/ Пружины в подвеске автомобиля
СтатьиВ статье говорится о том, зачем нужны пружины в подвеске автомобиля и как их выбирать. Эти детали со временем изнашиваются, и тем быстрее, чем жестче условия эксплуатации авто. Ряд признаков говорит о том, что требуется замена пружин
Лого https://rad-star.ru/
Пружины в подвеске автомобиля: поломки, диагностика, замена

Пружины в подвеске автомобиля: поломки, диагностика, замена

Пружины в подвеске автомобиля: поломки, диагностика, замена
12.07.2022
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Роль пружин в подвеске автомобиля
  • Основные причины изнашивания пружин
  • Показания к замене пружин
  • Советы и рекомендации по выбору автомобильных пружин
  • Отзывы автовладельцев о пружинах в подвеске автомобиля
  • Амортизаторы и пружины: если менять, то вместе

 

Пружины в подвеске автомобиля в тандеме с амортизаторами обеспечивают управляемость автомобилем и относительный комфорт при езде по ухабистым дорогам. Чем мягче пружины, тем больше энергии они могут поглотить при ударе колеса о кочку или при наезде на ямку. Для машин, испытывающих большие нагрузки, делают усиленные пружины. Также производят пружины с переменным шагом витка, которые легко подстраиваются к повышенным нагрузкам.

Средний срок службы пружин – три года, но частая перевозка тяжелых грузов на машинах, которые на это не рассчитаны, и езда по разбитым дорогам могут значительно снизить срок их эксплуатации. Подробнее о значении пружин в подвеске автомобиля, признаках их износа и правилах выбора новых читайте в нашем материале.

Роль пружин в подвеске автомобиля

От установленных в подвеске автомобиля пружин зависит клиренс машины, а также возврат колеса к опорной поверхности во время езды.

Пружина и амортизатор – это единый механизм, они не могут функционировать независимо друг от друга. Поэтом эти элементы проектируются под определенную модель авто в паре.

При наезде колеса на бугор происходит сжатие пружины, при этом смягченный импульс толчка передается на кузов.

Амортизатор компенсирует инерционную раскачку за счет того, что кинетическая энергия колебаний кузова и неподрессоренных масс превращается в тепло. Эта тепловая энергия рассеивается в атмосфере через вязкое трение внутри жидкости.

Затем пружина возвращает колесо в положение оптимального контакта, обеспечивая сцепление с дорожным полотном.

Когда достигнут баланс амортизатора и пружины, сцепление с дорогой будет максимальным, а езда на машине комфортной и безопасной.

Роль пружин в подвеске автомобиля

С годами пружина выходит из строя, становится менее упругой, на ней образуется ржавчина. Когда пружина просела, это приводит к тому, что раньше положенного срока ломается амортизатор: ударные нагрузки на него увеличиваются, а диапазон рабочего хода поршня смещается.

Если пружины в подвеске автомобиля просели или вышли из строя, эксплуатировать транспортное средство нельзя. В этом случае изменяются углы установки колес, это происходит при изменении эффективной длины пружин, в результате при вхождении в поворот пружина просто может сломаться.

Отсрочить срок замены амортизаторов и других деталей подвески, сделать езду на машине максимально комфортной и безопасной получится, если вовремя обнаружить поломку пружин.

Основные причины изнашивания пружин

Во время эксплуатации автомобиля на пружины в подвеске оказывает негативное влияние множество факторов.

Многие автовладельцы устанавливают на машину амортизаторы и пружины, которые не подходят для данной модели ТС, нарушая рекомендации автопроизводителя. Пружины часто выходят из строя из-за несвоевременной замены изношенных амортизаторов. В такой ситуации вышедшая из строя деталь не может гасить колебания подвески, в результате пружина в единицу времени отрабатывает большее количество циклов сжатия.

Если амортизатор износился более чем на 50 %, пружина выйдет из строя в полтора раза быстрее положенного срока.

Также пружины в подвеске автомобиля быстрее ломаются, если вы ездите по выбоинам, по бездорожью, перегружаете машину.

Дело в том, что, если дорога плохая, пружины срабатывают большее количество раз в единицу времени. Кроме того, нужно учитывать амплитуду раскачиваний кузова. Если механическое воздействие непрерывно, металл устает раньше положенного времени.

Из-за попадания камней, песка, соли и реагентов повреждается поверхность прутка пружины, в результате портится лакокрасочное покрытие, образуется ржавчина.

