Техническое обслуживание сцепления автомобиля и его особенности
Что это? Техническое обслуживание сцепления автомобиля предполагает диагностику узла, а также проведение мероприятий, направленных на поддержание его работоспособности. Все необходимые мероприятия предусмотрены плановым ТО автомобиля (особенно если машина новая). Однако самостоятельно обращать внимание на работу КПП тоже следует.
Когда делать? Проходить плановое ТО необходимо в соответствии с паспортом автомобиля и гарантийными условиями его обслуживания. Если же у вас поддержанное авто, то не стоит пренебрегать ежедневными мерами профилактики. При возникновении явных проблем лучше сразу же обратиться к мастеру.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Принцип работы сцепления автомобиля
- Какие неисправности может выявить техническое обслуживание сцепления автомобиля
- Признаки, по которым можно понять, что требуется срочное обслуживание сцепления автомобиля
- Ежедневные меры по обслуживанию сцепления автомобиля
- Самостоятельное обслуживание сцепления автомобиля
- Регламент технического обслуживания сцепления автомобиля в салонах
- Автовладельцы про техническое обслуживание сцепления автомобиля
Принцип работы сцепления автомобиля
Грамотное техническое обслуживание сцепления автомобиля помогает обеспечить бесперебойную работу трансмиссии. В системе трансмиссии сцепление выполняет очень важную функцию – отвечает за включение и выключение крутящего момента. Двигатель автомобиля обеспечивает вращение маховика, который связан с коробкой передач. Поэтому техническое состояние трансмиссии непосредственно влияет на возможность передачи крутящего момента от мотора на ходовую часть как при старте, так и при переключении скоростей.
Сцепления, установленные на современных автомобилях, представлены в нескольких вариантах. В комплектации их механизма может быть один или сразу несколько дисков.
В зависимости от характеристики рабочей среды привода их подразделяют на «сухие» и «мокрые». Большая часть современных автомобилей оборудованы «сухими» приводами, функционирование которых не требует наличия масляной ванны.
Механизм сцепления автомобиля традиционно состоит из набора следующих деталей (схема на рисунке выше):
- Направляющая, задающая траекторию движения выжимного подшипника.
- Первичный вал КП.
- Скоба регулировки свободного хода.
- Вилка механизма сцепления.
- Вилка механизма сцепления.
- Корзина.
- Ведомый диск.
- Маховик силового агрегата.
- Педаль.
Варианты сцеплений бывают разными. В зависимости от того, какой привод предусмотрен в конструкции, они делятся на механические, электрические или комбинированные. Отличаться могут и способы воздействия на прижимной диск. Некоторые сцепления имеют центральную диафрагму, а на других пружины закреплены по кругу.
В основе конструкции сцепления два диска – нажимной и ведомый. С ними соединены вращение выжимной подшипник, приводная вилка, приводная система и педаль. За счет этой конструкции вращение от двигателя передается на ходовую часть. Педаль при нажатии размыкает соединение с маховиком.
Плавность переключения скоростей на автомобиле, оборудованном однодисковым сцеплением, обеспечивается за счет плотного соприкосновения маховика, накладок ведомого диска и прижимных элементов корзины. Выглядит данный механизм довольно просто. Прижимающийся диск «корзины» сцепления оказывает давление на выжимные пружины. Благодаря возникшему давлению обеспечивается плотное прилегание к ведомому диску, который в результате такого воздействия вступает в контакт с маховиком двигателя.
К первичному валу КПП от диска также поступает вращательное ускорение, поскольку он заходит в муфту со шлицами. В момент воздействия водителя на педаль сцепления в салоне авто привод обеспечивает давление выжимного подшипника на пружины, рабочая поверхность корзины отодвигается от диска, и даже при запущенном двигателе вращение вала коробки передач прекращается.
Если в конструкции механизма передающего вращательное движение силового агрегата имеется два диска, у корзины также будет две рабочие поверхности. В данном случае обеспечить одновременное нажатие получается благодаря наличию дополнительных специальных деталей и ограничительных втулок. Количество дисков в комплектации сцепления автомобиля на технологию процесса разъединения маховика двигателя и первичного вала коробки переключения передач влияния не оказывает.
Многодисковый механизм сцепления мокрого типа устанавливается на большинстве автомобилей с автоматическими коробками, лишь единичные производители выбирают сухое сцепление для таких моделей.
В АКПП усилие передается двумя способами – электрическим или гидравлическим. Первый вариант означает наличие шагового электродвигателя с сервоприводом и управляющим электронным блоком. Во втором передача осуществляется гидротрансформатором, который представляет собой цилиндр с гидрораспределителем.
