Регулировка зажигания двигателя своими руками
Как? Регулировка зажигания двигателя – по сути, настройка распределителя. Ее можно осуществить с помощью подходящего оборудования, например контрольной лампочки или стробоскопа.
Какие последствия? Если работы будут проведены некорректно, это чревато повышением расхода топлива, детонацией, появлением проблем с пуском и разгоном и т. п. Но для начала разберемся, что такое зажигание.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Признаки, указывающие на необходимость регулировки зажигания
- Последовательность регулировки
- Полезные советы по регулировке зажигания двигателя
- Особенности регулировки зажигания дизельного двигателя
- Установка угла зажигания дизельного двигателя по меткам
- Подбор правильного угла впрыска дизельного движка
- Опытные автолюбители о секретах регулировки зажигания двигателя
Признаки, указывающие на необходимость регулировки зажигания
Появление на электродах свечей электрической искры, поджигающей топливно-воздушную смесь в камере сгорания бензинового ДВС, коротко называют зажиганием. Очевидно, что эффективность сгорания горючего и, как следствие, коэффициент полезного действия самого двигателя зависят от того, как вовремя будет возникать искра на электродах, а также от массы других параметров работы свечей зажигания. Разберемся в нюансах этого процесса.
Многое в работе двигателя зависит от так называемого опережения – конкретного момента в цикле ДВС, когда на электроды подается напряжение. Так вот, различные неприятности появляются в тот момент, когда зажигание становится поздним или ранним (то есть срабатывает позже или раньше положенного срока).
Если у нас позднее зажигание, то топливо воспламеняется с задержкой и как минимум просто не до конца трансформирует свою потенциальную энергию в кинетическое движение поршня.
Если же воспламенение происходит раньше нужного момента, то это значит, что поршень не успевает достичь верхней мертвой точки. То есть его окончательное поднятие будет осуществляться вопреки действующей на него силе расширения раскаленных газов и за счет полезной работы другого поршня в моторе.
Настройку зажигания у бензиновых моторов обязательно нужно производить при появлении ряда характерных признаков:
- Ухудшение динамики работы мотора.
- Хлопки во время работы.
- Тяжелый пуск, особенно после продолжительной стоянки.
- Перегрев двигателя.
- Увеличение расхода топлива.
- Появление постороннего металлического стука.
- Падение мощности на малых оборотах.
- Не проходящая детонация.
- Повышенная громкость работы (на уровне дизельного двигателя).
Эффекты с первого по пятый свидетельствуют о позднем зажигании, а с шестого по девятый – о раннем. Момент поджига обязательно должен быть выставлен оптимально. И это не только вопрос эффективности работы силового агрегата – если ничего не предпринимать, то мотор может получить тяжелую поломку, и тогда никакими регулировками зажигания двигатель будет уже не наладить.
Последовательность регулировки
Правильным решением является привлечение к регулировке зажигания двигателя специалиста, имеющего необходимую компетенцию, – это залог того, что момент поджига будет пойман четко. Однако настройку можно попытаться осуществить и своими силами.
У классического четырехтактного двигателя внутреннего сгорания рабочим является только один такт – «сгорание» (или «рабочий ход»), которому предшествует «впуск».
Вот на границе этих двух тактов и должна срабатывать свеча зажигания, воспламеняющая сжатую топливно-воздушную смесь. Но сделать это электрическая искра должна именно в момент нахождения поршня в высшей своей точке (ВМТ – верхней мертвой точке). Только тогда сгорающее топливо передаст максимум своего потенциала через поршень коленвалу.
Частота работы современных ДВС – это тысячи оборотов в минуту. Если, к примеру, взять вариант с 6000 об/мин, то это означает, что за секунду происходит 50 срабатываний каждой свечи зажигания.
Вибрации, покрытие электродов свечей нагаром и прочие неблагоприятные воздействующие факторы приводят к тому, что время появления электрической дуги между электродами в процессе эксплуатации начинает изменяться. На тысячные доли секунды, но там много и не надо – ведь в штатном режиме между искрами в данном случае проходит 0,02 секунды.
Временной промежуток между точкой ВМТ и поджигом топливно-воздушной смеси называется опережением зажигания. Значение опережения при этом определяется по шкале, которая нанесена на маховик двигателя.
Что же нужно сделать, чтобы произвести регулировку зажигания карбюраторного двигателя?
- Для начала требуется разобраться в обозначениях угла опережения.
Нужно отсоединить от силового агрегата коробку сцепления (по возможности) и на передней части маховика отыскать шкалу меток. Это цифровой ряд, который сначала убывает до нуля, а потом снова возрастает. Отметки проставлены так, что, когда первый поршень достигает ВМТ, это соответствует нулю на шкале.
