Проблемы выхлопной системы: признаки и причины
О чем речь? Проблемы выхлопной системы связаны с нейтрализатором, гофрой, резонатором, глушителем, коллектором и прокладками. Определить причину можно по усилению шума и посторонним звукам из-под днища во время езды.
На что обратить внимание? Если проблемы приводят к повышению шумности от выхлопа, то эксплуатация машины запрещена. Однако и другие поломки, если их вовремя не исправить, могут привести к дорогостоящему ремонту, в том числе замене двигателя.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Устройство выхлопной системы
Основное предназначение выхлопной системы заключается в удалении отработанных газов от двигателя за пределы автомобиля, чтобы предотвратить их проникновение в салон (выхлопные газы токсичны, поэтому вдыхать их крайне опасно). Система расположена под днищем машины, а выпускные трубы, как правило, размещаются в задней части авто.
Еще один немаловажный момент – снижение шума включенного двигателя благодаря выхлопной системе. Даже небольшие моторы работают достаточно громко. Элементы выхлопной системы подавляют этот шум, обеспечивая комфорт во время движения.

ebay.com
В выхлопной системе современных автомобилей устанавливают каталитический нейтрализатор (для бензиновых двигателей) и сажевый фильтр (для дизельных), которые очищают отработанные газы. Благодаря этому негативное воздействие на окружающую среду становится минимальным.
В автомобилях с турбонаддувом установлена система подачи выхлопных газов в нагнетатель. Отработанные газы направляются в «горячую» часть механизма и приводят его в движение. В результате «холодная» часть турбины сильнее насыщается воздухом для подачи в камеры сгорания.
Для разных автомобилей может быть разное устройство выхлопной системы. Но можно выделить основные компоненты, встречающиеся чаще всего:
1. Выпускной коллектор
Эта деталь выполнена из металла и соединяется с головкой блока цилиндров. Выпускной коллектор отвечает за отвод отработавших газов из камер сгорания в общую магистраль, расположенную после него.
2. Приемная труба
Именно сюда идут выхлопные газы из выпускного коллектора. Эта труба выступает своего рода соединителем и оснащена гофрой — гибкой частью, компенсирующей колебания и вибрации работающего двигателя.
3. Катализатор
Для выхлопных систем современных бензиновых авто обязательным элементом является каталитический нейтрализатор, представляющий собой металлический корпус с керамическими сотами, покрытыми родием, палладием и платиной.

drive-garage.ru
4. Кислородные датчики (лямбда-зонды)
В наши дни машины оснащают сразу двумя датчиками: один перед катализатором, другой — после него. Первый датчик отслеживает количество кислорода в выхлопных газах и помогает блоку управления регулировать состав воздушно-топливной смеси. Второй датчик контролирует эффективность работы катализатора.
5. Сажевый фильтр
В дизельных автомобилях устанавливают сажевый фильтр, который надежно захватывает твердые частицы и качественно очищает выхлопные газы.
6. Резонатор
Резонатор — это металлический компонент с материалами, поглощающими звук, и отражательными камерами внутри. Он подавляет шум потока газов и поддерживает необходимое давление в системе, предотвращая скопление отработанных газов в магистрали. В противном случае выхлопные газы могут затруднять работу двигателя.
7. Глушитель
Устройство состоит из металлического корпуса, в который поместили трубки с отверстиями и камеры. Газы проходят через эти элементы, и скорость их движения заметно падает, что приводит к снижению шума при выхлопе.
Распространенные проблемы выхлопной системы
1. Поломки системы нейтрализации
Одна из основных проблем выхлопной системы – некорректная работа датчиков кислорода, из-за чего блок управления переводит двигатель в аварийный режим, а на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Неисправность датчиков приводит к повышенному расходу топлива, трудностям при пуске и прогреве двигателя. Если нет желания или возможности заменить датчик на новый, есть вариант использовать прошивку под более ранние стандарты «Евро», при которых обратная связь не требуется, однако это значительно повысит вредное воздействие выхлопных газов на окружающую среду.
Основой каталитического нейтрализатора является керамическая сотовая структура, покрытая специальным сплавом и расположенная внутри металлического корпуса. Со временем работа нейтрализатора может быть нарушена из-за оплавления керамики или ее разрушения. В результате увеличивается сопротивление потоку отработавших газов, что заметно повысит расход топлива, кроме того, появятся проблемы с пуском двигателя. Также может загореться индикатор Check Engine, а машина ощутимо потеряет в мощности. Есть вариант замены нейтрализатора на пламегаситель, но в этом случае понадобится перепрошивка блока управления двигателем.

