Скрученный пробег: как распознать вовремя
О чем речь? Скрученный пробег – частое явление на вторичном рынке. Недобросовестные продавцы делают это для повышения стоимости авто, скрытия последствий ДТП или поломок, связанных с работой спидометра.
На что обратить внимание? Вывить скрученный пробег непросто. Необходимо оценить общее состояние автомобиля: руля, педалей, сидений, шин, тормозов и провести компьютерную диагностику.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Зачем скручивают пробег
Скрученный пробег автомобиля – это не только способ завысить стоимость при продаже, но и практика, имеющая множество других мотивов. Основные причины манипуляции с показаниями одометра:
- Экономия на обслуживании – владельцы иномарок могут корректировать пробег, чтобы избежать штрафов от бортового компьютера, который отслеживает сроки проведения технического обслуживания и при их нарушении выдает предупреждения.
- Маскировка повреждений – после дорожно-транспортных происшествий или других инцидентов, когда требуется замена приборной панели.
- Сокрытие технических проблем – в случаях, когда неисправности определенных компонентов (таких, как генератор или аккумулятор) могут негативно влиять на работу спидометра.
Отдельно стоит отметить, что скручивание пробега часто встречается среди подержанных автомобилей, импортированных из стран, где размер транспортного налога напрямую зависит от фактического километража, пройденного транспортным средством за определенный период.
runews24.ru
В разных странах существуют свои подходы к контролю и налогообложению пробега автомобилей. Так, в Нидерландах успешно функционирует система мониторинга километража с помощью GPS-технологий. В отдельных штатах США владельцы транспортных средств обязаны уплачивать налог из расчета 0,012 доллара за каждую пройденную милю.
Важно отметить, что в Америке за фальсификацию показаний одометра предусмотрена уголовная ответственность. Аналогичные строгие меры применяются в Германии и Франции, где за такое правонарушение можно получить тюремное заключение – до года и до двух лет соответственно. А какие последствия за скрученный пробег предусмотрены в нашей стране? Никаких! И это создает определенные риски при покупке подержанных транспортных средств.
Как выявить скрученный пробег при осмотре автомобиля
1. По состоянию руля
Состояние рулевого колеса является важным индикатором фактического пробега. При использовании натуральной кожи износ становится заметным после 150 000 км, в то время как искусственные материалы стираются быстрее.
Если при заявленном пробеге 40-80 тысяч км руль имеет множество потертостей, это может указывать на более высокий реальный пробег. Обратное явление – идеальный вид руля при 100 000 км – может свидетельствовать о перешивке или использовании защитных накладок для скрытия истинного пробега.
bigfoto.top
2. По состоянию водительского сиденья
Водительское сиденье подвергается наибольшему износу. При качественной кожаной отделке оно может прослужить более 150 000 км, особенно при должном уходе. Искусственная кожа обычно начинает проявлять признаки износа к 100 000 км. Чрезмерно ухоженный вид кожаного сиденья при заявленном пробеге в 100 000 км может говорить о ремонте или окрашивании.
В случае тканевой обивки следы износа заметны к 100 000 км, а при большем пробеге возможны разрывы. Установка чехлов усложняет определение реального пробега.
3. По ручке коробки передач
Ручка КПП – один из самых информативных элементов. При механике она постоянно используется водителем, при автомате селектор также подвержен износу.
К 100 000 км на ней появляются царапины и потертости, а сильное истирание указывает на пробег свыше 150 000 км.
Идеально сохранившееся покрытие при заявленном пробеге в 100 000 км может говорить о перешивке или использовании чехла.
4. По подлокотникам
Подлокотники изнашиваются довольно быстро. Особенно это касается центрального подлокотника и подлокотника водительской двери. Даже при кожаной отделке к 150 000 км могут появиться трещины и потертости.
5. По накладкам на педалях
Накладки педалей (резиновые или металлические с противоскользящими вставками) отличаются высокой износостойкостью. Наличие потертостей на них может указывать на пробег более 150 000 км. Если при заявленном пробеге около 100 000 км накладки выглядят как новые, вероятно, они были заменены.
zr.ru
6. По кнопкам на панелях
Обратить особое внимание на состояние часто используемых кнопок на приборной панели – хороший способ, как узнать скрученный пробег. К таким элементам относятся, прежде всего, управление стеклоподъемником водительской двери, кнопки включения кондиционера, подогрева стекла и запуска двигателя (если таковой имеется). На автомобилях с пробегом свыше 100 тысяч километров на этих элементах управления неизбежно появляются потертости и царапины.
