Шиномонтажные работы: этапы и стоимость
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Способы организации шиномонтажных работ
- Основные этапы шиномонтажных работ
- Недопустимые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
- Как выбрать мастерскую для проведения шиномонтажных работ
- От чего зависит цена на шиномонтажные работы
- Что, по мнению автовладельцев, лучше: проводить шиномонтажные работы самому или обращаться в сервис
Шиномонтажные работы – услуга, которая востребована всегда. И дело не только в низком качестве российских дорог и стремлении некоторых водителей полихачить. Нельзя забывать о такой вещи, как замена летней резины на зимнюю, и наоборот.
Но если последнюю процедуру вполне можно провести самостоятельно, то некоторые работы без специального оборудования и определенных навыков осуществить не представляется возможным, к примеру, ту же балансировку колес.
Тут волей-неволей придется ехать в автомастерскую. Как не прогадать с выбором сервиса? Как понять, что его сотрудники все делают должным образом? Как определить, что запрошенная за работу цена – разумная? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье.
Способы организации шиномонтажных работ
Шиномонтаж хорошо знаком всем, кто так или иначе связан с автомобильной техникой. В наши дни эта услуга предоставляется в нескольких видах, каждый водитель выбирает то, что ему больше подходит. Традиционно шиномонтаж производят на специализированной станции, куда водитель должен перегнать машину. Опытные мастера знают, как привести в порядок автомобильную резину, заменить и отрегулировать колеса.
Не менее популярны и мобильные шиномонтажные работы. Когда по каким-то причинам выходит из строя хотя бы одно колесо, добраться до стационарной мастерской своим ходом довольно проблематично. А если это произошло на трассе, где поблизости нет населенных пунктов, то спасет водителя только выездная бригада ремонтников. Они прибудут по вызову в любую точку и выполнят все, что указано в заявке (комплексный или частичный монтаж шин, другие виды работ). Мастера обладают широкой специализацией и могут обслужить любой автомобиль – легковой, грузовой и даже спецтехнику, если она на колесах. Хотя шиномонтажные работы для каждого вида машин требуют знания характерных приемов и особенностей.
Проще всего найти повреждения на колесах легковушки и быстро их заклеить. Нагрузка на шины грузовика гораздо больше, и просто клеем здесь не обойтись. С помощью современного оборудования стертая изношенная резина может быть восстановлена до состояния новой. Потрепанные куски выбрасываются, вместо них кладется хороший материал, и вся покрышка отправляется на вулканизацию. Сформировавшийся в результате резиновый слой невозможно отличить от новых колес грузового автомобиля.
Восстановление колес специального автотранспорта – задача не из легких. Эта техника применяется в экстремальных условиях, и шиномонтажные работы для нее должны быть проведены на высоком уровне, качественно и быстро. Простаивать такие машины не могут – их рабочее время стоит больших денег. Поэтому в бригаду подбираются специалисты широкого профиля, которые не просто заменят покрышки, но отремонтируют их и на вулканизацию отправят.
Кроме прочной резины не менее важна для автомобиля точная балансировка колес, которая также входит в шиномонтажные работы. Если колесная база разбалансирована, это грозит быстрым износом покрышек, элементов подвески и рулевого управления. При таком состоянии уменьшается площадь сцепления машины с дорожным покрытием, она плохо слушается руля, тормозной путь возрастает. Отсутствие балансировки становится угрозой для жизни и безопасности не только владельца транспортного средства, но и других участников движения, в том числе пешеходов. В такой ситуации поход в автосервис становится обязательным.
Тем более что сегодня мастерские работают круглосуточно, выполняя шиномонтажные работы в любое время дня и ночи. Это очень удобно для водителей, которым необходимо заклеить порез, прокол, заменить покрышки или произвести балансировку. Здесь же созданы все условия для хранения сезонной резины. За небольшую арендную плату зимние или летние колеса можно оставить в автосервисе на хранение в определенных температурных условиях. Площадь помещения позволяет складировать их в свободном положении, избегая случайной деформации покрышек. Поэтому в очередном сезоне колеса будут эксплуатироваться без риска для жизни на любой автотрассе.
Чтобы водителям не искать каждый раз станцию техобслуживания, ее чаще всего оборудуют там, где большая проходимость автотранспорта: рядом с основными развязками, на заправочных станциях, возле крупных автостоянок. Чтобы выполнить любой заказ водителя, участок шиномонтажных работ оснащается современным оборудованием и инструментами, все процессы максимально автоматизированы и управляются компьютерами.
