Сварка глушителя: материалы, технологии работ
Когда? Сварка глушителя необходима, когда выхлопная труба пришла в негодность: появились трещины, ржавчина, черные пятна или очень громкий рев. Ездить, конечно, так можно, однако небезопасно, так как весь угарный газ идет к вам в салон.
Как? Подлатать глушитель можно двумя способами – сваркой полуавтоматом, но это дорого, и холодной сваркой, но это ненадолго. Преимуществ у обоих вариантов хватает, выбор, как всегда, за автовладельцем. А лучше вообще ездить так, чтобы выхлопная труба была как новенькая.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Основные причины износа глушителя
- Признаки прогорания глушителя
- Подготовка к сварке глушителя
- Технология сварки глушителя полуавтоматом
- Холодная сварка для ремонта глушителя
- Технология восстановления глушителя холодной сваркой
- Методы продления срока службы глушителя
- Мнения автовладельцев о сварке глушителя
Основные причины износа глушителя
Глушитель любого авто зачастую воспринимается, как часть двигателя. Во многом это так, кроме срока эксплуатации – глушитель служит всего несколько лет. В отечественных агрессивных климатических условиях срок его жизни составляет от 3 до 6 лет, после чего глушитель приходит в негодность.
Выход из строя связан с появлением в корпусе детали дыр, через которые отработавшие газы с шумом вырываются в неположенных для этого местах. В итоге: неприятные звуковые эффекты и запахи, а также нестабильность в работе мотора. В общем, понять, что глушитель уже отработал свое, сможет каждый.
У глушителя нет движущихся частей. Однако это совсем не означает, что его работа не связана с экстремальными перегрузками. Просто здесь имеют место не динамические напряжения, а температурные и вибрационные нагрузки, а также сильное загрязнение, в том числе дорожными реагентами.
Через глушитель проходят выхлопные газы, которые только что образовались в цилиндрах, а потому они имеют температуру, превышающую 1000 градусов Цельсия. Разумеется, до такой температуры раскаляется и выхлопной коллектор, и компоненты глушителя. Конечно, чем дальше от выпускных клапанов, тем меньшую температуру имеют те или иные части глушителя, но коренным образом это дело не меняет.
Возможно, многие замечали, что после проезда автомобиля по глубокой луже из-под его днища вырываются клубы пара. Вода (вместе с дорожными реагентами) попадает на разогретый свыше сотни градусов глушитель и мгновенно испаряется. Разумеется, это оказывает деструктивное воздействие на его корпус, который подвергается агрессивной коррозии.
Избежать такого эффекта возможно лишь при условии, что глушитель имеет температуру менее 60 градусов Цельсия. А при разогреве свыше 150 градусов эта проблема представляется совершенно нерешаемой. Помимо воды, на выхлопную систему со всех сторон обрушивается целый град камней различных фракций из-под колес, что также сокращает срок службы отдельных ее элементов.
Для того чтобы максимально продлить срок эксплуатации глушителей, различные компоненты их корпусов производятся из разных металлов: из тугоплавких черных сортов стали; из нержавеющей стали; из алюминизированного или алюмоцинкового сплава. Использование нержавейки, к примеру, полностью решает все вопросы с коррозией. Но такой тип стали весьма дорог, поэтому целиком глушители из этого металла делают редко.
По сути, именно от выбора металла, из которого выполняется глушитель, зависит срок его полезной эксплуатации. Альтернативой нержавейке является алюминизированная сталь. Она существенно более стойка перед температурными и химическими факторами, вызывающими коррозию, чем черная сталь. При этом цена на алюминизированный сплав не сильно выше, чем на углеродистое железо.
Еще одна альтернатива нержавейке – алюмоцинк. Его свойства идентичны алюминизированному сплаву. Под воздействием вышеописанных коррозионных факторов глушители из последних двух названных альтернативных металлов служат до 6 лет (при том, что черная сталь обеспечивает срок эксплуатации не более двух лет).
Что касается глушителей из нержавеющей стали, то они устанавливаются преимущественно на люксовых авто. Их компоненты к тому же делаются двухслойными, что придает детали максимальную прочность, но это еще больше увеличивает ее стоимость. Как правило, найти такие элементы выхлопной системы в свободной продаже практически невозможно.
Глушитель изнашивается как снаружи (под воздействием воды, температуры и реагентов), так и изнутри. Ведь данный элемент негерметичен: когда двигатель выключается, внутрь него проходит воздух, а с ним и влага.
