Шум в двигателе: как определить причину
О чем речь? Шум в двигателе обычно является признаком поломки разной степени серьезности. В отличие от старых автомобилей, моторы в современных машинах работают практически бесшумно.
Что делать? Самый простой «дедовский» метод диагностики – определение источника шума на слух. Разные неисправности издают характерные звуки: ремень свистит, клапаны стрекочут, изношенная цепь звенит. Конечно же, таким образом можно определить причину поломки лишь приблизительно. Самый верный способ – заехать на диагностику в сервисный центр.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Основные причины постороннего шума в двигателе
Недаром существует поговорка, что раньше и трава была зеленее. Из воспоминаний опытных автолюбителей и профильной литературы прошлых лет можно узнать интересные подробности. Первые автомобили представительского класса СССР ЗИС-110, которые начали выпускать после Великой Отечественной войны во второй половине 40-х годов прошлого века, работали настолько тихо, что у водителя могли появиться подозрения, а не заглох ли мотор. Из-за этого даже на приборную панель вынесли специальный знак, подсветка которого означала заведенный мотор.
Вообще-то поршневой двигатель внутреннего сгорания в любом случае издает самые разнообразные шумы. Обобщенно их можно разбить на две основные группы: структурные и аэродинамические. Первая группа включает шумы, образующиеся из-за механических колебаний поверхностей двигателя (в основном наружных). Это наиболее громкие звуки, которые сложнее всего поддаются устранению. Ко второй группе можно отнести шумы, вызванные непосредственно работой мотора (системами впуска, выпуска и охлаждения).
Нельзя не отметить, что в целом шум в двигателях современных автомобилей в разы ниже, чем у их предшественников. Однако автолюбители настолько привыкли к этому комфортному звуковому фону, что сразу замечают его малейшее возрастание.
Рассмотрим основные причины, приводящие к повышению шума в двигателе:
1. Увеличенный люфт коленчатого вала
Если резко нажать на педаль газа, даже на холостом ходу при невысоких оборотах, можно услышать стук подшипников. При этом шатунные отличаются резким, звонким звуком, в то время как коренные – глухим. Повышенный люфт приводит к тому, что слышен неравномерный стук.
2. Детонация
Если возникает шум двигателя при разгоне, слышно своеобразное позвякивание, в то время как на холостом ходу его нет, скорее всего, проблема в некачественном бензине с недостаточным октановым числом. В результате этого топливо не может противостоять самовоспламенению, что приводит к микровзрывам в разных местах камеры сгорания в одно и то же время, взрывные волны сталкиваются друг с другом, ударное воздействие слышит автовладелец.
3. Проблемы с поршнями
Если при работе поршневой системы раздается приглушенный стук, это вызвано биением поршня в цилиндре. Особенно хорошо его слышно на низких оборотах.
4. Стучит в гидрокомпенсаторах или клапанах
Проблема может быть вызвана некачественным моторным маслом, его сильным загрязнением или механическим износом деталей.
5. Ремень генератора
Плохое натяжение ремня генератора или его чрезмерный износ приведет к тому, что вы будете слышать сильный свист, скрип в моменты запуска двигателя или при нажатии на педаль газа во время движения. Звук усиливается при разрядке аккумулятора, когда вся нагрузка идет на генератор.
6. Неправильное натяжение цепи
Можно услышать своего рода стрекотание в случаях, если цепь плохо натянута или, наоборот, вытянута. Звук усиливается на низких оборотах, а затихает при увеличении скорости вращения коленвала.
7. Повреждение гидроусилителя руля
В этом случае причин может быть немало: неисправность насоса, недостаточный объем жидкости, завоздушенность системы, поворот руля на максимальный угол (в этом случае нагрузка на гидроусилитель максимальная).
8. Неисправность вентилятора системы охлаждения
Типичные проблемы связаны с нехваткой (или загрязнением) смазки и последующими механическими повреждениями: разрушение подшипников, крыльчатки, ослабление крепления, из-за чего усиливается шум работы двигателя.
9. Ролики
Шум могут издавать как ролики ремней ГРМ, так и привода вспомогательных агрегатов.
10. Подушки
Довольно громкие звуки могут издавать сломанные опоры крепления двигателя. В случае если у вас АКПП, при смене положений с D на R и назад будет слышен ощутимый удар.
11. Заслонки
Стук, издаваемый заслонками регулировки длины впуска, можно спутать с шумом двигателя автомобиля при поврежденных гидрокомпенсаторах, они очень похожи.
