Штраф за тонировку стекол в 2023 году
Зачем нужен? Штраф за тонировку стекол автомобиля, если их светопропускаемость после этого оказывается ниже нормы, вполне оправдан. Ведь из-за ухудшения видимости реакция водителя на опасную ситуацию может запоздать, и в результате произойдет авария.
На что обратить внимание? Денежное взыскание налагается только в том случае, если уровень тонировки проверен специальным прибором, содержащимся в госреестре Росстандарта, а данные занесены в протокол. В противном случае штраф можно оспорить.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Правила тонировки по ГОСТу
Порядок затемнения автомобильных стекол описан в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации» (Постановление №1090 от 23.10.93). Полный список повреждений и условий, при наличии которых не разрешается использовать авто, приведен в п. 7.3 Приложения к документу. Запрещено, к примеру, эксплуатировать машину с установленными дополнительными элементами либо нанесенными покрытиями, что ограничивает обзор дороги с водительского места.
Позднее, в 2020-м Минтранс РФ слегка переработал эти нормы в части тонировки и привел их в соответствие с актуальными требованиями.
По новому стандарту (ГОСТ 33997-2016) ветровое стекло и два передних боковых должны иметь светопроницаемость 70% и выше, тогда как предыдущим нормативом были установлены параметры 75% и 70% соответственно. Штраф за тонировку стекол в задней части кузова (включая боковые окна) не назначается, так как ограничений для них нет.
На лобовом автостекле вверху можно наклеить прозрачную полоску пленки любого цвета шириной до 14 см. Она выполняет функцию защиты глаз от прямого солнечного света. Многие автовладельцы применяют съемную пленочную тонировку, которую можно убирать и возвращать обратно, либо шторки.Официально это тоже будет нарушением, несмотря на быстросъемную конструкцию.
Популярные способы тонировки
Сегодня большинство производителей слегка тонирует стекла выпускаемых автомобилей согласно нормативам стран, в которые их будут поставлять. Но россияне, например, предпочитают делать тонировку так, как им удобно. Обычно изнутри на стекла напыляют тонкий слой полимера (или металла). Для этого их нужно демонтировать.
Индивидуальное напыление производится не в вакууме, как на заводах, поэтому его качество оставляет желать лучшего. Огромный минус этой техники в том, что через время на стеклах появляются сколы, царапины, затирки. Снять такую тонировку не получится, придется заменить стекло.
Чаще всего для затемнения используется пленка, наклеенная на поверхность автостекол изнутри.
Это быстро, недорого и, что важно, без демонтажа. Такая пленка легко снимается без повреждения стекла. Сегодня рынок предлагает большой ассортимент тонировочных материалов разного цвета и класса. Последний будет влиять на качество, степень прозрачности и стоимость работ. Но если пленка противоречит требованиям ГОСТа, водителя ждет штраф за неправильную тонировку стекол машины и дальнейший демонтаж «апгрейда».
Процесс проверки уровня тонировки
Проницаемость затемненных автостекол измеряется фотометром. Полученные данные заносятся работником ГИБДД в специальный протокол. Для процедуры применяются лишь те устройства, которые есть в списке (реестре) Росстандарта. Но маловероятно, что сотрудник ГИБДД будет использовать «левый» (не имеющий сертификации) прибор.
Перед началом измерения водитель вправе проверять любые датчики, что прикрепляются к стеклу его авто, на загрязнения и наличие наружных пленок. При несогласии с итогами замеров он может требовать повторной процедуры с участием двух понятых. Кроме того, сотрудник должен предъявить сертификат на применяемый прибор, если этого желает собственник ТС. Водителю важно проверить, опечатан ли прибор.
До этого работники ГИБДД использовали специальный госстандарт с порядком выполнения проверки тонировки. Замеры можно было проводить при конкретной температуре, влажности воздуха, атмосферном давлении и освещенности. А уж потом выписывался штраф за тонировку стекол. Сейчас эти критерии отменены, а испытания проводят при любой погоде и в разное время суток.
Сложилась ситуация, когда замеры делают без всяких правил. Существует юридическая коллизия в этом вопросе.
Регламент ссылается на техдокументацию, то есть инструкцию к прибору. В ней может быть написано, что измерения нужно выполнять только при плюсовой температуре окружающей среды. А машину остановили для проверки в лютый мороз?
Выходит, что на этом основании можно обжаловать свой штраф за тонировку стекла в суде. Однако выиграть процесс с такими аргументами вряд ли получится. Причина в том, что существует межгосударственный стандарт 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия», где отсутствуют критерии замера светопропускаемости стекол. Поэтому сотрудники ГИБДД всегда ссылаются на данный документ.
Все попытки автовладельцев оспорить нарушения замерщиков имеют мало шансов на успех, поскольку в ГОСТе нет правил выполнения проверки. Как видим, доказать несоблюдение порядка процедуры нереально, даже если есть видеозапись измерений.
Штраф за тонировку стекол автомобиля в 2023 году
Сколько придется заплатить за нарушение норматива затемнения салона? При недостаточной прозрачности ветрового автостекла (до 70%) размер взыскания составит 500 рублей. Если тонировка лобового или передних боковых стекол не соответствует указанному нормативу (70%), штраф будет выписан в аналогичной сумме 500 рублей.
Санкции за тонирование задних фонарей и главных фар. Установка цветных автофар (желтых, оранжевых) грозит водителю лишением прав на 1 год (возможно меньше). Об этом говорит статья 12.5 (часть 3) Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичные условия для задних фонарей, они должны иметь заводской цвет – желтый, красный либо оранжевый.Световой сигнал заднего хода и освещение госномера по правилам имеют белый цвет.
