Троит двигатель автомобиля: причины и устранение проблемы
О чем речь? Если троит двигатель, то это зачастую все планы на день и портит настроение. К сожалению, автовладельцы сталкиваются с такой неприятной ситуацией часто. Учитывая сложное устройство двигателя внутреннего сгорания, при частом использовании и отсутствии должного обслуживания могут возникнуть неполадки.
Как исправить? Если движок затроил, необходима диагностика автомобиля. Эта процедура поможет вам найти неисправный цилиндр и установить причину поломки. Советуем доверить железного коня профессионалам, обратившись в автосервис.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Признаки троения двигателя
Троение двигателя сопровождается следующими эффектами:
- На холостых оборотах ритм работы мотора перестает быть ровным. Сначала он сбивается немного, потом сильнее и наконец, вы уже не можете разобрать такты. Это верный признак того, что один из цилиндров не выполняет свою функцию. Сложность проблемы в том, что выявить такой сбой у автовладельцев на ранних этапах, как правило, не получается. Виной всему – привычка, ведь изменения происходят плавно, а поэтому диагностировать их получается лишь тогда, когда мотор уже оказывается весьма изношенным.
- Одна из свеч зажигания имеет более темный цвет по сравнению с остальными. Разумеется, это может говорить и о совсем других проблемах, но если троение имеет место, то на одной из свечей присутствует значительный нагар.
- Меняется звук выхлопа. Он становится прерывистым и со временем перестает соответствовать тактам работы мотора.
- Автомобиль теряет в приемистости, причем вне зависимости от того, какая у него скорость в моменте. Впрочем, это один из признаков, который может свидетельствовать и о комплексе других проблем.
- Падение КПД и, как следствие, рост расхода топлива. Здесь нужно проводить комплексную диагностику. Троение должно при этом сопровождаться и другими «симптомами».
- Дергание стрелки тахометра (синдром «плавающих оборотов»).
- Наличие рывков при разгоне на любых скоростях.
Причины, по которым троит двигатель
Троение приводит к тому, что автомобиль не получает той мощности, на которую он рассчитан. Кроме того, ускоряется износ некоторых ключевых узлов и деталей, вырастает расход топлива, а также появляются проблемы иного характера.
Но почему же может троить двигатель? Вот основные причины:
- Сбой момента подачи разряда для зажигания.
- Нештатный подсос воздуха в системе вакуумного усиления тормозов.
- Выход из строя свечи (или свечей) зажигания. Это наиболее распространенная проблема, причиной которой является игнорирование штатной замены свечей (по нормативу – каждые 20 тыс. км пробега).
- Неисправность проводки, в частности пробой одного из высоковольтных проводов свечей зажигания.
- Неисправность конденсатора.
- Разгерметизация впускного коллектора.
- Прогар поршня или клапана.
- Износ и деформация компрессионного поршневого кольца.
- Ошибки в регулировке клапанов газораспределения.
- Чрезмерный износ рокера.
- Пробой прокладки ГБЦ.
- Износ маслосъемных колпачков и их последующий пробой или разрушение.
- Ошибки при регулировании карбюратора, приводящие к нарушению работы цилиндров.
- Износ вала трамблера или подшипника поворотной пластины.
- Сильное засорение воздушного фильтра.
- Мембрана вакуумного регулятора опережения зажигания теряет герметичность.
- Установка нештатных свечей зажигания.
Перечисленные причины троения двигателя являются наиболее распространенными для семейства автомобилей ВАЗ. Но такие симптомы встречаются и на машинах других производителей.
Что делать, если троит двигатель
Начинать, как всегда, нужно с точной диагностики. Следует определить, в каком цилиндре проблема, и постараться выяснить, из-за чего она возникла. К слову, проверить абсолютное большинство причин троения двигателя можно и своими руками в гаражных условиях.
Однако если вы не считаете себя специалистом в данной сфере или просто не можете тратить время на выяснение технических нюансов, то самым разумным решением является обращение в сервис. Там диагностику выполнят с помощью самого современного оборудования. Кроме того, проблема будет устранена технологично и быстро. Вот примерный порядок решения проблемы троения:
Выявление неработающего цилиндра
Заводим двигатель и открываем капот. Прислушиваемся к ритму работы двигателя и убеждаемся, что имеет место троение. Далее надеваем резиновые перчатки и при работающем двигателе по очереди отключаем каждый из высоковольтных проводов. Если вы отключите исправный цилиндр, то троение усилится, а если дефектный, то никаких изменений (на слух) не последует.
