Штраф за грязные колеса: кого касается и как избежать
Вопросы, рассмотренные в материале:
- В каких случаях сотрудники ГИБДД выписывают штраф за грязные колеса
- Какой закон регламентирует штрафы за грязные колеса
- Как не попасть на штраф за грязные колеса
Штраф за грязные колеса могут получить как владельцы легкового авто, так и те, кто работает на стройплощадке. Суть проблемы заключается в том, что, когда машины выезжают на городские дороги, они на своих колесах могут разносить мусор и грязь.
Какой грозит штраф за выезд с грязными колесами
Зимой многие водители забывают о существовании штрафа за грязный кузов и за землю на колесах. Однако чем ближе теплое время года, тем тщательное стоит следить за чистотой машины. Штраф за грязные колеса вы можете получить, если они очень сильно пачкают дорожное покрытие.
Этот штраф за вынос грязи на проезжую часть актуален как в межсезонье, когда власти обеспокоены чистотой дорог, так и в другое время года. Но чаще всего именно осенью и весной в непогоду на грязных колесах и переносится грунт, который остается позже на асфальте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на дорогах становится скользко, а значит, движение оказывается небезопасным.
Грязная дорога – понятие довольно размытое. Сюда можно отнести как каплю масла на дорожном покрытии и валяющуюся сигарету, так и грязную жирную колею от колес автомобиля, который только что съехал с земли.
Комья почвы плотно застревают в шинах и сильно прилипают к ним. За грязным автомобилем след может тянуться очень долго, практически километры! Сотрудникам автоинспекции даже не нужно прилагать усилий, чтобы доказать вашу вину, ведь все основания для штрафа очевидны и видны.
Штраф за грязные колеса выписывают согласно статье 12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая обозначает возможную сумму наказания в размере от 5 000 р. до 10 000 р.
Любители езды по бездорожью особенно рискуют нарваться на штраф: колеса машины будут ужасно грязными, и сразу же после заезда вернуть им былую чистоту будет практически невозможно, да и владельцы внедорожников нечасто обеспокоены состоянием шин.
Но даже если вы не причисляете себя к фанатам бездорожья, нельзя сказать, что вам штраф за грязные колеса точно не страшен. В законодательстве существует такое понятие, как «грунтовые дороги», а за пределами города асфальтовые магистрали часто сменяются на такой тип дорог.
К счастью, в большинстве случаев стражи порядка с пониманием относятся к водителям.
Подавляющее большинство штрафов выписываются водителям грузовых машин. Некоторые сотрудники ГИБДД специально останавливают таких автомобилистов недалеко от стройплощадок. Штраф за грязные колеса в таких случаях может быть выписан не водителю, а должностным и юридическим лицам, а сумма наказания, как указано в статье 12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для двух последних виновников значительно больше.
Вышеуказанный кодекс так формулирует нарушение и последующие санкции: «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц — 25 тысяч рублей; на юридических лиц — 300 тысяч рублей».
Под повреждением дороги понимается:
а) возникновение дефектов на дорожном покрытии, которое происходит вследствие движения тяжелой техники, которой по общему весу и (или) нагрузке на оси запрещено движение по дороге;
б) разрушение поверхности покрытия дороги, вызванное падением грузов с транспортных средств;
в) повреждение дорожного полотна тяжелыми предметами, перемещаемыми методом буксировки волоком;
г) повреждение дорожного покрытия вследствие производства земляных работ.
Штраф за грязные колеса: законодательная база и судебная практика
К статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с законом № 26-ФЗ от 07.03.2017 были добавлены некоторые поправки:
а) установлена ответственность за игнорирование требований, направленных на обеспечение безопасности транспортного движения при строительстве/реконструкции (до этого – лишь при ремонте и содержании) дорог;
б) увеличился в 10 раз размер штрафа за грязные колеса для должностных лиц, теперь он варьируется от 20 000 р. до 30 000 р.;
в) объем штрафа для юридических лиц вместо 300 000 р. теперь составляет от 200 000 р. до 300 000 р.;
г) дополнительно внесен раздел об ответственности должностных и юридических лиц за вышеупомянутые правонарушения, но которые повлекли в результате причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести.
В пункте 1.2 ПДД РФ говорится, что дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Суды могут привести некоторые аргументы, чтобы уменьшить размер штрафа. Возможные основания для этого содержатся в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, хотя в нем и не указано напрямую, что подобные условия действуют в рамках ст. 12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До внесения в Кодекс административных правонарушений соответствующих поправок не было условий для уменьшения штрафа (меньше минимального значения).
Однако так как суды имеют особую позицию независимого арбитра, в редких случаях возможно вынесение решения о назначении штрафа юридическому лицу за грязные колеса в размере ниже минимального порога, который установлен законом.
В случае если лицо не согласно с обвинением, оспаривать его требуется в суде общей юрисдикции. Доказательства в подобных делах имеют большое значение, но стоит учитывать, что они могут оцениваться арбитражными судами достаточно неоднозначно и противоречиво.
Например, одно из судебных дел посвящено обвинению против водителя КамАЗа. Ему вменялось умышленное создание помех в автомобильном движении. По результатам проверки стало ясно, что автомобилист выехал с грязными колесами на дорогу, и из-за этого на ней оказались куски земли.
Таким образом, он помешал движению. По итогу инспекторы на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях составили протокол, и согласно ст. 12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях было вынесено постановление и выписан штраф.
В случае если решение вынесено иным уполномоченным органом или должностным лицом, суд, когда ему будет предоставлено соответствующее заявление от юридического лица, может понизить объем ранее выставленного штрафа (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном оспаривании решений о применении мер административной ответственности). Согласно постановлению КС РФ от 25.02.2014 № 4-П минимальная сумма штрафа в размере 100 000 р. уже чрезмерна.
