Присадки для очистки топливной системы: маркетинговая уловка или действенное средство
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Почему загрязняется топливная система
- Какие бывают присадки для бензиновой топливной системы
- Чем характерны присадки для дизельной топливной системы
- Каков риск использования присадок для очистки топливной системы
Даже самое качественное топливо, прошедшее многоступенчатую очистку, так или иначе способствует загрязнению системы. В процессе заправки автомобиля внутрь бензобака могут попадать различные частицы, которые со временем покроют стенки двигателя и ухудшат его работу. В настоящее время присадки для очистки топливной системы продаются в большинстве автомагазинов. В данной статье мы попробуем разобраться, действительно ли эти средства работают или же это очередной маркетинговый ход.
Откуда возникает грязь в топливной системе
Двигатель, даже при регулярной диагностике и своевременном техническом обслуживании, так или иначе загрязняется. Топливо и смазочные материалы сгорают не полностью, остатки оседают на стенках системы, меняя качество ее работы в худшую сторону. Температурный режим не поддерживается должным образом, камера сгорания уменьшается в объеме – все это может привести к серьезным негативным последствиям.
Загрязнение впускной системы характеризуется скоплением отложений внутри тарелок клапанов и впускных каналов. А это, в свою очередь, снижает мощность двигателя вследствие худшей наполняемости цилиндров. Оседание грязи в форсунках чревато нарушением процессов смесеобразования.
Виды загрязнений разных частей двигателя отличаются в зависимости от природы их образования. Так, камера сгорания и клапаны постепенно заполняются частицами наподобие кокса, склеивающимися между собой органическими веществами и образующими плотное черное покрытие. В топливной системе температуры, как правило, невысоки, поэтому грязь не коксуется, а превращается в пленку, напоминающую лак.
Из этого следует, что очистка двигателя от загрязнений должна осуществляться разными способами. Лаковая пленка в топливной системе требует растворения, а для удаления твердых отложений в камере сгорания необходимо сначала выжечь склеивающую частицы органику. В этом может помочь специальная присадка в бензин для очистки топливной системы. После ее добавления нужно проехать около ста километров на достаточно высокой скорости (лучше это сделать на трассе). Данная процедура способствует повышению температуры сгорания и разрушению отложений.
Виды и принцип работы присадок для очистки топливной системы
В зависимости от назначения среди присадок для очистки топливной системы бензинового двигателя можно выделить следующие разновидности:
- составы для очистки отдельных компонентов топливной системы;
- жидкости для очистки камеры сгорания.
Среди жидкостей также можно выделить составы, меняющие структуру топлива, и материалы, не влияющие на само горючее, а оседающие на стенках системы.
В состав материалов для очистки форсунок обычно входят:
- деэмульгаторы, способные впитывать влагу;
- ингибиторы коррозии;
- очищающие вещества (как правило, это ПАВы).
Все перечисленные присадки разрушают плотную структуру отложений. Раздробленные куски нагара и грязи вместе с топливом выходят в цилиндр, где и сгорают, не причиняя вреда двигателю.
Присадки для очистки топливной системы имеют некоторые ограничения в применении. Эксперты говорят о негативных последствиях использования очищающих смесей для автомобилей с большим пробегом. Это объясняется чрезмерно плотным слоем отложений на стенках топливной системы. Если такой слой снять слишком быстро, вполне возможно, что крупные его части засорят шторки фильтров и выведут двигатель из строя.
Таким образом, даже самую качественную присадку нельзя использовать бездумно, не оценив предварительно состояние топливной системы своего автомобиля и возможные последствия ее очистки.
По принципу воздействия можно выделить следующие типы присадок для очистки топливной системы:
- Комплексные очистители
Данный вид присадок очищает всю систему целиком на всем ее протяжении. Удаляются также коксовидные отложения внутри камеры сгорания и других частей двигателя.
