Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Чем отличаются шины АТ и МТ
- Как выполняется ошиповка АТ и МТ шин
- Что учесть при выборе дисков для АТ и МТ шин
- Лучшие модели АТ шин
- Лучшие МТ шины
- Отзывы автовладельцев об АТ и МТ шинах
Шины АТ и МТ относятся к той категории резины, на которую чаще всего обращают внимание владельцы внедорожников. Не секрет, что вне асфальта от размера и, главное, типа резины, зависит очень многое. Даже самый мощный и оснащенный джип далеко не уедет без правильных колес.
Но тут сразу возникает другая проблема – какой из этих типов резины выбрать? Как всегда, большинству хочется универсальности: чтобы и на трассе комфортно, и в грязи уверенно. Но возможно ли это? В нашей статье мы разберемся в разнице между резиной АТ и МТ, а также поговорим об особенностях ее эксплуатации.
Шины АТ и МТ – в чем разница
Чтобы определить основное отличие шин АТ от МТ, рассмотрим отдельно каждый тип покрышек.
АТ шины
AT (All Terrain) – резина, которая максимально удовлетворяет критерию универсальности. Она может использоваться для езды по асфальтированному покрытию и бездорожью с невысоким уровнем сложности. Шины АТ отличаются усиленной боковиной и агрессивным рисунком протектора. Они разработаны для езды по асфальту, песку, грунтовым и каменным дорогам.
Отдельно стоит рассмотреть протектор такой резины. Он, в отличие от протектора шоссейных покрышек, имеет достаточно глубокий и агрессивный рисунок. При этом в плечевой зоне можно даже обнаружить небольшие грунтозацепы. Вот только расстояние между элементами рисунка будет не таким большим, как у настоящих внедорожных шин. Именно данный протектор считается классическим для универсальной резины.
Состав, используемый для производства АТ шин, представленных в средней и минимальной ценовой категории, такой, что резина «дубеет» на холоде, а это отрицательно сказывается на сцепляемости с дорогой. В результате внедорожник будет терять управляемость, даже несмотря на полный привод и современные электронные системы. Такая особенность характерна для многих шин этого типа, за исключением, может быть, только таких известных брендов, как ProComp или Mickey Thompson.
Состав сырья, используемого для производства авторезины, оказывает существенное влияние на эксплуатационные характеристики покрышек для колес. К примеру, резина Cooper Discoverer M+S, которая разработана для зимы, даже при универсальном рисунке протектора (характерном для АТ покрышек) по своей управляемости намного превосходит большинство моделей шин АТ.
Почему зимой резина АТ становится менее эффективной? Это связано с потерей эластичности на холоде и особенностями рисунка протектора, который замедляет процесс самоочищения шин.
На твердом дорожном покрытии резина типа АТ зарекомендовала себя достаточно хорошо. Такие шины не очень эффективны на высоких скоростях, но и внедорожники ориентированы совершенно на другие условия движения. Если ехать не быстрее 140 км/ч, то резина АТ обеспечивает хорошую управляемость автомобиля (для более скоростной езды не приспособлены и наши автомагистрали).
При этом стоит учитывать ряд особенностей шин данного типа:
- тормозной путь шин АТ более длинный, чем у шоссейных покрышек;
- резина АТ более жесткая;
- универсальный рисунок протектора шин АТ способствует аквапланированию;
- на асфальте АТ резина отличается шумностью;
- у покрышек АТ увеличено сопротивление качению, что повышает расход горючего.
В условиях отсутствия твердого дорожного покрытия шины AT значительно проигрывают резине МТ. Речь идет не о тех дорогах, которые может преодолеть «Порш Кайен», а о бездорожье, которое под силу УАЗам и Land Rover Defender.
Недостатки шин АТ обусловлены тем, что их протектор забивается грязью или снегом и плохо самоочищается. Низкая способность к самостоятельной очистке характерна для всех покрышек с очень глубоким протектором и небольшим расстоянием между элементами рисунка. Такие шины нагребают много грязи, которая удерживается при вращении колеса с небольшой скоростью. Забитый рисунок делает покрышку гладкой, из-за этого ей сложно цепляться за дорогу для обеспечения управляемого движения автомобиля.