При увеличении оборотов двигателя меняется и опережение – подавать напряжение на электроды нужно немного раньше. Соответствие диапазона изменения оборотов изменению опережения зажигания нужно регулярно проверять и проводить настройку с использованием стробоскопа.
Цифровые значения, расположенные справа от нуля, отмеряют движение поршня вниз (при рабочем ходе). Те, что слева, – вверх (при сжатии). Соответственно, выставление опережения на цифру, которая левее, приводит к более раннему зажиганию, а на ту, что правее, – к более позднему.
- Подключение стробоскопа
Стробоскоп – это специализированный электронный инструмент, с помощью которого можно отрегулировать опережение зажигания. И будет лучше, если перед его использованием вы ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации. Для начала сам прибор необходимо подключить к клеммам аккумулятора, а его датчик – к высоковольтному одножильному проводу свечи зажигания в первом цилиндре.
Принцип действия стробоскопа прост: будучи подключенным к кабелю подачи мощности на свечу, он отбирает часть энергии, высвечивая короткой световой вспышкой конкретную метку на шкале вращающегося маховика. Данная метка соответствует определенному углу поворота коленвала, а значит, и момента при движении поршня, когда на свечу подается разряд.
- Увеличение оборотов
Дальнейшую регулировку лучше всего производить вдвоем. Ассистент нужен для того, чтобы регулировать акселератором количество оборотов двигателя, в то время как вы сами будете при вспышках стробоскопа изучать шкалу на маховике. Здесь необходимо напомнить о важности соблюдения правил безопасности – держите руки подальше от вращающихся частей силового агрегата!
- Работа со стробоскопом. Поправка
Несмотря на то что маховик вращается достаточно быстро, чтобы на нем невооруженным глазом можно было разглядеть цифры, во вспышках стробоскопа вы их сможете увидеть вполне отчетливо. Эта цифра – существующее значение угла опережения в градусах. Еще нужно будет постараться определить положение этой цифры: слева или справа от нуля.
Добавляем оборотов – момент появления разряда изменяется. Так и должно быть, ведь работа системы зажигания не линейна, и при увеличении скорости движения автомобиля разряд на свечи начинает подаваться немного раньше. Чтобы определить значение этой поправки, обороты нужно довести хотя бы до значения в 3500-3600 об/мин.
- Работа с вакуумным регулятором опережения зажигания
Именно данный прибор вносит ту самую поправку в опережение зажигания, о которой шла речь выше. При штатном функционировании двигателя вакуумный регулятор выполняет крайне полезную работу: он регулирует время подачи искры так, чтобы сгорающее топливо как можно более полно трансформировало энергию химической реакции в кинетическое движение поршня. И на больших оборотах время для сгорания уменьшается, так вот, регулятор делает так, чтобы предоставить для этого процесса как можно больше миллисекунд.
Однако мы проводим «рамочную» регулировку зажигания, а значит, любые поправки, пусть даже и очень полезные при эксплуатации двигателя, сейчас нам будут только мешать. Следовательно, вакуумный регулятор перед запуском мотора обязательно нужно отключить:
- Ослабляем крепление корпуса трамблера (там всего один болт – вот его и откручиваем).
- Снимаем с вакуумного регулятора трубку и, во избежание загрязнения, обязательно затыкаем ее куском материи.
- Регулировка угла опережения зажигания двигателя
Итак, стробоскоп выявил существующие углы опережения зажигания на разных оборотах. Что же дальше, а вернее, как понять, нужны ли здесь какие-либо корректировочные изменения?
Каждой модели двигателя присуща своя собственная величина опережения зажигания на всех оборотах. Так что перед началом настройки необходимо выяснить паспортное значение данного показателя у своего автомобиля и сравнивать получаемые с помощью стробоскопа цифры именно с ними. (Не лишней будет и предварительная консультация у опытных автомехаников, относительно нюансов настройки – так вы сэкономите время и сможете избежать ошибок).
- Операции с трамблером (устройством распределения зажигания)
За определение момента подачи электрической мощности на каждую конкретную свечу отвечает трамблер. Он устроен достаточно просто: прерыватель-бегунок вращается на оси, которая жестко соединена с коленвалом (с минимально возможным люфтом).
Прерыватель поочередно задевает контакты, входящие в электрическую цепь каждой свечи. В этот момент происходит замыкание цепи, и на электроды соответствующей свечи подается напряжение.
