/ Шаровая заднего верхнего рычага
СтатьиВ статье рассказывается о шаровой заднего верхнего рычага
Лого https://rad-star.ru/
Шаровая заднего верхнего рычага: назначение и неисправности

Шаровая заднего верхнего рычага: назначение и неисправности

Шаровая заднего верхнего рычага: назначение и неисправности
28.08.2019
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужна шаровая заднего верхнего рычага
  • Как крепится шаровая заднего верхнего рычага
  • Каковы причины неисправностей шаровой заднего верхнего рычага
  • Как заменить шаровую заднего верхнего рычага

 

Чаще всего, когда речь заходит о шаровых опорах, водители представляют себе переднюю подвеску, где данные детали обеспечивают надежное крепление колес и возможность их поворота для изменения направления движения авто. В тоже время, в конструкциях автомобилей, где задние колеса могут подруливать или присутствует многорычажная подвеска, так же используется данная деталь. В этой статье мы расскажем об одной из разновидностей таких комплектующих, которые устанавливаются в задней подвеске. Вы узнаете, где расположена шаровая заднего верхнего рычага, какие неисправности чаще всего связаны с этой деталью, а также особенности их устранения.

Назначение и виды шаровой опоры

Конструкция шаровых опор представляет собой шарнир, обеспечивающий фиксацию колесной ступицы к рычагам подвески.

Функция этой детали состоит в том, чтобы создать возможность для поворота колес в горизонтальной плоскости и зафиксировать их по вертикали. Шарниры подобной конструкции используют в ступичных опорах, а также для крепления рулевых тяг рулевой трапеции, развальных рычагов и амортизаторов капота.

Раньше для крепления ступиц поворотных колес чаще использовались шкворневые шарниры. Это достаточно тяжелая конструкция, которая нуждается в регулярной смазке. Кроме того, шкворневой шарнир способен обеспечивать только свободное перемещение колеса в одной плоскости, что снижает управляемость авто.

Виды шаровой опоры

Конструкторы автомобильной подвески осознавали, что шаровая опора вынуждена принимать на себя все удары по колесам, вызванные неровностями дорожного покрытия. Такие условия эксплуатации приводят к быстрому изнашиванию детали. Нет смысла использовать для изготовления шаровых опор дорогостоящее алмазное напыление, поэтому конструкторы вполне сознательно сделали эту деталь практически «расходным материалом». Ее замена – достаточно простой процесс, заключающийся в отвинчивании пары болтов и гаек.

Конструкция первых шаровых опор была достаточно простой. В корпус устанавливался палец в форме шара, который поджимался через пластину из металла с помощью пружины. Место установки пальца в корпус закрывалось пыльником, чтобы исключить попадание грязи. Для замедления процесса износа внутрь корпуса закладывали смазку, которую владелец авто должен был постоянно пополнять, запрессовывая с помощью масленки.

Шаровая опора изменилась с появлением высокопрочного пластика. В ее конструкции исчезла пружина, а палец был помещен в полусферу из пластиковых вкладышей. Такой же вид имеют и современные шаровые опоры. С появлением инновационных материалов вместо пластика стал использоваться износоустойчивый нейлон.

Шаровые могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми (во первом случае деталь подлежит разборке и имеет масленку, а второй вид шаровых опор разборке не подлежит). Более современные модели авто комплектуются неразборными и необслуживаемыми шаровыми опорами.

Крепление шаровой опоры к рычагу

Современная классификация шаровых опор для подвески автомобилей основана на способе установке этой детали. Именно способ монтажа определяет стоимость ремонтных работ. Наиболее простой и удобной в ремонте конструкцией являются шаровые работы, которые крепятся к рычагам болтами, гайками или с помощью заклепок. Опоры этого вида постоянно совершенствуются и активно применяются в системах подвески, но, начиная с 90-х годов прошлого века, конструкторы все чаще отказываются от шаровых опор этого вида, заменяя их деталями, которые интегрированы в рычаги подвески.

Некоторые автолюбители считают, что данное конструкторское решение направлено исключительно на увеличение продаж комплектующих, так как, к примеру, при выходе из строя шаровой заднего верхнего рычага приходится менять весь рычаг в сборе, который стоит гораздо дороже. Есть у подвески с интегрированными шаровыми опорами и неоспоримое преимущество в виде меньшего веса.

