Проблемы с рулевым управлением: почему возникаю и как предотвратить
О чем речь? Рулевое управление — одна из самых важных систем в автомобиле, обеспечивающая безопасность и комфорт водителя и пассажиров. Однако, как и любая другая система, оно подвержено поломкам и неисправностям.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое система рулевого управления
- Почему возникают неисправности в рулевом управлении
- Признаки неисправности рулевого управления
- Что может выйти из строя
- Проводим диагностику
- Как устранить неисправности рулевого управления
- Профилактика неполадок
- Часто задаваемые вопросы о проблемах с рулевым управлением
Что такое система рулевого управления
Рулевое управление позволяет автомобилю поворачивать в нужном направлении и под нужным углом благодаря вращению рулевого колеса водителем. Рассмотрим, из каких компонентов состоит система.
Рулевой вал (колонка) — жесткая и прочная конструкция, которая передает вращение от руля к рулевому механизму. Рулевой механизм — червячный или реечный редуктор, преобразующий вращательное движение вала в поступательное движение тяг. Рулевые тяги со сферическими шарнирами (наконечниками) — передают усилие от рулевого механизма к колесам. Эта система обеспечивает точное и безопасное управление автомобилем.

baza.drom.ru
В наше время практически все автомобили оснащены усилителями руля. Существуют три типа:
- Электрический (ЭУР) — самый популярный тип усилителя, в котором вращение руля облегчает электромотор, а управление осуществляется электронным способом с помощью датчиков и блока «мозгов».
- Гидравлический (ГУР), где поворот водителю помогает осуществить давление специальной жидкости, создаваемое насосом, приводимым от коленчатого вала двигателя; постепенно применение этого варианта становится все реже.
- Электрогидравлический — комбинация двух предыдущих устройств: усилие передается через жидкость, а давление в ней создает электрический насос, управляемый электронным блоком.
Почему возникают неисправности в рулевом управлении
Главная причина — плохое качество дорог. Подвеска автомобиля смягчает большую часть ударов, которые приходятся на колеса, но часть из них все равно передается на элементы рулевого управления. Следует учесть, что сторонники низкопрофильных шин подвергаются большему риску, ведь низкопрофильная резина не способна смягчать удары, что оказывает заметный негативный эффект на сроки безопасного и безремонтного использования машины.
Стоит понимать, что даже при образцовом вождении по идеальным дорогам со временем все равно придется заменять различные компоненты рулевого управления. В нашем мире ничто не вечно, и все узлы автомобиля так или иначе изнашиваются в процессе эксплуатации.
Признаки неисправности рулевого управления
Вот симптомы, указывающие на проблемы с элементами рулевого управления и необходимость замены (рулевого вала, колонки и крестовины):
- трудности при управлении автомобилем во время движения и потеря контроля над машиной при остановке (отсутствие поворота передних колес при повороте руля, увеличенный люфт рулевого колеса);
- толчки и вибрации, передающиеся на руль;
- тугое поворачивание руля во время движения и при остановке;
- заедание рулевого колеса из-за неправильной регулировки тяг или некорректной установки на валу.
При обнаружении этих симптомов необходимо срочно обратиться к специалистам для диагностики и ремонта рулевого управления.