На каменистой поверхности или на сухом сыпучем грунте резина АТ ведет себя достаточно эффективно, потому что в этом случае протектор не забивается, но как только колеса попадают на влажную глину или в мокрый снег, универсальные покрышки становятся «беспомощными». Чтобы внедорожник не терял управление на сложной трассе, необходимо обеспечить быструю очистку протектора колес от грязи. Для этого нужна определенная скорость вращения, то есть автомобиль должен быстрее преодолевать препятствия или активно пробуксовывать (в последнем случае внедорожник, скорее всего, потеряет ход и закопается).
На зыбучем песке, глине или черноземе шины АТ не могут по-настоящему вгрызаться в дорожное покрытие и толкать внедорожник в сторону движения. Как только рисунок протектора забивается, автомобиль неизбежно застревает.
МТ резина
Уже сама маркировка шин АТ и МТ подсказывает, какую резину лучше использовать для бездорожья. Символы МТ (Mud Terrain) говорят о том, что покрышки спроектированы для езды по плохой дороге. Слово Mud на английском обозначает «грязь». Шины МТ отличаются «тракторным» протектором. У них есть мощные боковые грунтозацепы, а рисунок менее склонен к удерживанию грязи. В отличие от резины АТ, шины МТ будут более «дубовыми». Они менее комфортны на асфальтированном покрытии и не так эффективны на льду. Шины МТ разработаны для движения по глубокой колее, глине, грязи и заболоченной дороге.
Тот факт, что резина данного вида не обеспечивает нужной управляемости машины зимой, обусловлен, опять-таки, ее составом. Она твердеет и по своим характеристикам напоминает пластик, скользящий по наледи и укатанному снегу. По снежной целине, если приспустить шины МТ, управляемость авто будет еще терпимой, но если выехать на зимнюю трассу, то двигаться будет очень сложно. Производители резины этого вида, как правило, и не говорят, что ее можно использовать зимой. Чаще всего это именно летние шины. В заблуждение автовладельцев могут ввести отверстия под шипы (к примеру, у Hankook Dynapro MT (RT03)) и маркировка M+S. Это не более чем маркетинговый ход. На зиму стоит установить специальные покрышки с характерным рисунком, которые изготовлены из состава, сохраняющего эластичность на холоде.
Не предназначены шины типа МТ и для скоростной езды по асфальтированной трассе. Здесь они ведут себя еще хуже, чем резина АТ. Глубокий «тракторный» протектор с большим расстоянием между элементами рисунка способствует качественному сцеплению на бездорожье, но негативно отражается на скоростных характеристиках. Из-за сильно выделенных «шашечек» пятно контакта с твердым дорожным покрытием у шин МТ меньше, чем у покрышек АТ, поэтому и тормозной путь длиннее, что особенно проявляется во время дождя. Высокий профиль хорошо ведет себя на сложной трассе, но «подламывается» на асфальте, поэтому значительно снижается управляемость автомобиля при прохождении поворотов.
«Тракторный» рисунок сильно шумит при движении по асфальтированной дороге. «Зубастый» протектор отличается повышенным трением качения, что увеличивает расход горючего. Шины МТ более жесткие, а это отражается на комфорте езды по автомагистралям. К тому же, они быстрее изнашиваются на твердом покрытии. Большинство моделей резины МТ имеют скоростное ограничение на уровне 120 км/ч или 140 км/ч. Встречаются также шины этого типа, на которых указан предел 160 км/ч, но на высокой скорости авто на такой резине превращается в снаряд, быстро летящий к цели. Управление машиной будет некомфортным и опасным.
Бездорожье – это стихия покрышек МТ. Если провести тест-драйв одинаковых авто, укомплектованных шинами АТ и МТ, на сложной дороге, то разница будет ощутимой. Здесь становится понятным утверждение о том, что начинать тюнинг внедорожника стоит с подбора правильных колес. Участки, где водитель авто на шинах АТ будет чувствовать полную безысходность, машина, укомплектованная резиной МТ, проедет без особых сложностей.
Покрышки с разреженным рисунком будут работать в глинистой жиже как гребное колесо парохода. Машина будет продолжать движение, пока не наедет на кочку. Такой протектор легко сам очищается от набившейся грязи, и колеса хорошо цепляются за дорогу.