Крепление шаровой опоры к рычагу

Кроме того, существует компромиссный вариант шаровых опор, которые запрессовываются в рычаг и крепятся с помощью стопорного кольца (такие конструкции можно встретить на автомобилях Опель Zafira C и Jeep Patriot). Шаровую опору данного типа можно заменить без рычага, но для этого нужен пресс или специальные приспособления.

Шаровые опоры могут отличаться не только по способу фиксации на рычаге, но и по варианту крепления к поворотному кулаку. По этому критерию различают два основных вида конструкций. У одного вида палец крепится гайкой со шплинтом, а у другого с помощью самоконтрящейся гайки и внутреннего стопорного кольца. Кроме того, у таких моделей авто, как Хендай Санта Фе (начиная с 2006 года выпуска) палец шаровой опоры крепится к поворотному кулаку стяжным болтом. Эта конструкция доставляет много неприятностей при ремонте авто, поскольку крепежный болт часто закисает и его сложно открутить.

При демонтаже шаровых опор заднего верхнего рычага часто могут возникать непредвиденные сложности. К примеру, может потребоваться специальное приспособление для снятия кронштейна, в котором фиксируется палец опоры.

Для моделей Ауди A6 С7 с многорычажной подвеской характерной проблемой являются стяжные болты, обеспечивающие крепление шаровых опор верхнего рычага к поворотному кулаку, которые постоянно закисают не их невозможно снять. Справится с такой задачей не помогает ни нагрев кулака, ни замораживание болта. Более того, даже 10-ти тонный пресс не может выдавить злополучный болт. После неудачных попыток разборки узла владельцу Ауди А6, чаще всего, приходится потратить еще около 400$ - 500$ на покупку нового поворотного кулака.

Работа конструкторов над оптимизацией подвески автомобилей (часто в ущерб ремонтопригодности) привела к тому, что в некоторых модификациях шаровая опора с рычага была перенесена на поворотный кулак. Крепление опоры в этом случае может быть разным. К примеру, на SsangYong Рекстон, Мерседес шаровая запрессовывается, на ВАЗ 2110 фиксируется с помощью болтов, а на Субару Форестер SG крепится стяжным болтом в кронштейне кулака. Все перечисленные здесь способы имеют свои плюсы и минусы.

Самые большие сложности возникают при замене запрессованной шаровой опоры. Для этого нужно полностью демонтировать поворотный кулак, что невозможно выполнить без снятия суппорта и диска, с отсоединением верхних и нижних рычагов. Во втором и третьем варианте заменить шаровую опору намного проще, так как достаточно отсоединить нижний рычаг.

Признаки и причины неисправностей шаровой заднего верхнего рычага

Проблемы с шаровыми опорами заднего верхнего рычага вызваны износом при механическом повреждении. Появление такой неисправности ускоряется под влиянием следующих факторов:

  • Порванный пыльник опор заднего верхнего рычага становится причиной попадания воды, песка и грязи в механизм шаровой. Чтобы предотвратить такую проблему следует периодически проводить проверку целостности резинового пыльника. Резина становится более уязвимой во время жары или мороза. При выявлении повреждений пыльника шаровой заднего верхнего рычага его следует заменить в срочном порядке.
  • Плохие дороги становятся основной причиной ускоренного износа шаровой заднего верхнего рычага. Эта проблема особо актуальна в нашей стране, а, следовательно, срок эксплуатации запчастей, указанный производителями европейских авто, в наших условиях заметно сокращается и шаровые заднего верхнего рычага приходится менять гораздо чаще.
  • Недостаточная смазка механизма шаровой заднего верхнего рычага приводит к повышенному трению и ускоренному износу детали.
  • Увеличенный зазор между пальцем и корпусом шаровой заднего верхнего рычага приводит к быстрому стачиванию пальца. Результатом этого процесс может стать выскакивание пальца со своего посадочного места.

Неисправности шаровой заднего верхнего рычага повышают риск аварии во время движения автомобиля. Данные запчасти от разных брендов ходят от 15 000 до 150 000 км. Сказать точно, сколько проходит шаровая заднего верхнего рычага на вашем авто невозможно. В технической документации, которая предоставляется производителя запасной части указываются только рекомендуемые сроки ее замены.

