Размеры сайлентблока заднего рычага: почему так важны верные параметры детали
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое сайлентблоки и зачем они нужны
- Когда нужно менять сайлентблока
- Как узнать размер сайлентблока заднего рычага
- Какие сайлетблоки лучше – резиновые или полиуретановые
Ваша машина, до сегодняшнего дня практически бесшумно передвигавшаяся по улицам города, вдруг начала на каждой неровности стучать подвеской? Значит, настала пора ремонта, виновником которого является поврежденный сайлентблок. Что это за деталь, в чем ее предназначение и каким образом ее менять? Давайте подробно разберемся в данном вопросе, попутно выяснив регламентированные размеры сайлентблока заднего рычага.
Что такое сайлентблоки и зачем они нужны
Сайлентблок является важным элементом подвески. Он состоит из металлической и резиновой частей и подобно остальным деталям подвержен износу в процессе эксплуатации. В итоге появляются различные стуки в подвеске.
Сайлентблок представляет собой деталь цилиндрической формы небольшого размера, состоящую из трех частей:
- наружного элемента из тонкостенной стали, оснащенного ребрами жесткости и обечайкой;
- цельнометаллической втулки, расположенной в середине;
- эластичного наполнителя между сердцевиной и наружной частью, выполненного из резины или полиуретана.
Принцип работы детали следующий. Изначально обе металлические части неподвижны — как сердечник, со всех сторон зажатый эластичным наполнителем, так и наружная оболочка. При возникновении достаточно сильного крутящего момента внутренняя втулка приобретает некоторую подвижность благодаря эластичности наполнителя.
Автомобильные колеса соединяются с ходовой частью через передние и задние рычаги определенных размеров. Для эффективной амортизации подвеской всех дорожных неровностей необходимо выполнение определенных условий:
- Вертикальная подвижность колеса относительно рычага под действием пружины. Для этого передний или задний рычаг прикручивается к стальной оси, которая в свою очередь жестко закреплена на ложероне.
- Наличие эластичной прокладки в месте соединения кузова и ходовой части. Таким способом поглощаются мелкие неровности на дороге. В противном случае возникающая вибрация колес будет передаваться в салон.
Гасить колебания, смягчать мелкие удары и помогать рычагу справляться с крупными неровностями призваны как раз сайлентблоки разных размеров. Они обеспечивают подвижное и в то же время упругое соединение элементов подвески с элементами кузова.
Кузовная часть опирается на подвеску с каждой стороны двумя-тремя точками. Соответственно упор осуществляется на задний либо передний рычаг и стойку либо на 2 рычага и амортизатор. Для каждой точки крепления используется пара сайлентблоков определенных размеров в качестве амортизирующих деталей.
Сайлентблоки еще называют сухими шарнирами. Это название дано из-за их способности работать без какой-либо смазки, за счет одной лишь эластичности полимерного наполнителя. С другой стороны, этот же наполнитель благодаря своим свойствам ограничивает радиус поворота рычага в пределах, достаточных для рабочего хода подвески.
Где же конкретно расположены сухие шарниры?
- Основными местами размещения являются упомянутые ранее места соединения верхних и нижних рычагов (как задних, так и передних). В лонжероне (силовой элемент кузова) имеется выступающая часть с отверстием, в которое вставляется длинный болт, выполняющий роль оси. Сайлентблоки определенных размеров запрессовываются в проушины рычага и фиксируются затем гайками по краям данной оси.
- Поворотный рычаг в нижней точке соединяется со стойкой через малый шарнир.
- Верхняя и нижняя проушины каждого амортизатора также содержат по одному сухому шарниру.
- Кроме того, сайлентблоки ставят в местах, где реактивные тяги опираются на стабилизаторы поперечной устойчивости.
Задняя подвеска в современных машинах обычно выполнена на базе рычагов или торсионов. И в том, и в другом случае используются рычаги, которые устанавливаются на сайлентблоки. Таким образом, не только передняя, но и задняя подвеска не обходится без сухих шарниров. Даже если задний мост представляет собой неразрезную балку, шарниры нужных размеров обязательно будут использованы при установке амортизаторов и задних тяг.
Когда следует менять сайлентблоки
Каждый сайлентблок испытывает большие нагрузки, полностью принимая на себя возникающие вибрации между соединяемыми элементами. Обычный срок службы шарнира составляет 100 тысяч км, в некоторых случаях он достигает 150 тысяч км пробега. Однако проверять состояние шарнира требуется не более чем через каждые 50 тысяч км в зависимости от качества материала детали, ее расположения и размера.
Повышенный износ сайлентблока проявляется в виде:
- ухудшения управления;
- плохой отзывчивости (задержки реакции) механизма при повороте руля;
- повышенной вибрации в подвеске;
- нарушения курсовой устойчивости автомобиля при движении на высокой скорости;
- неравномерного износа шин;
- нарушения правильной регулировки сход-развала передних и задних колес.