Пружины быстрее выходят из строя после тюнинга, особенно если он выполнен в гаражных условиях. Стоит отметить, что к установке дорогостоящих пружин со сложной геометрической формой нужно подходить серьезно. Дело в том, что в них больше критических мест сжатия, поэтому возрастает риск механической деформации элемента.

Пружина подвески автомобиля может выйти из строя и по другим неочевидным причинам, к примеру когда неисправен подшипник верхней опоры или на машину действует неравномерная нагрузка, на одной оси установлены шины и диски с разными параметрами либо покрышки перекачаны/недокачаны.

Машина будет хуже управляться, езда станет некомфортной, а тормозной путь увеличится, если неправильно подобрать пружину.

С технической точки зрения неподходящие пружины повышают нагрузку на клапанные механизмы амортизаторов подвески. Если установлены пружины с повышенной жесткостью, повышается нагрузка на силовые элементы кузова, в результате образуется перекос, двери подклинивает, растрескиваются вклеенные стекла.

Зачастую начинают работать неправильно, со сбоями вспомогательные электронные системы, которые отвечают за безопасность управления ТС (ABS и ESP).

В функционировании ЭБУ могут возникнуть серьезные сбои, система начнет работать в аварийном режиме. Устранить эту проблему будет сложнее, если у вас новая машина, в которой много современной электроники.

Подвеска быстро выйдет из строя, если установить пружины, меняющие клиренс. В результате такой модификации изменятся и углы установки колес. Покрышки быстро износятся, так же как и сайлент-блоки, приводные валы, ШРУС, подшипники и ступицы, верхние опоры амортизаторов, отбойники и ограничители хода подвески, пыльники амортизаторов.

Когда на автомобиль устанавливаются пружины подвески, чтобы увеличить клиренс, изменяется расположение центра тяжести машины, это приводит к тому, что кузов начинает сильнее раскачиваться, причем как продольно, так и поперечно. Машина хуже маневрирует, становится менее управляемой.

Закон ограничивает установку пружин в подвеске автомобиля, которая приводит к сильному изменению клиренса. Это указано в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.

Это значит, что любые изменения будут незаконными, поэтому вам могут запретить эксплуатировать автомобиль в модифицированном виде, кроме того, придется заплатить штраф.

Показания к замене пружин

  • Автомобиль просел на одно колесо, визуально заметна разница в высоте от поверхности асфальта до арки у колес одной оси. При этом с одной стороны оси расстояние оптимальное, а с другой меньше. Предположим, что проблема возникла с передней осью, вы находитесь за рулем. По ощущениям похоже, что колесо спущено, однако покрышка в порядке. Скорее всего, обломан весь виток.

Чтобы точно определить причину, нужно осмотреть подвеску автомобиля на подъемнике. Данный признак поломки может свидетельствовать о том, что разрушен крепеж пружины к кузову. К примеру, это может произойти из-за излома пружинной чашки. Решение проблемы – варка кузова, пружины и амортизаторы находятся в исправном состоянии.

Показания к замене пружин

  • От подвески исходят посторонние звуки, но, осмотрев амортизаторы и пружины, вы не обнаружили износ. Такое происходит, когда отломилась половина витка и кусок пружины находится в чашке, клиренс не меняется, однако подвеска начинает скрипеть. Происходит это потому, что часть пружины притирается обломком, образуется глухой скребущий звук.
  • Клиренс уменьшился, несмотря на то что автомобиль не загружен. Когда багажное отделение заполнено грузом, практически нет хода сжатия подвески. Брызговики касаются поверхности земли, машина соприкасается с «лежачими полицейскими». Из-за того что пружина просела, она не выдерживает нагрузку. Такое происходит, когда пружины достаточно старые либо вы постоянно перегружаете машину.
  • Большинство владельцев авто паркуются на одном и том же месте, там же в машину садятся пассажиры. С течением времени пружины подвески утрачивают несущую способность, в результате клиренс уменьшается. Однако автомобилист не обращает на это внимания. Рано или поздно пружины просядут, и после того как ваши дети и жена сядут в автомобиль, дверь ударится о бордюр или клумбу. Поэтому регулярно проверяйте состояние пружин.
  • После визуального осмотра вы обнаружили ржавчину на пружинах. Такое происходит, если ЛКП испорчено из-за климатических особенностей, неправильного монтажа, попадания дорожных реагентов, сломанных амортизаторов и контактов между витками. Образование ржавчины приводит к тому, что структура металла ослабевает, пружина выходит из строя.