Возможно и комбинированное решение – оно реализовано в роботизированных коробках передач. Работа здесь осуществляется двумя видами сцепления. Одно включает передачу, а другое выполняет очередное действие, например когда надо переключиться на следующую.
Какие неисправности может выявить техническое обслуживание сцепления автомобиля
В процессе технического обслуживания сцепления автомобиля можно выявить неисправность как в самом механизме, так и в приводах.
Говорить о поломке сцепления можно в таких случаях:
- видны дефекты накладок ведомого диска, появившиеся в результате износа или повреждения;
- произошла деформация ведомого диска;
- накладки ведомого диска чересчур замаслены;
- шлицы ведомого диска изношены;
- износились или сломались демпферные пружины;
- ослабла диафрагменная пружина или произошла ее поломка;
- сломался или износился подшипник выключения сцепления;
- износилась поверхности маховика;
- износ поверхности нажимного диска;
- есть случаи заедания вилки выключения сцепления.
О неисправности приводов разных видов могут свидетельствовать разные признаки.
Для механического привода это:
- растяжение или повреждение троса;
- заедание;
- нарушение в работе рычажной системы.
Для гидравлического привод это:
- засор гидропривода;
- подтекание рабочей жидкости и появление в системе воздуха по причине отсутствия герметичности;
- повреждение манжеты рабочего цилиндра.
О наличии проблем со сцеплением говорят такие признаки:
- пробуксовка или неполное выключение сцепления;
- сцепление не схватывается, то есть буксует, не может нормально включиться;
- присутствие вибрации в момент включения;
- рывки во время работы;
- наличие нехарактерных звуков при выключении сцепления.
О необходимости проведения срочного технического обслуживания сцепления автомобиля могут свидетельствовать и другие характерные признаки. Например, включение передач на работающем двигателе при неполном выключении сцепления затруднено, при переходе с одной передачи на другую слышится шум или раздается треск, свободный ход педали сцепления заметно увеличивается.
Также стоит обратить внимание на запах, который появляется в результате горения накладок ведомого диска при пробуксовке сцепления, повышенный расход топлива, признаки перегрева двигателя и отсутствие необходимой динамики транспортного средства.
Признаки, по которым можно понять, что требуется срочное обслуживание сцепления автомобиля
Признаки наличия неисправностей |
Возможные дефекты и поломки |
Возникает ощущение, что сцепление «ведет» |
|
Пробуксовка сцепления |
|
Во время работы сцепления ощущаются рывки |
|
Во время работы сцепления ощущается вибрация |
|
При включении сцепления слышится шум |
|
Ежедневные меры по обслуживанию сцепления автомобиля
Конечно, никто не проводит при каждом выезде техническое обслуживание сцепления автомобиля. Но следует регулярно обращать внимание на особенности работы этого механизма, чтобы вовремя заметить возможные проблемы. Рекомендации на этот счет будут следующими:
- Перед тем как запустить двигатель машины с гидравлическим приводом, проведите визуальный осмотр и убедитесь, что тормозная жидкость не подтекает.
- Включите нейтральную передачу и нажмите педаль несколько раз. Это позволит вам почувствовать наличие провалов и заеданий.
- Во время поездки обращайте внимание на легкость переключения передач, ведь затруднения напрямую связаны с нечеткой работой сцепления.
А сейчас разберем, как можно оценить качество работы сцепления, если двигатель вы уже завели.
Для начала нажмите на педаль и начините переключать передачи. Тяжелый ход и шум свидетельствуют о том, что сцепление не выключается до конца. Затем убедитесь, что все в порядке с его включением. Для этого поднимите ручку стояночного тормоза в крайнее положение, включите самую высокую передачу, и мягко отпуская педаль сцепления, нажмите на педаль управления дроссельными заслонками. Если машина не заглохнет, сцепление включается не полностью, то есть пробуксовывает.
Признаком наличия неполадок также является сильный нагрев деталей, шум и вибрация. Наличие любой из вышеперечисленных проблем должно стать поводом для срочной процедуры технического обслуживания сцепления автомобиля.
Самостоятельное обслуживание сцепления автомобиля
Своевременное техническое обслуживание данного узла автомобиля позволит избежать неожиданных поломок в пути и незапланированных расходов на ремонт автомобиля. Кроме того, прослужит оно гораздо дольше.
