Проверка тормозной жидкости: гарантия безопасности на дорогах
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
- Каким образом осуществляется проверка уровня тормозной жидкости
- Как проверить качество тормозной жидкости специальным тестером
- Как проверить состояние тормозной жидкости с помощью тест-полосок
Автомобиль является транспортным средством повышенной опасности. Данное утверждение справедливо как для самого водителя, так и других участников дорожного движения. В пункте 2.3.1 ПДД перечисляются неисправности автомобиля, при которых категорически запрещается его эксплуатация. Неисправность тормозной системы стоит в самом начале списка, и это очень важно. Своевременная проверка тормозной жидкости, а также содержание всех компонентов системы в исправном состоянии – залог безопасной езды.
Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
Тормозной жидкости (ТЖ) отводится самая важная роль в функционировании тормозной системы и безопасной эксплуатации транспортного средства. Именно качество и надлежащее состояние ТЖ определяет эффективность работы тормозной системы, а также возможность избежать аварии в критической ситуации на дороге.
Если углубиться в конструкцию тормозного механизма автомобиля, то ТЖ можно охарактеризовать как связующее вещество между приводом педали тормоза и исполнительным механизмом (тормозным суппортом). Использовать жидкость в тормозной системе гораздо более практично и эффективно по сравнению с другими механизмами. При нажатии педали тормоза внутри системы создается момент напряжения, которое через ТЖ равномерно распределяется на все 4 колеса.
ТЖ имеет специальный химический состав, позволяющий ей сохранять свои свойства при любых экстремальных условиях, таких как отрицательные температуры и температуры, превышающие сотню градусов по Цельсию. В процессе эксплуатации эти свойства ухудшаются, что в конечном итоге приводит к необходимости замены ТЖ.
Сегодня на рынке можно встретить несколько типов ТЖ, которые отличаются между собой по своему химическому составу. Один из видов – ТЖ на минеральной основе, в состав которой входят спирт и касторовое масло. Применение данного типа жидкости не рекомендуется, так как его температурно-вязкостные характеристики не соответствуют мировым стандартам.
Также можно встретить гликолевые ТЖ. В их составе присутствуют полигликоли и эфиры, что позволяет существенно увеличить температуру кипения и сохранить значение вязкости в допустимом диапазоне. К недостаткам данного типа ТЖ можно отнести повышенную гигроскопичность, так как высокое содержание воды в веществе способствует ухудшению рабочих характеристик.
Еще один тип ТЖ изготавливается на основе кремниево-органических полимеров и относится к виду силиконовых составов. Температурная и вязкостная характеристики имеют отличные показатели, к тому же уровень гигроскопичности в таких жидкостях гораздо ниже. Однако к минусам можно отнести недостаточные смазывающие свойства.
Требования к тормозной жидкости
Качество тормозной жидкости определяется соответствием ряда технических характеристик установленным нормам. Для того чтобы определить текущее состояние жидкости, используется специальный индикатор проверки тормозной жидкости, который называется «рефрактометр». При помощи этого прибора можно проверить уровень плотности рабочей жидкости. Данный показатель определяет наличие и концентрацию присутствующей воды.
Также качество ТЖ определяется по следующим параметрам:
- Агрессивное воздействие на резиновые элементы тормозной системы. В процессе работы осуществляется прямой контакт ТЖ с различными уплотнителями, которые состоят из резины. Со временем такое взаимодействие начинает пагубно сказываться на структуре уплотнителей. Допустимый уровень разбухания либо усадки резины составляет максимум 10 %.
- Коррозионные свойства ТЖ. Помимо резиновых элементов, тормозная система в большей степени состоит из металлических частей, которые изготавливаются как из цветных, так из черных металлов. Для предотвращения разрушения этих элементов производители ТЖ добавляют в состав ингибиторы коррозии, позволяющие увеличить срок службы тормозной системы.
- Вязкость ТЖ – самый важный параметр. Значение вязкости должно иметь минимальную зависимость от температуры и сохраняться на допустимом уровне в широком диапазоне как при -40, так и при +100 градусах.
- Последний важный критерий – смазывающие свойства ТЖ. Данная характеристика напрямую оказывает влияние на срок службы тех компонентов тормозной системы, которые постоянно находятся в состоянии трения.
Как осуществляется проверка уровня тормозной жидкости
Начиная с 1980-х годов производители автотранспорта стали устанавливать полупрозрачные расширительные бачки, которые размещаются на главном тормозном цилиндре. Это очень удобно, ведь, чтобы проверить уровень ТЖ в резервуаре, не нужно снимать его крышку. На боковой стенке бачка расположены отметки, обозначающие минимальный и максимальный уровни жидкости (MIN и MAX). Важно помнить, что уровень ТЖ не должен выходить за пределы этих отметок.