Среди комплексных очистителей можно выделить присадку для очистки дизельной топливной системы LiqueMoly 1975, для бензиновой – LavrLn 2101 и их аналоги. Дизельным двигателям с большим сроком эксплуатации можно порекомендовать комплекс Hi-Gear SMT2.
Кроме последней присадки, все подобные составы предназначены для относительно новых автомобилей, не имеющих большого пробега. Поэтому важно заранее ознакомиться с инструкцией и убедиться, подойдет ли присадка вашему «старичку».
- Очистители мягкого действия
Такие присадки созданы для снятия лаковой пленки или мазеобразных отложений и не подойдут для удаления твердых веществ. Время действия этих составов больше, чем у предыдущих, однако и возможность причинения вреда двигателю значительно ниже. Это особенно важно, если автомобиль имеет большой пробег.
Лидером среди изготовителей мягких присадок для очистки дизельной топливной системы можно назвать компанию Lique Moly. Хорошее соотношение «цена – качество» могут предложить фирмы STP и «Супротек».
- Очистители направленного действия
Очистка топливной системы с применением подобных средств обусловлена химическими реакциями, для осуществления которых требуется соблюдение конкретных условий. Некоторые из таких присадок, например, работают только при определенном температурном режиме, что позволяет очистить систему сразу от нескольких видов загрязнений.
Зарекомендовавшая себя на рынке компания Lique Moly предлагает большой выбор очистителей направленного действия. Также положительную оценку покупателей заслужили присадки для инжекторных двигателей Lavr и жидкости Fenom.
Среди данных присадок выделяют однофункциональные и многофункциональные составы. Первые хорошо очищают клапаны и камеру сгорания, что позволяет увеличить мощность двигателя.
Разобраться в многообразии представленной продукции вам помогут результаты тестов этих средств.
Дизельные присадки для очистки топливной системы
Владельцам автомобилей, работающих на дизельном топливе, необходимо тщательно следить за «здоровьем» двигателя, поскольку производство этого вида горючего в нашей стране безнадежно устарело. Использование некачественного дизельного топлива приводит к скоплению сажи в системе выпуска отработанных газов и увеличению расхода горючего.
Применение присадок для очистки топливной системы помогает оптимизировать процесс сгорания, что улучшает не только свойства топлива, но и работу двигателя. Рекомендуется регулярно проводить очистку дизельного двигателя от скопившихся на его стенках отложений. По назначению можно выделить присадки для очистки форсунок, для уменьшения количества сажи в выхлопе и т. д. Но нужно понимать, что никакая присадка не превратит плохо собранную устаревшую модель в сверхмощный современный двигатель.
Главным плюсом дизеля считается экономичный расход топлива. Однако некачественное горючее без присадок способно не только увеличить объем расходуемого топлива, но даже вывести из строя весь двигатель.
Присадки для очистки дизельной топливной системы делятся на добавляемые в топливный бак и вливаемые в систему впрыска без смешивания с горючим. Последние в некотором роде не относятся к присадкам в привычном понимании, но они прекрасно удаляют загрязнения в системе впрыска. Присадки, добавляемые к топливу, очищают всю систему и предотвращают появление образований в будущем. Их следует использовать через каждые 2000 км пробега.
Чтобы воспользоваться вторым типом присадок, нужно снять топливный шланг, опустить его в емкость со средством и завести двигатель. Не следует наливать эти составы в бак, поскольку они могут испортить внутренний слой краски. Но в системе впрыска такие жидкости поистине творят чудеса. Нередко с накопившимися отложениями не в силах справиться даже ультразвук. Эти же присадки способны удалить и лак, и нагар. Даже компания BMW, отрицательно относящаяся ко всякого рода присадкам, охотно выпускает такие средства под своей маркой.