Вместо проводов можно отключать фишки, регулирующие подвод горючего к форсункам (если у вас в машине не карбюраторный двигатель). Признак неисправности здесь тот же самый. Дело в том, что при троении один из цилиндров не работает (отсюда и семантический корень термина «троение» – вместо стандартных 4 цилиндров функционируют только три).
Проверяем работоспособность высоковольтных проводов
Во-первых, следует осмотреть провода на предмет целостности изоляции. Если где-то присутствует повреждение, значит, это и есть причина троения. Тщательный осмотр проводится следующим образом:
- Снимаем наконечник, присоединенный к свече.
- Жила должна быть плотно соединена с наконечником. Если провода старые, то можно наблюдать разноцветные продукты окисления металла жилы. Это снижает ее токопропускную способность. Возьмите щуп мультиметра и дотроньтесь им до центра жилы. Если окисление действительно препятствует токопередаче, то мультиметр ничего не покажет.
- Также жила может полностью прогореть. Возьмите игольчатый наконечник мультиметра и через каждые 0,5-1 см прокалывайте провод, пока не выявите повреждение. В случае если провод исправен, мультиметр будет показывать нормальный уровень сопротивления. Но если вы наткнетесь на дефектный участок, то сопротивление там зашкалит. Здесь существует 2 способа устранения проблемы: либо отрезать поврежденный участок, укоротив тем самым провод, либо полностью заменить его.
Вообще, дальнейшая езда с «протестированной» с помощью проколов проводкой – это не самая удачная идея. Так что разумнее всего провести полную замену дефектного провода.
Замена свечей
Если проверка не выявила проблем в электропроводке, то переходим к свечам зажигания:
- Дождитесь, пока двигатель остынет. Выкручивать свечи при разгоряченном (или даже работающем) моторе категорически запрещается – это чревато возникновением пожара.
- Открываем капот, демонтируем защитный кожух и очищаем внешние головки свечей от загрязнения.
- Отсоединяем высоковольтные провода и по очереди выкручиваем свечи зажигания. Чтобы вас не ударило током, следует отключить клемму аккумулятора. Выкручивайте свечи предельно осторожно, чтобы не сорвать резьбу.
- Каждый раз, вытаскивая свечу, закрывайте отверстие специальными заглушками. Можно воспользоваться и обычными тряпками, скрученными в кляп, но лучше взять специально придуманные для этого приспособления – это гарантирует вам, что внутрь цилиндра не попадут абразивные загрязнения.
- Оцените качество свечей по их цвету. Свеча в дефектном цилиндре будет иметь черный оттенок – это нагар. Он свидетельствует о том, что горение в цилиндре происходит при ином температурном режиме. Такой эффект может возникнуть, когда сгорает нерасчетное (большее) количество топлива.
Проблема троения заключается не в том, что цилиндр не работает совсем, а в том, что он срабатывает несистемно, вразнобой. В результате в нем может накопиться до 2 доз топлива, соответствующего одному впрыску. Сгорая, смесь генерирует больше тепла, что пагубно отражается на всех элементах цилиндра, в частности интенсивно увеличивается нагар на свечах.
- Если дело в свече зажигания, то замените дефектную и аккуратно вкрутите свечи обратно. Следите, чтоб никакая грязь не попала в открытые отверстия. Далее подключите провода к свечам.
Выполните промывку мотора и убедитесь, что троения больше нет.
Модуль зажигания
Для выявления неисправности в данном узле при работающем двигателе по очереди отключайте провода, подающие ток на свечи, и прислушивайтесь к звуковым эффектам. Вы можете услышать звук пробития воздушной подушки между свечой и наконечником. Если такое имеет место, значит, менять нужно весь модуль целиком.
Внимание! Данная проверка может быть опасна, и малоопытному автолюбителю не стоит осуществлять ее самостоятельно. При нарушении правил техники безопасности вас может сильно ударить током.
Проверка поступления окислителя в цилиндр
Под окислителем понимается воздух, который используется для сгорания топлива. Вполне возможно, что где-то произошла разгерметизация системы, и часть воздушного потока уходит на сторону. В этом случае при холодном двигателе нужно перекрыть впускную трубу и с помощью компрессора по вакуумному шлангу подавать сжатый до избыточного давления в 1,5-1,7 атм. воздух последовательно в каждый цилиндр. Прислушиваемся: где услышите шипение, там и пробой.
