Как снизить расход топлива: эффективные методы
Мало кто из автовладельцев не задумывался о том, как снизить расход топлива. Особенно если учесть, что стоимость горючего стабильно растет уже на протяжении десятилетий без всякой привязки к цене на нефть. Сегодня, чтобы заправить полный бак, приходится выкладывать серьезную сумму.
В такой ситуации любая экономия сильно облегчит жизнь автомобилистам. К тому же если постараться, то снизить расход топлива можно весьма даже значительно. Способы для этого есть, надо лишь несколько изменить свои автомобильные привычки и начать тщательно следить за техническим состоянием машины.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Основные причины повышенного расхода топлива
- Способы сэкономить на автомобильных привычках
- Технические моменты, снижающие расход топлива
- Отзывы автовладельцев о средствах для снижения расхода топлива
Основные причины повышенного расхода топлива
Тем, кто ищет ответ на вопрос, как снизить расход топлива, необходимо знать, что экономия во многом зависит от технического состояния вашего автомобиля. Любые методы экономии будут малоэффективными, если ваша машина неисправна. Поэтому советуем тщательно следить за ее состоянием и строго соблюдать сроки прохождения техосмотра.
К существенному увеличению расхода топлива могу привести следующие технические неисправности и особенности поведения водителя:
- Проблемы с двигателем: в неработоспособном состоянии находятся свечи зажигания, плохо запускается мотор, растянут ремень ГРМ.
- Проблемы с датчиками кислорода, расхода воздуха, холостого хода и лямбдо-зондом.
- Неудовлетворительное состояние шин.
- Неотрегулированный угол развал-схождения, который необходимо корректировать через каждые 20 тыс. км пробега.
- Нарушение требований к состоянию тормозной системы.
- Прогревание мотора длительное время, несмотря на то что для после трехминутного прогрева уже можно начинать движение на малых оборотах, так как уровень вязкости масла вполне обеспечивает смазку узлов.
- Наличие дополнительного обвеса автомобиля – спойлеры, арки, дополнительный багажник. Все эти элементы тюнинга не только увеличивают топливный расход, но и отрицательно влияют на аэродинамику.
- Скоростная езда с открытыми окнами.
- Агрессивная манера вождения.
Рассмотрим подробнее существующие методы экономии автомобильного топлива.
Способы сэкономить на автомобильных привычках
- Обеспечьте плавное движение автомобиля.
Самый большой расход топлива наблюдается в момент резкого старта. В процессе такого разгона двигатель вынужден работать на высоких оборотах, несмотря на то что включена низкая передача. Из-за этого мотор испытывает существенную нагрузку, которая многократно выше, чем при плавном наборе хода. То же самое происходит во время набора скорости при обгоне. Если вы перестанете беспрестанно давить на газ, топливный бак не будет с бешеной скоростью вылетать в трубу. Средняя экономия при этом составит от одного до двух литров на сто километров пути.
Не рекомендуются также и резкие остановки. Для того чтобы избежать неравномерного ритма движения, постарайтесь соблюдать дистанцию. Это избавит вас от необходимости сбрасывать скорость при приближении к впереди идущей машине.
В плотном потоке постарайтесь двигаться так, чтобы у вас не было постоянной необходимости притормаживать. Используйте возможность движения накатом – это также позволит сэкономить топливо.
- Своевременно переключайте скорости.
Автоматическая коробка передач сделает это за вас, а вот тем, кто по-прежнему ездит на «механике», важно учитывать существующие для экономии возможности. Советуем вам вне зависимости от типа трансмиссии выбирать для движения самую высокую из возможных передач.
Наибольший расход бензина при наличии АКП возникает при использовании спортивного режима. Преследуя цель экономии, старайтесь не переключаться на него. Тем, кто думает, как снизить расход топлива на автомате, не стоит резко нажимать на акселератор – «кикдаун» выводит двигатель на высокие обороты, и он начинает активно потреблять топливо.
В качестве дополнительных способов экономии топлива при езде на автомате рекомендуем: плавное управление педалями тормоза и газа. Разгоны и торможения не должны быть резкими. При остановке рычаг следует перевести в нейтральное положение. Во время дальних поездок нужно обязательно включать круиз-контроль. Уменьшить нагрузку на двигатель также можно с помощью регулярного использования режима winter.
Водитель, управляющий автомобилем с механической коробкой передач, должен самостоятельно определять моменты переключений. Делать это нужно постепенно и своевременно, не перескакивая с первой на пятую. Поводом для перехода на следующую скорость является положение стрелки, выходящее за 2000 оборотов.
Трогаться с места следует на первой скорости, ускоряться на второй, во время обгона использовать третью, а при езде в черте города четвертую. Пятая и шестая скорость пригодятся вам во время движения по загородным автомагистралям. Неправильно выбранная передача на автомобиле с механической коробкой приведет к тому, что вы не сможете быстро разогнаться, даже максимально вдавив педаль в пол. При этом расход топлива будет чрезвычайно большой.