Опережение зажигания регулируется именно поворотом прерывателя-бегунка трамблера относительно его же собственной оси (по или против часовой стрелки, чтобы добиваться опережения или задержки зажигания).
Принцип тут тоже несложный: в случае если бегунок в рабочем режиме вращается по часовой стрелке, то задерживайте сам прерыватель или же проворачивайте корпус трамблера против часовой стрелки – зажигание начнет осуществляться раньше. С регулировкой запаздывания зажигания все с точностью до наоборот.
Возможно, здесь понадобится еще и третий помощник: вы – регулируете трамблер, второй – работает со стробоскопом, а третий – давит на акселератор.
- Процесс настройки
Трамблер проворачивается крайне неохотно. Но вам и не надо его сильно раскручивать. Ослабьте болт крепления и начинайте его медленно поворачивать сначала в одну сторону, а потом в другую. Отмечайте при этом, как будет меняться опережение на маховике (как раз здесь вам и не помешает помощь третьего человека). Добившись в итоге требуемых показателей для вашей модели мотора, затяните крепежный винт – зафиксируйте распределитель зажигания.
- Регулировка зажигания двигателя на глазок.
Опытные автомобилисты способны отрегулировать опережение зажигания на глаз, а точнее, на слух, ориентируясь на звуки работы двигателя. Ну а для неспециалистов в такой ситуации рекомендуется вывести мотор на холостой ход и выставить опережение в положение 34-36°. Ориентируйтесь на плавность и громкость работы ДВС. Чем равномернее работа и тише звуки, тем лучше.
- Проверьте затяжку крепежного винта трамблера.
Полезные советы по регулировке зажигания двигателя
- Любые снимаемые и разбираемые детали перед обратной сборкой всегда подвергайте профилактике: чистке и дефектовке.
- Перед началом работы со стробоскопом тщательно очистите шкалу на маховике. Также сделайте четче центральную метку, которая соответствует ВМТ (используйте для этого маркер).
- Соблюдайте правила безопасности: не прикасайтесь к вращающимся деталям и узлам двигателя; не используйте просторную одежду, которая может зацепиться за такие детали; наденьте плотные перчатки и закрытую обувь.

- Перчатки должны быть не просто плотными, но еще и диэлектрическими. Помните, что на свечи подается просто очень большое напряжение – 18-20 тысяч вольт (в троллейбусной сети напряжение составляет всего 3000 вольт) – при не такой уж и маленькой мощности. Если начать регулировать трамблер незащищенными руками, то электрический ток без проблем пробьет кожные покровы и вы получите сразу несколько болезненных ощущений от череды ударов током.
- И помните, ДВС называется так потому, что в нем при больших температурах сгорает топливо, отчего все вокруг тоже нагревается. Так что перед тем, как что-то снимать или, наоборот, устанавливать, проверьте, насколько деталь или узел успели остыть (во избежание получения ожогов).
Особенности регулировки зажигания дизельного двигателя
Отличие системы зажигания бензинового ДВС от дизельного заключается в том, что у последнего система зажигания как таковая отсутствует полностью! Горючее – солярка – самовоспламеняется от контакта со сжатым до десятка (а в некоторых случаях и до нескольких десятков) атмосфер воздухом в цилиндре. Ведь в результате такого сжатия (в соответствии с законами термодинамики) его температура возрастает до сотен градусов.
Поэтому в дизеле для регулировки момента зажигания двигателя изменяется время впрыска горючего. В нормальном состоянии оно должно подаваться через форсунки четко в тот момент, кода поршень достигает ВМТ. Если ситуация отличается от нормальной, то впрыск может произойти раньше, и тогда расширяющиеся газы от сгорающего топлива станут препятствовать поршню достигнуть ВМТ – поршень будет преодолевать сопротивление этих газов за счет полезной работы другого поршня.
Впрыск также может немного запаздывать, в результате чего сгорающее топливо не полностью передаст свою потенциальную энергию поршню. И в том и в другом случае будет иметь место сбой ритма работы дизельного ДВС с крайне неприятными последствиями.
Регулировка угла впрыска топлива должна осуществляться очень аккуратно и медленно. В противном случае можно сильно повредить силовой агрегат.
Итак, за регулирование процесса воспламенения горючего в дизельном двигателе отвечает вовсе не электрическая часть, а ТНВД – топливный насос высокого давления, работающий в комплексе с форсунками.
