Расход бензина на 100 км: как рассчитать и снизить
Как рассчитать? Расход бензина на 100 км каждый автовладелец может рассчитать самостоятельно. Для этого существует несколько разных способов: одни простые, другие – более сложные, подразумевающие долгие наблюдения и вычисления.
Как его снизить? Если окажется, что расход бензина на 100 км у вашего автомобиля гораздо больше, чем заявлено производителем, то пора что-то делать. Как минимум, стоит проанализировать факторы, влияющие на «аппетит» двигателя.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Расчет расхода бензина
Предельно точно расход топлива (бензина или солярки) на 100 км можно определить лишь с помощью специального оборудования, но на практике в этом редко возникает необходимость. Гораздо проще сделать это, понаблюдав определенное время за тем, каково соотношение между объемом заправляемого бензина и проезжаемым после этого расстоянием. Таким способом можно получить результат с довольно высокой степенью достоверности: погрешность способна составить не более 0,1–0,2 литра на 100 километров.
Методика расчета опытным путем среднего расхода бензина на 100 км несложная. Алгоритм действий:
- Заезжаем на автозаправку, когда бак почти пустой, и заливаем его полностью.
- Сбрасываем счетчик одометра, либо запоминаем его показания.
- Далее эксплуатируем автомобиль в обычном режиме, причем желательно израсходовать топливо почти полностью – до появления индикатора о необходимости заправки.
- Записываем пройденное за это время расстояние.
- Вновь посещаем АЗС и заправляемся «до полного».
- Фиксируем объем топлива, вошедшего в бак.
После этого остается высчитать расход бензина на 100 км, подставив значения в формулу:
К примеру, машина проехала 600 км, после чего в баке поместилось 50 литров бензина. Получается, что:
Для большей надежности контрольный эксперимент можно повторить несколько раз. Чтобы отсечь другие факторы, необходимо заправляться на одной АЗС, а в идеале на той же самой колонке. Дело в том, что может отличаться настройка топливораздаточных колонок, и, соответственно, долив «до полного» будет выполнен в разном объеме. Погрешность даже в 1-2 литра повлияет на конечный результат, поэтому повторение измерений с использованием одинакового оборудования позволит получить картину, максимально приближенную к истине.
Чем больше будет измерений, тем более высокой окажется точность вычислений, особенно если всякий раз цифры будут примерно одинаковыми. Большой же разброс результатов указывает на то, что вмешался какой-то дополнительный фактор. К примеру, сравнение расхода летом и зимой или в городе и на трассе ожидаемо покажет существенные отличия.
Кстати, вышеописанным способом можно выяснить «аппетиты» двигателя своего автомобиля при работе в различных режимах. Обычно выделяются три цикла, причем даже производители указывают нормы расхода бензина на 100 км для каждого из них. Наиболее затратен городской цикл с частыми остановками на светофорах, пешеходных переходах и в пробках. Большое потребление топлива объясняется здесь тем, что оно расходуется на периодически производимых разгонах.
Загородный расход
Загородный цикл, наоборот, характеризуется движением на одной стабильно удерживаемой скорости, и мотор в таком режиме потребляет топливо наиболее экономно. Комбинированный характер имеет смешанный цикл, включающий в себя езду в городе и на трассе.
Средний расход горючего с учетом всех циклов производится чуть сложнее, но тоже в пределах одной формулы:
Например, вы живете за городом и по трассе ежедневно проезжаете 20 км, плюс 30 км колесите по городским улицам. При этом расход (литров бензина на 100 км): городской цикл – 9, загородный — 7. Тогда ваш смешанный цикл дает норму потребления 8,2 л на 100 км ((9 * 30 + 7 * 20) : 50 = 8,2).
Еще 3 способа расчета расхода бензина
«Лампочка»
Общая методика остается прежней, однако в качестве точки отсчета берется не полный бак, а уровень топлива, когда загорается индикатор наполнения бака. Преимуществом данного способа является отсутствие необходимости полной заправки.
Порядок действий:
- При загорании индикатора с бензоколонкой сразу заезжаем на ближайшую АЗС.
- Заправляемся любым объемом топлива, хотя чем больше он будет, тем точнее окажутся результаты.
- Фиксируем, сколько залито в бак горючего (V) и какие показания на одометре.
- Продолжаем ездить в привычном режиме.
- Когда контрольная лампа опять загорелась, вычисляем пройденное с момента заправки расстояние (S).
- Определяем, сколько составляет расход бензина на 100 км, разделив значение V на S и умножив на 100.
Однако этот способ не столь точен, и его недостатком является то, что в самом начале нужно оперативно заехать на АЗС.
«Олдскульная бухгалтерия»
В повседневном применении это самый достоверный способ определения расхода бензина или солярки. Суть его была описана выше – постоянная фиксация того, сколько заправили и сколько проехали. Да, это потребует нескольких недель, и потом можно продолжать вести записи постоянно.
Достоинством данной методики является высокая степень точности и возможность обнаружить закономерности (расход в разное время года, в разных циклах работы двигателя). Особых усилий здесь не потребуется – достаточно аккуратности и методичности в выполнении записей и расчетов.
Алгоритм:
- Начинать можно с любой заправки – лучше, чтобы в это время горела контрольная лампочка.
- Для удобства сбрасываем показания одометра или записываем текущие.
- Всякий раз, заезжая на АЗС, отмечаем объем залитого топлива.
- Пользуемся автомобилем как обычно.
- По прошествии определенного времени подводим предварительные итоги, подставив в формулу объем топлива и километраж.
- Вести учет подобным образом можно сколь угодно долго.