Такие приборы успешно проводят полную диагностику состояния резины, определяя все дефекты и повреждения. На вулканизаторах выполняется термическая обработка шин, инновационные установки с высокой точностью делают балансировку колес, монтаж и демонтаж производится тоже с помощью высокоточных инструментов.
Основные этапы шиномонтажных работ
Обслуживание автомобиля в мастерской производится в несколько этапов.
Этап демонтажа колес
Машина жестко фиксируется на платформе. Для этого следует опустить рычаг ручного тормоза и установить тормозные башмаки. Корпус слегка приподнимается домкратом.
Колеса получают определенную степень свободы, в результате легко и быстро производится процедура скручивания гаек, а затем со ступицы снимается или само колесо, или весь комплект – смотря какие шиномонтажные работы надо провести.
Для правильной балансировки чрезвычайно важно, чтобы в протекторе не было мусора, поэтому диски и шины полностью освобождают от грязи.
После того, как колесо будет закреплено в станке, из него извлекается золотник, удерживающий шину, и ее можно отделить от диска.
Все шиномонтажные работы выполняются с помощью специальных приспособлений, которые не сгибают диск и не рвут шину. Об использовании кувалды и других инструментов такого же типа не может быть и речи.
Этап выявления дефектов и бортировки покрышек
Для поиска возможных дефектов – порезов, проколов – используются спредеры, расширители, бортовыворачиватели и другое шиномонтажное оборудование. При положительном результате выполняется текущий ремонт.
Если пробита не только шина, но и камера, ее отправляют на вулканизацию. При отверстии меньше 3 см для заплатки берется невулканизированная резина, если 3 см и больше – вулканизированная.
У бескамерных шин ремонт тоже зависит от ширины прокола. Если его диаметр меньше 2 мм, то дырку забивают специальной пастой. В более крупные отверстия вставляются резиновые пробки или грибки.
Теперь колесо надо собрать. Старые балансировочные грузики удаляются. Также на поверхности обода ликвидируются обнаруженные вмятины, заусенцы и ржавчина.
При обязательной проверке тормозного диска обнаруженные шпильки очищаются специальной щеткой по металлу.
Для лучшего скольжения шины по диску в процессе монтажа применяется смазывающий раствор. А чтобы не происходило склеивания поверхностей, внутренняя часть шины и камера обрабатываются тальком. Во избежание повреждений при монтаже камеру после укладки в шину слегка накачивают.
Это помогает определить возможные скручивания и защемления, устранить которые после завершения монтажа будет невозможно. Полностью смонтированную шину разрешается накачивать только в специально отведенном месте – монтажной камере или использовать особые устройства.
В процессе накачивания мастер руководствуется показаниями манометра. В морозную погоду шину перед монтажом необходимо какое-то время подержать в тепле.
Если протектор на шине имеет характерный рисунок, то при монтаже таких колес учитывается и его направление, и расположение колес по обеим сторонам автомобиля.
Этап балансировки колес
Следующий шаг после монтажа колес – балансировка. Она делается для того, чтобы установить центр тяжести колеса в точке оси вращения. За счет того, что удельный вес резины и диска не совпадает, приходится использовать дополнительные приспособления для равномерного распределения общей массы всех деталей относительно данной точки. Только после проведения этой несложной процедуры можно будет свести к минимуму вибрацию и биение колеса, способного повредить ступицу.
Существует два основных способа приведения колес в сбалансированное положение. В первом приближении мастер добивается этого с помощью балансировочного станка со специальным конусом. В процессе раскручивания колеса на станке он периодически передвигает свинцовые грузики. В момент остановки они могут занимать случайное положение. Этот способ довольно приблизительный.
Более точно балансировка делается на электронном станке. В него заносятся основные параметры колеса, а специальная программа вычисляет равновесие колеса при различных положениях.
В результате на экран выводятся точки, в которых требуется установить дополнительные грузики с определенным весом. Приклеенные грузики выглядят более эстетично, чем набивные, но последние получают преимущество в зимнее время из-за разницы температур.
После окончания шиномонтажных работ колеса устанавливаются на транспортное средство.
Недопустимые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
Поскольку от состояния колес зависит безопасность водителя и пассажиров, сотрудники станции техобслуживания знают правила шиномонтажных работ и выполняют их на отлично. К сожалению, от ошибок никто не застрахован, поэтому важно помнить о самых частых и чреватых опасными последствиями неправильных действиях мастеров, чтобы их остановить. А потом подумать, стоит ли приезжать в этот автосервис еще раз.