Ремонт сцепления – дело сложное, требующее существенных финансовых затрат. Особенно дорого обходится эта услуга владельцам современных машин иностранного производства. Поэтому, если замены всего механизма или его отдельных блоков не избежать, обратитесь к квалифицированным специалистам.
Если неисправность возникла в процессе поездки, срочно найдите адрес ближайшего автосервиса.
Если сцепление уже не работает, попробуйте включить его, нажав на педаль дважды. Если необходимо переключиться на повышенную передачу – придется выжать сцепление, перейти на нейтральную скорость и только после этого отпустить педаль. Затем ее необходимо будет снова утопить до упора, включить нужную передачу и снова отпустить.
Для тех, кто решил провести техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля самостоятельно, кратко напомним основные правила ведения работ: очень важно проявить осторожность при демонтаже корзины, оценить степень изношенности дисков и других элементов механизма сцепления и состояние пружин, а также правильно оценить объем смазывающего состава.
Особое внимание следует уделить анализу работоспособности выжимного подшипника, так как зачастую как раз из-за него нередко возникают проблемы в работе всего механизма.
Регламент технического обслуживания сцепления автомобиля в салонах
Для того чтобы техосмотр был проведен максимально качественно, картер сцепления должен быть чистым. Поэтому мойка и чистка картера автоматически включается в перечень выполняемых работ.
На первом техобслуживании:
- проводят диагностику узла;
- выставляют свободный ход педали сцепления;
- прокачивают гидравлический привод;
- при наличии в системе воздуха его удаляют;
- смазывают втулки валика, подшипники муфты, вилку, педальный узел;
- оценивают состояние крепежа картера и оттяжной пружины и приводят их в порядок.
На повторном техобслуживании выполняются те же самые работы, и дополнительно может быть заменена жидкость в гидравлическом приводе.
Автовладельцы про техническое обслуживание сцепления автомобиля
- Проверить сцепление можно самостоятельно, не выходя из машины
- Легко заметить проблему на высокой передаче
- Часто мы сами виноваты в проблемах со сцеплением
«Для начала нужно найти участок с хорошим асфальтом. Дальше первую скорость включаешь, и педаль газа резко выжимаешь в пол! Если ты газуешь, а обороты скачут то вверх, то вниз, машину дергает – задумайся! Похоже, сцеплению конец пришел! А вот если машина ровненько идет, и обороты нарастают постепенно – механизм в норме. Такой тест лучше проводить при хорошей загрузке машины – можно даже и пять человек покатать».

«Что сцепление на последнем издыхании, проще всего заметить можно, когда на пятой передаче в момент обгона ускориться хочешь. Обороты набираться будут, а машина тянуть не сможет. Со временем такая же ситуация и на четвертой скорости появится, а потом и на третей. А то, что подшипник шумит, тут отдельный разговор».
«Я на днях проходил очередное ТО и попросил мастера объяснить, почему сцепление берет в конце хода педали, а когда машина работает на холостом ходу – гудит. Тот сказал, что конец пришел моему сцеплению, но по гарантии замену произведут, только если диск цел, а если уже сработан – это водитель его убил. В конце решили, что до второго техобслуживания еще покатается, а потом менять.
Я даже спорить не стал. Есть у меня такая особенность – если в пробке стою, вечно держу сцепление выжатым, да еще и поджимаю его, когда на 1-й или 2-й передаче еду. Так что сам виноват!»
В заключение приведем полезные рекомендации:
- В процессе ремонта и технического обслуживания сцепления автомобиля чаще всего приходится снимать коробку переключения передач. В обязательном порядке эту процедуру проводят, если имеются проблемы с выжимным подшипником и дисками сцепления. Даже если вы хотите поменять одну деталь, заплатить за эту услугу придется не менее 5 тысяч рублей. Если из строя выйдет что-то другое, процедуру нужно будет повторить. Поэтому гораздо проще сразу провести замену всего комплекта, включающего нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник.
- Если проблемы со сцеплением возникли у автомобиля с МКП, можно немного переместить машину стартером, двигаясь при этом задним ходом или на первой передаче. Если до места остановки еще далеко, можно запустить двигатель на первой передаче. Этот вариант коробке передач, конечно, на пользу не идет, но в особых случаях его можно применить.
Внимательное отношение к техническому состоянию своего транспортного средства – залог вашего спокойствия и безопасности на дороге. Своевременная диагностика и техническое обслуживание сцепления и других механизмов автомобиля, проведенные специалистами СТО, помогут вам сберечь силы, нервы и деньги.