Такой протектор имеют шины Super Swamper TSL Bogger, которые относят к категории экстремальной резины. Но на асфальте эти покрышки очень быстро изнашиваются. Они слишком жесткие и теряют управляемость на высокой скорости.
Путем снижения давления в шинах МТ можно существенно увеличить проходимость авто. Но в этом случае нужно соблюдать некоторые правила управления машиной. Если резво маневрировать и сильно жать на педаль газа, то колеса могут разбортироваться. Нажимать на акселератор нужно плавно. На слабом грунте резина с высоким тракторным протектором может быстро закапываться, и авто ляжет на грязь всем днищем.
Если ваш автомобиль ездит только по асфальтированному покрытию и изредка съезжает на не очень разбитые грунтовые дороги, то для его колес можно купить шины АТ. Автолюбителям, которые часто выезжают на рыбалку и много колесят по бездорожью, стоит обратить внимание на покрышки МТ. При наличии финансовой возможности можно купить запасной комплект шин МТ, которые будут устанавливаться на колеса перед поездками по сложным дорогам, а в остальное время стоит эксплуатировать резину АТ. Если же вы в любой момент можете отправиться по новому маршруту с плохой дорогой, то в качестве постоянного комплекта используйте покрышки МТ.
Ошиповка АТ и МТ шин
Оптимальный вариант для зимней езды на авто в наших климатических условиях – шины с шипами для внедорожников. Конструкция шипов подбирается под протектор покрышек. У резины АТ рисунок не слтшком глубокий. Она отличается частыми ламелями, поэтому для таких шин лучше подходят шипы с небольшими размерами. Чаще всего используются универсальные конструкции, которые приспособлены для легкового и грузового транспорта. Их типоразмеры: 8-11-2ТС, 8-11-3, 8-12-2ТС, 8-13-2ТС или 8-14-2ТС (более крупные, чем для легковых машин, и способные выдерживать повышенные нагрузки). Такие шипы лишь немного выступают из протектора, поэтому они не сильно увеличивают тормозной путь на асфальтированном покрытии. Эти модели хорошо подходят для смешанной езды (в городе и за городом).
Маркировка шипов указывает на максимальный диаметр фланца, полную длину (вторая пара цифр) и численность фланцев (последняя цифра). По буквенному индексу можно определить конструкционные характеристики шипа.
Как было отмечено ранее, у шин МТ более глубокий протектор с крупными блоками рисунка. Для езды по плохим дорогам джипы часто подвергают дополнительной подготовке. Автовладельцы комплектуют их лебедками, шноркелями, мощными багажниками, добавочными баками, буксировочными проушинами, а также усиливают раму кузова. Все навесное оборудование значительно увеличивает массу внедорожника. Для ошиповки шин тяжелых внедорожников используются грузовые шипы 11-15-2, 11-17-2, 12-15-3 или 12-17-3 с твердотельной вставкой, выдерживающей высокие нагрузки, и массивным корпусом. Всесезонная резина Mud Terrain с шипами – это прекрасное решение для езды по разбитым дорогам.
Ошиповка шин АТ и МТ производится по разной технологии с применением различного инструмента, но есть у таких процессов и пара общих этапов:
- Необходимо составить схему ошиповки таким образом, чтобы в пятне контакта каждый шип перемещался по отдельной беговой.
- Затем следует подобрать типоразмер шипов с учетом массы авто, модели шин, возможных нагрузок и условий езды.
Дальнейшие шаги ошиповки шин АТ и МТ будут отличаться.
Технология ошиповки авторезины АТ
Выполнить эту операцию будет проще, если шины будут сняты с дисков. Ошиповка покрышек АТ проводится в следующей последовательности:
- Прежде всего следует подготовить посадочные места для шипов. Здесь понадобится сверлильный станок ПСШ-3-15, который позволяет вырезать отверстия необходимой глубины при помощи трубки с тонкими стенами.
- Полученные отверстия обдувают воздухом под давлением. Затем с помощью шиповальных полуавтоматов OKU GmbH (Германия) устанавливаются и сами шипы. Полуавтоматическое оборудование OKU GmbH рассчитано на работу с шипами, диаметр фланца которых составляет 8–9 мм.
