Штраф за езду без страховки в 2023 году
Какой предусмотрен? Штраф за езду без страховки пока еще такой же, как и 10 лет назад – 500 и 800 рублей. Все зависит от обстоятельств: вы не купили страховку или не вписали водителя, которого посадили за руль вместо себя. Но есть вероятность, что размер штрафа в скором времени существенно увеличат, а то и вовсе станут лишать прав за отсутствие ОСАГО.
Когда введут? Поправки в законопроект внесены уже давно, но они не прошли даже первого чтения. Однако Госдума может ускориться и сделать это в два счета. Так что не стоит искушать судьбу, а лучше приобрести полис обязательного страхования, тем более это ради вашего спокойствия.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Зачем нужна страховка автомобиля ОСАГО
ОСАГО является обязательным полисом.Он способен защитить водителя от лишних материальных затрат при ДТП. Если по вине водителя была совершена авария и необходимо будет производить ремонт машины за свои деньги, то пострадавшая сторона может рассчитывать на возмещение ущерба благодаря страховщику. Но это при наличии полиса у виноватого в происшествии.
Если ОСАГО отсутствует, он должен сам договариваться с пострадавшей стороной и ему придется соглашаться с предложенными условиями. Если пойти на попятную, пострадавший сможет привлечь к ситуации работников ГИБДД. Они вправе выписать штраф за нарушение ПДД, повлиявшее на создание аварийной ситуации. При этом будет и штраф за езду на машине без страховки ОСАГО, сейчас это 500-800 рублей.
Потерпевший может составить иск и подать его в суд. Виновный в аварии должен будет нести траты за ремонт не только своей машины, но и потерпевшего. Судебные разбирательства также потребуют определенных расходов. А если еще в ДТП пострадали люди, то и им нужно оплачивать нанесенный ущерб.
Максимальный размер компенсации по ОСАГО равен 400 000 руб. Если полис имеется у двоих автовладельцев, если со стороны пострадавших нет противоречий, а размер ущерба не превышает 400 000 руб., оформление аварии происходит по европротоколу. Это означает, что при составлении документов по аварии не привлекаются работники ГАИ. Оплата ущерба будет произведена в том случае, если при оформлении аварии использовалось приложение «Помощник ОСАГО» или ЭРА-ГЛОНАСС.
Если размер ущерба превышает эту сумму, то страховщик возмещает пострадавшему 400 000 руб., а оставшиеся средства вносит виновный в создании аварийной ситуации. Сколько нужно заплатить штрафа за езду без страховки в 2023 году? Давайте разбираться.
Какой предусмотрен штраф за езду без страховки в 2023 году
В список обязательных документов водителей входит полис ОСАГО. Его предъявляют по требованию представителя ГИБДД.
Рассмотрим, какой сегодняштраф за езду без страховки:
- 500 руб., если ОСАГО имеется, но водитель не демонстрирует его, так как, к примеру, забыл дома. Инспектор проверяет наличие документа по базе и выписывает штраф за езду без страховки. В марте 2023 он был такой же, как в 2022 году. Но иногда просто выносится устное предупреждение.
- 500 руб., если находящийся за рулем человек не указан в ОСАГО, но сама страховка есть.
- 800 руб., если машина не застрахована или полис есть, но его сроки прошли.
- 80000 руб., если выяснилось, что ОСАГО поддельный.
При последнем варианте вместо денежного штрафа могут быть применены такие меры: взыскание полугодовой зарплаты, 2 года исправительных работ. В качестве наказания допускаются и другие меры: обязательные работы продолжительностью в 480 часов, нарушителя арестовывают на 5 лет.
Но есть вероятность, что штрафы за езду без страховки в 2023 году будут увеличены. Сейчас идет активное обсуждение поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях, суть которых в увеличении размера наказания. Какой штраф за езду без страховки будет в 2023 году после принятия поправок, пока неясно. Обсуждается его размер на уровне 3 000-5 000 руб. с учетом ситуации на дороге. Инициаторы поправок говорят о том, что цены на ОСАГО и штрафы за него должны соответствовать друг другу. Людям должно быть выгодно оплачивать страхование.
Когда примут новый закон за езду без страховки
Итак, выше мы выяснили, какой штраф сейчас за езду без страховки. Но из правительственных органов поступает информация о скором введении новых норм в этой сфере. Рассматривается законопроект, который может получить статус Федерального закона после его принятия. Но пока этого не произошло. Тем не менее стоит разобраться в его сути.
19.06.2019 на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, в котором предложены изменения в ст. 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Именно в ней и прописана ответственность по ОСАГО: первая часть предусматривает наказание за необозначенного в полисе водителя, а вторая – за езду без страховки.