- Монтажник поднимает и держит машину на одном домкрате. Некоторые «умельцы», пытаясь сэкономить время на демонтаже, поднимают машину мощным домкратом и снимают сразу три колеса. В результате легкой деформации кузова начнут плохо закрываться двери, при сильном изменении очертаний автомобиль станет малоуправляемым, что повлияет на безопасность движения. В серьезном автосервисе машину ставят на подъемник и спокойно «переобувают». Если шиномонтажные работы проводят в гараже, то колеса снимают по очереди, поднимая каждую сторону двумя подкатными домкратами под лонжероны.
- Мастер не ставит метки на шинах. Если вы заметили, что в начале шиномонтажных работ вам сняли колеса или демонтировали шины, не отметив, на каком месте стояла каждая из них, потребуйте надписать их. Это очень серьезное нарушение, поскольку колеса должны вернуться на свои позиции. Если же из-за сильного износа их требуется переставить, то это делается не произвольно, а по конкретной схеме.
- Не моются колёса и резина. Шиномонтажники-самоучки не стараются отмыть шины и диски, что является грубой ошибкой при проведении балансировки. Из-за кусочков засохшей грязи или застрявших в протекторе камешков неправильно определится центр тяжести, что приведет к разбалансировке колеса, биению руля и быстрому износу подвески.
- Не используются капроновые защитные накладки на станке. В руках шиномонтажников может оказаться машина, цена дисков и шин которой превышает стоимость всей мастерской. Чтобы не повредить поверхность дорогих дисков и не сломать ценную резину, грамотные мастера используют в работе на шиномонтажном станке специальные капроновые накладки на тех частях инструментов и оборудования, которые будут касаться гладкой поверхности. Это прижимные лапы станка, монтировки, даже гаечные ключи. Справедливости ради надо отметить, что и самые обычные штампованные диски тоже могут проржаветь в покоцанных местах.
- Специалист не пользуется шиномонтажной пастой. Стараясь сэкономить на всем, недобросовестные мастера автосервиса заменяют шиномонтажную пасту мыльным раствором или используют отработанный материал, что еще хуже. Дело в том, что паста не только является смазкой при посадке шины на диск, но также обеспечивает герметичность и антикоррозийную защиту. Высыхает она не сразу, а через некоторое время. Чтобы дать пасте хорошо схватиться, после смены колес первое время надо ездить аккуратно и не очень разгоняться. Иначе шина провернется на диске и снесет всю балансировку. К слову, если мастер использует «отработку», имейте в виду, что эта смазка не сохнет в принципе, да еще и резину разъедает. Так что в этот шиномонтаж больше не обращайтесь.
- Ремонтник не обращает внимания на цветную маркировку шин. Еще одна основная ошибка происходит чаще всего из-за недостаточной компетентности мастеров шиномонтажа, когда они пытаются совместить цветные метки на шинах и дисках. Все покрышки выпускаются производителями со специально нанесенной цветной маркировкой и рекомендациями, как ее применять. Красная метка – это точка максимума центробежной силы покрышки, белая – минимальный радиус диска. При проведении шиномонтажных работ желательно, чтобы они совпали. В другом варианте (когда нет красной метки) самое легкое место на покрышке, отмеченное желтым маркером, должно совпасть с самой тяжелой точкой диска. Тогда колесо будет уже частично сбалансировано, останется довести его до идеала с минимальным количеством дополнительных грузиков. А ведь многие горе-монтажники считают цветные метки причудой изготовителя, не имея ни малейшего понятия об их назначении.
- Мастер накачивает шины одинаково во всех колесах. Стараясь обслужить как можно больше клиентов, многие «специалисты» шиномонтажных работ старательно закачивают во все колеса двоечку, не тратя время на определение колеса – переднее или заднее. Хотя давление в них по большей части различается, и автопроизводитель заранее побеспокоился о том, по какой схеме следует накачивать колеса, разместив информацию об этом на шильдике в торце двери или на лючке бензобака. Давление в колесах определяется конструкцией автомобиля и зависит от степени загрузки (нагрузив как следует машину, не забудьте подкачать колеса или, наоборот, слегка спустите, если нагрузка уменьшилась). Накачка колес должна полностью соответствовать тому, что прописано в инструкции по шиномонтажным работам. Если не соблюдать эти правила, то при сниженном давлении резина будет сильно стираться по краям. Если давление в шине будет выше нормы, то износ в первую очередь ударит по центру покрышки. В любом случае ситуация скажется на управлении, тормозном пути и времени эксплуатации резины. А особенно – на вашей безопасности! Шиномонтажник, заботящийся о своих клиентах, обязательно проверит давление во всех колесах, даже если работал только с одним.