Современные высокооборотистые моторы настолько точны и восприимчивы к различным факторам, что разумнее всего доверить регулировку различных систем профессионалам, обратившись в специализированный автосервисный центр. Однако иногда возникают такие обстоятельства, при которых регулировку момента зажигания требуется произвести здесь и сейчас, то есть своими собственными силами. Например:
- если производится замена зубчатого ремня передачи газораспределительного механизма (тут уж без регулировки зажигания никуда);
- если нет возможности установить шкив снятого ранее ТНВД в соответствии со специальными метками.
Перед началом регулировки впрыска у дизеля требуется очистить от масла все метки (а иногда и от загрязнений иного рода). Можно подкрасить существующие риски и цифры с помощью маркеров. Это сильно облегчит последующую установку шкива ТНВД, да и весь процесс регулировки в целом.
Выставлять зажигание на дизеле можно двумя способами:
- по меткам (если они есть);
- опытным путем.
Установка угла зажигания дизельного двигателя по меткам
Регулировку зажигания в случае дизельного двигателя правильнее называть выставлением угла зажигания. Так вот, самостоятельная установка этого угла производится посредством смещения ТНВД. Но такой метод применим только для тех дизелей, у которых механическая топливная аппаратура. Угол регулируется посредством поворота корпуса топливного насоса высокого давления.
Другой вариант связан с поворотом зубчатого шкива распределительного вала по отношению к ступице. (То есть или регулируем момент впрыска топлива, или же момент открытия клапанов). Но последнее возможно только в том случае, если насос и шкив жестко никак не связаны. Алгоритм регулировки таков:
- Потребуется (как и в случае с бензиновым ДВС) подобраться к маховику, для чего при необходимости нужно демонтировать защитный кожух и даже отсоединить (при возможности) коробку сцепления.
- Затем добираемся до стопора на маховике, который опускается в специальную прорезь.
- Проворачиваем маховик вручную или с помощью ключа. Это означает, что поворачивается и коленчатый вал двигателя. Крутим маховик по часовой стрелке до того момента, пока не сработает верхний стопор-фиксатор.
- Далее смотрим на вал привода ТНВД. Если метка на фланце ТНВД совмещается с нулевой меткой на приводе, то значит, шкала на приводной муфте занимает верхнее положение.
- После того как метки совмещены, можно затягивать крепежные болты. Но если установочная шкала на приводной муфте не находится в верхнем положении, значит, поднимаем стопор маховика и проворачиваем вал мотора еще на один оборот и плавно контролируем положение шкалы до совмещения меток.
- После затягивания болтов приводной муфты стопор на маховике нужно поднять, а коленчатый вал повернуть на 90°. После этого стопор нужно разместить в пазу.
- Устанавливаем защиту маховика на место и затягиваем крепежные болты.
После этого включаем мотор и анализируем его работу на холостом ходу. Основными критериями являются громкость работы и ровный ритм. Недопустимы повышенные децибелы, а также рывки и появляющаяся детонация.
Затем анализируем работу в движении (только без излишних нагрузок). Прогреваем дизель в течение 10 минут и оцениваем приемистость. Не должно появляться никаких посторонних звуков или срыва ритма нормальной работы. Еще хорошим индикатором правильной регулировки является цвет выхлопных газов: если впрыск идет с запозданием, то выхлоп будет иметь серый, ближе к черному, оттенок.
Подбор правильного угла впрыска дизельного движка
А теперь разберем, как настроить угол зажигания на дизельном двигателе опытным путем (тоже самостоятельно):
Начинаем манипуляции с ремнем ГРМ
Плавно проворачивайте шкив относительно ремня – буквально по одному зубчику. Каждый раз после установления ремня в новое положение пробуйте завести мотор. Делайте так до тех пор, пока двигатель не только будет с легкостью заводиться, но также обретет равномерность оборотов. Кроме того, должен приглушиться звук его работы.
Густой серый дым является маркером позднего впрыска
Если имеет место такое дымление, то тогда шкив насоса нужно проворачивать по зубчику назад, по направлению вращения, пока выхлоп не станет более прозрачным.
Вращение топливного насоса
Если отрегулировать своевременность воспламенения топлива путем проворачивания шкива не получается, то тогда следует попробовать плавно прокрутить вокруг собственной оси топливный насос высокого давления. Медленно поворачивая корпус насоса, нужно вывести работающий дизель на оптимальный режим – это когда до металлического стука детонации остается совсем немного. Но следует помнить, что детонация крайне негативно воздействует на силовой агрегат, поэтому доводить до нее нельзя.
Еще один способ регулировки подразумевает следующий алгоритм:
- Демонтируем трубку высокого давления форсунки первого цилиндра. Одеваем на нее прозрачный пластиковый шланг и располагаем в вертикальном положении. Это крайне важно для того, чтобы избежать любого, даже не различимого глазом, загрязнения.
