенно возрастет. Это особенно актуально для коленчатого вала, которому требуется большое количество смазки. Если ее будет мало, шейкам вала придется работать на сухую, а значит, ресурс шеек, втулок шатуна, вкладышей быстрее закончится.

Во-вторых, возрастает вероятность проворота вкладышей, которые повредят зеркальные поверхности основного приводного механизма. В дальнейшем, из-за потери твердости коленчатого вала, он может просто порваться. Кроме того, недостаточный уровень масла в двигателе может стать причиной его заклинивания.

Низкий уровень масла в двигателе

В смазке нуждается и поршневая система. В процессе работы силового агрегата масло покрывает стенки цилиндров, а маслосъемные кольца, установленные на поршнях, препятствует проникновению жидкости в систему охлаждения и прочие элементы двигателя. Недостаточный уровень масла в двигателе приведет к тому, что кольца начнут царапать стенки цилиндров, а результатом станет необходимость капитального ремонта мотора и расточки деталей.

Возникнут проблемы и с масляным насосом, поскольку для его смазки используется масло в двигателе. Увеличится степень износа вала и приводного подшипника, что может стать причиной заклинивания внутренних деталей масляного насоса, который в таком случае придется менять.

Из-за низкого уровня масла ускорится износ двигателя, внутри появится металлическая стружка, которая может проникнуть в головку блока цилиндров. Остановить этот процесс невозможно, и все детали силового агрегата скоро придут в негодность.

Исправить ситуацию можно, лишь прибегнув к дорогостоящему капитальному ремонту. Можно, конечно, решить проблему за счет использования контрактного мотора, однако эта процедура требует значительных временных и материальных ресурсов.

Теплоотводящая роль смазочной жидкости существенно снижается при падении его уровня. Перегрев мотора грозит серьезными последствиями, включая прогиб головки блоки, попадание охлаждающей жидкости в цилиндры, за которыми последуют гидроудар и деформация или разрушение блока цилиндров.

Последнюю поломку в обиходе называют «вывалившимся поршнем», так как после обрыва коленчатого вала велика вероятность выпадения одного из поршней через боковое отверстие в блоке.

Опасен ли перелив масла

Если уровень масла в двигателе выше нормы, это также негативно сказывается на работе силового агрегата, поскольку поршням и поршневым кольцам приходится преодолевать большее сопротивление смазочной жидкости.

В результате коленвал вращается с большим усилием, колеса получают меньший крутящий момент. Автомобиль медленнее набирает скорость, хуже реагирует на нажатие педалей, особенно на нижних передачах. Водитель сильнее выжимает педаль газа, что приводит к резкому повышению расхода топлива.

Опасен ли перелив масла

Высокий уровень масла в двигателе влияет не только на расход горючего. При нагреве объем любой жидкости увеличивается. Поскольку рабочая температура мотора достаточно высокая, то при переливе смазочной жидкости возрастает давление, которому подвергаются резиновые сальники и другие уплотнители.

Уплотнители с течением времени перестают справляться со своей задачей, происходит утечка масла. То есть последствия выражаются в повышенном расходе смазки, загрязнении подкапотного пространства, необходимости замены сальников.

Специалисты говорят о таких неисправностях, вызываемых повышенным уровнем масла в двигателе, как:

  • сложности с запуском силового агрегата, особенно в холодное время года;
  • увеличение количества нагара, кокса и отложений в цилиндрах мотора;
  • сокращение ресурса масляного насоса из-за возросших нагрузок;
  • вспенивание масла, что приводит к нарушению работы гидрокомпенсаторов, действие смазки становится менее эффективным;
  • попадание избытка смазочной жидкости в выпускной коллектор, что влечет за собой усиленное дымление, загрязнение катализатора;
  • большая токсичность отработанных газов;
  • замасливание свечей зажигания, более быстрый их выход из строя, перебои в работе системы зажигания.

Некоторые неисправности двигателя могут стать причиной попадания рабочих жидкостей из других систем силового агрегата в систему смазки (например, в результате пробоя или прогара прокладки ГБЦ, дефектов и трещин ГБЦ и БЦ, износа поршневых колец и пр.).

Это приводит к повышению уровня масла в двигателе, поскольку в смазке присутствует, например, антифриз. Чтобы определить причину повышения объема смазки, необходимо как можно скорее выполнить диагностику силового агрегата. Самый простой вариант заключается в анализе вязкости, запаха жидкости, присутствия в ней эмульсии.

Особую опасность повышенный уровень масла представляет для старых двигателей. Это вызвано возрастающей вероятностью выдавливания сальников, а также появлением значительных утечек на изношенном силовом агрегате.

На новых моторах проблему можно не увидеть визуально, однако это не говорит о ее отсутствии. Уровень масла в двигателе в любом случае требуется как можно скорее довести до нормального значения.

Слить из силового агрегата лишнюю смазочную жидкость можно несколькими способами.

Чтобы самостоятельно откачать или слить лишней объем жидкости, необходимо слегка открутить сливную пробку на поддоне картера. Сложность этого варианта заключается в необходимости использования эстакады, ямы или подъемника. Также не обойтись без ключа, которым вы будете откручивать сливную пробку, и емкости, в которую будут вытекать излишки масла. Кроме того, если на авто установлена защита силового агрегата, ее потребуется снять.

Если вы начнете откручивать сливную пробку, не дожидаясь остывания мотора, будьте предельно аккуратны, так как велика вероятность ожогов горячим маслом при его попадании на кожу или в глаза.