7. По тормозным дискам и колодкам
Не менее информативным показателем является состояние тормозной системы. Передние тормозные колодки обычно служат 20-40 тысяч километров, в то время как задние могут прослужить вдвое дольше. Что касается тормозных дисков, то передние имеют ресурс 60-80 тысяч километров, а задние способны выдержать до 100 тысяч километров и более.
Из-за большей нагрузки передние элементы изнашиваются быстрее, особенно при агрессивном стиле вождения. При оценке состояния автомобиля рекомендуется обращать внимание именно на задние компоненты: если при заявленном пробеге 80-100 тысяч километров задние диски находятся в идеальном состоянии, это может свидетельствовать об их замене и, соответственно, о большем реальном пробеге.
Особую настороженность должен вызывать синеватый оттенок на тормозных дисках, особенно передних, что указывает на их перегрев, от покупки такого автомобиля лучше отказаться.
8. По наклейкам и биркам
При осмотре автомобиля стоит проверить подкапотное пространство на наличие сервисных бирок, которые иногда оставляют мастера после обслуживания. На таких бирках фиксируется пробег или рекомендуемые сроки замены технических жидкостей.
Если владелец забыл о существовании такой метки, а указанный на ней пробег превышает показания одометра, это явный признак скручивания показаний.
9. По состоянию шин
Важным индикатором реального пробега является состояние шин. В среднем летние покрышки служат 50-60 тысяч километров, а зимние – 40-50 тысяч километров. Если на автомобиле с небольшим заявленным пробегом наблюдается значительный износ шин, это может указывать на три возможных проблемы: скручивание показаний одометра, неисправности в подвеске или агрессивный стиль вождения. При обнаружении любого из этих факторов от покупки такого автомобиля рекомендуется отказаться.
Более точные методы определения скрученного пробега
1. Проверяйте бортовой компьютер авто на ошибки
Существует распространенное заблуждение, что бортовой компьютер машины способен предоставить исчерпывающую информацию о его состоянии при подключении специального оборудования. Однако на практике получить точные данные о скрученном пробеге автомобиля через компьютер можно только путем анализа косвенных признаков.
При проведении компьютерной диагностики часто выявляются несоответствия между показаниями различных систем автомобиля.
Например, одометр может показывать 75 000 километров, в то время как в памяти компьютера зафиксирована ошибка, возникшая после отметки в 100 000 километров.
Другой показательный случай – когда продавец утверждает, что автомобиль проехал всего 50 000 километров, однако при сопоставлении этого значения с общим количеством моточасов, зафиксированных бортовым компьютером, получается, что средняя скорость движения составляла не более 5 километров в час.
Для получения полной картины необходимо анализировать информацию со всех узлов автомобиля. Чем больше противоречий и подозрительных признаков обнаруживается при компьютерной диагностике, тем выше вероятность того, что продавец пытается вас обмануть.
2. Узнавайте информацию в дублирующих блоках
Современные автомобили оснащены сложной электронной системой, которая сохраняет информацию о пробеге не только в памяти одометра, но и в различных электронных блоках транспортного средства. К таким узлам относятся:
- двигатель;
- коробка передач;
- центральный бортовой компьютер.
В качестве примера можно рассмотреть BMW X5, где данные о пройденном расстоянии хранятся сразу в нескольких местах: в главном бортовом компьютере, в чипах ключей зажигания и в приборной панели.
В большинстве автомобилей, выпущенных в период с 2003 по 2023 год, информация о пробеге дублируется как минимум в трех основных системах:
- антиблокировочной системе (АБС);
- электронном блоке управления (ЭБУ);
- автоматической коробке передач (АКПП).
Мошенники, как правило, ограничиваются изменением показаний только на одометре, поскольку корректировка данных во всех дублирующих системах требует глубоких технических знаний и дорогостоящего оборудования.