12. Механическое повреждение защиты двигателя
Нередко шум в районе двигателя появляется после повреждения защиты мотора вследствие ДТП или просто «пойманной» кочки или ямы, она начинает задевать поддон картера двигателя. Помимо этого, к возникновению посторонних звуков может привести резонансная вибрация, появляющаяся на определенных скоростях вращения коленвала.
13. Форсунки
На некоторых моделях двигателей есть особенность работы форсунок, они издают своего рода стрекотание. Если уровень шума двигателя не меняется и звучит равномерно, то переживать не стоит.
14. Тепловой экран
В некоторых случаях тепловой экран выпускного коллектора вследствие вибрации при работе может задевать свое крепление, из-за чего слышен шум работающего двигателя.
Диагностика шума в двигателе на слух
Только специалисты с большим опытом работы успешно диагностируют проблемы с двигателем и определяют источник шума на слух. Работники нечистых на руку сервисных центров могут обмануть вас, надеясь получить больше денег, на словах усугубив проблему и заявляя, что ничего, кроме капитального ремонта, не поможет «сердцу» вашего «железного коня».
1. Привод навесного оборудования
Если слышен шум в двигателе на холодную, важно определиться с его типом, от этого зависит верное определение источника проблемы. Если слышен свист, то это признак изношенного ремня, и после прогрева он должен пропасть. В случае же звука соприкосновения металлических деталей и гула проблема может быть в сильном износе роликов, деформации одного из шкивов (звук проявляется из-за касания крышки мотора) или подклинивания прижимного диска муфты компрессора кондиционера.
2. Помпа
Исправить свист, вызванный ремнем, довольно просто. Основная проблема в том, что, помимо износа и трещин, при низких температурах он дубеет. Поэтому достаточно побрызгать на него универсальной смазкой (как вариант, WD-40) либо просто прогреть автомобиль, звук должен пропасть.
Оценить исправность роликов можно, демонтировав ремень и проверив, есть ли повышенный люфт. В редких случаях понадобится стетоскоп, если люфта нет, а сильный шум двигателя от подшипников роликов все равно идет.
Серьезные проблемы при диагностике способен доставить генератор или водяная помпа. Вполне может быть так, что несмотря на отсутствие люфта шкивов и видимой течи в самой помпе подшипники гремят, как металлические шарики в стальном ведре. В случае если у вас мотор с цепным приводом ГРМ, можно выявить эти источники шума, сняв ремень и запустив двигатель без него. Это не нанесет вреда, если все будет сделано быстро, зато получится избежать применения стетоскопа.
3. Привод ГРМ
Сильный грохот при запуске двигателя на холодную сигнализирует о неправильном натяжении цепи ГРМ, о проблемах механизма изменения фаз газораспределения. Конкретный звук достаточно легко определяем на слух.
Грохот в фазовращателях продолжается до заполнения полостей маслом, так как в процессе работы и естественного износа разрушаются внутренние элементы.
Неисправности в работе натяжителя цепи ГРМ могут возникать не только вследствие износа, но и из-за самой конструкции. Несмотря на то что вся его работ основана на подаче масла под давлением, зачастую изготовитель не оснащает устройство запорным клапаном, из-за чего после завершения работы двигателя масло может стекать из корпуса, приводя к провисанию цепи. В результате для восстановления рабочего давления жидкости необходимо определенное время после запуска двигателя.
В случае растяжения цепи посторонний шум будет слышен без остановки, кроме того, данная проблема может привести к рассогласованию фаз. В итоге бензиновый мотор работает с таким же уровнем шума, что и дизельный. Кроме того, малейшее растяжение цепи приводит к потере мощности двигателя, плохому пуску в условиях пониженных температур.
4. Клапанный механизм
Если зазоры клапанов откалиброваны некорректно, при работе мотора слышен стук, усиливающийся при увеличении количества оборотов. Прогрев двигателя в данной ситуации никак не поможет.
Гидрокомпенсаторы в случае значительно износа могут издавать очень похожий стук. Но тут стоит учитывать, что для определенных моделей подобный шум при запуске двигателя на холодную – это нормально, и он пропадет после прогрева до рабочих температур. В случае же, если все еще слышен шум в двигателе на горячую, скорее всего, причиной являются неисправные гидротолкатели: масло не удерживается внутри клапанов, давление падает, а стук вызывает увеличенный вследствие всего этого зазор в клапанном механизме.
Чтобы продлить срок эксплуатации гидрокомпенсаторов, достаточно вовремя менять масло в двигателе (не допускать сильного загрязнения) и следить за его уровнем.