baza.drom.ru
Что может выйти из строя
Давайте начнем с основ. Повреждение пыльника быстро выводит шарнир рулевого наконечника из строя. Замена наконечника не представляет трудностей, и ее можно выполнить своими руками даже с минимальной подготовкой. Однако есть нюанс, который нельзя сделать самостоятельно, — это регулировка углов установки управляемых колес. Даже если мастера из местного автосервиса будут убеждать вас в своем профессионализме, после замены наконечника всегда проверяйте и регулируйте углы установки колес. Пренебрежение этой процедурой может привести к неравномерному износу шин.
Как уже упоминалось ранее, реечный рулевой механизм надежен, но у него есть слабое звено — пыльники. Они изготовлены из мягкого полимера и могут быстро изнашиваться из-за тяжелых условий эксплуатации. Далее процесс развивается быстро: если вовремя не заметить повреждение пыльника, грязь и пыль попадут внутрь корпуса рулевого механизма, и смазка уже не сможет помочь.
Далее на очереди рулевые тяги. Шарнир рулевой тяги может издавать стук даже при целом пыльнике, так как на него воздействуют значительные ударные нагрузки. Еще одна неприятная проблема, которая может возникнуть внезапно, — это заедание зубьев. В такой ситуации рулевой механизм блокируется так, что руль невозможно повернуть в принципе в любую сторону. Опасность такой поломки во время движения очевидна, а вот причины могут крыться в самых разных аспектах: недостаток смазки, неправильная регулировка натяжения зубчатого зацепления или обычный износ.
Таким образом, мы рассмотрели все основные варианты поломок механизма рулевого управления. Поломки гидроусилителя и ремонта рейки – темы отдельной статьи. Кстати, увеличенный люфт рулевого колеса также может указывать на проблему с рейкой. В конструкции рулевого механизма есть упор, который может быть регулируемым или нерегулируемым в зависимости от конструкции. Если есть возможность регулировки, можно отрегулировать люфт, подкрутив упор. Если такой возможности нет, не исключено, что потребуется замена или ремонт рейки.
Проводим диагностику
Начинаем с простого: любой автовладелец может проверить кое-что самостоятельно.
На автомобиле с выключенным двигателем с усилием дерните руль влево-вправо и вперед-назад. Не должно быть ни люфтов, ни стуков.
Запустите двигатель и быстро покрутите руль от края до края. Усилие должно быть равномерным, без упирания или провалов руля. Единственное допустимое отклонение: гидроусилитель может слегка гудеть в крайних положениях.
Более опытные водители могут осмотреть автомобиль на смотровой яме или эстакаде, проверить рулевые тяги на наличие люфтов и стуков.
Проверьте уровень жидкости в бачке ГУР.
Для дальнейшей диагностики и ремонта может потребоваться специальное оборудование и инструменты. Диагностика должна проводиться специалистами сервисного центра, ведь возможны неполадки насоса, электромотора, блока управления или датчиков и т. д. Тут уже самостоятельно не разобраться.
Стоимость ремонта рулевого управления зависит от обнаруженных неисправностей. Замена рулевого наконечника обойдется недорого, а цена рулевой рейки с усилителем может быть весьма неутешительной на некоторых моделях автомобилей.
Однако избегать ремонта и продолжать эксплуатацию автомобиля с неисправным рулевым управлением недопустимо, так как потенциальная аварийная ситуация обойдется гораздо дороже и для автомобиля, и для вашего здоровья.

Яндекс Карты
Как устранить неисправности рулевого управления
Если возникли значительные проблемы с системой рулевого управления, рекомендуется обратиться в автосервис, так как от ее исправности зависит и ваша безопасность, и безопасность ваших пассажиров, и других участников дорожного движения. Однако некоторые неполадки можно исправить своими руками.
Если затрудненный поворот рулевого колеса связан с низким давлением в шинах, потребуется всего лишь подкачать их.
Когда уровень масла ниже нормы, нет ничего сложного в его доливке. При обнаружении места протечки нужно подкрутить болты крышки, заменить уплотнители и сальники.
Если вы обнаружили заметный люфт, можно попытаться решить эту проблему, отрегулировав величины свободного хода с помощью специальных винтов, которые прижимают элементы.
Если руль заедает или увеличился люфт, проверьте зазоры в подшипниках ступиц, шарнирах и червячном зацеплении (если система оснащена червячным редуктором). Отрегулируйте зазоры, при необходимости ослабьте или подтяните крепления, устраните люфты заклепочных соединений или замените заклепки в случае их выхода из строя, смажьте соединения.
Если возникли проблемы с гидроусилителем, долейте рабочую жидкость, замените пыльник и шланги, отрегулируйте их крепление. Рецепт ремонта тот же: замена деталей, вышедших из строя, регулировка натяжения ремня и повторная смазка деталей.
Если регулировка креплений и зазоров не дает эффекта, проведите ревизию деталей, при обнаружении значительного износа снимите и замените соответствующие элементы.
Рулевые тяги обычно заменяются не полностью, а с использованием ремкомплекта, включающего наконечники, шкворни, шарниры и втулки. Часто приходится заменять рулевые наконечники. В случае затруднений с их демонтажем используйте специальный съемник.
Ремонт рулевой рейки лучше делегировать специалистам, имеющим успешный опыт в делах подобного рода. После замены неисправных деталей проводится регулировка рейки. При значительных повреждениях рейку лучше заменить полностью. Если у вас ГУР, следует заменить рабочую жидкость после завершения ремонтных процедур.
Сложнее всего отремонтировать рулевую колонку. Первым делом ее нужно снять, разобрать и осмотреть. Если проблемы коснулись лишь некоторых деталей, имеет смысл применить ремкомплект, а вот когда неполадки носят глобальный характер, лучше заменить механизм целиком. По завершении работ рулевая колонка ставится на место и закрывается защитными кожухами.
Поддержание системы рулевого управления в работоспособном состоянии имеет огромное значение для безопасности вождения. Своевременная диагностика и обслуживание системы, применение расходных материалов высокого качества помогут избежать ненужных проблем. Если что-то вышло из строя, не усугубляйте ситуацию и не затягивайте с ремонтом, в перспективе это обойдется гораздо большими неполадками и затратами. Если повреждения серьезные и вы понимаете, что не справитесь собственноручно, обратитесь к профессионалам, так как вождение автомобиля после некачественного ремонта не сулит ничего хорошего.