Со временем она конденсируется на стенках остывающего корпуса, и ее набирается довольно много. После следующего включения мотора конденсат смешивается с различными веществами в составе выхлопа, образуя кислоты. Получается двойное воздействие на металл корпуса: во-первых, кислотное, а во-вторых, температурное (повышенная температура существенно ускоряет химическую реакцию с металлом).
В итоге быстрее всего глушитель разрушается не снаружи, а именно изнутри. А защищать его корпус снаружи с помощью, например, покраски – это вообще пустая затея.
Признаки прогорания глушителя
Выход глушителя из строя называется прогаром. Вот те эффекты, которые свидетельствуют об этом:
- Резкие щелчки. Их появление говорит об образовании микротрещин, через которые со свистом вырываются выхлопные газы.
- Нестираемые черные пятна на компонентах глушителя. Их появление свидетельствует о наличии деформации или локальных разрушений. Они чаще всего возникают в самых уязвимых местах – на изгибах патрубков или вдоль сварных швов.
- Запах выхлопа в салоне. При утечке выхлопные газы сначала попадают в двигательный отсек (под капот), а оттуда уже через систему отопления в салон.
- Коррозионные следы. При образовании ржавчины металл истончается. Небольшой очаг окиси железа с течением времени плавно становится крупным отверстием, через которое происходит утечка выхлопных газов.
- Резкий рост уровня шума при включенном двигателе. С дырявым глушителем вы будете слышать буквально каждый такт выхлопа. И это будет очень громко.
Подготовка к сварке глушителя
Срок службы глушителя можно продлить, заварив образовавшееся отверстие. Для этого нужно предварительно подготовить ремонтируемую деталь и соответствующее оборудование.
Для ремонта глушителя автомобиля с помощью сварки понадобится:
- Собственно сварочный аппарат небольшой мощности. Глушители делают из разных металлов, они могут быть, например, двухслойными, но во всех случаях все их части относительно тонкостенны. Поэтому трансформатор большой мощности здесь и не нужен. Лучше всего сюда подойдет полуавтомат с защитным газом. Проволоку для него лучше взять диаметром от 0,8 до 1 миллиметра;
- Наждачка или корщетка (металлическая щетка). Не нужно пытаться варить саму ржавчину. Предварительно ее нужно с поверхности удалить;
- Болгарка;
- Лоскуты листового металла толщиной не более 2 мм, которые будут полностью перекрывать дефект;
- Молоток для сбивания окалины;
- Защитная грунтовка;
- Термостойкая краска.
Для очистки поверхностей также потребуется обезжириватель (например, уайт-спирит).
Технология сварки глушителя полуавтоматом
Нужно выставить на сварочном аппарате наименьшую силу тока, а среди электродов выбрать те, у которых минимальная толщина. В данном случае следует как можно полнее использовать потенциал сварочной аппаратуры данного типа – нужен самый щадящий режим.
Обычно сварка глушителя осуществляется двумя методами. Первый предполагает накладывание металлической заплатки на место прогара и обваривание ее по периметру. Этот метод осуществляется в том случае, если площадь дефекта довольно большая. При альтернативном варианте (когда прогар по размеру незначителен) сварка дырки в глушителе производится проволокой при помощи электрической дуги.
Самый уязвимый для коррозии участок глушителя – соединение корпуса с его трубой. Нужно иметь в виду, что после зачистки места прогара от окиси железа, скорей всего, величина дефекта существенно увеличится. Возможно, вместо сварки глушителя простым электродом придется все-таки накладывать заплатку, но можно и нарастить металл присадочной проволокой по периметру отверстия.
После запаивания отверстия образовавшийся шов нужно обязательно проверить на наличие пор (чтобы не пришлось варить все заново). Альтернатива полуавтомату – холодная сварка.
Холодная сварка для ремонта глушителя
Холодная сварка глушителя автомобиля к классической дуговой не относится никак. Первый названный способ предусматривает использование двухкомпонентного клеевого состава, из которого после застывания образуется прочное соединение с отличной адгезивностью. Использовать данный способ без дополнительных усилений можно, только если дефекты не слишком большого размера: трещины, отверстия правильной формы, сколы.
Для устранения значительных прожогов холодную сварку применять тоже допускается, но при этом нужно будет еще задействовать заплатку из стеклоткани.
