Протектор летних шин: особенности и правила выбора
От чего зависит? Разные протекторы у летних шин отличаются между собой по некоторым характеристикам. И выбирать резину нужно исходя из предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.
На что обратить внимание? Разница между протекторами заключается прежде всего в ширине покрышек и рисунке на них. Также резина делится по назначению, которое указывается в соответствующей маркировке.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Элементы протектора
Протектор автопокрышки представляет собой верхний слой профиля с определенным рисунком. Протектор необходим для защиты колеса, а также для улучшения сцепления с поверхностью. Благодаря этому слою шины автомобиль легко управляется и маневрирует на дороге.
Протектор зимних и летних шин легкового автомобиля выполнен из нескольких элементов:
- Ребро. Этот элемент расположен в центре профиля и разделяет протектор на две части. Ребро на многих моделях шин слабовыраженное.
- Блок протектора (шашки). На летних покрышках данный элемент выполнен в виде длинных полос между канавками. Шашки можно встретить лишь на грязевой резине.
- Нарезка (ламели). Есть только на зимних покрышках.
- Желоб (круговая канавка). Может быть расположен по периметру колеса либо по краям ребра. На многих колесах больше двух канавок, к примеру на резине для спортивных автомобилей.
- Канавки. Разделяют блоки протектора. На летних покрышках канавки нужны для того, чтобы отводить влагу из пятна контакта.
- Плечо. Данный элемент представляет собой блоки, которые расположены по краям профиля. На летних покрышках плечо маленькое либо этот элемент вообще отсутствует.
Рисунок протектора летних шин
Рисунок протектора новых летних шин существенно отличается от такового на зимних колесах. Его глубина меньше. Объясняются такие отличия эксплуатационными особенностями. Дело в том, что у летней резины нет задачи обеспечиваться максимальное сцепление с заснеженной или обледенелой поверхностью. Благодаря низкому протектору достигается наилучшая устойчивость автомобиля во время скоростной езды.
Еще один неотъемлемый элемент протектора летних шин – водоотводные канавки. В зависимости от модели покрышек они расходятся от ребра к плечам или от круговых канавок.
Благодаря такой конструкции влага эффективно отводится из пятна контакта. Водоотводные канавки обеспечивают оптимальное противостояние автомобиля аквапланированию.
Еще один важнейший элемент – центральные (круговые) канавки. Они нужны для создания наилучшей курсовой устойчивости на асфальтовом дорожном покрытии.
Плечевые блоки на летних колесах могут отсутствовать либо они выражены слабо. Однако плечевые блоки обязательно будут на летней грязевой резине. Данный элемент необходим для того, чтобы машина могла легко передвигаться по заснеженной трассе, по грязи, льду.
Однако плечевые блоки ухудшают маневренность автомобиля при скоростной езде и вхождении в повороты. Поэтому этот элемент не встречается на летних покрышках.
Теперь расскажем, какой должен быть рисунок протектора на летних шинах:
- Симметричный ненаправленный. Он идентичен на внутренней и внешней частях покрышки. Симметричный рисунок не привязан к конкретному направлению движения. Поэтому на такие шины не наносится специальная маркировка, указывающая положение при монтаже, соответственно, устанавливать их можно любой стороной.
- Симметричный направленный. Внешний рисунок зеркально повторяет линии внутренней части. При этом канавки образуют направленную в одну сторону «елочку». Такие покрышки нужно устанавливать с учетом специальных отметок.
- Асимметричный. Такой рисунок отличается на левой и правой части протектора. Устанавливать резину нужно с учетом специальных отметок. У каждого рисунка есть свои специфические особенности.
Далее рассмотрим, для каких ситуаций лучше всего подходит тот или иной рисунок протектора летних шин.
Симметричный ненаправленный
Данный рисунок протектора обеспечивает наилучшую управляемость автомобиля при движении по сухому либо влажному асфальтовому полотну. У симметричного ненаправленного рисунка есть множество достоинств: покрышки бесшумные, универсальные, обеспечивают комфорт при езде. У таких автошин мягкая боковина, они не подходят для скоростной езды. Их стоит использовать, если вы эксплуатируете машину в городе и не любите превышать допустимую скорость.
Покрышки с симметричным ненаправленным рисунком самые экономичные. Ими комплектуют новые машины с завода (среднего ценового сегмента). Однако такая резина не используется для спортивных и премиальных авто.