Неявные симптомы того, что ресурс пружин подвески автомобиля закончился:

  • Подвеска стала работать жестко, случаются пробои амортизатора. К примеру, у вас внедорожник, клиренс высокий, вы не замечаете все вышеописанные признаки поломки. Даже после замены амортизаторов, отбойников, сайлентблоков все равно на плохой дороге чувствуются удары. Если не заменить пружины, новые расходники выйдут из строя в два раза быстрее. Произойдет это из-за того, что ход подвески на сжатие сократился из-за вышедших из строя пружин. От пиков ускорений портится кузов, вклеенные стекла, в салоне слышатся сверчки.

Советы и рекомендации по выбору автомобильных пружин

В российских условиях езды пружина прослужит столько времени, что вы успеете заменить два комплекта амортизаторов. Через каждые 100 тысяч километров пробега следует диагностировать пружины, при необходимости менять их вместе с амортизатором, верхней опорой амортизатора и опорными прокладками.

Советы и рекомендации по выбору автомобильных пружин

Если вам нужно приобрести новые пружины, отдавайте предпочтение надежному производителю, который поставляет запчасти на автозаводы. У таких поставщиков современные технологии производства, большая товарная линейка и наилучшее качество пружин.

Прежде чем покупать пружины, удостоверьтесь, что ЛКП изделий не повреждено во время перевозки. Важно осторожно устанавливать эти детали, чтобы не ободрать краску, иначе образуется ржавчина и пружины быстро выйдут из строя.

Внимательно осмотрите пружины, витки должны быть целые, без ржавчины и следов контакта. Если вы обнаружили следы соприкосновения витков, при этом амортизатор работает исправно, значит, пружины просели, утратив несущую способность, их следует заменить.

Затем на ровной поверхности замеряем клиренс авто рядом с каждым колесом, сравниваем с контрольными значениями из мануала, чтобы понять, исправны пружины или же нет.

Есть множество типов конструкций пружин в подвеске автомобиля. Учитывайте рекомендации производителя авто, чтобы подобрать подходящие детали. Придерживайтесь следующего принципа: новые пружины должны повторять форму старых.

Выбирать конструкцию пружины нужно с учетом соотношения свободного пространства (компоновки) и требуемых параметров: ход подвески и упругие свойства.

Конструктивно достаточно сложными являются бочкообразные пружины с прутком переменного сечения и с боковой загрузкой, они обеспечивают комфортную езду, грузоподъемность и энергоемкость подвески.

Допускается, чтобы у выбранных пружин отличалось число витков и высота в ненагруженном состоянии. Однако важно чтобы совпадали посадочные и наружный диаметры в самом широком месте. Чтобы не ошибиться с выбором, используйте фирменный каталог производителя.

Срок службы пружин подвески автомобиля зависит от множества факторов, их нужно учитывать при подборе той или иной их модели, а также при езде на машине. Помните о том, что в продаже встречаются бракованные изделия, которые получаются, если при их изготовлении была допущена ошибка.

К примеру, неправильно подобран сорт металла, из которого будет произведена пружина. Сталь должна быть определенной марки, с нужными характеристиками, чтобы пружина получилась упругая и прослужила долго.

При производстве прутка должны соблюдаться все требования, только тогда изделие будет качественным. Важна подготовка, навивка, закалка, отпуск, подготовка к покраске и непосредственно окрашивание.

На каждом этапе должен осуществляться контроль качества. Поверхность прутка нужно тщательным образом подготовить. В качестве красящего состава используют краски с эластичными свойствами. Такое ЛКП выдерживает механические нагрузки, химическое воздействие, не портится от высоких и низких температур.

Отзывы автовладельцев о пружинах в подвеске автомобиля

  1. Скупой платит дважды.
  2. «На своем авто решил заменить амортизаторы вместе с передними пружинами. Сделал заказ на exist.ru амортизаторы бренда Bogeautomatic по выгодной цене. А пружины заказал в автошопе, хотел мягкие, в итоге привезли K+F.

    Оставил машину в автосервисе, когда забирал ее, мягко говоря, был в недоумении. Задние колеса были так задраны, как будто у меня кроссовер.

    То, что машина визуально смотрится ужасно, еще не самое страшное. Первая же поездка показала, что не надо было устанавливать мягкие автоматические амортизаторы. Из-за таких пружин передок машины стал деревянный.

