Стучит коробка передач: причины и последствия
О чем речь? Если на автомобиле стучит коробка передач, то водителю не стоит откладывать диагностику. Стуки, хрусты, лязганье, повышенный шум и вибрации свидетельствуют о неисправности узла.
На что обратить внимание? Обычно изменения в работе трансмиссии вызваны дефицитом или ухудшением качества масла. Однако причиной стука могут быть и механические повреждения карданов, соленоидов, шестеренок и других элементов.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Источник стука в коробке передач
Чтобы разобраться, откуда могут появиться звуки ударов или посторонние стуки в классической (гидромеханической) автоматической коробке переключения скоростей автомобиля, нужно понять сам принцип ее работы.
При переключении передач выходной вал, с которого крутящий момент передается на ведущий мостик, вращается с постоянным угловым ускорением. В силу этого при смене передач меняется частота вращения насосного колеса и турбинного колеса гидротрансформатора, а также коленчатого вала.
Для каждой передачи АКПП необходима своя комбинация действий, поэтому их переключение намного сложнее, чем на «механике», и все выполняется и контролируется автоматически, без участия человека.
Множество автомобилистов обращаются в специализированные сервисные центры с жалобами на то, что стучит автоматическая коробка передач, но при этом сканирование не показывает никаких ошибок, кодов неисправностей в блоке управления трансмиссией нет. В итоге подобные обращения результата не дают, ведь дилерам нет смысла искать себе лишнюю работу, их логика проста: автомобиль не показывает наличие неполадок – значит, их нет.
Однако, по сути, это объясняется тем, что производители АКПП на текущий момент не разработали средств, позволяющих контролировать процессы, происходящие внутри коробки передач в момент ее работы.
Теоретически условный датчик, отслеживающий изменения угловых скоростей, силу трения фрикционных муфт и т. д., мог бы значительно облегчить диагностику неполадок. На практике же, помимо прочего, подобные нововведения привели бы к удорожанию трансмиссии, возможно, поэтому производители не спешат работать в этом направлении, а владельцам автомашин приходится разбираться в причинно-следственных связях самостоятельно или с привлечением специалистов.
В любом случае, если вы слышите, что коробка передач стучит при переключении, ничего хорошего это значить не может. И хотя сканирование при диагностике не показывает кодов неисправностей, очевидно, в системе возникли проблемы.
Что может воздействовать на детали кузова с такой силой, что появляются ощутимые стуки, вызывающие дискомфорт владельца автомобиля? При переключении скоростей удар исходит от силового агрегата, который, смещаясь, передает свою энергию кузову, вызывая последующие затухающих колебания. Что может быть причиной такого перемещения агрегата? Здесь существует немало вариантов, часть из которых мы в дальнейшем рассмотрим.
Как упоминалось выше, проблема такого типа проявляется из-за перераспределения накопленной энергии при переключении передачи в АКПП, которое приводит к смещению силового агрегата. Накопленная на предшествующей передаче энергия представляет собой своего рода инерцию турбинного колеса. Чтобы понять принцип действия, достаточно вспомнить свои детские игрушки, у всех раньше была юла. Припоминаете, легко ли было ее остановить или поменять ось вращения? Здесь происходит то же самое. Из-за изменения угловой скорости турбинного колеса в момент переключения передачи возникает удар, который слышен вам за рулем автомобиля.
Чем выше частота вращения турбинного колеса гидротрансформатора, тем большее количество энергии высвобождается. А если скорость вращения изменяется не так, как запроектировал завод-изготовитель, переключение передач будет происходить некорректно, из-за чего и возникает неприятный стук.
В свое время с одной моделью автомобиля немецкого производителя у специалистов по диагностике было множество похожих случаев поломок коробки передач. Практически в ста процентах из них причиной некорректного переключения скоростей была муфта блокировки гидротрансформатора. Из-за нее угловое ускорение турбинного колеса происходило недостаточно плавно, с рывками, вследствие чего возникал стук и детали трансмиссии постепенно разрушались.
Поломки, из-за которых стучит коробка передач
Не стоит забывать, что АКПП – далеко не единственный блок автомобиля, который может издавать посторонние звуки, стуки и шумы в процессе некорректной работы. Когда возникают проблемы с ходовой частью авто, в основном с поворотными кулаками и «гранатами» (ШРУС), можно услышать похожие звуки. На аналогичные подозрения могут навести и неисправные рулевые тяги (правда, в этом случае стук слышен в момент, когда машина трогается с места и вывернут руль).
