Штраф за зимнюю резину: разбираемся в деталях
Есть ли? Введение штрафа за зимнюю резину летом планируется очень давно, но до недавнего времени это были лишь планы и слухи. В конце декабря 2022 года прошла новость, что с марта 2023 такое наказание будет введено.
Что на самом деле? Однако в поправки данная норма не вошла, но это не значит, что идею заблокировали. Также стоит понимать, что и без штрафов езда на зимней резине летом не так безопасна, как может показаться.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Отличия зимней резины от летней
Как только сойдет снег, владельцы машин начинают процесс смены зимней резины на летнюю. А возможно ли проигнорировать эту процедуру и всегда ездить только на зимних шинах?
Рассмотрим различия сезонных покрышек и характер их применения. Главными отличиями между летней и зимней шинами являются: рисунок протектора, состав резины и способ производства. Кроме того, сезонные покрышки разнятся степенью жесткости и коэффициентом сцепления с дорожным покрытием.
Это обуславливает специфику их использования. Летние шины устойчивы к воздействию высоких температур и легко тормозят при движении по сухому асфальту. Зимняя покрышка, напротив, легко справляется с ездой по грязи, снегу, льду и выдерживает сильные морозы.
Срединное положение между этими двумя резинами занимают всесезонные шины, применяемые в климатической зоне с теплой зимой и нежарким летом. Эти покрышки своего рода промежуточная модификация между зимней и летней резиной и имеют ряд несовершенств, что сужает сферу их применения. Подобные шины плохо выдерживают высокую температуру и недостаточно хорошо сцепляются при движении со снегом и льдом.
На шинах присутствует специальная маркировка, позволяющая определить, какая перед вами покрышка. На зимней резине имеется отметка M+S (или M&S), свидетельствующая о том, что на ней можно ездить по снегу и грязи. Подобные символы нанесены и на всесезонные шины, единственное, без пиктограммы в форме снежинки на фоне трех гор. Она подразумевает использование резины в условиях холодной зимы.
При выпуске покрышек применяются различные резиновые смеси. Летние шины содержат частицы, которые способствуют их эксплуатации в условиях высоких температур (до +50-55 °С). Зимняя резина имеет совершенно другой состав. Она предназначена для использования в условиях различных температур воздуха, которые варьируются от 0…+5 до -45 °С.
В летнее время года движение автотранспорта осуществляется по свободному от льда и снега асфальтированному покрытию, поэтому водитель может ездить на высокой скорости. Следовательно, шины должны отвечать ряду требований: безопасность, комфортное передвижение, экономия топлива, мобильность при выполнении маневров.
В ситуации с зимней резиной дело обстоит по-другому. Шины должны быстро отводить влагу, смесь снега и грязи, отличаться высоким уровнем торможения при движении по льду. Поэтому зимняя шина характеризуется глубоким протектором с большими блоками и многочисленными разнонаправленными ламелями. Кроме того, зимний вариант некоторых покрышек оснащен металлическими шипами, способствующими хорошему сцеплению со льдом и снегом.
На летних шинах шипы не предусмотрены, так как их наличие создавало бы угрозу аварийной ситуации для водителя. К тому же такая резина способствуют снижению качества асфальтированных дорог, поэтому летние покрышки бесшипные, блоки на протекторе маленького размера, а количество ламелей минимально.
Есть ли штраф за зимнюю резину летом
Штраф за езду на зимней резине в летний период в 2023 году не предусмотрен. Но ситуация может кардинально поменяться. Далее мы подробнее остановимся на основных фактах.
Необходимость смены зимней покрышки на летнюю продиктована Техническим регламентом. Пункт 5.5. приложения № 8 гласит: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».
Однако, здесь есть одно но. Данный документ, своего рода ГОСТ, регулирует механизм и укомплектованность машин, выпускаемых на рынок и находящихся в эксплуатации. Таким образом, необходимость использования зимней покрышки не регламентируется Правилами дорожного движения. Поэтому Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает наложение штрафа за неисполнение Технического регламента (исключение составляет тонировка стекол).
Тем не менее обязанность имеется. Как ни странно, но, требование есть, а наказания за его нарушение не предусмотрено.
Подобные случаев немало:
- за использование летней резины в зимний период времени штраф не предусмотрен, хотя это требование имеется в Техрегламенте, а в Кодексе санкций за его нарушение нет;
- нет наказания за превышение скорости менее чем на 20 км/ч, несмотря на то что в Правилах дорожного движения это запрещено;
- не наказывается рублем опасное вождение, так как ответственность за это еще не введена на законодательном уровне.
В настоящее время на рассмотрении находится внесение поправок в Перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля – нормативный акт, являющийся приложением к Правилам дорожного движения.
Данный документ действует и на протяжении 2023 года, но перечень неисправностей в нем заметно устарел. Например, отсутствуют такие пункты, как повреждение антиблокировочной системы и системы курсовой устойчивости.
Возможно, внесение новых поправок приведет к тому, что список таких повреждений перейдет в приложение к Правилам дорожного движения, в том числе и эксплуатация летних покрышек зимой и наоборот.
Прилагаем выдержку из формулировки регламента:
- Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
- По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.
В подобных случаях уже последуют санкции, так как Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за несоблюдение Перечня неисправностей. Например, за общие нарушения этого нормативного акта следует наложение штрафа в размере 500 рублей или вынесение предупреждения (ч. 1 ст. 12.5).
Каким будет штраф за зимнюю резину, пока неизвестно, вопрос на уровне обсуждения.