press.zf.com
Профилактика неполадок
В случае механизмов рулевого управления гораздо дешевле и легче предотвращать развитие проблем, чем устранять их после того, как что-то произошло. Неисправности системы могут возникнуть из-за следующих факторов:
- езда на высоких скоростях по плохим дорогам вкупе с агрессивным стилем вождения;
- использование некачественных рабочих жидкостей из-за низкой цены;
- проведение ремонтных работ с использованием некачественных и неоригинальных запчастей.
Система рулевого управления, как и остальные системы автомобиля, требует регулярного контроля и профессионального обслуживания.
Работа системы рулевого управления тесно связана с ходовой частью, качеством колес и состоянием подвески. На нее могут влиять следующие факторы:
- некорректная балансировка колес и неправильное схождение;
- снижение давления в шинах и их высокий износ;
- проблемы с подвеской или ее отдельными элементами (деформация поворотных кулаков, рычагов, износ ступичного подшипника).
Для поддержания работоспособности системы рулевого управления нужно:
- избегать перегрузок;
- использовать оригинальные материалы и запчасти высокого качества;
- соблюдать график технического обслуживания и проводить его в авторизованном сервисном центре;
- регулярно обслуживать и своевременно ремонтировать ходовую часть, контролировать состояние шин;
- проверять надежность креплений, шплинтовку, обновлять смазку и регулировать зазоры;
- заменять детали при значительном износе, не допуская выхода всей системы из строя.
Важно осознавать, что у любой системы есть свой ресурс, поэтому даже при самом бережном отношении рано или поздно потребуется ремонт или полная замена.

drive2.ru
Часто задаваемые вопросы о проблемах с рулевым управлением
Почему при повороте руля ощущаются провалы, из-за чего возникают рывки?
На рулевых рейках с гидроусилителем это может свидетельствовать об ослаблении ремня привода насоса или необходимости замены жидкости. На рейках с электроусилителем резкие движения руля указывают на проблему с электроприводом усилителя.
Почему автомобиль едет прямо, а руль при этом наклонен, а при отпускании руля автомобиль уводит вбок?
Проблема связана с неправильным сход-развалом колес. Необходимо как можно скорее отрегулировать этот параметр, так как это также вызывает неравномерный износ шин.
Что значит увеличенный люфт рулевого колеса?
Это свободное движение руля, когда колеса не поворачиваются. ПДД устанавливает максимальный люфт для легковых автомобилей до 10 градусов. Если он превышен, использование автомобиля запрещено.
Почему для поворота руля требуются значительные усилия или он совсем заедает?
Возможная причина — износ или повреждение подшипников рулевой колонки. Как минимум для устранения проблемы потребуется очистить и смазать подшипники, а при значительном износе – установить новые.
Так как надежность рулевого управления влияет на безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения, ремонт и настройку должны выполнять только квалифицированные специалисты. Иначе возможен риск возникновения аварийных ситуаций, ведь в нужный момент водитель не сумеет должным образом повлиять на траекторию движения своего автомобиля.