lalafo.kg
2. Коллектор
Еще одна распространенная проблема выхлопной системы — образование трещин в коллекторе из-за температурных колебаний и вибрации. Кроме потери мощности, водитель заметит усиление шума при работе мотора, появление запаха выхлопных газов в салоне и под капотом. Через трещины в коллектор попадает воздух, который не учитывается электроникой и обедняет смесь. Это фиксируется датчиками кислорода, и ЭБУ начинает подавать больше топлива, что ведет к снижению динамики, сложностям с запуском и перегреву нейтрализатора.
Чтобы найти проблемные места, обычно применяют дымогенератор — с помощью дыма можно быстро обнаружить трещины. Лучшим решением станет замена коллектора, но стоит учесть, что новые запчасти стоят весьма дорого, а приобретение б/у с разборки чревато проблемами из-за скрытых недостатков, которые сложно обнаружить визуально. Есть альтернатива — изготовить новый коллектор из стальных труб, но опять же это выйдет недешево.
3. Гофра
Гофрированный участок имеет многослойную структуру, но со временем он может повредиться из-за постоянного воздействия вибраций, высоких температур и выхлопных газов. Прогоревший гофрированный участок выдает громкий звук при запуске двигателя, который постепенно становится тише по мере прогрева. Выхлопные газы также могут попадать в салон. Вследствие теплового расширения материала трещины в гофре после прогрева нередко закрываются, соответственно, пропадает звук и запах. Но обнаружить проблемное место можно по следам утечки отработанных газов на поверхности гофры.
Восстановление прогоревшего гофрированного участка невозможно, но на рынке представлено множество вариантов: от оригинальных запчастей до аналогов разных ценовых категорий. Новая гофра обычно вваривается в выхлопную систему, в редких случаях выбирают установку на фланцах. В этом случае необходимо заменить прокладки и крепеж. Для сварки может потребоваться снять часть или всю выхлопную систему.
Учитывайте, что на срок службы гофры основное влияние оказывает качество сварки.
4. Прокладки
В некоторых ситуациях проблемы выхлопной системы связаны с прокладками между секциями. Это может привести к появлению громкого шума при работе двигателя и попаданию выхлопных газов внутрь авто. Чтобы устранить эту проблему, потребуется снять с фланцев крепежные элементы. Можно попробовать выправить и использовать повторно старую прокладку, но гораздо надежнее будет замена на новую (не помешает заменить и крепеж). Стяжной хомут является более надежным решением, так как случаев его прогорания еще не встречалось, к тому же деталь не соскальзывает с места установки даже при ударах выхлопной системы о дорожное покрытие.
5. Резонатор
Внутри резонатора находятся перегородки, которые меняют направление движения газовых потоков. Если возникает неисправность, становится слышен дребезжащий звук и повышается уровень шума при выхлопе. Резонаторы современных автомобилей в основной массе сделаны из стали с антикоррозийным покрытием и рассчитаны на срок службы более 10 лет. Если резонатор сломается, ремонт будет нецелесообразен, проще заменить его на новый.
6. Глушитель
Сколько прослужит глушитель, определяется качеством материалов и условиями использования. Благодаря применению стали с антикоррозионным покрытием срок службы глушителя увеличился до 8–10 лет и даже более при условии стоянки автомобиля на улице. Если глушитель прогорит, во время работы двигателя будет слышен постоянный громкий звук, а если крепления оборвутся, появится дребезжание из-за того, что глушитель бьется о кузов или подвеску.