Депутатами были предложены такие изменения:
- В третьей (новой) части предлагается штраф за езду без страховкив сумме 5 000 руб., а при повторном нарушении предусмотрено лишение прав.
- В другие статьи Кодекса хотят внести поправки, согласно которым рассмотрением дел будут заниматься начальники ГИБДД и судьи.
На официальном ресурсе законодательной деятельности все эти изменения уже опубликованы. Они доступны к изучению.
Когда ожидать принятия?
Не стоит рассчитывать, что все произойдет быстро. Сейчас наказание за езду без полиса такое же, как и было раньше. Поправки по новым штрафам за езду без страховки еще даже не прошли первое чтение. До того как законопроект будет окончательно рассмотрен, пройдет несколько месяцев. Потом еще потребуется время на то, чтобы он вступил в силу.
Но даже после того, как Госдума согласится с изменениями, а глава государства подпишет указ, пройдет еще месяц до того момента, как изменения начнут действовать.
Как все будет на практике?
Водители будут лишаться прав за отсутствие полиса, но не на дороге. Сотрудники полиции просто не имеют полномочия на это, но такие права есть у судей.
В административном праве присутствуют 3 стадии, которые должно пройти любое определение наказания:
- происходит возбуждение дела;
- затем наступает стадия его рассмотрения;
- выносится постановление о лишении прав или наложении штрафа за езду на автомобиле без страховки.
Согласно новой норме, водители будут привлекаться к ответственности таким образом:
- Сотрудник ДПС остановит для проверки документов.
- Когда сотрудник ДПС попросит водителя предъявить полис, станет известно, что документ отсутствует или он просрочен.
- Инспектор вынесет постановление. Штраф за езду без страховки ОСАГО в этом случае на основании части 2 статьи 12.37 будет 800 руб.
- Если водитель в течение года после того, как ему пришлось платить штраф, снова попадется сотруднику ГИБДД за езду без страховки, применяется часть 3 той же статьи, в которой указывается наказание в виде лишения прав. Сотрудник составляет протокол, дает его на подпись, передает в подразделение, где и будет происходить рассмотрение дела.
- Водителя уведомляют, когда и где будет рассматриваться дело, и в этом случае возможны несколько вариантов развития событий:
- водитель не считается виновным, так как полис имеется, но в момент остановки работником ДПС его не было на руках;
- выносится решение о наложении штрафа за езду без страховки, сумма которого зависит от ряда факторов;
- дело направляется на рассмотрение в суд, водителя лишают прав.
- Теперь все зависит от судьи. Судья может назначить в отношении водителя штраф в размере 5000 руб. или вынесет постановление о лишении прав. Наказание ужесточается, если это не первое нарушение, штрафа за езду без страховки повторно будет выше.
В 2023 г. предусмотрен такой же порядок, если были совершены грубые нарушения ПДД, когда, например, водитель выезжает на встречную полосу. Тогда дело рассматривается начальником ГИБДД, который может направить документы в суд.
Проверка наличия страховки с помощью камер
До этого времени только пробовали применять это оборудование для контроля за обстановкой на дорогах. Но в 2023 г. механизм должен заработать в полную силу. Для этого есть все предпосылки: базы настроены, проводилась модернизация информационной системы Госавтоинспекции ФИС ГИБДД. Вероятность ошибки минимальна.
Только есть важный нюанс. Проверять при помощи камер можно только тех, кто нарушает правила дорожного движения. Это стало возможным благодаря техническим особенностям оборудования. Камеры не способны зафиксировать весь автомобильный поток. Они вылавливают только те машины, которые нарушили правила движения. К примеру, был превышен скоростной режим или проигнорирован знак. Вот такие машины и будут дополнительно проходить проверку по базе ОСАГО на предмет наличия полиса.
Если выяснится, что у автовладельца нет документа, ему будет выписан двойной штраф: за нарушение ПДД и штраф за езду без страховки (напомним, что пока суммы те же, что и в 2022 году). Понятно, что камеры не предназначены для определения водителя, вписанного в полис.
Все действующие комплексы, позволяющие осуществлять фотовидеофиксацию нарушителей ПДД, настроены на отслеживание транспортного потока и розыск машин. Вот только невозможно проверять все машины. Это потребует огромных ресурсов. К примеру, в столице под одной камерой ежедневно проезжает более 4 000 000 машин. А подобных устройств в Москве не менее 3 500 единиц.
Наказание в виде штрафа за езду без страховки авто при помощи камер будет выноситься раз в день, а не за каждый зафиксированный камерой проезд. Вот только пока автовладелец его получит, потребуется явно больше одного дня. Поэтому при штрафе в 800 руб. отсутствие полиса окажется накладным решением.