5. Цилиндропоршневая группа
Еще один похожий стук, только более глухой, вызывает увеличение зазоров вследствие износа деталей цилиндропоршневой группы. Как уменьшить шум двигателя в данной ситуации? В случае если проблема только зарождается, звук пропадет после прогрева двигателя, если же неисправность уже в запущенном состоянии, он будет слышен постоянно.
Иногда, если произошел локальный перегрев поршней и цилиндров (причем необязательно даже закипание антифриза, как при общем перегреве), возможно появление временного стука, зачастую водители даже не успевают обратить на него внимание. Это вызвано потерей конусности юбки поршня из-за сильного повышения температуры в конкретной зоне, в итоге растет зазор между поршнем и стенкой цилиндра, из-за чего и возникает стук. После прогрева двигателя зазоры уменьшаются, а этот стук исчезает, если цилиндр не сильно изношен.
Постоянный стук поршневой системы однозначно сигнализирует о неизбежности капитального ремонта мотора. А вот в случае деформации поршня можно снизить расходы, заменив только поршни.
6. Вкладыши
Звонкий грохот, похожий на удары молотком по металлу, – признак предельного износа вкладышей коленвала (коренных и шатунных). Его частота не зависит от степени прогрева двигателя и прямо пропорциональна количеству оборотов. Под нагрузкой шум достигает пиковых значений.
7. Заслонки во впускном трубопроводе
Достаточно сложен для диагностики стук заслонок впускного трубопровода, многие специалисты не могут с первого раза правильно определить источник этого звука. Дело в том, что при этой проблеме шум двигателя на холостых оборотах практически идентичен тому, что сигнализирует о неисправности гидрокомпенсаторов. А вот под нагрузкой появляются «пластмассовые» нотки. Это говорит о вибрации оси заслонок из-за сильного износа посадочных мест.
На помощь при диагностике в этой ситуации приходит стетоскоп. Специалисты могут справиться без прибора, если сумеют чем-то прижать конец оси (как вариант, отверткой), выходящий из коллектора, в результате шум и вибрация двигателя исчезнут. К слову, данная неполадка вполне поддается ремонту, нет никакого смысла значительно переплачивать за замену трубопровода в сборе.
Часто задаваемые вопросы о шуме в двигателе
Как шумят двигатели разных марок автомобилей?
Действительно, некоторые неисправности, а как следствие, и сопровождающие их посторонние звуки и шумы чаще встречаются у конкретных автомобилей определенной марки, а у остальных реже. В качестве примера можно рассмотреть ряд автомобилей BMW – частенько у них при запуске двигателя можно услышать воющий звук, что сигнализирует о повреждении шкивов в приводном блоке. А двигатели производителя Volkswagen подвержены растяжению цепи ГРМ, что сопровождается дребезжанием в процессе работы. Да и шум, вызванный конструкцией модели машины – далеко не уникальный случай.
Как с помощью педали сцепления определить, шумит ли двигатель?
Вам нужно совершить пробный заезд на прямой и ровной дороге. Будьте сконцентрированны и внимательны, не включайте радио или музыку в автомобиле, а сосредоточьтесь на звуках работы двигателя. Шум увеличивается в зависимости от роста оборотов двигателя? Выжимайте сцепление и слушайте, изменилось ли что-то? Если повышенный шум двигателя остался, вероятно, он идет от двигателя, а привод здесь ни при чем. В случае сильного постороннего шума и сигнализации индикаторов на приборной панели не стоит больше эксплуатировать автомобиль, необходимо доставить его в сервисный центр на диагностику.
Как визуальный осмотр двигателя может помочь в определении источника шума?
Порой личное наблюдение за моторным отсеком с заведенным двигателем может помочь обнаружить источник постороннего звука. Причем сделать это будет гораздо легче, чем сидя за рулем во время движения. Позовите напарника, пусть он нажимает педаль акселератора, а сами внимательно наблюдайте за работой мотора и слушайте, откуда распространяется стук. Это поможет как минимум обобщить источник проблемы, идет ли шум непосредственно от двигателя либо виноват генератор или что-то еще. Вы сможете понять, что нужно сделать, чтобы убрать шум двигателя.
Разумеется, в одной статье описать все возможные причины постороннего шума в двигателе автомобиля невозможно. Даже если вы считаете себя опытным автолюбителем и уверены, что можете на слух определить, откуда появился шум в двигателе, все равно за решением проблемы стоит обратиться в специализированный сервисный центр, а там для верности лучше предварительно провести дополнительную диагностику, чтобы проблема не усугубилась и не привела к необходимости капитального ремонта силового агрегата.