Далеко не все признаки напрямую сигнализируют о неисправности сухих шарниров, если только резиновый наполнитель не начал кусками выпадать и нет явного перекоса колес. При появлении симптомов следует, в первую очередь, обратиться в СТО, где уже смогут точно выявить неисправность в ходовой части.
Если своевременно не менять сайлентблоки, значительно ухудшается управляемость и снижается безопасность вождения. В запущенных случаях неисправная деталь может разрушить свое посадочное место, что приведет к необходимости замены заднего рычага.
На износ шарнира влияют дорожное покрытие, манера езды и особенности подвески автомобиля. К примеру, интенсивная эксплуатация некоторых иномарок в условиях неровных дорог требует замены нижних сайлентблоков уже спустя 20-30 тысяч км пробега.
Как узнать размер сайлентблока заднего рычага
Автовладелец, желающий поменять сухой шарнир в своей машине, должен знать год производства данной машины и вин-код ее кузова, а также основные параметры (размеры) непосредственно сухого шарнира:
- длину;
- внешний диаметр;
- внутренний диаметр.
Расходные материалы рекомендуется покупать у завода-изготовителя, избегая при этом кустарно произведенных изделий. Только такой продукт будет обладать гарантией качества, соответствовать принятым нормам и обеспечивать заявленный срок службы.
Внешний диаметр — основной размер, по которому можно выбирать новый сайлентблок для заднего рычага. При этом не будет необходимости демонтировать имеющийся шарнир, однако следует учесть один нюанс. Некоторые модели шарниров для заднего рычага комплектуются дополнительными втулками, уменьшающими износ крепежа. Поэтому во избежание ошибок при выборе автовладельцы обычно добавляют к диаметру некоторую погрешность. Например, если измеренное значение внутреннего диаметра составило 14 мм, фактическое значение размера будет находиться в пределах 14,1-14,3 мм.
Все же процесс выбора следует предоставить профессионалу, поскольку сайлентблоки, находясь под постоянным действием нагрузок с заднего рычага, со временем деформируются, их размеры несколько изменяются. И для подбора «свежей» детали необходимо иметь достаточный опыт.
Приобретая новое изделие, поинтересуйтесь его производителем и наличием соответствующей документации. Шарнир для заднего рычага, изготовленный в заводских условиях, обязательно имеет сертификат качества и соответствия стандартам. Такой сертификат должен быть в комплекте при продаже.
Не стоит гнаться за дешевизной. Размеры сайлентблока заднего рычага могут быть чуть увеличенными. Такой некачественный шарнир сначала плотно фиксируется в посадочном месте рычага, но со временем изнашивается и увеличивает отверстие в рычаге. В результате этого установка другого шарнира в данное отверстие с требуемым натягом становится невозможной, и рычаг приходится менять на подходящий по размеру.
Какие сайлентблоки лучше – резиновые или полиуретановые?
Еще некоторое время назад такой выбор не стоял — все автолюбители безоговорочно выбирали сайлентблоки любого размера с резиновым наполнителем. Но технологии стремительно развивались, и на рынке появился альтернативный вариант, с наполнителем из полиуретана. Какие же преимущества предлагаются данным конкурентом классической резины?
Полиуретановые сухие шарниры для задних рычагов (и не только для них) сегодня пользуются большим спросом из-за лучшей способности материала противостоять резким температурным перепадам — на жаре полиуретан не сохнет, на морозе не трескается, да и в целом показывает большую выносливость относительно резины.
Тем не менее, есть и оборотная сторона медали. По причине большей твердости полиуретана автомобиль в движении более жесткий, нежели с резиновыми сайлентблоками аналогичных размеров. Полиуретан к тому же менее пластичен, чем резина, поэтому полиуретановый шарнир может срабатывать несколько раз подряд, в то время как резиновому хватило бы одного раза. Отрицательная температура способствует «дубению» материала, что делает его более хрупким.
Для тех, кому трудно сделать выбор, приведем по три достоинства резиновых и полиуретановых шарниров любых размеров, в том числе для заднего рычага.
Три причины приобрести изделия из резины:
- С резиновыми шарнирами машины сходят с конвейера и некоторое время эксплуатируются безо всяких проблем. Другими словами, резиновые сайлентблоки более привычны. И если они отлично работают, нет особого смысла менять их на что-то другое.
- Резиновые шарниры относительно дешевы — по сравнению с качественными полиуретановыми они могут быть дешевле в несколько раз.
- Резина мягче, соответственно, езда с такими сайлентблоками будет более комфортной, особенно если водитель предпочитает размеренный стиль езды.
Три причины приобрести изделия из полиуретана:
- Полиуретановые шарниры надежнее, прочнее и менее привередливы по сравнению с резиновыми шарнирами таких же размеров.