- Включаем зажигание и медленно проворачиваем шкив ТНВД.
- Наблюдаем за уровнем топлива в трубке, чтобы выявить его верхнюю границу.
- Делаем отметку на шкиве, когда уровень солярки в трубке станет самым высоким.
- По данным меткам выставляем распределительный и коленчатый валы дизеля.
А затем, как обычно, запуск двигателя. Если по классическим признакам диагностируется ранний или запоздалый впрыск топлива, то настройку следует повторить.
Опытные автолюбители о секретах регулировки зажигания двигателя
Регулировка зажигания для тех, у кого нет слуха
Настройка на слух чревата запоздалым зажиганием. Ориентируйтесь на вибрации, а настройку производите, вращая трамблер. Работа мотора будет становиться размереннее, вибрации меньше, да и звук приятнее. Но вот обороты необязательно должны расти».
Самостоятельная регулировка зажигания – для идейных
Самостоятельно выставлять УОЗ по какой-нибудь точке оборотов (например, 2310 об/мин), разумеется, можно, но крайне трудно. Размечаем шкив, подключаем цифровой тахометр, подключаем стробоскоп, потом запускаем двигатель, составляем график «обороты/УОЗ», сопоставляем с данными инструкции по эксплуатации. В общем, нахождение оптимального режима – это долгий, утомительный процесс, где очень легко наделать ошибок и подвести движок под капитальный ремонт. Намного проще за 4-5 тыс. р. приобрести МПСЗ».
Как отрегулировать зажигание двигателя д240?
«Алгоритм простой, как оглобля!
- Устанавливаем шестерни газораспределительного механизма по меткам и тут же приводим поршень первого цилиндра в ВМТ.
- Устанавливаем ТНВД на место и закрепляем его там. Установить его неправильно невозможно – ошибочному размещению будет препятствовать слепой зуб в старых насосах и 3 смещенных шпильки в новых /240, 242, 245/.
- Откручиваем трубки ТНВД и прокачиваем систему.
- Проворачиваем ТНВД по или против часовой стрелки, пока не появятся признаки солярки в плунжере первого цилиндра (обычно солярка в этом случае «стреляет»).
- Только после этого насос следует довернуть еще на 1,5-2 мм, а далее можно уже плотно закручивать трубки ТНВД.
- Прокачиваем систему еще раз, а дальше – заводим двигатель!!!»
Как на Д-144 (Т-40) выставить зажигание? И как не ошибиться на 180 град.???
Если по порядку, то действуем так:
- Демонтируем крышку клапанов первого цилиндра.
- Устанавливаем коленвал по шкиву на метку Т или НПТ – впрыск.
- Проверяем клапаны первого цилиндра на предмет наличия тепловых зазоров. Если выпускной клапан зажат, то нужно провернуть коленчатый вал на один оборот. Если же у обоих коромысел присутствует зазор, то система зажигания выставлена вполне корректно.
- Снимаем "рябуху" с вала ТНВД. Далее проворачиваем его по часовой стрелке так, чтобы с первой секции топливо стало подниматься с воронки штуцера.
- Фиксируем ТНВД в данном положении и через "многодырник" соединяем его с двигателем.
- Запускаем мотор и оцениваем качество регулировки по следующим объективным показателям: по приемистости в режиме ускорения с холодного хода; при начале движения (трогании автомобиля с места)».
Пых-пых, пум-пум, или стоит ли производить регулировку зажигания двигателя на слух?
«Настраивать на слух можно, но при этом вам потребуется изрядная доля везения и значительный опыт в этом деле. Выставляем двигатель на холостые обороты, а затем отпускаем болт крепления и начинаем проворачивать трамблер. Ловим момент, когда двигатель работает ровно "пых-пых-пых", но при этом, если повернуть распределитель зажигания чуть левее или чуть правее, то начинает сбоить "пум-пум-пум".
Стробоскоп здесь не особо нужен, но возможно, надо будет неоднократно такую процедуру повторить, потому что каждый раз после того, как точка поймана, требуется проверять работу движка на больших оборотах (то есть нужно еще и отмечать получаемые результаты)».
Качественная, неторопливая регулировка опережения зажигания у бензинового двигателя и регулировка угла подачи топлива у дизеля – залог экономичного расходования ресурса силовых агрегатов при наибольших показателях КПД. Конечно, можно производить настройку самостоятельно, используя стробоскоп и опираясь на помощь друзей или коллег, однако разумнее и безопаснее будет прибегнуть к услугам профессионалов.