Асимметричный рисунок
Летние покрышки с асимметричным протектором подходят для любой погоды. Они универсальны: на таких колесах можно ездить как в спокойном режиме, так и достаточно агрессивно. Асимметричный рисунок разделен на несколько функциональных зон.
Внешний сегмент такого орнамента выполнен из жестких блоков, которые идеально подходят для сухого асфальта, обеспечивают максимальную управляемость машины при совершении поворотов.
Внутренняя часть протектора имеет множество широких прорезей, они исключают вероятность аквапланирования во время движения по мокрой дороге.
За счет необычного узора, ультрасовременных технологий производства таких покрышек данные колеса можно отнести к премиальному сегменту.
Направленный рисунок протектора
Специфика такого узора – дизайн в спортивном стиле. Колеса с направленным рисунком протектора обеспечивают оптимальное сцепление с мокрой дорогой.
Направленное расположение ламелей улучшает скоростные параметры, устойчивость к аквапланированию на влажном асфальте.
Резина с направленным узором протектора позволяет легко передвигаться по мокрой дороге, так как однонаправленный рисунок отводит воду, обеспечивает максимальный контакт колеса с дорожным полотном.
Направленный рисунок протектора идеален для летних колес, особенно если вы любите быструю маневренную езду. Такая резина подходит для путешествий. Также ее стоит использовать, если вы часто ездите в командировки в другие города и двигаетесь на большой скорости по автомагистралям.
У резины с направленным узором протектора есть минус: на таких колесах машина с трудом совершает сложные маневры на большой скорости.
Чтобы обеспечить оптимальный отвод воды, прорези на направленном рисунке делают достаточно мягкими, из-за этого машина плохо держит дорогу.
Ширина протектора летних шин
Следующая характеристика, от которой зависят эксплуатационные параметры покрышек, – допустимая ширина протектора летних шин.
Когда протектор достаточно широкий, пятно контакта с поверхностью будет большим, а значит, курсовая устойчивость машины станет лучше.
Покрышки с широким профилем идеально подходят для эксплуатации на ровном асфальте. Если же вы передвигаетесь по плохой дороге, то из-за широкого протектора авто станет рыскать и подпрыгивать.
Машина ведет себя неустойчиво потому, что из-за широкой покрышки захватывается слишком большой участок дорожного полотна. На бездорожье водитель не сможет ехать прямо. В результате большой плотности прилегания снижаются колебания, увеличивается расход горючего.
Поэтому эксплуатировать широкие покрышки целесообразно только при езде по хорошему асфальтовому полотну.
Узкая резина, если вы двигаетесь на большой скорости по асфальту, не обеспечит должную устойчивость автомобиля, так как пятно контакта слишком маленькое.
Такие покрышки идеально подойдут для перемещения по плохой дороге, так как контактная зона уменьшена, а значит, сопротивление качению будет минимальным, как и расход горючего.
Узкие летние покрышки стоит выбирать, когда вы перемещаетесь по неровному дорожному полотну. Конечно, на таких колесах можно двигаться и по асфальту, но в этом случае скорость движения должна быть небольшой, а стиль вождения спокойный.
Типы летних протекторов по назначению
Выбор основных характеристик и размера протектора летних шин зависят от эксплуатационных условий. Далее рассмотрим, какие типы протекторов по назначения бывают, чтобы вы могли подобрать для себя оптимальный вариант:
A/T
Такие покрышки подходят для любого дорожного полотна, будь то асфальтовая или грунтовая дорога. Достаточно высокий протектор, боковина отлично защищена, поэтому на таких колесах вы сможете легко проехать по бездорожью.
H/T
Покрышки с такой маркировкой подходят для эксплуатации только по автомагистралям, шоссе. Также резина показывает отличные результаты при езде по асфальтовому покрытию на большой скорости. У боковины слабая защита. Рельеф протектора у таких летних покрышек невысокий.
M/T
Данный вид автомобильных шин подходит для внедорожников. Это мудовая (грязевая) резина. Она имеет большую глубину протектора. Ее можно использовать при езде по очень плохим дорогам, грязи. Однако при эксплуатации автомобиля на таких покрышках по ровному асфальту управляемость будет плохой.
H/P
Маркировка расшифровывается как «высокая скорость» или «высокие эксплуатационные характеристики». Резина с таким обозначением идеально подходит для эксплуатации на шоссе. На машине, укомплектованной колесами H/P, можно двигаться на большой скорости по асфальту. Резина визуально похожа на гоночную. Имеет минимальную высоту протектора, поэтому обеспечивается наилучшее сцепление с дорожным полотном даже при высокоскоростной езде.