Следует проследить, чтобы двухкомпонентный клей обладал термостойкостью на уровне не ниже 150 градусов Цельсия. С помощью пастообразных материалов рекомендуется исправлять именно мелкие дефекты. Это дает следующие преимущества:
- заделать дефект с помощью холодной сварки можно просто и дешево;
- работы занимают минимум времени;
- металл не поведет, и он не растрескается вследствие термических деформаций (как при сварке);
- соединение будет достаточно надежным (при испытании на разрыв он показывает прочность на уровне 120 кг/см2).
Есть у холодной сварки и недостатки:
- клеящий материал с истекшим сроком годности резко теряет свои свойства (в частности, становится хрупким);
- следует оберегать двухкомпонентный материал от прямых солнечных лучей, иначе его химический состав может измениться;
- для глушителя подойдут только термически стойкие составы холодных сварок, ведь деталь работает при крайне высоких температурах;
- несмотря на достаточно высокую прочность при работе на разрыв, у дуговой сварки данный показатель все-таки больше.
Холодная сварка затвердевает вследствие химической реакции между ее компонентами. Это достаточно длительный процесс (1-1,5 часа), в течение которого в окружающую атмосферу будут испаряться ядовитые побочные продукты реакции. Поэтому работы с холодной сваркой следует проводить либо на открытом воздухе, либо в объемных помещениях с использованием респираторных средств индивидуальной защиты.
В качестве двух компонентов клеевого состава выступают непосредственно клей, а также совокупность веществ, которые задают механические свойства соединения. Термостойкость ему придают дополнительные присадки, которые увеличивают адгезию металла при повышении температуры. Такие присадки бывают трех видов:
- для холодной сварки по стали: здесь присутствуют порошковые металлические кристаллы, благодаря которым будут образованы металлические связи либо между отдельными деталями глушителя, либо между разными участками одной детали;
- автомобильная холодная сварка: состав содержит не только металлические кристаллы, но также и компоненты, снижающие воздействие вибраций на склеиваемое соединение;
- сварка холодная, термостойкая: такой химический состав содержит компоненты, которые обеспечивают соединению стабильность как при сверхнизких (до -60 градусах Цельсия), так и при высоких (до +900 градусах Цельсия) температурах.
Выбирая марку холодной сварки, исходите из характеристик дефекта, который нужно исправить, а также из эксплуатационных условий автомобиля. Но, конечно же, следует помнить, что в любом случае для ремонта глушителя требуются исключительно термостойкие составы.
Технология восстановления глушителя холодной сваркой
Удобство холодной сварки заключается еще и в том, что этот двухкомпонентный клей можно использовать без того, чтобы производить демонтаж глушителя. Однако нужно правильно оценивать ситуацию – если глушитель уже старый и ржавых мест на нем предостаточно, то вернуть его к жизни с помощью холодной сварки можно будет лишь на некоторое время (пожалуй, то же самое в данном случае относится и к классической сварке).
Но если речь идет не о прогарах и ржавых дырах на корпусе глушителя, а о мелких трещинах, то латать здесь можно бесконечное количество раз, и хватит этих заплат на тысячи километров пробега. Важно соблюдать общую методику проведения работ по «реанимированию» глушителя:
- Тщательная диагностика дефектных мест;
- Удаление ржавчины, загрязнений, всех посторонних металлических элементов. После этого ремонтируемый участок нужно обезжирить. Для этого лучше применять химические растворы, например преобразователь ржавчины (но можно и простой ацетон);
- Два компонента холодной сварки тщательно смешиваются, и в установленный период времени готовый состав наносится тонким слоем на заблаговременно обработанный участок;
- Если дефект имеет большую площадь, то требуется установка армирующей стекловолоконной подкладки (клеевой состав следует наносить только на нее);
- Состав холодной сварки наносится до тех пор, пока не будет достигнута нужная толщина слоя;
- С помощью мастерка (идет в комплекте с двухкомпонентным составом) производится уплотнение и формовка поверхности.
Состав холодной сварки сохнет до 2 часов, поэтому пользоваться машиной в течение этого времени нельзя. Вообще, лучше дать составу окрепнуть, а потому рекомендуется не заводить двигатель примерно сутки с момента выполнения ремонта.
Методы продления срока службы глушителя
Очень часто, несмотря на четкие рекомендации по замене того или иного узла в автомобиле, многие автовладельцы не спешат выбрасывать отслуживший свое элемент, а предпочитают провести восстанавливающий ремонт. В частности, глушители предлагается красить жаростойкими красками снаружи, внутрь заливать составы из графитовой смазки и отработанного машинного масла и многие другие рецепты. К сожалению, все эти способы совершенно не работают.