Кроме того, изношенные подушки двигателя могут вызывать те же симптомы. Однако в целом каждый из этих случаев имеет свою специфику, поэтому подробное описание проблемы помогает нашим мастерам избежать лишней траты времени на диагностику, с большой долей вероятности выявляя проблемные узлы на раннем этапе.
Основные причины, приводящие к тому, что стучит автоматическая коробка передач:
- Некорректный уровень масла в коробке передач (слишком низкий или, наоборот, слишком высокий). Для профилактики не забывайте регулярно проверять количество гидравлической жидкости. Для получения точного результата замеры надо проводить на хорошо прогретом автомобиле, установленном на ровной поверхности. Подробности выполнения процесса вы всегда можете найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
- Неполадки регулятора давления или соленоидов. Если узлы загрязнены продуктами износа фрикционов и отложениями, соленоиды зависают в одном положении, в результате чего возникают посторонние звуки, стуки, удары, возможен пропуск скоростей и рывки в движении автомобиля.
- Дефкты исполнительных механизмов и электронного блока управления. Если возникли сбои в электронике, программные ошибки (в том числе в связи с коррозией проводки или полным ее обрывом), АКПП будет работать некорректно и возможно появление стука. Особенно трудны для диагностики «мерцающие» неисправности. Например, в случае плохого контакта проблема возникает и пропадает во время движения, проявляясь на неровной дороге и т. д. И может получиться так, что, когда вы поехали в сервисный центр, проблема была, а на месте ее уже нет, и специалистам будет гораздо сложнее разобраться в такой ситуации.
- Механические повреждения, возникшие либо после дорожно-транспортных повреждений, либо в результате длительной эксплуатации автомобиля и накопившегося износа. Иногда источником посторонних звуков может быть дифференциал, а не трансмиссия. К этому приводит износ шестерней (как ведущей, так и ведомой), подшипников, избыточный люфт либо полное заклинивание пальца сателлитов.
К тому, что стучит коробка передач вашего автомобиля, могут привести и люфты в других узлах, например в карданных валах. На некоторое время решить проблему и убрать посторонний звук может помочь их регулярное шприцевание (смазка). Порой благодаря этому способу удается продлить срок службы деталей автомобиля.
Стучит коробка передач зимой
Значительное понижение температуры воздуха в холодное время года оказывает влияние на все узлы автомобиля, так как зачастую конструкционно их работа основана на применении жидких смазочных материалов, которые загустевают при низких температурах. Вследствие этого зимой можно заметить задержку срабатывания АКПП, стуки, рывки и нестабильную работу устройства в целом.
В современных автомобилях для корректной работы коробки переключения передач необходима трансмиссионная жидкость – масло. Но функционал этой жидкости значительно различается в зависимости от типа устройства, поэтому при ее выборе об этом нельзя забывать. В механической коробке передач масло используется в основном для смазывания деталей в процессе работы и отводе тепла.
А вот для автоматической коробки передач масло играет важнейшую роль, так как именно с его помощью передается крутящий момент и переключаются передачи. В связи с этим значительно возрастают требования к его состоянию. Трансмиссионная жидкость на «автомате» должна обеспечивать качественную работу автомобиля в условиях низких температур.
Для полного перехода в рабочее состояние и недопущения поломок из-за низких температур необходимо длительное время прогревать автомобиль. Например, после ночевки на улице в двадцатиградусный мороз АКПП разогревается до нормального состояния целый час. Понятное дело, что никто не будет каждый раз по часу ждать начала движения, а переключение передач на месте тут никак не поможет, напротив, повысит нагрузку на коробку, практически не оказывая влияния на температуру масла в ней. Быстро прогреть коробку передач можно только в движении, главное не переусердствовать и не давать сразу слишком большую нагрузку.
Особенности климата нашей страны повышают риск использования АКПП, это приводит к тому, что в некоторых автомобилях стуки в трансмиссии появляются уже в первые несколько тысяч километров пробега. Но тут важно видеть разницу. Одно дело, если коробка передач стучит на холостых оборотах или в начале движения, но после достаточного прогрева работает стабильно, звук исчезает и поломок не наблюдается. В таком случае возникающие нарушения можно объяснить конструкционными особенностями.
Если ранее у вас в аналогичных условиях коробка передач работала качественно и без посторонних звуков, а теперь появились признаки неполадок, пора бить тревогу и изучать вопрос досконально. Главной причиной проблем в таких случаях является плохое обслуживание АКПП, в частности некачественное или сильно загрязненное трансмиссионное масло (и масляный фильтр). Для недопущения подобных ситуаций нужно тщательно подходить к выбору этой жидкости, следите, чтобы она соответствовала климатическим условиям, в которых вы эксплуатируете свой автомобиль.