Глубина протектора летней шины
Важно знать минимальную глубину протектора летних шин по норме, поскольку резина быстро изнашивается при регулярной езде на машине. То, насколько быстро придут в негодность покрышки, зависит от эксплуатационных условий, технического состояния транспортного средства, качества асфальтового полотна, климатических особенностей. Также на износ влияет давление в автошинах, специфика вождения, балансировка колес, качество покрышек.
Чтобы езда на машине была безопасной, нужно регулярно проверять остаточную глубину протектора. При необходимости следует заменить колеса на новые. В противном случае, если протектор полностью износился, автомобиль станет неуправляемым на дороге. Может произойти серьезная авария. Кроме того, если вовремя не менять колеса, сотрудник ГИБДД может оштрафовать владельца автомобиля за нарушение требований ПДД.
Вне зависимости от вида протектор летних шин должен иметь глубину 7-8 миллиметров. Эксплуатационный период покрышек – в среднем от трех до пяти сезонов. Это значение является усредненным, на него стоит ориентироваться, если машина эксплуатировалась в среднем режиме по пробегу и стилю вождения.
Многие автовладельцы приобретают подержанные колеса. В этом случае важно выбирать такие варианты, где у резины оптимальная глубина протектора.
Значение таких параметров, как глубина и толщина протектора летних шин, установлены в законе.
Для категории М1, к которой относятся легковых автомобили, и транспортных средств категорий N1, О1 и О2 глубина протектора должна быть минимум 1,6 мм. Далее рассмотрим, какие именно транспортные средства относятся к данным категориям:
- N1 — грузовые автомобили, они имеют технически допустимую массу до 3,5 т;
- O1 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых – до 750 кг;
- O2 — прицепы, технически допустимая максимальная масса – более 750 кг, но не превышающая 3,5 т.
Даже с учетом того, что ограничение остаточной высоты протектора по закону — 1,6 мм, тем не менее при остатке наружного слоя в 3 мм автомобиль будет плохо реагировать на управление, сцепление с дорожным полотном ухудшится, эксплуатация транспортного средства станет небезопасной.
Чтобы исключить возникновение ДТП, следует своевременно менять покрышки, не дожидаясь, пока глубина протектора достигнет минимального значения. Рекомендуется заблаговременно установить новую резину.
Чтобы определить глубину протектора, можно воспользоваться следующими способами:
- На ряде автопокрышек есть объемные индикаторы, они сделаны в виде перемычек. Внимательно осмотрите колесо, если протектор стерся до уровня перемычек, необходимо как можно скорее заменить резину, ездить на таких покрышках небезопасно.
- На поверхности некоторых моделей автошин с завода выбиты цифры различной глубины, указывающие на минимальный остаток протектора летних шин. Чтобы определить, насколько протектор изношен, осмотрите колесо, обратив внимание, насколько видны цифры.
- При помощи специальных устройств для измерения. К примеру, можно использовать линейку, штангенциркуль, глубиномер, а также электронный измеритель глубины протектора.
Для получения достоверных данных измерять высоту протектора летних шин нужно в шести разных местах (можно даже в 9 и 12 точках): в центральной части, по краям протектора, в нескольких точках окружности колеса.
Важно, чтобы полученные результаты во всех точках совпали. В противном случае износ покрышки неравномерный. Необходимо найти причину, почему колесо изнашивается в одной области больше, а в другой меньше.
Если резина изношена неравномерно, значит, колеса недостаточно накачаны либо, наоборот, давление в покрышках слишком большое. Также причиной неравномерного износа может быть поломка в ходовой части автомобиля, агрессивная езда.
Самые популярные летние шины в 2023 году
YokohamaA.Drive AA01
Летние покрышки бренда Yokohama AA01 из серии A.Drive производятся в Японии. Они идеально подходят для тех, кто активно эксплуатирует автомобиль.
Модель Yokohama AA01 – это летние шины, обеспечивающие наилучшую управляемость вне зависимости от качества дорожного полотна, а также максимальное сцепление с поверхностью.