При отсутствии возможности открутить сливную пробку, излишки смазки можно откачать через маслозаливную горловину. Чтобы воспользоваться этим вариантом, запаситесь специальным (или обычным медицинским) шприцем для откачки и обычной резиновой трубкой (можно использовать трубку от капельницы). Подойдет для откачки смазки насос, а некоторые делают это ртом. Последний вариант все же нежелателен, кроме того, в этом случае важно следить за тем, чтобы жидкость не попала в рот. Выполнив операцию, проверьте уровень масла в двигателе с помощью щупа.

Как правильно долить масло в двигатель

Разумеется, удалить лишнюю смазочную жидкость можно, обратившись на станцию технического обслуживания или экспресс-замены масел. Последние чаще всего располагаются поблизости от АЗС. Для специалистов данная процедура не составит труда и займет немного времени, вам останется лишь заплатить небольшую сумму денег.

Как правильно долить масло в двигатель

В первую очередь откройте капот, потянув за специальный рычаг в салоне автомобиля (обычно он расположен с левой стороны на уровне колена водителя в его удобном сидячем положении, однако может находиться и ниже, например, на уровне педалей).

После этого поднимите крышку капота. Для этого вам понадобиться найти рычаг или кнопку в подкапотной щели, которая появляется после приведения механизма в действие за счет салонного рычага. Крышка капота должна быть зафиксирована при помощи специального стержня, одним концом (с шарниром) крепящегося к крышке капота, второй конец используется для фиксации путем вставления его в специальное отверстие в капоте.

После этого осмотрите подкапотное пространство в поисках крышки маслозаливной горловины, расположенной сверху блока цилиндров двигателя. На ней могут написать «Oil Fill» либо разместить обозначение типа масла для двигателя, предназначенного для этой марки и модели авто. Надпись на крышке 5W30 означает, что именно эту смазочную жидкость необходимо заливать в силовой агрегат. Крышку требуется открутить, протереть ветошью или салфеткой, на время убрать в сторону.

Чтобы долить масло в двигатель до нужного уровня, необходимо вставить воронку в маслозаливную горловину, потому что в противном случае велика вероятность того, что жидкость разольется по всем элементам силового агрегата. В процессе эксплуатации авто и нагрева мотора, смазка будет нагреваться, что чревато как минимум неприятным запахом, а как максимум серьезными проблемами с двигателем.

Масло в двигатель необходимо заливать небольшими порциями, не больше 150–250 мл за один раз. После этого нужно сделать перерыв для того, чтобы масло стекло в поддон. Для этого потребуется примерно 15–20 минут.

Масло в двигателе

Если незначительное количество смазочной жидкости пролилось на поверхность двигателя, не стоит паниковать. Остатки смазки серьезной опасности для силового агрегата не несут, хотя запах от них будет сильным. Протрите пролитое масло ветошью или бумажными полотенцами.

Выждав 15–20 минут, в течение которых смазочная жидкость должна стечь в поддон, проверьте уровень масла в двигателе с помощью щупа. Если его объем по-прежнему не достигает нормы, долейте смазку (не забудьте выждать необходимое время). Делайте это до тех пор, пока отметка не остановится между максимальным и минимальным значением. Помните о том, что прежде чем замерить уровень, щуп нужно протереть.

Закончив, еще раз проверьте, какой должен быть уровень масла в двигателе, плотно вставьте щуп на место, проконтролируйте, не остались ли следы масла на деталях двигателя, плотно закрутите крышку маслозаливной горловины.

Уберите из подкапотного пространства все предметы, которыми вы пользовались в процессе, включая ветошь, бумажные полотенца, емкость с жидкостью, инструменты и пр. Сложите стержень, поддерживающий крышку капота, захлопните ее, запустите мотор, послушайте, нет ли постороннего шума, не загорается ли индикатор «Check Engine» (в этом случае необходимо как можно скорее обратиться в сервисный центр).

Что автолюбители говорят об уровне масла в моторе

  1. Сколько ждать перед проверкой уровня.

    «При повышении температуры объем масла меняется не так уж сильно. На щупе почти незаметна разница при проверках через 10 минут после того, как заглушил двигатель, и при проверке уровня масла на холодном двигателе, то есть с утра».

  2. Сколько доливать.

    «Объемы, указанные в каталожных емкостях, предназначены для новых и сухих моторов. При замене требуется меньше. Мне, согласно каталогам, нужно 4,5 л масла, а по факту я заливаю 4 л, и уровень уже почти доходит до верхней границы».

  3. Всегда ли низкий уровень ведет к проблемам.

    «Мне однажды в сервисе масляный фильтр плохо закрутили. Проехал я больше 1 000 км, разгонялся до 175 км/ч, резко стартовал и тормозил, а уровень масла на щупе был ниже минимума. Переживал, конечно, но все обошлось, двигатель работает прекрасно».

  4. Повышенный уровень.

    «Высокий уровень – высокое давление – вероятность выхода из строя сальников. Поменять их – довольно дорогое удовольствие, поэтому лишнюю смазку лучше все же слить. Проще всего воспользоваться шприцем и трубкой от капельницы и высосать лишнее».

  5. Уровень масла и КВКГ.

    «Щуп показывает уровень масла в картере двигателя. Повышение уровня на 1–2 см от максимальной отметки означает, что масла где-то на пол-литра больше, чем нужно. Значит, возрастет давление картерных газов, смазка начнет пениться. Картер будет хуже вентилироваться, поэтому и давление повысится. Ну, а так как у большинства автомобили не совсем новые, то и система вентиляции не такая уж и чистая. И все же я не уверен, что превышение уровня на 1 см настолько критично. Возможно, все ограничится просто повышенным расходом смазки. Впрочем, со своим автомобилем я экспериментировать не хочу».



11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии

Статьи по теме

 
Подбор сервиса Подбор сервиса