Обязательно проверьте воздушный фильтр. Возможно, он испачкался настолько, что не пропускает воздух в достаточном количестве. Более сложная проверка касается диагностики датчика дроссельной заслонки и подачи воздуха. Но эту операцию лучше доверить специалистам на СТО – здесь придется подключать к ЭБУ ультрабук.
Проверка поступления топлива в цилиндр
Если троит двигатель с инжектором, то сначала манометром при помощи подсоединения его к рампе форсунок нужно измерить давление в топливной системе (до 7 атм.). Диагностику следует производить:
- сначала во время заведения мотора;
- далее – на холостом ходу;
- и наконец, на рабочих оборотах (при снятой трубке с регулятора давления топлива; при этом трубка обратного клапана должна быть пережата).
Если при этом вы обнаружили, что давление недостаточное, то проблема в неисправности топливного насоса. Кроме того, дефектным может быть клапан давления в системе подачи горючего. Если давление оптимальное, а двигатель после принятых мер продолжает троить, то следует проверять форсунки – вполне возможно, что они испачкались (забились). Тогда их нужно заменить. Также не исключено возникновение ошибок в электронном блоке управления двигателем, который подает неверные команды различным узлам ДВС.
Измерение компрессии в цилиндрах
Подсоедините компрессометр к отверстию свечи неисправного цилиндра и заведите двигатель. Переведите мотор на высокие обороты. Показания следует снимать 2-3 раза. Если компрессия отличается от нормы на 10-15 % в меньшую сторону, то либо поршень износился и пришел в негодность, либо отслужили свое поршневые компрессионные кольца либо клапаны ГРМ. Более точное определение неисправности потребует разборки мотора.
Троение может быть обусловлено как раз низкой степенью компрессии. То есть свечи работают штатно, но топливно-воздушная смесь не поджигается, потому что ее давление не соответствует расчетному из-за того, что где-то происходит утечка. В итоге цилиндр регулярно не срабатывает на рабочем ходе – происходит троение. Обычно причинами здесь являются:
- залегание уплотнительного кольца;
- пригорание клапана (вполне возможно, что при регулировке были выставлены неправильные зазоры).
Если на приборной панели высвечивается надпись CHECK, значит, двигатель троит. Причем проблема находится в такой степени запущенности, что даже бортовой компьютер (ЭБУ) уже смог ее распознать. Обязательно как можно скорее посетите автосервис – запускать троение недопустимо.
Мнение автовладельцев о причинах троения двигателя
- Если горит свеча, то дело пахнет жареным
- Приборная панель не всегда отражает ошибку
- Иногда СТО калечит, а не лечит
«Если двигатель троит на высоких оборотах, то здесь может случиться всякое, пригорание поршня например. В этом случае мотор будет не только с ритма сбиваться, но еще и дым пойдет. В любом случае проверку следует начинать с тестирования свечей, проводки и катушек. Хотя бы просто потому, что так проще обнаружить неисправный цилиндр».
«Вечером заметил, что двигатель троит на холостых. На следующий день 3 десятка километров ехал до сервиса на 3 цилиндрах. Для диагностики сняли бачок омывателя, осмотрели катушки. Выяснилось, что отошла фишка четвертого цилиндра. Просто защелкнули ее, и все. Теперь не троит. Но вот на приборной панели ошибка не высвечивалась. Неужели компьютер такой тупой?»
«После того как мне отрегулировали клапаны, двигатель стал троить на холодную. Главное, я не сразу уловил причинно-следственную связь. Впоследствии выяснилось, что тепловой зазор на первом клапане превышает норму (такие вот мастера попались мне). Получается, что открытие клапана осуществлялось на меньшее расстояние, и в цилиндр попадало меньшее количество топливно-воздушной смеси. В итоге цилиндр перестал срабатывать вовсе».
ДВС – это довольно сложный, комплексный механизм, включающий в себя большое число систем, оказывающих взаимное воздействие на работу друг друга. И чем дальше идет прогресс, тем сложнее становится устройство двигателя и тем большие требования к нему предъявляются. Как следствие, обязательно нужно проводить регулярное техническое обслуживание и ремонтные работы. Иначе неисправности (например, троение) будут нарастать подобно снежному кому.