Законы, смягчающие условия ОСАГО автомобиля
Изучение проекта, рассматриваемого Госдумой, стоит провести не только для того, чтобы узнать, каким будет скоро штраф за езду без страховки в России. Также рассматривается законопроект, по которому у автовладельца есть выбор: оформлять страховку на машину или на гражданскую ответственность. Сейчас водители страхуют ответственность на определенные машины. А если имеется несколько транспортных средств, то ОСАГО должен быть оформлен на каждую, даже если машинами управляет один человек.
А как быть, если в семье есть одна машина, но пользуются ей разные водители? Что сделать, чтобы избежать штрафа за езду без страховки? В этом случае можно оформить договор таким образом, чтобы ответственность распространялась именно на того человека, кто фактически находится за рулем автомобиля. Эта норма предусмотрена в проекте закона.
Законодатели также предлагают отказаться от подписывания нового договора ОСАГО при смене автовладельцем машины при условии, что срок действия старого документа еще не закончился. Но этот механизм работает, только если машина относится к той же самой категории.
Кроме того, автовладелец у которого есть ОСАГО, сможет управлять любым автотранспортным средством той же категории. При этом ему не потребуется вносить изменения в полис владельца автомобиля.
Представители Российского союза автостраховщиков отметили, что в 2012 и 2017 годах были попытки продвижения подобных поправок. Но как только эксперты тщательно все проанализировали, предложение принято не было. К примеру, в 2017 г. их отменили, так как нововведения могли бы помешать юридическим лицам, владеющим автопарками.
Также было отмечено, что частично уже происходит индивидуализация ОСАГО, ведь действует реформа тарификации полисов. На итоговую цену обязательной «автогражданки» влияет возможная аварийность водителя, а не тот факт, на каком автотранспортном средстве он ездит. Также в поправках предлагается отказ от использования коэффициента территории. Это значит, что не следует учитывать, что в разных населенных пунктах частота аварий различается. К примеру, в столице аварийность гораздо выше, чем в небольшом селе.
Но при введении такого новшества больше не получится выявлять по камерам отсутствие или наличие ОСАГО на машину. А это приведет, в свою очередь, к тому, что попытки ГИБДД принять меры по уменьшению числа водителей без полисов окажутся безуспешными. В итоге могут появиться проблемы у добросовестных водителей, которые будут попадать в аварии и являться потерпевшими, а виновник окажется без страховки.
Сколько стоит ОСАГО в 2023 году
В 2022 году цены на ОСАГО дважды подвергались пересмотру. Это привело к тому, что поменялась базовая ставка, и ее разброс составил 1645-7535 рублей. Выходит, что рядовые водители платили за страховку на 50-5000 рублей больше.
Но в 2023 году возможно увеличение стоимости не только полиса, но и штрафа, предусмотренного за езду без страховки. На это есть несколько причин:
- стоимость автозапчастей растет, а справочник по ним каждый год обновляется 3 раза;
- скорей всего, вырастут выплаты за причиненный вред здоровью;
- отменится учет износа, об этом активно обсуждалось еще в 2022 году.
Если все так и будет, то возрастет финансовая нагрузка на автовладельцев, так как выплаты также вырастут, как и цена запчастей.
Стоит помнить, что на стоимость полиса влияет не только сама ставка. Также надо учитывать регион регистрации, стаж и возраст водителя, мощность мотора, как часто попадает в аварии и общее их количество.
Мнение автолюбителей о полисе ОСАГО
- Очередная обдираловка
- Отстаньте уже от народа
- Это мне страховая должна, а не я ей
«Как-то ведь раньше обходились без страховок. А сейчас без них просто никуда. Как мне кажется, так ОСАГО просто очередная выкачка денег из людей с тем, чтобы пополнить бюджет и прокормить страховщиков. Как обычно, о людях никто не думает. А вот в том, как их обобрать, всегда находятся желающие. То вводится плата за стоянку, то за дорогу, а теперь вот еще новая напасть — страховка. И главное, что все на законных основаниях. А сколько сейчас будет штраф за езду без страховки? Точно в разы больше».
«А почему бы не отменить ОСАГО, если страховым компаниям живется плохо. У людей свои проблемы. Нет бы взять и отстать от них, так придумывают новую головную боль».
«У меня водительский стаж более 20 лет. Безаварийная езда. Поэтому и думаю, что не я должен платить страховой, а она мне. Вот только так не бывает, зато стоимость страховки с каждым годом растет».
В 2023 году обещается много новых изменений в законодательстве, связанном с дорожным движением. О том, какой предусмотрен штраф за езду без страховки, мы уже написали. Хочется верить, что новые меры не сильно ударят по карманам водителей и при этом увеличат безопасность на дороге.