По закону на протяжении 20 дней, отведенных на оплату штрафа, водителю дается скидка 50%. Если он устраняет нарушение сразу (прямо на месте), есть шанс, что он получит устное предупреждение. Это решает проверяющий. Если удалить пленку не получится, гаишник заполняет протокол и выдает автовладельцу предписание по ликвидации нарушений с конкретным сроком исполнения. Обычно это десять дней.
Если по прошествии указанного времени затемнение не снято, при следующей проверке нарушителя ждут санкции в размере 2000-4000рублей. В отдельных случаях ему грозит арест (максимум 15 суток) за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Здесь нужно уточнить, что право назначать повторный штраф за тонировку передних стекол имеет только суд.
Судебная практика показывает, что за первое нарушение, доведенное до суда, виновный может отделаться штрафными санкциями. Но за повторные и регулярные «приводы» или наличие других штрафов за ПДД риск оказаться за решеткой повышается.
Сезонные рейды Госавтоинспекции по выявлению злостных тонировщиков стартуют в весенне-летние периоды. В это время число желающих затемнить салон автомобиля возрастает. По информации стражей порядка многие водители не соблюдают нормы техрегламента и слишком сильно затемняют свой салон, что нарушает БДД и угрожает жизни остальных участников движения.
В былые годы сотрудники ДПС могли снимать госномера с тонированных транспортных средств. Потом эту статью убрали из Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сейчас инспектор может лишь потребовать снять пленку прямо на месте остановки ТС.
Возможность повторного штрафа
Одно и то же нарушение не может облагаться санкциями дважды. Если на водителя уже оформлен протокол и копия направлена в ГИБДД, оштрафовать его повторно через два десятка километров не получится.
Но через 10 дней с момента нарушения, когда постановление начнет действовать, автовладельца можно снова наказать за тонировку. Сумма взыскания та же – 500рублей.
Алгоритм действий при намерении оспорить штраф
Если нарушение устранено на месте остановки, но протокол все же оформлен, виновнику поможет видео происходящего. Снимите весь процесс на телефон – то, как вы удаляете пленку возле поста ГИБДД. Затем действуйте так:
- Составьте жалобу начальнику отдела, где работает инспектор, оформивший постановление. Вся информация об этом есть в бумажном документе, но можно уточнить ее в УГИБДД.
- Опишите обстоятельства,при которых удаляласьтонировка лобового или боковых стекол, и тот факт, что вам в итоге выписали штраф. Обоснуйте, почему вы не согласны со взысканием. Укажите копии приложенной документации (паспорт РФ, ОСАГО, СТС, права). Добавьте к ним видеозапись инцидента (снятие пленки и действия инспектора) на флеш-носителе.
- Подайте жалобу по месту назначения лично или отправьте заказным письмом. На обжалование закон отводит 10 дней от даты наложения санкций.
- Подождите результат. На рассмотрение обращения дается 10 рабочих дней. В случае отказа водитель может подавать иск в суд на неправомерные действия сотрудника ГИБДД. Но до этого обычно не доходит, поскольку сумма штрафа незначительна.
Законная тонировка стекол
В России трудно затонировать авто по ГОСТу, поскольку светопроницаемость стекла не достигает 100% даже на новых машинах. В подержанных автомобилях этот параметр не более 90%. Самой оптимальной тонировкой будет затемнение пленкой на 15%. Но это не спасает от солнечного света и не скрывает внутренность салона от любопытных глаз, поэтому подобная затея не имеет смысла.
Ходят слухи, что в РФ водитель может получить разрешение на затемнение стекол любыми пленками. Это миф. В нормативах этого не предусмотрено. Если по улицам ездят тонированные авто, это не означает, что у водителя есть разрешительные документы. Он попросту пока еще не попадал на штраф.
Поблажки могут быть даны на заднее автостекло и боковые, расположенные во втором ряду. Их светопропускание ГОСТом не ограничено. Главное – без зеркального эффекта, так как такая тонировка задних стекол у нас в стране запрещена, а нарушителя ждут штрафы.
Стоит ли тонировать стекла: мнения автовладельцев
- Есть свои плюсы и минусы
- Нам такого не надо
- Не нужна, но оторвать боюсь
- Не люблю ездить в аквариуме
- Зачем прятаться от солнца?
«Преимущество – солнцезащитные качества. Летом солнце сильно палит. Поэтому пытаюсь снизить его влияние. Недостаток – серьезный интерес ГАИ. В любом случае на посту ДПС (да и по городу) тормозят даже слегка тонированную машину. Но по сравнению с плюсом (защитой от солнца) это мелочи».
«Мне кажется, что это лишнее. Обзор на темных стеклах ухудшается конкретно, особенно ночью. Но все зависит от степени тонировки. Дорожная полиция цепляется даже за намек на затемнение. Можно, конечно, обосновать, что все по правилам, но попадаются упертые инспекторы, убеждение которых занимает много времени и стоит нервов».
«Купил машину с тонировкой задней части. Если по существу, то сдавать задом ночью сложно. Вот думаю над тем, как аккуратно снять всю эту пленку. Боюсь повредить сеть обогрева на стекле…»
«Я – ЗА тонирование боков и заднего автостекла. Не хочу чувствовать себя в аквариуме. К тому же для езды задом существуют зеркала, и нет нужды вращать головушку, как глобус. Здесь важно не переусердствовать с процентами, увлекшись затемнением».
«У нас не те широты, чтобы прятаться от солнца. Мы радуемся каждому лучику, когда он проникает. А люди затемняют свои стекла. Другое дело на юге – там, конечно, жарит. Но вот что странно: там тонированные авто встречаются намного реже».
Что делать со своим автомобилем, каждый собственник решает сам. Бесспорно, с затемнением машина смотрится иначе, однако все это снижает видимость дороги при езде.