Технология ошиповки авторезины МТ
Здесь порядок действий будет несколько другой. Он включает следующие шаги:
- Места под шипы нужно обустроить с помощью дрели, укомплектованной специальным трубчатым сверлом.
- Подготовленные места мледует продуть сжатым воздухом и смазать особым составом торговой марки «FinTippa», который упрощает посадку шипов.
- Переходим к монтажу шипов. Для этой процедуры понадобятся пневматические пистолеты ЕР-12 немецкой фирмы OKU GmbH, рассчитанные на шипы с диаметром фланца 11–12 мм. Монтаж производится под давлением 10 атм.
С помощью ошиповки авторезины для внедорожников можно более эффективно использовать все преимущества шин для езды зимой.
Правила подбора дисков для АТ и МТ шин
Если вы хотите установить грязевую резину на внедорожник, то сначала следует купить диски для колес нестандартного размера (обычная практика покупки больших колес для езды по грязи). Не забудьте обратить внимание на основные параметры дисков: из чего они изготовлены, какова ширина и диаметр, вылет.
Специалисты автомагазинов помогут подобрать модели, подходящие вашему автомобилю. Существуют диски легкосплавные, штампованные (железные) и кованые. Разберемся, в чем их основные отличия.
Штампованные диски
Прочные диски, которые больше нужны водителям для гонок и соревнований на внедорожниках. Особенности железных дисков:
- Почему им дали именно такое название? Потому что имеющаяся штамповка очень прочная, что крайне важно для гонок. Если при езде случайно пробьется покрышка, не переживайте, ведь штампованные диски настолько прочны, что даже не деформируются. Их всегда можно выпрямить при необходимости.
- Дополнительным преимуществом также является то, что покрытия колес не будут испорчены, краска останется цела, при использовании хай-джека и лифт-мейта. Если видите диски с бедлоками, можете почти на 100 % быть уверенными, что это штампованные диски.
Плюсы штампованных дисков мы оценили, а что по поводу минусов?
- Повышенные уровень риска коррозии металла по сравнению с другими типами дисков.
- Тяжелее прочих видов почти в 2 раза.
- Цена достаточно высокая (стоимость штампованных немного отличается от легкосплавных).
Рекомендуем данный вид дисков тем автовладельцам, кто часто ездит по сельской местности и грунтовым дорогам. Вы всегда сможете быстро исправить деформацию, не прибегая к помощи специалистов.
Легкосплавные диски
Алюминиевый сплав позволяет легкосплавным дискам быть значительно легче, чем предыдущим собратьям (штампованным). Также внешний вид их более современен и стилен, что важно для многих автолюбителей. К сожалению, твердость алюминия здесь играет отрицательную роль: при сильном ударе диск скорее сломается, а не согнется. Мы настоятельно рекомендуем выбирать легкосплавные диски только для езды по хорошим дорогам, поскольку при поломке диска вы уже не сможете восстановить его без посторонней помощи.
Кованые диски
Кованые диски совмещают в себе легкость и прочность, также изготовлены из алюминия, как и предыдущий тип. Однако для кованых используется другая технология. Плюсы данных дисков существенные: за счет легкого веса повышается управляемость авто и уровень маневренности. Расход топлива при этом ниже. Автолюбители также оценят то, что кованые диски прочные – неровности на дорогах больше не важны.
Однако есть несколько недостатков:
- высокая плата за такие преимущества;
- низкий уровень удобства (столь неприятный сюрприз связан с высокой прочностью дисков: в данном случае мы рекомендуем устанавливать резину высокого профиля).
Диаметр и ширина диска
Прямая зависимость размера диска к резине: широкий диск – широкая резина. Для колес на внедорожниках ширина дисков должна составлять 75 % ширины шины. К примеру, ширина диска 8, тогда шина должна быть 12.5.
Почему именно такая пропорция?
- Перед участием в гонках и прочих off-road мероприятиях, на которых приходится водить автомобиль по песчаным поверхностям и болотной местности, уменьшают давление в шинах. Узкий диск давит с гораздо большей силой, чем широкий. При этом шина остается на месте, если давление понижено. В реальности эти параметры определяются характеристиками шины и дисков, правильностью установки и опытом водителя. Устанавливают также бедлоки, чтобы не произошло разбортирование.