Если же резервуар с ТЖ выполнен из непрозрачного материала, а такое встречается, для того чтобы проверить уровень и состояние жидкости, придется снять крышку бачка.
В некоторых моделях автомобилей, особенно старых, для того чтобы открыть крышку бачка, придется воспользоваться отверткой, так как крышка может быть зафиксирована пружинным механизмом либо при помощи болта.
Перед тем как снять крышку, очень важно удалить все загрязнения с поверхности резервуара, особенно в районе заливной горловины. Попадание загрязнения внутрь системы может отрицательно сказаться на работе тормозного механизма, что повлечет за собой необходимость разборки и промывки его компонентов.
После того как крышка будет снята, нужно проверить состояние жидкости, максимальный уровень должен быть не ниже 6 мм от верхней части расширительного бачка.
Если в ходе проверки выяснится, что уровень ТЖ опустился ниже минимального значения, потребуется долить недостающий объем. При выборе типа ТЖ обязательно нужно руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и заливать только тот тип жидкости, который предусмотрен конструкцией тормозной системы (чаще всего DOT 3, либо DOT 4). Некоторые производители указывают тип жидкости под крышкой бачка.
В случае, когда под рукой нет эксплуатационной документации на автомобиль, можно воспользоваться ресурсами Интернета, где имеется вся необходимая информация. Самым простым вариантом будет обратиться к продавцу в магазине и попросить проверить тип ТЖ по VIN-номеру вашего автомобиля.
Регулярность проверки уровня тормозной жидкости
Для того чтобы уверенно чувствовать себя на дороге и знать, что тормоза не подведут в самый неожиданный момент, нужно владеть информацией, как часто и в каких случаях следует производить проверку тормозной жидкости.
- Для каждого автолюбителя важно взять за правило делать еженедельный небольшой технический осмотр автомобиля. В процессе осмотра нужно обратить внимание на состояние и уровни всех рабочих жидкостей, таких как тормозная и охлаждающая, моторное масло, масло ГУР. В ходе осмотра имеет смысл проверить давление в шинах, степень затяжки колесных болтов, работу осветительного оборудования.
- Важный признак низкого уровня ТЖ – резкий провал педали тормоза. В случае если педаль провалилась или стала слишком мягко работать, необходимо сразу остановить транспортное средство и проверить уровень ТЖ. Обнаружив, что уровень жидкости опустился, необходимо долить недостающее количество и ехать в ближайший автосервис. Если во время движения педаль тормоза провалилась, необходимо аккуратно оттормозиться при помощи двигателя и стояночного тормоза. После остановки следует вызвать эвакуатор, так как дальнейшее передвижение на буксире либо своим ходом недопустимо.
- Также крайне важно проверять уровень ТЖ после проведения ремонтных работ в тормозной системе. При выполнении процедуры прокачки тормозов из системы удаляются пузырьки воздуха, из-за чего уровень ТЖ может понизиться.
Техническое состояние тормозной системы оказывает непосредственное влияние на частоту проверки. Изношенность рабочих элементов приводит в конечном итоге к утечке жидкости. При обнаружении подтеков в районе суппортов, тормозных шлангов и магистралей системы необходимо в кротчайшие сроки устранить неполадку.
Помимо контроля уровня, рекомендуется проверка тормозной жидкости на гигроскопичность. Проводить такую проверку нужно хотя бы раз в 6 месяцев, а по истечении 2-3 лет эксплуатации требуется производить полную замену ТЖ.
Проверка качества тормозной жидкости с помощью тестера
Главная причина ухудшения рабочих качеств ТЖ – это ее способность вбирать в себя влагу из воздуха. Повышение уровня содержания воды обратно пропорционально температуре кипения жидкости. Исследования показали, что увеличение у ТЖ DOT 4 количества воды на 3,5 % понижает температуру кипения с 230 до 155 градусов. Если во время движения произойдет закипание, тормоза просто откажут, при этом сама тормозная система получит значительные повреждения.
Нет точного временного интервала, по истечении которого ТЖ становится непригодной по причине избыточного содержания влаги. Скорость накопления воды зависит от многих факторов, таких как температура и влажность окружающего воздуха, а также интенсивность работы автомобиля.