Не важно, двигаетесь ли вы по асфальтовому покрытию или по грунтовой, песчаной дороге, на такой резине у машины будет идеальная курсовая устойчивость. Вне зависимости от климатических условий колеса A.Drive сохранятся в идеальном состоянии, даже если вы передвигаетесь по раскаленному асфальту или в сильный сибирский мороз.
В покрышке Yokohama A.Drive AA01 установлен протектор с тремя широкими продольными канавками серии А.Drive.
Риск аквапланирования практически полностью исключен, особенно если сравнивать такие колеса со стандартными покрышками.
Специальный рисунок протектора называется SlimLong, у него улучшены показатели сцепления с поверхностью.
Благодаря тому, что в состав резины добавлен кремний, в Yokohama AA01 снижено минимальное значение влияние температуры на характеристики покрышки.
За счет того, что давление в колесе распределяется равномерно, эксплуатационный срок будет максимально долгим.
Roadstone Classe Premiere CP661
Roadstone Classe Premiere CP661 — высококачественные летние покрышки для легковых авто. Многие автовладельцы ценят эту резину за отличные эксплуатационные качества.
Такие покрышки устойчивы к износу, даже через несколько сезонов активной эксплуатации основные характеристики резины остаются неизменными. На этих колесах у машины будет минимальная длина тормозного пути, наилучшая курсовая устойчивость, маневренность в поворотах даже на большой скорости. Данные параметры обеспечиваются особенностями конструкции покрышки, а именно за счет сплошного центрального ребра.
Направленный рисунок протектора обеспечивает оптимальное сцепление с дорогой, исключая риск аквапланирования.
Протектор имеет специфическую конструкцию: он состоит из пяти блоков, которые находятся на разной дистанции относительно друг друга, поэтому движение автомобиля на таких колесах практически бесшумное.
За счет четырех широких канавок, расположенных в центре протектора, а также волнообразных боковых канавок, отводящих влагу, сцепление колес с мокрой поверхностью будет наилучшим. Поэтому машина легко затормозит даже на влажной трассе.
Bridgestone Sporty Style MY02
Данные покрышки идеально подойдут для владельцев небольших и среднеразмерных авто, которые любят быструю езду. Компания-изготовитель резины заявляет, что покрышки данной модели универсальные.
Протектор выполнен в агрессивном стиле, имеет молниевидные канавки, за счет чего обеспечивается оптимальная устойчивость к аквапланированию и улучшенное сцепление с дорожным покрытием.
Данная модель шин подходит для большинства автомобилей и поставляется на рынок в 18 типоразмерах диаметром от 14 до 18 дюймов. Поэтому среди типоразмеров Bridgestone Sporty Style MY02 вы сможете подобрать модель, идеально подходящую для вашей машины, не важно, являетесь ли вы счастливым владельцем «Лады-Приоры» или «Ниссана-Тианы».
Разрабатывая эти покрышки, профессионалы в Японии поставили перед собой цель создать универсальную резину, подходящую под разные эксплуатационные условия. Поэтому протектор был выполнен с симметричным направленным V-образным рисунком.
Дизайн протектора имеет 5 функциональных зон: продольные ребра, которые разделены между собой широкими дренажными канавками. В центральной зоне протектора находится большое ребро, за счет цельной конструкции эта часть является достаточно жесткой.
Благодаря данной особенности покрышки обладают повышенной курсовой устойчивостью, не важно, с какой скоростью вы движетесь по трассе.
Широкое и цельное продольное ребро обеспечивает наилучшую управляемость автомобиля, а это особенно важно для тех, кто любит спортивную езду.
Achilles ATR Sport 2
Эта модель летних покрышек подходит для всех классов транспортных средств, претендующих на звание спортивных авто.
Автошины показывают свои заявленные характеристики на повышенных скоростях. У них отличное сцепление с дорожным полотном, исключен риск аквапланирования, хорошая устойчивость к износу.
Главное отличие направленного рисунка протектора – массивное сдвоенное ребро, которое прилегает к центральной части. Благодаря повышенной деформационной устойчивости ребро обеспечивает стабильное сцепление с дорогой. За счет сверхбыстрой передачи боковых сил ускорения, машина на таких колесах легко управляется.
Рисунок протектора данной модели летних шин имеет увеличенные плечевые блоки, что повышает эксплуатационные характеристики изделия. Покрышки проявляют повышенную устойчивость при совершении различных маневров. Блоки усиливают сцепление с дорогой во время торможения, поэтому управлять автомобилем на таких колеса легко.
