Что делать, если слепят встречные фары: причины и способы решения проблемы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- В чем опасность, если слепят встречные фары
- Что делать, если слепят встречные фары
- Рекомендации автовладельцев как реагировать, если слепят встречные фары
В ночной езде таится несколько рискованных факторов. Ослепление встречными фарами – один из них, поскольку из-за этого утрачивается и без того небольшая видимость. Потеря зрения даже на доли секунд крайне опасна. Это может привести к самым разнообразным последствиям, начиная от утраты контроля над управлением, заканчивая наездами на пешеходов, выездами за пределы дорожного полотна и столкновениями с другими транспортным средствами. Конечно, обеспокоенные автовладельцы задумываются над тем, что делать, если слепят встречные фары.
Существует достаточно много методов борьбы с ослеплением. Не все из них однозначны, некоторые вызывают споры и сомнения в эффективности, но выбрать один работающий, думаем, сможет каждый.
В чем опасность, если слепят встречные фары
Когда водитель съезжает с основной дороги на второстепенную в темное время суток, ему приходится осуществлять переключение ближнего света на дальний и наоборот.
Фары дальнего освещения отлично делают подсветку дорожного полотна, тем самым создавая хорошую видимость перед движущейся машиной. Однако этот свет можно применять только при условии отсутствия встречного транспорта или его нахождении на большом расстоянии.
При приближении встречных машин необходимо делать переключение режима фар на ближний. В противном случае один водитель рискует ослепить другого.
Любому человеку, находящемуся за рулем, должно быть известно, что делать, если слепят встречные фары. Ведь своевременно принятые меры помогают избежать опасных для жизни последствий.
Все знают, что даже кратковременная потеря контроля во время движения, особенно при высокой скорости, способна привести к страшному итогу.
В лучшем случае водитель может испытать дискомфорт, так как придется сощуривать и напрягать глаза, а затем нелестно отзываться об автовладельце встречного транспорта. И это наиболее благоприятный исход, а на практике часто все оказывается гораздо хуже.
Двигаясь по недостаточно освещенной дороге в ночное время, водитель вынужден ориентироваться при помощи своего зрения и автомобильных фар.
Разумеется, проблемы с оптикой тоже могут стать причиной аварийных ситуаций. Однако гораздо опаснее, если водитель утрачивает контроль над ситуацией из-за того, что едущий по встречной полосе автомобилист его ослепил. В этом случае концентрация теряется лишь на несколько секунд, что вроде бы немного. Тем не менее за это короткое время машина преодолевает солидное расстояние (особенно, если делает это на большой скорости). Когда на пути есть препятствие в виде пешеходов, другого транспорта или поворота, у водителя просто не будет времени на восстановление зрения, чтобы избежать столкновения с преградой или остановиться.
Недаром на автомобильном заводе-изготовителе фары подвергаются тщательной корректировке и настройке. Если эти процедуры пройдены, вы можете не опасаться претензий от водителей встречных автомобилей. Они не будут слепить вас, и вы не ослепите их, так как фары в транспорте идеально настроены. Значительно хуже ситуация с машинами, в которых фары не отрегулированы, светят в разные стороны. Именно в этих случаях необходимо знать, что делать, если слепят встречные фары прямо в глаза, что приводит к утрате на несколько секунд контроля за обстановкой на дороге. Итог кратковременного ослепления может быть плачевным.
Что делать, если слепят встречные фары
- Регулярно проводить проверку своего автотранспорта. Бывает, кажется, что вам слишком часто встречаются автомобили с включенным дальним светом. Скорее всего, проблема у вас самих. Нужно делать проверку, как отрегулированы фары. Кроме того, следует избавиться от нештатного ксенона или светодиодных лампочек, обычно устанавливаемых в галогеновые фары. Если вы выполните данные условия, то не станете нарушителем и не вынудите нарушать ПДД других водителей.
Многие автовладельцы забывают проводить регулировку фар. Делать это можно, просто покрутив колесиком корректора или обратившись в специальный центр. Если вы слепите неотрегулированным ближним светом фар, встречные водители могут вас слепить в ответ.
- Использовать шторки, тонировку, зеркала с автозатемнением. Проблема не уйдет на все 100 процентов из-за ближнего света фар других авто. Современные машины оснащены салонным зеркалом, в котором есть переключатель положений «день-ночь», или автозатемнение. Надо сказать, что это очень эффективный прибор. Как дополнение можно сделать тонировку заднего стекла или зашторить его. Эти манипуляции не запрещены правилами.
Автомобили премиум-класса оснащены самозатемняющимися боковыми стеклами. Если вы не являетесь обладателем такой модели, делайте смену положения зеркал, чтобы снизить степень ослепления. К тому же вернуть зеркальным элементам прежнее положение можно за несколько секунд.