- Обеспечьте хорошую аэродинамику.
На объем расхода топлива активно влияет как скорость, так и сила сопротивления встречного потока воздуха. Если ваш автомобиль мчится со скоростью 130 км/ч, вы сожжете 9 литров бензина на 100 км. Если скорость будет в пределах 100 км/ч, расход уменьшится примерно на 3 литра.
Любые кузовные обвесы увеличат коэффициент сопротивляемости воздуха. Открытые во время поездки окна также станут поводом для возрастания сопротивления. В среднем расход бензина при скорости движения 90 км/ч может увеличиться на четверть. Поэтому лучше не нагружать свою машину красивыми, но бесполезными декоративными элементами, поднимать стекла и своевременно производить замену сломанных спойлеров.
Если все же вы хотите придать своей машине яркую индивидуальность, обратитесь к варианту профессионального аэродинамического обвеса, который действительно будет способствовать улучшению динамики. Стоит он довольно дорого, но на высоких скоростях вы сможете благодаря ему существенно сэкономить топливо.
- Учитывайте погодные условия и обстановку на дорогах.
В холодное время года прогрев автомобиля занимает много времени. При этом к двигателю поступает больше топлива, чем обычно.
На самом деле современные автомобили устроены так, что через три минуты после того, как вы завели машину, уже можно начинать движение. Главное в первые 15 минут поездки не раскручивать бензиновый двигатель выше 2500 оборотов, а дизельный— 2000 оборотов.
Распространенное мнение о том, что спуск на «нейтралке» или езда по наклонной с выжатым сцеплением снизит расход топлива, является ошибочным. Бензин в этом случае не экономится, и лучше двигаться со включенной передачей. Увеличивается расход топлива и при движении по грунтовым дорогам, некачественному дорожному покрытию, мокрому или покрытому наледью асфальту.
- Ограничивайте время работы электронных устройств.
Вентилятор, печка, кондиционер, бортовой компьютер, акустическая система и т. д. – это приборы, которые потребляют энергию. Она поступает к ним от аккумулятора, который, в свою очередь, получает ее от двигателя. Соответственно, и на их долю приходится некоторое количество потребляемого топлива. Отключить при наличии такой возможности эти приборы – значит сэкономить примерно 5 % горючего. Это еще один вариант того, как можно снизить расходы топлива при поездке на автомобиле.
Придется выбирать между экономией и комфортом. Для того чтобы охладить салон в летний солнечный день, вам потребуется дополнительно израсходовать от 5 до 20 % топлива. Для того чтобы сэкономить – смириться с духотой.
- Грамотно используйте возможности полноприводного автомобиля.
Ситуация с кроссоверами и внедорожниками, конструкция которых предусматривает подключаемый полный привод, может складываться по-разному. В каких-то случаях вы столкнетесь с тем, что расход горючего будет значительным, а в иных ощутите его экономию.
Снизить расходы топлива поможет разумное решение не переводить трансмиссию в режим 2WD во время движения по асфальтированной дороге. В этом случае тягу на вторую ось подавать не придется и расход энергии немного уменьшится.
В условиях зимней дороги или при езде по бездорожью активизация режима 4WD, напротив, сможет обеспечить экономию за счет снижения количества пробуксовок. Но если ваша машина увязнет на заснеженной дороге или в болотистом грунте, то потери топлива при включенном режиме 2WD многократно возрастут.
- Глушите мотор во время стоянки.
На первый взгляд кажется, что работающий на холостых оборотах двигатель почти ничего не потребляет – показатель расхода не больше литра в час. Но если учесть, что вы стоите на месте, расход в пересчете на километры будет очень существенным. Поэтому современные автомобили оборудованы системами start/stop, которые при любой, даже самой короткой, остановке автоматически выключают двигатель.
Если такая система отсутствует и вы предполагаете, что остановка продлится больше минуты, советуем глушить мотор вручную. Этой рекомендацией могут воспользоваться владельцы практически всех отечественных автомобилей, озадаченные тем, как снизить расход топлива.
Технические моменты, снижающие расход топлива
Обсудим технические моменты, влияющие на расход топлива.
- Неудовлетворительное состояние свечей зажигания
Неполное сгорание топлива может быть результатом эксплуатации некачественных свечей зажигания. Они должны находиться под постоянным контролем автовладельца и своевременно подвергаться замене. Наиболее эффективными являются иридиевые и платиновые свечи, срок работы которых дольше обычных в четыре раза. Даже при наличии очевидных признаков загрязнения они в состоянии обеспечить искровой зазор и стабильность разряда.