Отдельно нужно отметить распространенную рекомендацию по просверливанию дыр в «банках» глушителя – по мнению советчиков, это эффективная мера по отводу скапливающегося внутри глушителя конденсата… Позвольте, но глушитель для того и устанавливается, чтобы выхлопные газы отводились в строго определенное место – за задний бампер авто, а вовсе не под рандомную часть его днища.
Если данному совету последовать, то единственный эффект, который вы получите, это жуткое шумовое загрязнение окружающего пространства и вонь в салоне на грани возможного (или даже за ней).
Тем не менее есть методы, которые могут продлить глушителю жизнь:
- Для того чтобы минимизировать внутреннюю коррозию, нужно не допускать скопления конденсата в «банках» глушителя. Для этого нужно либо реже включать/выключать двигатель (то есть стараться не ездить на короткие расстояния) или же оставлять машину в отапливаемых помещениях – тогда конденсат не образуется. Также прекрасно помогает избавиться от скопившихся в глушителе окислов периодическая раскрутка двигателя до высоких оборотов (на холостом ходу).
- Аккуратная езда, а также отказ от поездок по грунтовым дорогам. Камни из-под колес – главные враги глушителя. Именно они образуют очаги возникновения коррозий и растрескивание сварных швов.
- Отслеживание качества крепления глушителя. Чтобы уменьшить вероятность образования трещин, нужно минимизировать, а по возможности и вовсе устранить вибрации, которые передаются на глушитель. На заводе для этого крепление глушителя к кузову осуществляют с помощью металлорезиновых подвесов. Однако дефект любого из них (например, истирание резиновой прокладки) приведет к ускоренному износу самого глушителя и выходу его из строя.
- Устранение сбоев в системе зажигания. Троение, детонация существенно увеличивают уровень вибраций, а также стимулируют растрескивание сварных швов. Кроме того, несгоревшее топливо догорает в выпускном коллекторе и непосредственно в глушителе, что может привести к преждевременным прогарам в корпусе последнего.
- Ну и, конечно же, «рекомендация Полишинеля» – заботьтесь о качестве комплектующих. Только оригинальные запчасти способны служить долго, особенно если речь идет о глушителе.
Срок службы клееного глушителя или же исправленного с помощью электросварки зависит от нагрузки и условий эксплуатации автомобиля. В данном случае невозможно точно установить, насколько удалось продлить ресурс. Так что не слушайте тех, кто пытается раздавать такие гарантии.
Мнения автовладельцев о сварке глушителя
- Вари, котелок, вари.
«Дал глушителю капитальный ремонт. На видавшем виды "Форде-Сиерра" глушитель уже дышал на ладан. Вскрыл его, проварил, где надо, насыпал в "банки" металлическую стружку для уменьшения звучания. В итоге звуковой эффект стал намного тише. Вообще, по моему мнению, ремонтировать глушители имеет смысл только у иномарок, так как новый у них стоит весьма дорого. Для отечественных машин лучше просто покупать новые».
- Можно похимичить.
«В последнее время появилось много нестандартных способов по продлению ресурса глушителей. Сосед по гаражному кооперативу заливает в новый глушитель отработанное машинное масло. Потом сливает после ополаскивания внутренностей и уже монтирует на автомобиль. Говорит, что так глушитель дольше служит… Не знаю, что там со сроком эксплуатации, но черный дым первые пару недель его авто генерирует знатно (вместе с очень неприятным запахом).
Другой сосед глушитель красит перед установкой… Когда спрашиваю, зачем – жмет плечами… Я сам только одну меру принимаю: натираю новый глушитель графитовой смазкой. Когда она обгорит в результате эксплуатации, то этот нагар представляет собой очень даже эффективный защитный слой».
«Убежден, что лучше купить новый глушитель, чем возиться с реанимацией старого. На Минском шоссе на ходу потерял пламягаситель – восстановил утерянную запчасть, закрепив ее хомутами и сваркой. Так сосед меня постоянно упрекал, что за 2 квартала меня слышит – не работают эти полумеры. В итоге я купил и установил новый глушитель».
Чем интенсивнее используется автомобиль, чем более агрессивны условия его эксплуатации, тем меньше прослужит глушитель. Поэтому при значительных нагрузках не стоит стесняться обращаться в сервис за регулярной диагностикой выхлопной системы. Вовремя и качественно осуществленный ремонт может существенно продлить срок службы как глушителя, так и двигателя.