Отдельно стоит поговорить о присадках, уменьшающих дымность двигателя, и смазках плунжерных пар топливного насоса высокого давления. Первые совершенствуют процесс сгорания топлива и изменяют его цетановое число, тем самым уменьшая дымность выхлопа. Вторые же помогут при переходе на дизельное топливо с низких содержанием серы. Поскольку узлы топливного насоса смазываются дизтопливом, снижение процента серы может ускорить износ плунжерных пар.
Есть ли опасность в использовании присадок для очистки топливной системы
Эффективность использования присадок доказана опытным путем, но многие автолюбители все же сомневаются, достаточно ли безопасны данные средства.
Всегда разумнее взвесить все за и против, прежде чем применять тот или иной состав. Выбор присадок велик, и не мудрено растеряться. Далеко не все производители честны и добросовестно указывают как преимущества, так и недостатки своей продукции.
Разберемся в принципе работы присадок. Добавление средства к топливу ведет к увеличению содержания связанного кислорода. С качественным топливом проблемы сводятся к минимуму, поскольку оно имеет большой запас по этому параметру. Но важно учитывать, что многие продавцы добавляют к бензину значительную часть метанола, чтобы разбавить его и повысить прибыль. В этом случае содержание кислорода превышает норму и делает нежелательным использование оксигенатов. Из этого следует первый вывод: присадки необходимо сочетать только с топливом высокого качества.
Работа двигателя с большим скоплением грязи на первоначальном этапе очистки может ухудшиться. Нередко крупные фракции отложений забивают форсунки и мотор попросту глохнет. Отсюда еще один вывод: использование присадок рекомендовано только в качестве профилактики. Если двигатель чрезмерно загрязнен, лучше обратиться за помощью к специалистам.
Степень эффективности действия присадок для очистки топливной системы обусловливается также режимами эксплуатации двигателя. После заливки средства желательно сразу выехать на трассу, поскольку частые остановки и перепады скорости могут свести на нет все усилия. Для максимально эффективной очистки рекомендуется совместить химическую и температурную обработки, выработав все топливо на пустых дорогах вне города.
Идеальным вариантом для сохранения жизни двигателя будет использование качественного бензина в совокупности с моющими присадками. Если же дорогостоящее топливо не вписывается в ваш бюджет, можно два-три раза в год в профилактических целях воспользоваться хорошими очистителями.
Какие присадки для очистки топливной системы пользуются спросом
Большинство автолюбителей применяет универсальные средства для очистки двигателя. Качественные присадки широкого спектра действия может предложить немецкая фирма Liqui Moly. Данные составы не только очищают систему, но и создают антикоррозийную пленку. Они подходят к любым бензиновым двигателям и рекомендованы к применению при каждой заправке. И карбюраторные, и инжекторные модели требуют профилактической очистки после каждых 2000 км пробега. Присадки для очистки карбюраторных моторов не допускают попадания воды в бензин, что позволяет двигателю не замерзать при минусовой температуре.
Жидкости однофункциональные также довольно эффективны, если речь идет об очистке клапанов и камеры сгорания. Они хорошо удаляют твердые отложения и способствуют увеличению мощности двигателя. Так, например, присадки SpeedTec подойдут для спортивных автомобилей и двух- и четырехтактных движков.
Средство Benzin Stabilisator поможет сохранить качество топлива при хранении. Присадка BleiErsatz отлично подойдет для машин возрастом 10 и более лет; она улучшает отвод тепла от клапанов и бережет двигатели от прогара и растрескивания. Это прекрасный выбор для коллекционных авто.
Помните, что двигатель – сложный и капризный механизм, и ошибок здесь быть не должно. Тщательно подбирайте присадку, которая подойдет именно вашему автомобилю. В противном случае можно испортить и топливную систему, и двигатель. Стоит отдать предпочтение проверенным производителям и сертифицированным средствам, таким как RVS Master IC. В его состав входят антиокислители и биобактерии. Данная присадка очистит топливную систему от разного рода загрязнений и восстановит рабочие поверхности элементов.