Почему троит двигатель на малых оборотах
О чем речь? Первым делом необходимо понять, что такое троение двигателя. Это явление возникает, когда один или несколько цилиндров работают нестабильно или даже перестают функционировать. В результате этого происходит потеря мощности автомобиля, он теряет возможность нормально двигаться.
На что обратить внимание? Одной из основных причин, почему троит двигатель, является неправильная работа системы зажигания. Если свечи зажигания изношены или настроены неправильно, то это может привести к нестабильной работе цилиндров и, соответственно, к сбоям мотора.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Как проявляется проблема троения мотора
О том, что двигатель внутреннего сгорания троит, говорят следующие признаки:
- Значительная вибрация в моторном отсеке на холостых оборотах.
- Падение мощности двигателя.
- Неполадки при холодном старте мотора.
- Увеличение потребления топлива.
- Отображение на приборной панели индикатора нестабильных оборотов.
- Из выхлопной трубы при работе двигателя идет густой дым.
- На свечах зажигания образуется копоть или нагар
Если обнаружился любой из перечисленные симптомов, то с большой долей вероятности какой-либо из цилиндров двигателя неисправен. Проблема может носить комплексной характер, но так или иначе один из цилиндров оказывается не в стоянии функционировать нормально.
Рассмотрим основные принцы того, почему троит двигатель, и как можно устранить эту неисправность.
Прежде всего, отметим, что мотор может начинать троить при холодном старте, на нейтральной передаче или в определенном режиме работы двигателя. Причиной тому следующие факторы:
- Нет топливно-воздушной смеси.
- Нет искры (для двигателей внутреннего сгорания на бензиновом топливе).
- Дефицит окислителя (в результате падает компрессия).
Отметим, что, если начал троить двигатель, эту проблему ни в коем случае нельзя игнорировать. Если пустить дело на самотек, то может произойти разрушение отдельных узлов двигателя, что выльется в дорогостоящий и длительный ремонт, провести который собственными силами будет невозможно.
Неисправный цилиндр обычно продолжает получать топливо, смазывающее масло в картере. В результате происходит повышенный износ, возникают повреждения, пары горючих газов могут загореться.
Основные причины троения ДВС на холостых оборотах
Если троение мотора проявляется лишь в определенных режимах работы, нужно последовательно проверить поведение цилиндров при прогреве, интенсивной работе акселератора, глушении и повторном старте мотора.
О наличии неполадок указывают следующие проявления:
- Снижение мощности на холостом ходу при достижении двигателем 300-400 оборотов в минуту.
- Пропуски зажигания, тряска мотора при его холодном запуске.
- Троение на прогретом двигателе, когда частота оборотов не превышает 2000 в минуту.
- Начинает троить двигатель при работе под нагрузкой, он время от времени глохнет.
- Сложности при запуске, троение, тряска как на горячем, так и холодном режиме работы.
- Проблемы при работе без нагрузки – плавающий холостой ход в сочетании с троением при обычном запуске.
В случае проявления неполадок в бензиновом моторе в момент холодного старта и если при добавлении газа проблема исчезает, то причина кроется в неисправности топливной системы или в малой мощности искры. Если вибрации и троение возникают после прогрева двигателя, то необходимо обратить пристальное внимание на свечи зажигания, катушку, ВВ-кабели.
Если неполадки проявляются при холодном старте, то причину следует искать в подсосе воздуха, а также системе зажигания, а именно ее электропитании, падении компрессии в каком-либо цилиндре.
Двигатель может троить на небольших оборотах и холодом ходу по следующим причинам (актуально как для бензинового, так и для дизельного мотора):
- Дефицит топлива в топливно-воздушной смеси.
- При воспламенении искры не происходит поджига смеси.
- Дефицит воздуха в смеси.
У дизельного мотора причинами проблем становятся неисправности дроссельной заслонки, сбои в ЕГР, подсос воздуха. Также может засориться форсунка, седла выпускных клапанов в любом из цилиндров иногда разгерметизируются. Очень часто троение на холостых оборотах объясняется износом свечей зажигания. У свечей накаливания этот срок обычно не превышает двух лет, поэтому менять эти детали нужно вовремя.
Мотор троит под нагрузкой
В этом случае задача значительно усложняется. Если троение возникает после набора двигателем мощности, то необходимо проверить состояние свечей зажигания. Проще всего заменить их на новые, во многих случаях это позволяет решить проблему.
Если троит двигатель на высоких оборотах, то перечень возможных причин чрезвычайно широк. Таковыми могут быть и проблемы в работе датчика, и неисправность катушек и токопроводящей сети (в этом случае троение обычно проявляется во влажную погоду), неправильная работа топливного насоса, дроссельной заслонки.