Причины хруста, скрежета и стука механической коробки передач
В механической коробке передач стук и скрежет чаще всего слышен при неполном выжимании сцепления в момент переключения передачи (либо если водитель вовсе забыл нажать педаль сцепления). Этот шум издают шестерни, так как у них не получается осуществить зацепление друг с другом.
Чтобы понять причину, по которой стучит механическая коробка передач, необходимо разобраться с принципом работы МКПП. При выведении из зацепления одной из муфт вторичный вал вращается на одной скорости, а шестерня следующей передачи — на другой. Необходимо обеспечить вращение вала и шестерни на одинаковых скоростях, чтобы включилась другая передача. Поэтому надо выжать сцепление, то есть разъединить двигатель с трансмиссией. В этот момент скорости вращения становятся одинаковыми, и муфта входит в зацепление с шестерней следующей передачи.
Их работа заключается в следующем. В момент переключения передачи муфта перемещается в сторону шестерни выбираемой передачи. Через сухари необходимое усилие идет на блокировочное кольцо, после чего оно вместе с муфтой передвигается в направлении включаемой шестерни. В итоге сила трения, возникшая на соединяемых поверхностях, обеспечивает вращение блокировочного кольца до того момента, пока оно не упрется в сухари. В итоге частоты вращения синхронизатора и шестерни становятся одинаковыми, шестерня и вал входят в жесткое соединение, и передача включается.
Подытожим. Когда сцепление разомкнуто, крутящий момент от колес благодаря синхронизаторам при переключении вниз увеличивает скорость вращения вторичного вала, а при переключении вверх останавливает первичный вал МКПП. Если сцепление не выжато, практически невозможно добиться точного совпадения скоростей вращения. Из-за этого передача либо включается со страшным скрежетом, либо не включается вообще. Кроме того, так как зубья при этом входят в зацепление неправильно, они касаются друг друга гребнями, в результате чего нагрузка на шестерни многократно вырастает и может привести к их разрушению.
В случае если подобный звук регулярно возникает при полностью выжатой педали сцепления, это сигнализирует о выходе из строя синхронизаторов. Необходимо ремонтировать коробку передач.
Частенько водители, не дождавшись полной остановки автомобиля, пробуют включить передачу заднего хода, что также сопровождается уже знакомым нам стуком и металлическим скрежетом.
Дело в том, что задняя передача включается благодаря направляющей промежуточной шестерни, вращение которой происходит в обратную сторону. В результате в такой ситуации шлицы просто не имею возможности зацепиться с шестернями заднего хода. Включить заднюю передачу, пока автомобиль движется вперед, практически невозможно. А раздающийся на всю округу звук сообщает вам о двух вещах: во-первых, следует сперва полностью остановиться и лишь после этого включать передачу заднего хода; во-вторых, если вы продолжите так делать и дальше, все закончится дорогостоящим ремонтом коробки передач вашего автомобиля.
Часто задаваемые вопросы о стуке коробки передач
Что может быть источником стука в коробке передач при начале движения автомобиля?
Вполне возможно, что проблема заключается в неисправности дифференциала, точнее в дефектах зубьев сателлитов. Поломка такого типа чаще всего происходит в зимний период, когда колеса автомобиля пробуксовывают на скользкой, обледенелой дороге и шестерни сателлитов в дифференциале получают механические повреждения.
Почему возникает стук в АКПП на низких передачах (первая, вторая)?
Есть несколько наиболее вероятных причин:
- износ шестерен низких передач;
- износ подшипников первичного вала;
- износ муфты синхронизаторов низких передач.
Можно ли продолжать эксплуатацию автомобиля, если стучит коробка передач?
Если у вас не получилось решить проблему собственными силами, следует обратиться к специалистам и провести полноценную диагностику, которая невозможна в домашних условиях из-за отсутствия специализированного оборудования. Продолжение эксплуатации автомобиля может значительно усугубить проблему, в итоге под замену у вас пойдут не отдельные детали АКПП, а вся коробка целиком, что может сильно ударить по вашему кошельку.
В случае практически любой неисправности АКПП, которая приводит к стукам и проблемам с переключением передач, потребуется полностью снимать и разбирать коробку передач. Это необходимо в первую очередь для оценки механических повреждений, значительного износа, следов перегрева. После ремонта, вне зависимости от того, что являлось источником проблемы, проводится полное техническое обслуживание автоматической коробки переключения передач.