Судья, занимающийся рассмотрением дела, может принять в качестве смягчающих обстоятельств те причины, которые не числятся в Кодексе РФ об административных правонарушениях или не указаны в законах субъектов РФ (ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), и уменьшить штраф.
Как избежать штрафа за грязные колеса грузовиков
Для наглядности рассмотрим пример. Допустим, что строительная компания занимается возведением многоэтажной парковки и энергоблока на территории города. В зоне стройки есть 5 въездных ворот и на 3 из них нет пунктов очистки и мойки колес (ПОМК). Из-за этого весь грунт со стройплощадки будет выноситься на дорожное покрытие города, а значит, велик риск получить штраф.
Примерно 5 килограммов составляет среднее количество земли, камней и глины, которые в сухую погоду вывозятся на грязных колесах автотранспорта со стройки. Если речь идет о котловане или же земляных работах, то число увеличивается в 4–6 раз.
Особенно остро вопрос о мойке колес на строительных площадках встает осенью и весной, в это время наиболее вероятно получить штраф за грязные колеса. При движении грязного грузовика по городской дороге с его колес могут отлетать камни, при этом они способны угодить в проезжающий мимо транспорт или даже в пешеходов. Вся земля, остающаяся на дорожном покрытии после высыхания, становится пылью, которая оседает на зелени, растущей вдоль дорог, или же залетает в окна квартир. Чтобы избежать этих неприятных последствий, коммунальные службы должны убирать на улицах чаще, что несет дополнительную нагрузку на бюджет.
Поэтому при организации строительства стоит отдельное внимание уделить установке ПОМК, которые позволят избежать ситуации, когда вам выпишут штраф за то, что, земля выносится на улицы города на грязных колесах спецтранспорта. Все пункты должны быть сертифицированы и иметь систему замкнутого водоснабжения.
Согласно требованиям Госстроя России строительные площадки должны быть оборудованы ПОМК, но важно не просто приобрести и провести установку системы, но также разобраться с ее правильным использованием. Только знания о корректной эксплуатации позволят сохранить оборудование в рабочем состоянии как можно дольше, а также обеспечат безопасность рабочих и должный уровень очистки грязных колес.
Далее мы приведем правила и рекомендации, соблюдая которые, вы сможете сохранить безопасность на территории и чистоту колес у спецтранспорта, что позволит вам избежать штрафа. При этом данные советы актуальны при любых погодных условиях и в любое время года.
При эксплуатации ПОМК соблюдайте следующие шаги:
- Подготовка. На данном этапе стоит убедиться, что система соответствует требованиям безопасности, а именно: есть заземление, агрегаты и кабели в хорошем состоянии, напряжение составляет 220–380 В, нет пробоев и повреждений, имеются кожухи и защитные элементы на узах под напряжением.
Площадка не должна быть грязной, от мусора следует избавиться, а также стоит убрать снег и инструменты; сам участок должен быть чистым. Работники пункта должны обладать требуемой квалификацией. В зависимости от условий работы и количества проходящих через ПОМК автомобилей, для оптимальной работы может потребоваться от 1 до 3 операторов.
- Заполнение емкости. До начала работ емкость пункта нужно заполнить водой через верхний борт.
- Предварительная очистка. Прежде чем будет проводиться непосредственно мойка, необходимо удалить крупную грязь. Это делается с помощью щеток и скребков. Таким образом можно избежать преждевременного загрязнения приямка в ПОМК.
- Очистка колес. Чтобы пройти стадию очистки грязных колес, машину нужно загнать на эстакаду и заглушить мотор. Далее работники пункта с помощью пистолетов, откуда поступает струя воды под высоким давлением, очищают колеса. На пункте установлена закрытая система водоснабжения: грязная вода уходит в резервуар, там она очищается, а затем направляется в насос. Это позволяет значительно экономить ресурсы.
Для фиксации правильной скорости очистки требуется уделять внимание уровню воды в установке. Специалисты говорят, что оптимально значение в 75 % от общего объема. Следует учесть, что максимально допустимое время простоя установки составляет 2 минуты, в противном случае обязательно нужно отключить двигатель, нажав специальную кнопку.
- Выезд. Когда обработка закончена, кузов и колеса более не грязные, автомобиль съезжает с эстакады до специальной отметки, где работники проверяют, насколько хорошо была проведена очистка. Если нареканий нет, то машине разрешают покинуть строительную площадку.
- Очистка пункта от шлама. Чтобы ПОМК не терял работоспособность, стоит регулярно выделять время на его очистку. Эстакаду и отстойник работникам следует промывать каждый день, а фильтр-отстойник – по мере загрязнения.
Когда завершен процесс очистки грязного кузова и колес спецавтотранспорта, установку отключают, а шланги и узлы возвращают в специально отведенную для них секцию.
В зимнее время ПОМК разрешается использовать при температурах не ниже -10 °С. Если на улице будет холоднее, то при эксплуатации пункта могут возникнуть нарушения в работе некоторых систем. Кроме этого, когда температура находится в диапазоне от 0 до -10 °С, специалисты советуют включать непрерывный обогрев, чтобы жидкость внутри не леденела.
Чтобы запустить обогреватель, нужно вилку кабеля подключить к розетке, где указано: «обогрев». Если для очистки грязного спецтранспорта используется «Каскад», то следить за температурой не требуется, ведь все параметры системы работают автоматически.
При соблюдении техники безопасности, а также всех вышеизложенных рекомендаций можете быть уверены, что пункты очистки и мойки колес прослужат очень долго, будут соблюдены все необходимые условия для работы, а вы избежите неприятных штрафов.