- Когда дело касается покрышек, обычно их ширина немного больше протектора (его контактной части). Чтобы уменьшить выпирание боковых частей, устанавливают более широкие покрышки. Таким образом грунтозацепы по бокам будут более “зубастыми”. Сечение колеса поперек необходимо уменьшить, тогда уменьшается сопротивление количеству грязи и прочей жидкости при работе колес автомобиля. Стоит помнить: если устанавливаются широкие диски, контактирование шин будет больше. Данный параметр учитывается при вождении по мягкой поверхности или болоту.
Вылет диска
Для начала разберем, что такое вылет диска. Вылетом диска является расстояние (в миллиметрах) между плоскостью колеса и приложения диска к ступице. Для широкой резины подбирается диск с большим вылетом. Это делается для того, чтобы большое колесо не задевало детали и кузов автомобиля. Не забудьте: чем больше вылет, тем выше давление на подшипники. Так что выбирайте диски без отклонений от штатного.
Чтобы подобрать подходящий вылет именно для вашего авто, стоит примерить диски различной величины на уже установленные шины. Тогда можно будет найти идеальный вылет. Для УАЗ и многих модификаций «Ниссана» или «Тойоты» для шин 33–36 x 12–13” x 15 подходит вылет в 19 мл, если шина стоит 33–36 x 12–13” x 15. Для Нивы с колесами 215/75/15, 235/75/15 или 30–31 х 9,5 х 15 необходим вылет +28.
Нельзя на глаз определить размер дисков с вылетом, необходимо учесть условия, в которых эксплуатировалась машина. Выбор дисков зависит также от вида подвески и установленных шин.
Лучшие модели АТ шин
- BF Goodrich All-Terrain KO2. Интересный вариант, имеет необычный размер шин 215/70 R16. Диаметр по факту составляет чуть больше 700 мм, что не так распространено. Однако данная размерность отлично подходит автомобилям класса Hyundai Tucson, например. Российские марки авто тоже могут использовать BF Goodrich All-Terrain KO2 для “Нивы” даже без лифта. Благодаря трем слоям специального волокна покрышки оказались легкими (не более 15 кг), способными менять форму при пониженном давлении. Минусами данной модели является все же недостаточная прочность, но компания-производитель уверяет своих покупателей в новой системе, используемой для улучшения шин. Решение данной проблемы нашлось: стенки шин были увеличены почти на 5 мм, изменен состав резины, понижен уровень стираемости. Данная модель от компании Michelin подойдет для любителей быстрой езды и экстрима. В дикой местности с плохими дорогами шины ведут себя хорошо и при давлении 0,5 атм, и при 2 атм. При бережном использовании сможете ездить до трех сезонов, но помните, что на крутых поворотах и виражах шины быстро стачиваются. Можно легко очистить с помощью газа. Цена (в совокупности с качеством) – около 10 000 рублей.
- Bridgestone Dueler AT 001. Перейдем к еще одной модели, на этот раз японской. Изначально было выпущено две одноименные АТ шины, пришедшие на смену 697 модели. Но мы разберем именно Bridgestone Dueler AT 001. Производитель с уверенностью заявил, что эти шины стали тише, управлять автомобилем стало гораздо лучше. Если приглядеться ко всем странным рисункам на шинах, сложно поверить, что проходимость осталась такой же. Однако японцы серьезно потрудились над боковыми зонами и плечами, поэтому крутые виражи и повороты можно совершать по максимуму. Движение накатом увеличилось почти на 20 %. Если говорить о весе, то Dueler AT 001 не самые тяжелые (почти 15 кг), размер шин такой же, как и у вышеперечисленных BF Goodrich–215/70 R16, однако диаметр побольше (884 мм). Модель может быть использована в зимнее время года. Цена – в пределах 6 500 рублей.
- Continental Crosscontact ATR. Качественный продукт, может использоваться и на асфальте, и на бездорожье. Однако лучшие качества Crosscontact ATR, такие как способность управлять и шумоподавление, проявляются больше именно на off-roads. Производители хотели добиться именно такого эффекта. Задумка была воплощена в жизнь за счет специального рисунка на боковинах. Маленькие шашечки быстро очищают шины именно на сложных поверхностях. Многие резины страдают как раз от загрязнения, так что данная функция – настоящая находка для любителей погонять по болотам. Еще одним преимуществом является то, что обычно давление в шинах снижают в несколько раз, в данном случае ничего такого делать не нужно. Если посмотреть отзывы покупателей о Continental Crosscontact ATR, они отмечают и другие достоинства модели: жесткость, устойчивость. Размер шин – 215/65 R16, вес – около 15 кг. Диаметр меньше, чем в предыдущих моделях (684 мм). Почти 10 мм – глубина протектора. Немного дороже японского друга, цена чуть больше 7 000 рублей.