В итоге вы будете постоянно контролировать расход топлива и вовремя заметите его увеличение, что может свидетельствовать о появлении технических проблем.
«Высокотехнологичная бухгалтерия»
Все то же самое, как и в предыдущем разделе, но избавить себя от ручных записей и вычислений можно, воспользовавшись специальной программой. Более того, такие приложения доступны для установки на смартфон. После этого остается лишь вводить число литров и километраж, а все остальное возьмет на себя программа.
Свериться с тем, не выходят ли «аппетиты» двигателя за пределы нормы, можно, используя расчеты от Минтранса. В документе приведены значения расхода бензина на 100 км по всем маркам и моделям.
Факторы, влияющие на расход бензина
Проведя опытные расчеты, многие автовладельцы сталкиваются с тем, что полученные числа не совпадают с паспортными данными от производителей. Разница может быть вызвана самыми разнообразными причинами, и главное значение имеет ее величина.
Прежде всего, нужно учитывать, что на заводах замеры проводятся по установленным методикам и технологиям, и исходные условия могут быть едва ли не идеальными. В реальной же жизни добавляются неблагоприятные факторы в виде погодных условий, качества покрытия, рельефа местности, характера дорожного движения и т. д.
Выделим факторы, которые в наибольшей степени влияют на расход топлива:
- Техническое состояние автомобиля. Значения, близкие к паспортным, возможны лишь при условии полной исправности транспортного средства. Неполадки систем и узлов автомобиля негативно сказываются на экономичности двигателя. Забитый воздушный фильтр, старые свечи зажигания, неисправная тормозная система, износ сцепления, выход из строя ДМРВ и пр. – все это влечет перерасход горючего.
- Аэродинамика. Встречный воздух оказывает сопротивление движущемуся автомобилю, и чем больше площадь соприкосновения, тем больше его сила. Соответственно, если установлены внештатные кузовные детали и оборудование (багажник на крыше, дефлектор, дополнительные фары и т. п.), то аэродинамические показатели транспортного средства ухудшатся, что скажется и на фактическом расходе топлива.
- Вес снаряженного автомобиля. Чем тяжелее машина, тем больше требуется для разгона энергии и, значит, горючего.
- Давление в шинах. Также напрямую влияет на расход топлива. Производители указывают рекомендуемый показатель давления: если оно ниже нормы, то из-за расширения площади контакта колеса с дорожным покрытием увеличивается сила трения, на преодоление которой двигателю нужно больше энергии.
- Качество топлива. Низкокачественный бензин или дизельное топливо снижает мощность мотора. Чтобы возместить потери, водитель чаще пользуется педалью газа, что означает и рост расхода горючего.
- Стиль вождения. Так называемый агрессивный стиль, характеризующийся резкими ускорениями и частым торможением, приводит к тому, что топлива тратится заметно больше, чем при более спокойной манере езды с постоянной скоростью.
- Температура. Зимой расход горючего увеличивается не только из-за включенного обогревателя. Играют роль и другие факторы: густеющее на морозе масло тормозит работу двигателя, а лед на дороге приводит к пробуксовке колес, что тоже загружает мотор сверх обычного.
Подобные внешние и внутренние факторы способствуют росту расхода топлива. Даже если машина полностью исправна, то отклонение от нормы может составлять 30-40 %, а в экстремальных условиях, например, при езде по бездорожью, разница доходит и до 50 %. Большие значения перерасхода бензина сигнализируют о наличии технических проблем – в этом случае нужно проверить системы автомобиля, работоспособность которых напрямую связана с затратами топлива.
Мнение автовладельцев о расходе бензина
- Без лишних усилий
- Меняйте манеру вождения
- Педаль газа и расход
«Поскольку бортовика у меня нет, то приходится пользоваться надежным дедовским методом. Время от времени проверяю средний расход бензина на моем автомобиле на 100 км. Жду, когда загорается лампочка, заправляю бак до горловины и потом сравниваю, что покажет одометр при следующем оживлении индикатора. Точность, конечно, не идеальная, но так получаешь более-менее верное представление о расходе горючки».
«Для интереса поставил эксперимент. Трасса Москва – Нижний Новгород, чуть больше 400 км. Насколько мог, вел себя как водитель по-разному, но без явного хамства. В одну сторону – стиль доморощенного автогонщика, с газованием, обгонами и прочими экстремальными вещами. Обратно – манера законопослушного гражданина-автолюбителя, то есть строго по правилам, в плавном, спокойном ритме.
По времени, ясень пень, победил гонщик – разница почти полтора часа. По финансам: расход бензина на 100 км на «Тойоте-Королле» у гонщика – 8,2 л, у законопослушника – 6,4 л, плюс в первом случае пара штрафов за превышение скорости (повезло – на самом деле их могло быть намного больше). В итоге я за экономию – горючего, денег, и, самое главное, собственных нервов».
«Старайтесь на трассе удерживать педаль газа в одном положении. Тогда машина будет катиться как по маслу. Лишь на спусках-подъемах нужно слегка корректировать нажим, чтобы сохранять скорость. Если сразу не получается – ничего страшного, даже небольшого опыта будет достаточно, чтобы освоить. Преимущество – сокращение расхода топлива до минимума. Обычно самая экономичная работа мотора – при 2500-3000 оборотах, хотя здесь все зависит от машины».
С учетом постоянно растущих цен на топливо снижение затрат на него актуально для подавляющего большинства российских автолюбителей. А чтобы добиться этого, начать следует с определения того, какой у вас сейчас расход бензина на 100 км. Удачи вам на дорогах!