Чтобы иметь более точное представление о состоянии ТЖ, большинство автовладельцев сейчас используют специальный индикатор проверки тормозной жидкости.
Конструктивно прибор для проверки ТЖ представляет собой устройство с двумя электродами и элементом питания. Благодаря заложенной программе в схему прибора происходит вычисление электрического сопротивления жидкости. Пока жидкость «сухая» (без влаги), значение сопротивления достаточно высоко. По мере того как концентрация воды в ТЖ увеличивается, электрическое сопротивление начинает уменьшаться.
Как уже было сказано, тестер имеет два электрода, на один из которых подается небольшое напряжение. Через среду ТЖ между электродами возникает электрический ток, сила которого изменяется в зависимости от сопротивления жидкости и расстояния между электродами. Чтобы исключить погрешность в показаниях, электроды тестера всегда находятся на одном расстоянии друг от друга. Алгоритм процессора производит перерасчет полученного показателя тока и выводит через индикацию процентное значение содержания влаги.
Проверка тормозной жидкости рефрактометром – достаточно простое мероприятие. Сначала необходимо включить прибор, о его включении и готовности просигнализирует свечение зеленой лампочки. Далее в вертикальном положении прибор аккуратно опускается в ТЖ, держится до тех пор, пока не загорится соответствующий индикатор. Обычно процесс проверки занимает 1-2 секунды, после чего прибор можно достать из бачка. Для того чтобы тестер всегда выдавал корректные показания, электроды необходимо держать в чистоте, протирая ветошью после каждой проверки.
После проведения проверки следует оценить полученные показания. Если загорелся индикатор в красной зоне шкалы, соответствующий 3,5 % содержания влаги, это прямой сигнал к тому, что требуется срочно заменить ТЖ.
Цена прибора для проверки качества тормозной жидкости
На сегодняшний день в России особое распространение получили рефрактометры типа «маркер». Такое название они получили по причине внешнего сходства с маркером. С одного торца тестера располагаются металлические электроды, которые закрываются защитным колпачком, со второго торца расположена кнопка включения. Работает рефрактометр на элементе питания типа ААА. Данный прибор для проверки тормозной жидкости можно купить по цене 200–500 рублей.
Для частного использования данное устройство достаточно удобно в силу своей простоты в работе и небольшой стоимости. Существуют профессиональные тестеры, имеющие более сложную конструкцию. Используются они в основном автосервисами, так как у профессиональных устройств достаточно высокая стоимость. Вот несколько моделей:
- Brake Fluid Tester ADD7704 – стоимость на территории России колеблется в районе 6 000 рублей;
- Brake Fluid Tester ADD7703 – достаточно распространенная модель, стоить такое устройство будет 3 000–3 500 рублей;
- Brake Fluid Tester WH-509 – этот тестер найти в продаже очень сложно, и стоить такое устройство будет в районе 12 000 рублей.
В профессиональных рефрактометрах присутствует большее количество настроек, таких как возможность оценки качества в эталонной ТЖ и тарирования прибора по полученным данным. Кроме того, у дорого тестера достаточно высокий уровень точности. Для простого бытового использования наличие указанных опций совершенно не требуется.
Многочисленные отзывы автолюбителей, которые используют бытовые тестеры, утверждают, что точности такого устройства вполне достаточно для контроля состояния качества ТЖ. Приблизительный уровень погрешности недорогого рефрактометра составляет 10 %. Как уже было сказано выше, тестер маркерного типа достаточно прост в использовании, и вся процедура проверки занимает порядка 1-2 минут.
Проверка состояния тормозной жидкости с помощью тест-полосок
Еще один недорогой способ протестировать качество ТЖ – использовать специальные тест-полоски. Приобрести их можно во многих магазинах, а процесс проверки таким тестером очень простой и состоит всего из нескольких этапов:
- Обеспечиваем чистоту в районе заливной горловины расширительного бочка, перед тем как его открыть.
- Вскрываем упаковку с тест-полосками и достаем одну.
- Аккуратно частично погружаем тестер в ТЖ.
- Далее следует подождать около 30–60 секунд. За это время специальное вещество, нанесенное на поверхность тестера, вступит в химическую реакцию с ТЖ.
- Достаем тест-полоску и сверяем ее цвет с образцами, указанными на упаковке либо в инструкции тестера.
- При сравнении цвета тест-полоски с указанными на упаковке образцами делаем вывод о состоянии ТЖ.
Вся процедура проверки достаточно простая и не требует каких-то специальных навыков и знаний в данной области, поэтому выполнить ее сможет абсолютно любой человек.