- Балансировочный станок закреплен ненадежно. Довольно часто станок для проведения балансировки просто стоит в вагончике, ничем не прикрепленный к полу. А это грубейшее нарушение правил эксплуатации. Ведь он должен быть установлен на ровную массивную поверхность (лучше бетонную) и прикреплен к ней анкерными болтами. Никакие вибрации не допустимы, иначе провести правильную балансировку просто не получится. Та же проблема появится, если обратиться за помощью в передвижной шиномонтаж. Возить с собой бетонный блок в таком, конечно, не будут, поэтому подобная балансировка только отнимет время и деньги, но не даст желаемого результата.
- Шиномонтажник не поверяет балансировочное оборудование. По техническому регламенту такое измерительное оборудование, как балансировочный станок, должно калиброваться несколько раз в течение рабочего сезона. Для небольшой мастерской с ограниченным бюджетом данная процедура весьма накладна, поэтому калибровка здесь делается нечасто. Особенно если для этого приходится вызывать специалиста с соответствующей оплатой его работы.
- Мастер ненадежно закрепляет балансировочные грузики. В процессе балансировки колеса дополнительные грузики на литой диск обычно приклеиваются. Понятно, что при вибрации (из-за высокой скорости вращения) да и на мойке (под напором струи кёрхера) любой плохо закрепленный на колесе предмет рано или поздно отвалится. Чтобы этого избежать, поверхность и диска, и груза надо тщательно подготовить. В первую очередь диск надо хорошо вымыть. Затем в точке приклеивания его поверхность обезжирить растворителем средней агрессивности и прогреть строительным феном и это место, и сам груз. Тогда он приклеится намертво и сможет выдержать не одну мойку. Наблюдательные водители замечали, что там, где автомойки работают в режиме самообслуживания, на полу частенько остаются отвалившиеся грузики.
- Ремонтник не добивается точной балансировки. Шиномонтажник, считая себя классным специалистом, попытается вас убедить, что небольшой дисбаланс колеса не играет никакой роли: «Да вы эти 5 грамм и не почувствуете». Но не забывайте, что при установке колеса на место дисбаланс станет еще больше. Поэтому требуйте от мастера всех показаний балансировочного станка по нулям – и снаружи, и внутри. Ведь даже эти пресловутые 5 грамм дисбаланса очень быстро приведут к тому, что начнет бить руль, снизится управляемость автомобиля, выйдет из строя подвеска.
- Мастер прикручивает колёса гайковёртом. Очень вредная ошибка, получившая широкое распространение из-за того, что такой способ заметно экономит силы и время работника шиномонтажа, но он же нарушает вашу безопасность. Этим инструментом при бездумном использовании можно повредить резьбу на шпильках, гайках и болтах, что чревато серьезной аварией. Или перекосить посадочное место на диске, что сорвет балансировку, и колесо начнет бить. Допускается использование гайковерта только в тех шиномонтажных мастерских, где к этому вопросу подошли продуманно, отрегулировав инструмент так, чтобы прикладывать лишь минимальное усилие. А до нужного положения гайки доводить уже с помощью динамометрического ключа. Поэтому продвинутые шиномонтажники гайковертом гайки только откручивают.
- Специалист затягивает болты или гайки на колесе по кругу. Может быть, это удобно – двигаться по кругу, затягивая каждую гайку, но такая работа приводит к печальным последствиям. Нарушается центровка колеса относительно оси вращения, появляется серьезный дисбаланс, ведущий к биению колеса. Соответственно, увеличивается нагрузка на ступицу и детали подвески. Избежать такого «букета» можно только одним способом – закручивать гайки и болты не подряд, а крест-накрест.
- Шиномонтажник затягивает гайки с усилием «на глазок». Многие мастера, особенно с большим опытом, считают, что они в состоянии установить колесо, затягивая гайки вручную, «на глазок» или с помощью гайковерта, чего делать категорически нельзя. Металл колесных дисков не такой уж твердый. При сильной затяжке его можно повредить, а даже небольшая вмятина приведет к дисбалансу. Чтобы равномерно и точно затянуть болты или гайки на колесе, необходим динамометрический ключ. Только при его использовании соблюдается необходимое усилие, рассчитанное производителем для каждого автомобиля и указанное в его документах.