    Снова отправится на СТО, но по причине того, что во время разгона на первой и второй передачах на кузов идет вибрация, на старых пружинах такого не наблюдалось.

    Стойки расперло так, что при наборе скорости передок поднимается, вибрируют "шрусы" насколько сильно, как будто колесо держится на одном болте. Механик увидел эту проблему только после того, как сел назад и передок разгрузился.

    Расстроился, мягко говоря, но механик заверил, что "шрусы" из строя точно не выйдут, нужно подождать, пока пружины просядут. Для этого мне придется 20 000 километров отказать с вибрирующими "шрусами". Отправился на регулировку сход-развала. Механик был сильно удивлен, увидев Ford Focus с таким клиренсом. Полученные результаты шокировали: развал левого колеса ушел в +0,25, на моей машине отрегулировать это невозможно, это значит, что сожрет резину с внешней стороны».

  3. Семь раз отмерь, один раз купи.
  4. «Приобрел RAV4 второго поколения, из Европы. Решил сделать клиренс побольше. Сравнил с другими рафиками, которые у товарищей, у них просвет намного больше. Автомобиль 2004 года выпуска, колеса 215 х 70 х 16.

    Перерыл весь форум, прежде чем решиться на установку новых пружин. В итоге установил все оригинальные новые пружины. Приобрел в онлайн-магазине, цена вопроса 8,5 тысячи рублей, производство Toyota.

    После того как механик демонтировал старые пружины и сравнил с новыми, выяснилось, что они ничем не отличаются, даже цветные метки одинаковые. И по высоте они идентичные. Понятно, что купленные пружины обратно не вернешь. Установил новые, старые пружины убрал про запас. Изменения клиренса составили 0,1 см. Это значит, что качественные тойотовские пружины через 8 лет эксплуатации не просели».

  5. Замена должна быть симметричной.
  6. «Поскольку купить пружины можно лишь комплектом по 2 шт., придется менять обе. И желательно выполнить замену одновременно, поскольку во время езды, когда поменяна только одна пружина, машина будет проседать на одну сторону, по-разному реагировать на выбоины на дорогах.

    Труднее всего стянуть новые пружины. Мне потребовалось четыре стяжки. Также советую приготовить верхние подшипники, иначе разберете стойку, а собрать не получится. Кстати, потребуется также нанести смазку на них перед сборкой».

Амортизаторы и пружины: если менять, то вместе

Подвеска автомобиля будет нормально работать, если амортизаторы и пружины в полном порядке. Вес машины держится на пружинах, движения которых контролируют амортизаторы. Поэтому они зависимы друг от друга. При выходе из строя одного из элементов часть нагрузки перейдет на другой.

Проседание пружины приведет к тому, что амортизатор намного быстрее сломается. Вышедший из строя амортизатор не сможет ограничивать движения пружины, в результате машина начнет раскачиваться во время езды.

Амортизаторы и пружины: если менять, то вместе

По каким причинам из строя выходит амортизатор, понятно, но почему меняется жесткость пружин подвески автомобиля? Происходит это из-за следующих факторов:

  • Усталость металла в результате естественного износа.
  • Повреждения ЛКП пружины при попадании камней, полного сжатия пружины, трения.
  • Постоянная перегрузка машины, езда по плохим дорогам.
  • Образование ржавчины на пружинах из-за высокой влажности, дорожных реагентов.
  • Заводской брак при производстве пружин, использование низкокачественного материала.

От того, в каком состоянии находятся пружины, зависит, насколько хорошо автомобиль будет держать дорогу. Если пружины просели, выйдут из строя амортизаторы, наконечники, тормозной путь увеличится.

Если вы решили установить новые амортизаторы, следует также заменить пружины. Стоимость их достаточно высока, поэтому многие откладывают замену, особенно когда повреждения визуально незаметны, так же как и усталость металла.

Но если заменить амортизаторы, установив их со старыми пружинами, на которых есть ржавчина, придется заплатить двойную цену. Дело в том, что вышедшие из строя пружины уменьшат срок службы новых амортизаторов. Поэтому рекомендуется менять эти элементы вместе, тогда подвеска авто будет в идеальном состоянии, а вам удастся сэкономить на покупке новых деталей.


11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии
 
Будем на связи!
Подписывайтесь на рассылку и получайте новости о новых акциях и полезные советы по обслуживанию авто
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подписка оформлена!