- Полиуретан долговечен. Сайлентблоки всех размеров на основе данного наполнителя можно эксплуатировать очень долгое время без замен, ремонта и диагностики.
- Шарниры для заднего рычага с полиуретановым наполнением более чувствительны и позволяют полностью контролировать автомобиль и увереннее им управлять. Это делает вождение более безопасным, что очень немаловажно на дороге.
Какой вариант лучше? Конечный выбор всегда за автовладельцем, в зависимости от конкретных нужд и предпочтений.
Порядок замены сайлентблоков
Наибольшая сложность при замене сайлентблоков в их запрессовке. Эту операцию стоит выполнять специальным инструментом, состоящим из оправок и пресса, с помощью которых старый шарнир выпрессовывается из переднего или заднего рычага, а новый того же размера, соответственно, запрессовывается. Отечественные умельцы иногда действуют по-старинке: берут отрезок трубы подходящего размера в качестве оправы и загоняют новый шарнир в рычаг с помощью кувалды. В этом деле, однако, необходимы сноровка и точность, иначе есть риск повреждения резинового элемента.
Итак, разберем поэтапно установку заранее приобретенных деталей. Из инструментария понадобятся: кувалда либо молоток, набор гаечных ключей для демонтажа задней балки и рычагов подвески.
- Машина ставится на эстакаду или яму. Можно обойтись и домкратом нужного размера, приподнимая одно колесо, но работать с подвеской придется лежа, что не всегда удобно. Основание домкрата в таком случае не должно находиться в створе кронштейна балки.
- Задняя балка демонтируется вместе со снятием троса ручного тормоза.
- На кронштейнах расположены скобы, удерживающие тормозные шланги. Эти скобы также необходимо снять.
- С балки снимается изношенный сайлентблок. В условиях гаража это обычно осуществляется молотком либо кувалдой. Следует соблюдать осторожность, пытаясь не повредить посадочное место в задней балке, иначе новый шарнир может не подойти по размеру.
- Освобожденное посадочное место очищается от загрязнений, после чего внутрь помещают графитовую смазку.
- Новый шарнир нужного размера аккуратно молотком загоняется в посадочное место задней балки. При этом необходимо обеспечить отсутствие зазоров и отверстий.
- Задняя балка собирается в обратном порядке.
После замены детали можно сразу же эксплуатировать автомобиль. В процессе сборки одного шарнира нужно внимательно проверять крепление каждой детали, и только после этого приступать к другому сайлентблоку.
Остановимся подробнее на снятии старого резинового элемента. Снимается резина тремя-четырьмя ударами кувалды строго по центру шарнира и обязательно по вертикальной оси. Для облегчения демонтажа край обоймы загибается зубилом. Мастера ремонта с опытом удаляют старый сайлентблок из задней балки с помощью обрезка трубы и молотка (кувалды). Диаметр трубы должен быть немного меньшего размера, чем посадочное место. Для выпрессовки отрезок трубы приставляется одним концом к шарниру, а по другому концу равномерно бьют молотком. Нескольких ударов хватает, чтобы деталь выскочила из посадочного места.
После выпрессовки необходимо проверить посадочное место на отсутствие трещин и сколов. При наличии таковых придется заменить заднюю балку — новый сайлентблок в поврежденном посадочном месте уже не займет нужное положение по размеру.
Выпрессовка старой детали и запрессовка новой отличаются сложностью выполнения, в особенности последний этап. По этой причине желательно для работ на задней балке использовать съемник — специальное устройство для снятия сайлентблока, которое при желании изготавливается своими руками. Работы с таким устройством обходятся без ударов, а, следовательно, повредить детали им невозможно.
Данный инструмент может быть в трех вариантах:
- Используются тиски небольших размеров, которые надеваются на элемент подвески. Между одной губой тисков и сайлентблоком размещается трубка для выпрессовки, а между второй губой и корпусом детали прокладывается деревянный брусок, который давит на деталь подвески.
- Съемник изготавливается из подручных материалов с помощью сварки и токарных инструментов. Делается хомут из металлических пластин, в его основании просверливается отверстие, к которому приваривают гайку. В эту гайку впоследствии будет ввинчиваться болт определенного размера, играя роль пресса.
- Приобретается готовый съемник в заводском исполнении.
Наиболее простым, дешевым и в то же время надежным вариантом являются тиски. На готовый съемник придется потратить некую сумму, а для изготовления самодельного приспособления, выдерживающего повышенные нагрузки, нужны определенные навыки в сварке и токарных работах.
Замена сайлентблоков различных размеров, как для заднего и переднего рычага, так и для задней балки и других узлов — задача непростая. Поэтому перед каждой такой процедурой каждому автолюбителю, от новичка до профессионала, необходимо принять решение: сможет ли он заменить шарнир самостоятельно, или лучше обратиться к специалистам СТО.