Многие водители не знают, что делать, если слепят фары встречных машин, так как не догадываются о существовании специального рычажка переключения в неослепляющий ночной режим, расположенного в нижней части зеркала. Функция автозатемнения, как правило, также нуждается в активации при помощи специальной клавиши.
- Своевременно осуществлять замену лобового стекла. Проверьте, в каком состоянии находится ветровое стекло. Если оно старое, с потертостями, то будет бликовать и напрягать глаза. Соответственно, весь движущийся встречный транспорт будет вам мешать. Хотя лобовое стекло менять дороговато, но речь идет о вашей безопасности. К менее затратным мерам относится замена щеток стеклоочистителя, которые способны чудодейственным образом улучшить зрение.
Бесплатный способ – протереть стекло со стороны салона. Курение в автомобиле приводит к образованию ухудшающей видимость жирной пленки, создающей блики.
Степень ослепления не зависит от того, какой источник света используется. Неважно, галогеновые, ксеноновые или светодиодные фары у вас в автомобиле – они не будут слепить, если правильно делать настройку светового пучка.
- Просто перевести взгляд. Если перечисленные способы оказались неэффективными, есть главный совет – не смотреть на фары встречных машин. Нужно перевести взгляд вправо на обочину. Прекрасным ориентиром, чтобы не съехать с дороги, будет служить нарисованная на ней разметка. Если возникнет какая-либо опасность, вы заметите это боковым зрением. Все же для надежности лучше притормозить, дождаться разъезда с встречным транспортом и подготовиться к резкому торможению.
О приближении машины говорит появляющееся «зарево» от фар. Зажмурьте один глаз и откройте его, как только автомобиль проедет. Так вы защитите глаз от ослепления, он будет полноценно видеть. Метод хорош для пустой трассы. Если поток машин большой, устанете моргать. Впрочем, таким способом можно бороться со сном.
В идеальном будущем на смену существующим фарам придут матричные светодиодные. Конечно, полностью исключать вероятность ослепления нельзя, но риск снизится до минимума.
- Специальные водительские очки. Помогает от ослепления использование очков с поляризационными линзами желтого цвета. Важным условием является покупка качественного продукта. В противном случае, выбрав первый попавшийся экземпляр, вы рискуете получить быстро утомляющиеся глаза и головные боли. А частое использование некачественных очков вообще приведет к снижению остроты зрения.
Для борьбы с ослеплением используются поляризационные очки или экран, однако это удобно не всем водителям.
- Советы от пользователей интернета. В соцсетях многие рекомендуют ездить с включенным светом в салоне, чтобы глазам было легче адаптироваться к свету от встречных фар. Вроде бы в этом есть своя логика: человек привыкает к освещению, поэтому ярко светящиеся встречные фары не оказывают на него излишне раздражающего воздействия. Однако очень тяжело ехать с включенным светом в салоне автомобиля, когда вокруг полная темнота. Это будет отвлекать водителя, а также ухудшать обзор, создавая дополнительные блики на стеклах. Такой метод даже опаснее, чем яркий свет от встречных фар.
Помогает специальный ночной светильник, размещенный на потолке, однако стандартный потолочный плафон против ослепления встречных фар неэффективен.
В Интернете часто дается совет купить непрозрачную изоленту и заклеить лобовое стекло в тех местах, куда обычно попадает свет от встречных фар. Не стоит этого делать, так как обзор сильно ухудшается, к тому же происходит смена положения автомобилей. Поэтому нужно будет обработать слишком большой участок, иначе все предпринятые действия окажутся бесполезны.
Совсем не будет толку от покупки автомобиля с высокой посадкой (как советуют в Сети). Водители большегрузов не меньше других страдают от слепящих встречных фар.
Рекомендации автовладельцев как реагировать, если слепят встречные фары
Каковы причины такого негативного эффекта от света встречных фар?
- «Вы заметили, что свет, исходящий от современных фар, значительно ярче? Это правда. Сегодня светотехнику производят на основе совершенно других технологий. Раньше при изготовлении оптики использовались только галогенные лампы. Затем применялся ксенон. Последнее новшество – светодиодные фары. Можно сделать вывод – фары светят ярче у более современной модели автомобиля. Казалось бы, что это несомненный плюс, так как освещение дороги в темное время суток лучше.
Однако у данного достоинства есть и обратная сторона. Ведь яркий свет от фар приводит к ДТП по причине ослепления, и число таких происшествий растет.
«К нам поступают тысячи жалоб, – говорит Р. Милнес, активист движения Lightmare, направленного на борьбу с высоким уровнем интенсивности света фар. – Главная проблема заключается в существенном превышении степени яркости уровня человеческой выносливости».