- Плохо отрегулированный развал-схождение
Качественная и своевременная регулировка не только помогает снизить степень износа резины, но и обеспечивает среднюю экономию бензина в пределах 60 литров. Советуем проводить проверку сход-развала через 15–20 тыс. км пробега.
- Грязные фильтры
Попадание через воздушные фильтры примесей в рабочую смесь снижает мощность двигателя. Эта проблема компенсируется за счет повышенного расхода топлива. Поэтому замену фильтров следует производить своевременно. Если вы ездите преимущественно по грунтовым или сильно запыленным дорогам, то делать это вам придется в два раза чаще.
- Проблемные шины и диски
Изношенный протектор на шинах и неравномерное давление в ободе колес повышает расход топлива на 5 %. Даже такое незначительное понижение давления в шинах, как 0,5 атм., увеличивает ежегодный расход топлива на 5–6 литров.
Не нужно перекачивать колеса – это не только увеличивает их износ и делает более ощутимыми дорожные неровности, но и является препятствием на пути к экономии. Правильно накачанные или специальные энергосберегающие шины снижают расход топлива на 5 %. Усилить эффект энергосбережения можно, установив на свое авто облегченные диски.
Эффектные широкие диски, которые так любят автовладельцы, – прямой путь к перерасходу. В результате их использования многократно повышается аэродинамическое сопротивление.
Снизить расход топлива и сэкономить бензин при перевозке больших грузов можно, подкачав шины примерно на 0,2–0,3 атм.
- Низкое качество моторного масла
Моторная смазка необходима для того, чтобы снизить силу трения. Чем ниже она будет, тем меньше топлива затребует автомобиль для своего питания. С хорошим синтетическим маслом с пониженной вязкостью эффект экономии может составлять до 7,5 % от общего потребления.
- Выход из строя каталитического нейтрализатора
Подобное увеличивает расход топлива на 20 %. Автовладельцы, эксплуатирующие старые модели машин, нередко просто демонтируют его, пытаясь добиться эффекта экономии. Однако такие действия не только не обеспечивают желаемого результата, но и многократно увеличивают вредные выбросы в атмосферу.
Некоторые производители предлагают к продаже специальные устройства, которые, с их слов, помогут снизить расходы топлива. Это различные ионизаторы мотора, кавитаторы, экономители для электросетей и т. д. Эффективность их можно определить только в процессе эксплуатации, поэтому советы относительно целесообразности приобретения таких устройств мы, пожалуй, давать не будем.
Отзывы автовладельцев о средствах для снижения расхода топлива
- Исходя из законов физики
- Заметил нюансы
- Правило золотой середины
- Сколько стоит «философский камень»
- Реальная экономия
«Решил попробовать воспользоваться советами из Интернета, тем более что законам физики они не противоречат. А в соответствии с ними условия работы агрегатов оказывают влияние на итоговый КПД. Интерес вызвал модификатор жидкости радиатора CARUP и топливный элемент экономии Water Fuel. Могу сказать, что экономия, конечно, есть, но незначительная. Обещанного чуда не случилось».
«Устройства для экономии действительно работают, но с некоторыми нюансами. За каждый результат нужно платить. Иногда это ресурс двигателя, иногда цена присадки, иногда все вместе. Мой приятель как-то задумался над тем, как снизить расход дизельного топлива, и приобрел разрекламированную «биодобавку для автомобилей». Машина стала «кушать» меньше, но платить за вкусняшку пришлось дороже. Это почти в два раза превысило экономию».
«Еще великий Ломоносов заметил, что если где-то прирастает, то где-то обязательно убавится. Вот и «волшебные» добавки к маслу трение уменьшают, а другие параметры ухудшают. Хорошо было бы производителям отыскать золотую середину».
«Способов повысить топливную эффективность очень много. Но я соглашусь применить только тот, который будет подтвержден в процессе расчетов и обязательно проверю, насколько они достоверны. Пока даже приблизительные цифры говорят о том, что самая существенная экономия топлива позволит окупить предлагаемые опции минимум через пять лет. С учетом этого «философский камень» непомерно дорого стоит. Спасти ситуацию может только снижение цен на топливо на 90 %».
«Стеганое одеяло на двигателе тоже помогает экономить. Просто при покупке нужно все внимательно анализировать, а не брать что дают. Было время, когда регулятор принудительного ХХ тоже считали бесполезной игрушкой, а мне он дает экономию литр на сотню».
Как видите, мнения автолюбителей расходятся. А вот описанные в нашей статье элементарные правила экономии работают безусловно. Если принять их к сведению, то расход топлива можно снизить примерно на 15 %. Для того чтобы в вашем бюджете сохранилось несколько лишних тысяч, используйте данные методы в своей практике. Тогда вы на деле сможете убедиться, что они имеют смысл.