Лучшие МТ шины
- BFGoodrich Mud-Terrain KM3. КМ3 – третье поколение МТ шин. В составе резины находятся смеси и вещества, которые используются для гоночных автомобилей. Рисунок на боковинах остался такой же, как и у предыдущей модели, но шашечки были видоизменены. Рисунок расположен таким образом, что зацеп поверхности всегда максимальный. Важным изменением в модели третьего поколения стали плечи и боковины. Теперь протектор расположен и на боковой части, что делает езду по грунтовой поверхности более устойчивой, даже если давление в шинах снижено. Боковина стала прочнее на четверть, чем в КМ2. Представлена в 24 размерах. Готовьтесь выложить за шину не менее 13 000 рублей. Однако, если сравнить с предыдущей моделью, разницы практически нет. Там цена начинается с 14 000 рублей, так что новые шины стоят того.
- Comforser CF3000 120/116Q. Сделанные в Китае, шины давно стали популярны за пределами этой страны и Азии. Основным минусом является лишь нестабильность при балансировке. Для колеса размером 788 мм требуется установить почти 300 г грузиков. Можно использовать при натяге, легко закапывается. Чтобы выбраться из колеи, не нужно прикладывать много сил. Китайцы уверяют своих покупателей, что шины можно использовать даже при -30 оС. Дело в том, что в состав был добавлен натуральный каучук, который и помогает шинам оставаться эластичными. Однако на практике доверять Comforser CF3000 зимой не стоит, особенно на бездорожье. Размер шин – 245/75 R16, вес – до 19 кг. Стоимость при этом очень радует. В два раза дешевле, чем BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Цена стартует от 7 000 рублей.
- Cordiant Off-Road 111Q. На российском бездорожье чаще можно увидеть именно эту модель шин. Однако ею можно пользоваться и в повседневной жизни. Недостаток Cordiant Off-Road 111Q – повышенная шумность. Средний уровень устойчивости. Рекомендуется понижать давление до 0.8 атм, поскольку боковые части твердые. При езде по глинистой поверхности потребуются силы для очистки шин. На твердых поверхностях езда будет более приятная. Балансируются хорошо, боковые части жесткие. Модель производится в 6 размерных вариациях от 205 до 245/70 R16. У модели 245 вес будет чуть меньше 20 кг, а цена как у китайца: около 7 000 рублей.
Что автолюбители говорят про шины АТ и МТ
- Что делать, чтобы усилить АТ резину
«Решил купить шины АТ BF Goodrich (последнего образца) и цепи тоже взял от Pewag. Я часто по шоссе езжу, в лес и на рыбалку, так что МТ мне не подходит».
- Выбор МТ
«Я люблю ездить по лесу, полям, и за год набегает около 6000 км. Обожаю новые места открывать, там асфальта частенько нет. На работу каждый день – тоже не по асфальту. Так что МТ для меня лучше всего».
- МТ в холодное время года
«Не советую зимой ездить на МТ. Ламели отсутствуют, так что отвода воды из контакта нет. АТ имеет конечно, но они небольшие. Так что советую зимой на зимней шине ездить. Они даже в сугробах лучше работают, МТ только закапывается больше».
- Цена – качество
«BF Goodrich поднял цену, так что они больше не лидеры продаж (санкции вроде какие). Сейчас самыми популярными стали “кордиантофроад”».
- Советую АТ
«Я на свою машину поставил АТ, езжу на ней повсюду. Конечно, если по болоту ездить, то МТ надежнее будет. Но я грязь месить не люблю. Что касается песков, то там, на мой взгляд, АТ вполне адекватно себя ведет. Я часто езжу на природу, постоянно идет смена поверхностей: асфальт–гравий–песок–асфальт. Так что мой выбор определенно АТ».