Поломка шаровой заднего верхнего рычага

Резкая поломка шаровой заднего верхнего рычага случается крайне редко. Владелец авто всегда имеет возможность заранее распознать такую проблему по следующим симптомам:

  • Проезжая препятствия на дороге (дорожные ямы, лежачие полицейские) на скорости до 30 км/ч, можно услышать характерный стук. Стоит отметить, что зимой такой звук не всегда может быть следствием износа шаровых опор. На морозе смазка механизма опоры разогревается не сразу, а пока она замерзшая, то шаровая заднего верхнего рычага может издавать стук при наезде на препятствие. Но, если вы длительное время едете в автомобиле зимой, а шаровая постукивает, значит ее нужно заменить.
  • Если колесо машины во время движения раскачивается из стороны в сторону, то в шаровой заднего верхнего рычага присутствует значительный люфт. Это довольно опасная неисправность, так как при сильном наклоне авто колесо может вывернуться, а машина упадет на бок. При выявлении такой проблемы следует, немедля отправляться в автосервис.
  • Если покрышки колес задней оси изнашиваются неравномерно, значит, стоит проверить состояние шаровой заднего верхнего рычага.

При выявлении описанных здесь симптомов неисправности шаровой заднего верхнего рычага нужно обратиться в автосервис для проведения диагностики ходовой части автомобиля.

Надежность шаровой заднего верхнего рычага

При наличии сомнений в надежности шаровой заднего верхнего рычага с помощью специальных технических средств проводится диагностика состояния подвески авто. Кроме того, водитель для такой проверки может воспользоваться одним из проверенных способов, которые указаны ниже:

  1. При раскачивании авто с выключенным мотором неисправная шаровая заднего верхнего рычага проявит себя характерным звуком. При наличии стука нужно снять деталь и проверить ее визуально.
  2. Второй способ предполагает вывешивание колеса авто на домкрате. При этом водитель должен выжать педаль тормоза, а его помощник будет раскачивать колесо из стороны в сторону для выявления люфта, который появляется в результате износа шаровой заднего верхнего рычага.

Замена шаровой заднего верхнего рычага

Для проведения ремонтных работ необходимо подготовить следующий инструмент:

  • Рожково-накидные ключи на 17 и на 14 (таких ключей нужно иметь 2 шт.).
  • Головки на 32, 34, 37.
  • Металлическая труба с сечением равным диаметру корпуса шаровой заднего верхнего рычага.

Кроме того, необходимо подготовить запасные части. Чтобы сэкономить и не покупать рычаг в сборе, который предлагают официальные автодилеры, стоит поискать отдельно сайлентблоки и шаровой заднего верхнего рычага других брендов.

Замена данной детали выполняется следующим образом:

  • Поднимаем на домкрате нужное колесо машины и снимаем его.
  • Ключом на 17 нужно отвинтить гайку крепления нижнего рычага к шаровой опоре и выбиваем рычаг.
  • Щеткой по металлу следует очистить 4 гайки крепления сайлентблоков, прикрученные к кузову авто. Затем эти гайки нужно открутить и вытащить рычаг.
  • Теперь переходим непосредственно к замене шаровой заднего верхнего рычага.
  • Под рычаг нужно подложить 2 деревянных бруска, а затем, с помощью головки на 24 и металлической трубы выбить запрессованный корпус шаровой. Для этого наставляем трубу, а на нее головку, по которой наносим удары молотком.
  • Для установки новой шаровой заднего верхнего рычага многие специалисты рекомендуют использовать пресс, но сделать такую операцию можно при помощи молотка и старого тормозного диска. После установки всех деталей узла (рычаг, шаровая, ключ-головка на 34) нужно наносить удары молотком исключительно по оправке, чтобы не повредить шаровую опору.

Следующий этап – установка сайлентблоков:

  • Двумя ключами на 14 нужно открутить изношенные сайлентблоки от рычага.
  • Для извлечения старых сайлентблоков обязательно нужен пресс. Если в вашей мастерской такого приспособления нет, придется посетить СТО, где вам поменяют сайлентблоки с помощью пресса.
  • Затем нужно собрать все детали в обратном порядке.
  • При сборке шаровой опоры и нижнего рычага нужно использовать брусок из дерева, который подкладывается под ступицу. Затем нужно приспустить домкрат до тех пор, пока направляющая шаровой полностью не войдет в отверстие рычага.
  • После этого нужно тщательно затянуть гайку.


11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии

Статьи по теме