Также при наборе мощности двигателем может залипать клапан из-за слоя нагара на нем, износа или повреждения пружины, неисправного гидрокомпенсатора.
В ряде случаев виновником проблем оказывается несправная ЭБУ, которая начинает неправильно определять объем топлива, подаваемого в смесь, из-за износа лямбда-датчика. Многие автолюбители, прочитав текст выше, даже не вполне поймут, о каких неисправностях идет речь. Намного надежнее будет обратиться на СТО, чем тратить время и силы на изучение всех нюансов конструкции мотора вашего автомобиля.
Если же вы хотите определить причину неисправности самостоятельно, то прежде всего убедитесь, что отсутствует подсос на впуске. Особенно это актуально в том случае, если троит не отдельный цилиндр, а все вместе, при этом боковой электрод свечи приобрел неестественно светлый цвет.
Если ДАД или ДМВР пропускают больший объем воздуха, подаваемого в смесь, в последней возникает дефицит топлива, и это отчетливо проявляется на высоких оборотах двигателя. Если все вышеуказанные меры не дали эффекта, лучше не тратить время и обратиться на СТО. Использование авто на обедненной смеси влечет перегрев мотора, прогар клапанов и возникновение калильного зажигания.
Когда троит инжекторный двигатель
Еще больше проблем вызывает троение инжекторного двигателя. Без необходимых навыков ремонта автомобилей лучше воздержаться от вмешательства в мотор. В крайнем случае допускается проверка состояния свечей и топливных форсунок.
Выше мы уже говорили о том, как проверить свечи зажигания. Форсунки обслуживаются аналогичным образом. Необходимо просто заменить распылитель неисправного цилиндра на новый. Если проблема исчезла, иного вмешательства в работу мотора не требуется.
В частности, из-за проблемы с форсунками нередко троит двигатель «Лады-Калины», хотя в остальном этот мотор довольно неприхотлив. Неполадки устраняются заменой форсунок, однако впредь настоятельно рекомендуется не доводить ДВС то такого состояния.
Использование мягкой присадки позволяет прочистить форсунки и защитить их от образования ржавчины и повреждений. Кроме того, с присадками повышается качество работы бензинового насоса, клапанов, иных подвижных элементов топливной системы.
Если же мотор продолжает троить и после промывки, то необходимо заменить сопло. Присадка здесь не принесет результата, придется ставить новую форсунку. Такой ремонт обойдется дороже. Чтобы избежать проблем, уделяйте внимание профилактике троения двигателя.
После пуска работает хорошо, троит по мере прогревания
Такая неполадка возникает нечасто, но все же встречается. Причем обнаружить, почему начинает троить двигатель на малых оборотах, не так-то просто. Для диагностики надо иметь хотя бы минимальный набор специальных инструментов.
Чаще всего здесь дело не в электрике, а в работе механизмов. Замерьте компрессию и проверьте состояние клапанных зазоров, возможно, один из них нарушен. Для полноты диагностики можно также проверить свечи, проводку, катушку.
Диагностика двигателя
Прежде всего нужно найти цилиндр, вызывающий неполадки в работе двигателя. Для этого на бензиновом моторе при холостых оборотах последовательно отключаем провода, питающие свечи. При отключении исправного цилиндра двигатель троит сильнее. Если свечи не работают на нерабочем цилиндре, то мотор продолжает работать без изменений.
При выполнении указанных действий следует соблюдать правила электробезопасности во избежание поражения электрическим током.
Если неисправность отмечается на инжекторном моторе ВАЗ с непосредственным впрыском, то необходимо поочередно отключать систему управления соответствующей форсункой. Задача остается прежней – определить цилиндр, отключение которого не влияет на работу мотора.
Диагностика дизельного мотора проводится по тому же принципу – поочередно отключаем подачу топлива. Простой вариант – откручивать гайки топливопровода. Таким образом ищем тот цилиндр, отключение которого не приводит к изменениям в работе мотора.
Устранение неисправности
Если троит двигатель, то, независимо от режима работы, в котором проявляется неисправность, необходимо выполнить базовую диагностику.
Конечно, можно пойти простым путем и заменить все детали, работа или состояние которых вызывает подозрения. Однако, помимо того, что такой ремонт окажется довольно затратным, нужно быть готовым к тому, что даже новые запчасти не решат проблему, и тогда не останется ничего иного, как обратиться в автосервис. Не тратьте время и отправляйте автомобиль на СТО сразу.