При высокоскоростной езде исключается риск аквапланирования. Это становится возможным благодаря широким продольным дренажным канавкам. Эти элементы протектора взаимодействуют с поперечными канавками между блоками, поэтому пятно контакта колеса с дорогой осушается.
Toyo Nano Energy 3
Установив эти покрышки на свой автомобиль, вы заметите, что потребление горючего снизилось. Кроме того, резина имеет длительный эксплуатационный срок.
Линейка состоит из десятков типоразмеров для колес с посадочным диаметром от 13 до 15 дюймов. Исходя из этого становится понятно, что среди покупателей данной модели шин – автовладельцы миниатюрных легковых машин.
Рисунок протектора летних шин имеет небольшое количество элементов. Объясняется это тем, что при создании данной модели резины инженеры акцентировали внимание на повышении сопротивления качению. По этой причине протектор оснащен только четырьмя продольными ребрами.
Эффективная система отвода влаги из пятна контакта – главное отличие резины. Конструкция покрышки выполнена следующим образом: три продольных канавки соединены друг с другом поперечными каналами. Они достаточно массивные, вмещают большой объем воды, которая сразу же выводится наружу протекторного рисунка.
За счет этих особенностей конструкции покрышки показывают устойчивость к аквапланированию при высокоскоростной езде.
Каждое из четырех продольных ребер имеет несколько поперечных кромок. Также на поверхности блоков плечевых зон есть специальные выемки, во время езды они обеспечивают наилучшее сцепление с мокрым асфальтом.
Профессионалы из Японии, разрабатывая эти шины, не только стремились повысить сопротивление качению: им удалось снизить уровень шума и повысить комфорт во время езды. Элементы протектора они решили расположить по особой схеме, на стенках покрышки разместив продольные дренажные канавки в специальных выемках.
В результате такого решения уровень шума от воздушного потока, проходящего через дренажные канавки, снизился. Многие автовладельцы ценят эту модель покрышек, поскольку они показывают свои наилучшие характеристики во время быстрой езды.
Все перечисленные выше шины можно легко найти на сайте «Радстар» по ссылке — https://to-sg-3.ru/shina/cars/?seson=84
Советы автовладельцев по выбору протектора летней шины
- «Мнение» кошелька
«Предпочитаю покупать покрышки с направленным рисунком протектора. Также можно купить асимметричные и ненаправленные симметричные колеса. Стоимость разных моделей существенно отличается. Если ищете бюджетный вариант – выбирайте резину с симметричным ненаправленным рисунком протектора».
- Выбор очевиден
«Если вы пойдете в дилерский центр БМВ, то обнаружите, что на таких моделях авто, как X5 (кузов e70) или X6 (кузов e71) установлены покрышки Dunlop SP Sport MAXX с направленным (симметричным) рисунком протектора. То же самое можно увидеть, зайдя в салон "Лексус". Понятно, что производители премиальных авто выбирают только качественную резину, советую покупать такую».
- Плюсы важнее
«Лучший вариант протектора летних шин – с рисунком "елочка". Конечно, такие покрышки шумят, но отлично отводят влагу из пятна контакта. Поэтому даже на асфальте после дождя исключен риск аквапланирования, что очень важно».
- Немного о ширине резины
«Когда глубина колеи большая, вы движетесь на высокой скорости, важен такой параметр, как ширина протектора, а не его рисунок. Если покрышка широкая, возникнет риск аквапланирования. От ширины также зависит то, насколько машина будет легко управляться в колее. Когда авто на широких колесах, усилие от колеи будет передаваться на рулевое колесо».
- Опыт самый положительный
«Покрышки с асимметричным рисунком протектора обеспечивают низкий уровень шума, а также наилучшее сцепление с дорогой при выполнении маневров. Всегда покупаю такую резину, и вам советую».
Некоторые автовладельцы уверены, что выбор протектора летних шин не так важен, как для зимних. Колеса для зимы должны обеспечивать безопасность вождения, надо, чтобы машину не заносило на обледенелой трассе, она могла тормозить на снегу, легко управляться в морозную погоду.
Однако нужно правильно подобрать и резину для лета. Такие шины должны выдерживать длительный контакт с раскаленным асфальтом, не «плыть» в +30 ᵒС. Кроме того, у летних покрышек должен быть исключен риск аквапланирования, к примеру, когда вы едете по мокрой трассе после дождя. Поэтому стоит подходить серьезно к подбору не только зимних, но и летних колес.