Более того, несанкционированное вмешательство в электронные системы автомобиля часто приводит к появлению случайных ошибок на приборной панели, что может насторожить потенциального покупателя.
Несмотря на сложности существуют специализированные сервисы и мастера, которые за определенную плату могут провести комплексную корректировку показаний во всех электронных блоках автомобиля, что значительно усложняет выявление скрученного пробега.
3. Изучайте сервисную книжку автомобиля
Хотя сервисная книжка не всегда может служить надежным источником информации о реальном пробеге автомобиля (ее могли не вести или намеренно подделать записи), она все же может помочь выявить обман при покупке транспортного средства.
Согласно правилам, при каждом техническом обслуживании или ремонте автомобиля в сервисной документации обязательно фиксируется текущий пробег. Таким образом, эта книжка представляет собой своеобразный журнал истории обслуживания транспортного средства.
Отметка о пробеге делается независимо от того, насколько сложным был ремонт или техническое обслуживание.
Например, если в 2020 году в автомобиле производилась замена ремня газораспределительного механизма, в книжке должна быть запись следующего содержания: «Выполненные работы — замена ремня ГРМ. Пробег — 100 000 км, дата — 01.02.2020».
Если пробег на одометре (например, 70 000 км) отличается, это явный признак мошенничества.
Можно ли судиться из-за скрученного пробега
Приобретение автомобиля со скрученным пробегом несет серьезную угрозу для нового владельца. Основная проблема заключается в том, что реальный износ деталей оказывается значительно выше заявленного, что приводит к непредвиденным и значительным финансовым затратам на ремонт и обслуживание.
Многие ошибочно полагают, что покупка автомобиля у официального дилера гарантирует честность сделки. Однако даже дилеры не застрахованы от подобных махинаций. Недавно в Череповце произошел прецедент: покупатель «Рено-Дастер» стоимостью 740 тысяч рублей через суд доказал, что пробег автомобиля был уменьшен более чем в два раза. В результате он получил компенсацию в размере 212 тысяч рублей, включая возмещение морального ущерба.
Защита своих прав при обнаружении обмана в дилерском центре возможна только через применение закона «О защите прав потребителя».
Однако этот процесс характеризуется следующими особенностями: длительное рассмотрение дела, необходимость значительных финансовых затрат и высокой юридической грамотности, наличие в договорах условий, ограничивающих защиту прав покупателя. При покупке автомобиля с рук ситуация еще более сложная – покупатель действует полностью на свой страх и риск. В российском законодательстве отсутствует четкая юридическая практика, признающая скручивание пробега мошенничеством, поскольку крайне сложно установить время и исполнителя данной манипуляции.
Часто задаваемые вопросы о скрученном пробеге
Есть особые приложения для поиска обмана?
Для проверки истории автомобиля и выявления скрученного пробега существует специальный сервис «Автокод». Это приложение всего за две минуты собирает информацию из более чем 13 официальных источников и формирует подробный отчет. Помимо данных о пробеге, в нем содержится множество другой полезной информации. При первом разговоре с продавцом рекомендуется запросить VIN-номер или государственный регистрационный знак автомобиля для проведения проверки. На основе полученных данных можно принять решение о целесообразности осмотра транспортного средства.
Как часто скручивают пробег?
История сервиса «Дром» показывает, что признаки манипуляции с пробегом встречаются в 65 % объявлений о продаже автомобилей. Средняя величина корректировки составляет 104 000 километров. При этом типичный автомобиль с измененным пробегом подвергался корректировке дважды, с уменьшением показаний примерно на 55 000 километров за один раз.
На каких машинах чаще всего скручивают пробег?
Наибольшее количество случаев скручивания одометра зафиксировано среди автомобилей стоимостью до 500 000 рублей, преимущественно моделей марки Lada. В этой ценовой категории пробег корректируется в 73 % случаев, при этом среднее уменьшение составляет 180 000 километров, а количество корректировок достигает 2-3 раз.
Универсального метода, который бы на 100 % определял скрученный пробег, попросту нет. Для получения достоверной информации необходимо использовать все доступные способы проверки в комплексе, а не полагаться на какой-либо один метод.