asv-52.ru
Можно ли ездить с проблемной выхлопной системой
Неисправный глушитель увеличивает количество вредных выбросов в атмосферу. Эти выхлопные газы не только загрязняют окружающую среду, но и попадают в салон через систему вентиляции. Помимо этого, снижается мощность двигателя: возникающие проблемы с распределением газа снижают тягу, так как топливо не сгорает целиком.
Внутри двигателя может образоваться сажа, вызывающая закоксовывание цилиндров. Если вовремя не заметить проблемы с катализатором, это может привести к полному выходу двигателя из строя. Осколки поврежденного катализатора через выпускной тракт попадают в цилиндры двигателя и быстро царапают их стенки, что потребует капитального ремонта двигателя. Ну и, разумеется, работа двигателя будет сопровождаться сильным шумом.
Согласно правилам дорожного движения, эксплуатация автомобиля с неисправной системой выпуска запрещена.
По ГОСТу уровень шума для легковых автомобилей составляет 96 дБА, для автомобилей с более чем 8 местами — 98 дБА, для грузовиков до 12 тонн — 100 дБА и для грузовых автомобилей и автобусов — 100 дБА. Слишком высокий уровень шума может быть расценен инспектором как неисправность, за которую предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
Ремонт и профилактика проблемы выхлопной системы
Если возникла какая-то проблема в выхлопной системе, не стоит откладывать ремонт в долгий ящик. Выход из строя одного элемента сразу же увеличивает нагрузку на другие детали. Неисправная система отвода выхлопных газов автомобиля вызывает вибрацию, громкий гул и приводит к попаданию отработанных газов в салон.
Во время ремонта проводится замена прогоревших прокладок, очистка днища и корпуса от грязи, заварка небольших трещин. При глубоких повреждениях на место разрушенной зоны устанавливается и приваривается заплатка (поврежденный металл предварительно вырезается).
Если замечено оплавление, разгерметизация корпуса или засорение сот катализатора, его заменяют на новый (ремонт нецелесообразен) или устанавливается пламегаситель. В случае разгерметизации гофры ее тоже нужно заменить.
Если резиновые крепления растянулись или порвались, вместо них следует установить новые, а при отсутствии такой возможности временно закрепить глушитель тем, что есть под рукой. Если в глушителе оторвалась перегородка, деталь разрезается, конструкция восстанавливается при помощи сварки, а затем глушитель соединяется обратно.

доктор-глушак.рф
Если вы не можете обратиться в сервис к специалистам, есть временное решение: использование эпоксидного клея, стеклоткани или термостойкого бинта. Но такой «ремонт» отсрочит неизбежное ненадолго (не более месяца).
Неисправности в системе выпуска отработавших газов часто возникают из-за недостатков обслуживания. Для предотвращения таких проблем следует принимать следующие превентивные меры:
- Проводить осмотр всех элементов выхлопной системы, чтобы своевременно обнаружить и устранить возможные неполадки.
- Регулярно промывать глушитель, особенно если он изготовлен не из нержавеющей стали.
- Контролировать техническое состояние штатных подвесов.
- Использовать гофрированную трубку между коллектором и глушителем, чтобы уменьшить трение, снизить температуру и частично погасить вибрации.
- Обрабатывать глушитель антикоррозийными средствами, так как заводская защита быстро изнашивается.
Аккуратное вождение снизит риск возникновения проблем выхлопной системы. Механическое внешнее воздействие наносит больший урон, чем прогорание или коррозия.
Часто задаваемые вопросы о проблемах выхлопной системы
По каким признакам можно определить наличие проблемы?
Основной и главный признак – повышенный шум под машиной или под капотом, кроме того, о неисправности сигнализирует потеря мощности двигателя и различные посторонние звуки.
С чем связано возникновение проблем?
Факторов очень много: это и заводской брак, и естественный износ или повреждение глушителя, и многое другое. Однако наиболее частыми причинами являются сложные условия эксплуатации (бездорожье, глубокие лужи, множественный частый запуск двигателя в случае большого количества поездок на небольшие расстояния и т. д.).
Есть ли риск того, что глушитель взорвется?
Водители рассказывают истории о взрывах глушителей. Взрыв может вызвать избыток горючей смеси в выхлопной трубе из-за неправильной работы систем автомобиля. Если подобная ситуация произошла, необходимо заменить сломанные элементы на новые.
Основную часть проблем выхлопной системы можно и нужно диагностировать заблаговременно при своевременном качественном техническом обслуживании. Ремонт рекомендуется производить у специалистов в автосервисах, так как самостоятельно открутить заржавевшие гайки и правильно установить компоненты выхлопной системы при сборке бывает непросто. Если что-то пойдет не так, потенциальная экономия на работе мастера обернется для вас гораздо большими затратами.
Попытка отремонтировать поврежденные детали для повторного использования не имеет смысла, гораздо надежнее (а в перспективе и дешевле) использовать новые детали, это позволит на долгое время забыть о проблемах в системе выпуска отработанных газов.