Как выбрать мастерскую для проведения шиномонтажных работ
Владельцам авто хорошо знакомы метания по станциям техобслуживания, когда требуется ремонт КПП, мотора или подвески. Поэтому советы о том, как выбрать грамотного специалиста для этих работ, пользуются большим спросом. Но мало кто интересуется, куда и к кому отправиться на шиномонтаж. Такое разделение легко объяснить. Автовладельцы считают, что важнее получить грамотную помощь в восстановлении коробки передач или квалифицированный ремонт двигателя, потому что все недочеты очень быстро проявятся и принесут еще больше проблем. Если же балансировка или монтаж покрышки проведены не очень качественно, то результат будет заметен не сразу, да потом еще и доказать надо, что в возникшей проблеме виноват недобросовестный мастер шиномонтажной станции.
А ведь от состояния колес после шиномонтажных работ зависит очень многое: поведение авто на дороге, тишина и комфорт в салоне при езде на любой скорости, сохранность подвески. Если во время движения вдруг заглохнет двигатель, машина остановится. Максимум, что может случиться – удар сзади от того, кто не соблюдает дистанцию. Если же сломается ступица или на большой скорости разорвет покрышку, ситуацию на дороге предсказать практически невозможно.
Найти добросовестных специалистов шиномонтажных работ просто. Надо только придерживаться определенных правил.
- Если вы увидели у дороги невзрачную будку с нацарапанной мелом надписью «шиномонтаж», проезжайте мимо. Остановиться можно только в том случае, когда в радиусе десятков километров ничего другого нет. Но если без замены резины или балансировки колес вы не можете тронуться с места, то после проведенных шиномонтажных работ доберитесь до ближайшей станции техобслуживания и тщательно проверьте состояние машины. При необходимости все недочеты будут исправлены.
- Не надейтесь, что удастся сэкономить время, обращаясь в мастерскую за углом. То, что она находится рядом с домом, не гарантирует высокий уровень профессионализма сотрудников. Если вы живете в большом городе, то не поленитесь и покатайтесь по окрестностям. Наверняка вы найдете СТО, сервис в которой устроит вас по всем показателям. И не гонитесь за дешевизной шиномонтажных работ. Скупой всегда платит дважды.
- Немаловажную роль играет обстановка в мастерской. Вряд ли вам понравится, что по грязному помещению бродят нетрезвые работники в промасленных спецовках. Ожидать от них высококлассного шиномонтажа не стоит, лучше поискать станцию, хозяин которой заботится об условиях работы и внешнем виде своего персонала.
- Без оборудования проводить качественные шиномонтажные работы невозможно. Убедитесь, что оно не только имеется, но и в исправном состоянии. Если шиномонтажная мастерская позиционирует себя как наиболее достойную, то ее балансировочный станок должен быть надежно закреплен на бетонной плите, что гарантирует точность показаний. Кроме того, его прижимные лапы в обязательном порядке комплектуются амортизирующими накладками из пластика, защищающими автомобильный диск от повреждений. В распоряжении мастеров должны быть манометры, прошедшие поверку и калибровку, и полный набор инструментов, позволяющий выполнить любые шиномонтажные работы.
Как только вы нашли мастера, работа которого вас полностью удовлетворила, постарайтесь стать его постоянным клиентом. В процессе общения он многое узнает об условиях эксплуатации и состоянии вашего автомобиля, сможет обслужить вас на хорошем уровне. В крайнем случае будет кому предъявлять претензии.
Именно поэтому компаниям, имеющим большой автопарк, выгодно заключить с надежной фирмой долгосрочный договор на шиномонтажные работы по типовому образцу. В результате руководство автотранспортной организации заметно сэкономит и время, и деньги, получив взамен качественное техобслуживание автомобилей.
Образец подобного договора можно скачать здесь.
От чего зависит цена на шиномонтажные работы
В условиях рынка стоимость одинаковых услуг практически не отличается, но экономических законов никто не отменял, поэтому в хорошо известном крупном шиномонтажном центре, с проверенным оборудованием, с дружным коллективом профессионалов, с заботливым отношением к клиентам (включая гарантийные обязательства) прайс на шиномонтажные работы будет выше, чем в заштатной мастерской небольшого городка.
Разброс цен по регионам тоже не очень существенный – и в Москве, и в глубинке они находятся примерно на одном уровне, учитывая высокую конкуренцию. Диктовать свои цены может, пожалуй, только мастерская, которая единственная на всю округу оказывает подобные услуги.