Ближайшие изменения в штрафах за зимнюю резину и не только
Редакция газеты «Коммерсант» сообщила о том, что аналитический центр при правительстве РФ начал завершающий этап обсуждений проекта о внесении корректировок в Перечень неисправностей и условий, запрещающий использование транспортного средства.
Одной из вносимых поправок является наложение штрафа размером 500 рублей на водителей легковых и грузовых машин, которые с декабря по февраль месяц ездят на летних шинах, а с июня по август – на зимних.
За регионами закрепят право на увеличение продолжительности запретов исходя из особенностей климата. Например, в Сибири водители будут обязаны использовать зимнюю резину вплоть до марта. Кроме того, эксплуатация зимней шины на грузовых машинах и автобусах не является обязательной, но наличие цепи противоскольжения с декабря по февраль необходимо.
Также поправки коснутся применения источника света в фарах. Будет запрещено использование ксеноновых и светодиодных ламп. Если в автомобиле не функционирует автоматический корректор фар или произведена разборка регулятора тормозных сил, то водитель подлежит наказанию в виде штрафа.
Кроме того, будут введены новые штрафы за следующие нарушения:
- Осуществление проезда без страховки автогражданской ответственности (увеличение размера штрафа с 800 до 5000 рублей).
- Использование громкого глушителя, звук которого превышает 96 дБ (штраф до 5000 рублей). Санкция распространяется на владельцев автомобилей, мощность которых не выше 200 лошадиных сил. За остальные виды транспорта водители будут обязаны выплачивать по 250 рублей на каждую единицу избытка мощности.
- Несвоевременная оплата парковки грозит штрафом в 5000 рублей.
- Мойка машины во дворе жилого дома – до 2000 рублей.
- Выброс мусора из машины, парковка старого автотранспорта в неприспособленном для этого месте – до 3000 рублей.
- Парковка на газоне или на территории детской площадки наказывается штрафом до 5000 рублей.
- Проезд в автомобиле без включения ходовых огней – до 500 рублей.
Опасно ли ездить на зимней резине летом
Среди автовладельцев сложилось мнение, что несмотря на очевидную разницу в поведении летних и зимних шин в летнее время, при обычном движении это отличие будет не столь значительным и еле ощутимым.
Работники финского журнала Tekniikan Maailma («Мир Техники») сравнительно недавно организовали эксперимент по эксплуатации летних и нешипованных зимних шин. По результатам теста оказалось, что отличия между двумя вариантами покрышек в летний период особо заметны при движении по мокрому асфальту и при необходимости непредвиденного торможения.
При испытании на аквапланирование летняя резина всплывала на специально залитой водой дороге при скорости движения 84,1 км/ч. Для зимних шин этот показатель был значительно ниже – негативный результат проявился уже с 69,5 км/ч.
Испытания на эффективность тормозной системы с 80 до 5 км/ч дали следующий результат: автотранспорт на летней резине затормозил на расстоянии в 28,9м, на зимней – дистанция перевалила отметку в 43 метра. Разница кардинальна!
Само собой, напрашивается вывод: зимние покрышки не стоит эксплуатировать в летний период времени.
Данное решение солидарно с рекомендациями фирм-производителей шин относительно применения зимних покрышек летом.
Матти Мори, руководитель службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres, отметил, что мягкая резиновая смесь и конструкция протектора фрикционных зимних покрышек оказывает неблагоприятное влияние на сцепление поверхности шины с мокрым дорожным покрытием. Кроме того, эффективность маневрирования и устойчивость автомобиля снижаются.
Обобщив вышесказанное, регламентируем: смена зимней резины на летнюю просто необходима. Кататься на зимней покрышке можно только непродолжительное время, и относиться к ним нужно только как к запасному варианту.
Движение в летнее время на зимней резине чревато такими последствиями:
- Неустойчивое сцепление при движении на мокром покрытии: на высоких скоростях транспорт будет раскачиваться из стороны в сторону.
- Реакция на рулевое управление замедляется, устойчивость автомобиля значительно снижается.
- Раннее проявление неприятного эффекта аквапланирования.
- Значительное увеличение тормозного пути, возрастает риск дорожно-транспортного происшествия.
- Увеличенный износ резины: если не переобуть зимний комплект в начале лета, это грозит покупкой новых покрышек к зимнему сезону.
Мнение автолюбителей о штрафах за зимнюю резину
- Что лучше тормозит?
«Не покидают сомнения насчет того, что тормозит в летний период хуже: шипы или фрикционные шины… Наверное, шипы надежнее, чем липучка».
- Идея, конечно, сомнительная…
«Законодателям надо бы продумать ситуацию с южными регионами. У нас зима теплая, снега-то практически нет, один раз за сезон подморозит, и все на этом».
- О шипованных шинах
«Надо бы ввести штраф за езду на шипованных шинах по городу. Из-за них возникают трещины на лобовом стекле и качество дорог ухудшается».
- Возможные злоупотребления
«Приехал, называется, в гости в соседний регион… Что у нас с колесами? Правила-то тут другие».
- Проблемы с нормативкой
«Уже наслышан достаточно. В техрегламент уже это внесено. Но почему-то правила дорожного движения и перечень неисправностей ссылаются на стандарты. В этом самом перечне все ГОСТы уже устарели, не соответствуют действительности. Но почему-то в правила до сих пор не вносят изменения».
Подытожим, на сегодняшний день штрафы за зимнюю резину в летний период законодательно не введены. Но совсем скоро водителей коснутся большие изменения. Будьте в курсе, читайте новости!