Такого же мнения придерживается офтальмолог П. Хайлиг, профессор Венского университета. Он считает, что резкий свет способен вызвать у человека реакцию, схожую с болью. Ученый объясняет: «Из-за мощного светового потока мозг получает предупреждающий стоп-сигнал. Это как будто внезапно ударить сустав. Человек невольно вздрагивает или закрывает глаза».
Можно ли сказать, что раньше лампы были лучше? Хайлиг абсолютно уверен в этом: «Яркий синий свет обладает более высокой силой излучения. Следовательно, такая лампа гораздо мощнее, так как у нее более короткие волны».
- Согласно исследованиям ученых, возраст влияет на вероятность ослепления – чем старше водитель, тем больше риск. Причиной являются недостаточно прозрачные хрусталик и роговица глаза. Вследствие этой особенности яркий свет от встречных фар, проходя через глаз, преломляется, вызывая у человека ослепление или размытые образы.
По словам офтальмолога Джона Маршалла, аналогичный эффект наблюдается при попытке посмотреть на яркий свет сквозь запотевшее стекло. «Чем старше человек, тем более значительным переменам подвергаются его глаза, несмотря на общее хорошее здоровье. К примеру, ставшие менее прозрачными хрусталик и роговица провоцируют проблемы с ослеплением. С наступлением ночи зрачок становится шире, чтобы в него проникало больше света. Поэтому при внезапно появляющемся свете встречных фар вас ослепляет».
«Фары слепят из-за неготовности глаза адекватно воспринять внезапно возникший поток света. Старая оптическая техника имеет значительно меньший ослепляющий эффект, в отличие от новой. К тому же с увеличением возраста риск временного ослепления от встречных фар возрастает. Любопытно, что об этом факте было известно давно, еще на этапе становления отрасли автомобилестроения (эффект был замечен в 1927 г.).
Во все времена с ослеплением пробовали бороться при помощи различных приспособлений. К таким относятся антифары, создающие синеватый фон, применяющиеся в советский период. Планировалось, что данные устройства должны способствовать более быстрой адаптации глаз к свету, излучаемому встречными фарами. Надо сказать, что действенность антифар никто не доказал, поэтому их прекратили использовать. Однако за последнее двадцатилетие мировой автопром серьезно задумался над проблемой ослепления.
К примеру, современные модели оснащаются адаптивными фарами. Эти устройства могут поворачиваться одновременно с поворотом автомобиля, опускают световые лучи при появлении встречного яркого потока света.
Однако даже при наличии такой продвинутой технологии ученые считают, что система должна еще своевременно отреагировать на появление встречного транспорта, поэтому опасность ослепления сохраняется.
Существуют фары матричного типа, которые наделены функцией отключения секций. Устройства сводят риск ослепления встречными фарами практически до нуля. Однако данная технология доступна далеко не всем в силу своей дороговизны».
Идеи XXI века
«Самые разные изобретатели, серьезные и не очень, периодически регистрируют патенты новых устройств для борьбы с ослеплением. Достаточно интересные и немного фантастические, но с долей разумного зерна идеи, которые пока никем не реализованы:
- Установление единых правил и стандартов для поляризационного покрытия стекол, независимо от производителя. Это позволит делать однотипные поляризованные водительские очки, которые ослабляют свет от фар, так как настроены под него.
- Всеобщее использование датчиков света, которые управляют уровнем яркости фар ночью. Принцип действия приборов заключается в ослаблении яркости свечения фар движущихся навстречу друг другу автомобилей на расстоянии около 100 м, а при сближении на 10 м – почти в полном снижении интенсивности света.
- Производство автомобилей с мигающими фарами. Частота мерцания при этом должна быть больше, чем инерционность человеческих глаз. Водители должны использовать электронные очки, в которых стекла имеют переменную прозрачность, синхронизированную с частотой мигания фар. Чтобы очки работали в едином режиме, должны применяться стандартные радиочастотные приемопередатчики, которые при сближении машин устанавливали бы связь друг с другом.
- Содержание в составе дорожного покрытия флюоресцирующего вещества. Одновременно в фарах должны применяться безопасные для глаз лампы, излучающие мягкое ультрафиолетовое свечение. Таким образом, дорога с флюоресцирующим покрытием сама будет светиться в темное время.
- Установка на всех автомагистралях стандартных осветительных мачт, оснащенных умной системой включения фонарей, активизирующейся от света фар приближающего автомобиля. Так, на малозагруженной трассе освещение будет включаться редко, соответственно будет экономиться энергия. Умные фонари будут зажигаться перед машиной и гаснуть после того, как она проедет (при условии, если нет следующей). Благодаря этому водители смогут совсем отказаться от дальнего света, уменьшить яркость ближнего или обходиться только ходовыми огнями».