Прайс на шиномонтажные работы формируется в результате выполнения ряда условий, которые могут повлиять на стоимость услуг:
- Популярность компании у клиентов. Если руководство тратит большие деньги на рекламу, закупает современное оборудование и инструменты, набирает профессиональных работников и выдает им хорошую зарплату, то будьте готовы заплатить высокую цену за шиномонтажные работы.
- Качество услуг и гарантия положительного результата. Крупные центры заинтересованы в своих клиентах, им важны положительные отзывы и надежность собственной репутации, за это они и берут деньги. Но если вы решили сэкономить и обратились к соседу, который выполнил шиномонтажные работы в гаражной мастерской, то будьте готовы к проблемам с колесами, которые скоро у вас появятся.
- Место проведения шиномонтажных работ. Обычно это связано с выездом мобильной бригады на трассу по вашему звонку. Плюсы заявки: нет очереди и не надо никуда ехать самому. Минусы выездного шиномонтажа: высокая стоимость услуг.
- Затраты на оборудование автоматически включаются в стоимость шиномонтажа – если оно современное и дорогое, то и цены слегка подрастут, но, с другой стороны, фирма дает гарантию на шиномонтажные работы. Конечно, у хозяина мастерской есть соблазн увеличить доход за счет знаменитого бренда, используя при этом устаревшую или неисправную модель. Но тут уже надо клиенту быть начеку и не дать себя обмануть.
- Диаметр колес также влияет на цену шиномонтажных работ, но есть определенный нюанс. Шиномонтаж r16 обойдется дороже, чем r15, но, как правило, будет стоить столько же, сколько шиномонтаж r
- Как известно, оптом – дешевле. Это правило работает и здесь. Шиномонтаж одного колеса выйдет, в расчете на единицу, дороже, чем комплексные работы для всего автомобиля.
- Потребность в шиномонтаже резко возрастает в межсезонье, когда автовладельцы почти одновременно начинают менять зимние шины на летние или наоборот. Спрос увеличивается, поэтому стоимость шиномонтажных работ тоже растет.
Вот почему в двух мастерских одного города, оказывающих похожие услуги, цены на шиномонтажные работы могут отличаться чуть ли не в два раза.
Крупные компании, проявляя заботу о своих клиентах, делают хорошие скидки на оплату услуг. Например, при покупке резины или дисков шиномонтаж предлагается в виде бонуса, бесплатно.
Проводить шиномонтажные работы самому или обращаться в сервис: мнения автовладельцев
- Теперь все вежливы…
«Езжу в шиномонтаж, самой менять резину не хочется. Но машину знаю четко, любому механику фору дам, так что, если захотят лапшу на уши навешать, ответить смогу. Я постоянный клиент в двух сервисах, там меня хорошо знают. Сначала, конечно, пришлось кое-кого на место поставить. Но теперь встречают как самого дорогого клиента. Все дядьки со мной очень вежливо разговаривают».
- Терпеть не могу очереди!
«А я сам все делаю. Всегда в багажнике полный комплект (жгуты, клей настоящий, от фирмы, латки, прикатка, зачистка, компрессор и пшикалка с «Фейри», обязательно брызгаю, когда бортировать надо, с ней легче получается), поход в шинку время занимает. Да еще приедешь, а там очередина, стоять надо, ждать. Терпеть не могу очереди!».
- Балую мужа иногда
«У мужа ручки золотые, хоть и программист. Любимое место не за компом, а в гараже. Ни на что не жалуюсь, машина отлично ездит, а он все: надо то проверить, это поменять. Я понимаю, в своей машине копайся, раз так нравится, так нет же, ему и в моей поковыряться хочется. Зато резину менять – проблем нет. Ему в радость и мне хорошо – можно сказать, балую я его».
- Не стесняюсь спросить о цене
«Сам могу с шинами разобраться, но лень, в шиномонтаж катаюсь. Знаю, что обманывают там иногда, особенно при расчетах, друзья говорили. Но если сервис нормальный, прейскурант шиномонтажных работ всегда на видном месте. Берешь калькулятор и считаешь. Если же вижу, что у них больше получилось, всегда прошу объяснить, откуда такая разница».
- Дело принципа и вопрос экономии
«Всегда держу два комплекта резины и дисков. Перед началом зимы или лета еду на шинку и прошу только балансировку сделать. А колеса сам перекидываю. А что, там работы минут на 30–40, да и то с перекурами. И деньги сэкономил, и, вообще, принцип у меня такой».