Подушка безопасности: где находится и как починить
О чем речь? Подушка безопасности – это устройство, предназначенное для защиты пассажиров автомобиля в случае аварии. Она активируется с помощью датчиков при столкновении, после чего быстро надувается, чтобы предотвратить травмы и уменьшить последствия удара.
Какие бывают? Существуют фронтальные, боковые и коленные подушки безопасности, а также надувные шторки. Их использование крайне важно для минимизации травм во время аварии, часто они даже спасают жизни пассажиров.
Вопросы, рассмотренные в материале:
История появления подушек безопасности
Подушки безопасности, известные как SRS (от англ. supplemental restraint system), представляют собой дополнительную удерживающую систему (в дословном переводе). Общеизвестный термин airbag означает «мешок воздуха», однако Джон Хетрик, изобретатель этой системы безопасности 1951 года, изначально назвал ее cushion, что переводится как «подушка», и этот перевод прижился в русскоговорящих странах.

Ранние автомобили были настолько революционными, что безопасность водителя и пассажиров сначала не учитывалась. Долгое время считалось, что чем прочнее автомобиль, тем он безопаснее. Однако вскоре стало ясно, что угроза исходит не только от других транспортных средств, но и от самого автомобиля. Когда автомобили начали разгоняться свыше 30 км/ч, водители получали травмы от элементов салона даже при незначительных авариях.
В итоге в начале ХХ века шведский инженер Нильс Ивар Болин запатентовал современный трехточечный ремень безопасности, который удерживает водителя на месте при резком торможении. А уже в 1951 году был сделан еще один прорыв в этой области.
Два инженера Джон Хетрик из США и Вальтер Линдерер из Германии подали заявку на патент надувной подушки безопасности автомобиля. Согласно их идее, airbag (воздушный мешок или пакет) при аварии надувается с использованием сжатого воздуха.
Однако первая версия подушки безопасности не обеспечивала надежной защиты. Голова водителя сталкивалась с рулем раньше, чем надувалась подушка. Решением проблемы стало использование пиропатрона. При его активации газы выделяются настолько молниеносно, что подушка надувается намного быстрее. Улучшенную версию первый раз использовали в премиальном автомобиле Oldsmobile Toronado в 1973 году.
Основная функция подушек безопасности заключается в предотвращении получения травм людьми, находящимися в салоне, в случае резкого торможения и удара о руль, кузов, стекла и все остальное, что есть внутри автомобиля. Конструкция состоит из эластичного мешка, газогенератора, блока управления и датчика удара.
Где находятся подушки безопасности
Места, где находятся подушки безопасности, обозначены надписью Airbag или SRS. Обычно они расположены в рулевом колесе, передней панели, внутри сидений, а также под потолком и центральными стойками.

Работа и предназначение подушек безопасности зависят от их местоположения:
- Фронтальные подушки предотвращают удар о руль или переднюю панель, вследствие чего максимально эффективны именно при ударе сзади или спереди, то есть при продольных перегрузках.
- Коленные фиксируют ноги водителя и переднего пассажира, исключая серьезные повреждения и инвалидность из-за травм и переломов суставов.
- Боковые подушки защищают от столкновения с дверью или стойкой крыши. Максимальная эффективность их использования отмечается в случае лобового столкновения со смещением. При подобной аварии, если удар пришелся в переднее крыло, человека отбрасывает в сторону, что грозит серьезными повреждениями суставов локтей, бедер или плеч, а также травмами внутренних органов и ребер.
- Надувные шторки закрывают боковые окна автомобиля, защищая людей от осколков разбитого стекла или от самого удара об это стекло головой.
Почти все современные автомобили оснащены хотя бы одной подушкой, защищающей водителя и встроенной в руль. Даже в бюджетных недорогих машинах их может быть две или вовсе четыре: две боковые и две фронтальные. В максимальных комплектациях недорогих автомобилей устанавливают до шести подушек: к указанным выше добавляются надувные шторки. Авто премиум-класса, в свою очередь, имеют 8–10 подушек безопасности: фронтальные, боковые для каждого ряда сидений, коленные и надувные шторки.

Принцип работы подушки безопасности
SRS действительно спасают жизни, это не просто голословная информация, а результаты реальных исследований, проведенных в США. Если участники дорожного движения пристегнулись ремнем безопасности, а автомобиль оснащен подушками безопасности, в случае аварийной ситуации с боковым или лобовым столкновением вероятность получения смертельных травм снижается на 52 %. Массовое применение подушек безопасности заметно уменьшило число погибших людей в авариях, причем они спасают жизни как взрослым, так и детям.
Суть работы как фронтальных, так и боковых подушек безопасности одинакова. В состав механизма входят газогенераторы, отвечающие за их мгновенный надув. Устройство активируется лишь при увеличении скорости передвижения транспортного средства более 20 км/ч. Система распознает аварийную ситуацию с помощью датчиков подушек безопасности. Информацию с них принимает электронный блок управления, после чего запускает процесс надува согласно заданному алгоритму.
Пиротехнический заряд приводит к сгоранию натриевой кислоты в газогенераторе, в результате чего выделяется азот, заполняющий емкость подушки. Подушка сделана из специального волокна (нейлона) и содержит множество небольших отверстий, позволяющие газу быстро выйти наружу. В результате на раскрытие и сдутие подушки уйдет около 15 мс.
В результате подушку стали оснащать двумя пиропатронами. Первый выпускал лишь 80 % объема газа, чего было достаточно в абсолютном большинстве случаев. Но если датчики сигнализировали о недостаточной жесткости подушки, срабатывал второй пиропатрон. Механизм работает эффективно лишь при использовании ремня безопасности водителем и пассажиром.
Устранение неисправностей в работе подушки безопасности
Закон России не предусматривает обязательного наличия в авто подушек безопасности, соответственно, не существует и наказания за их отсутствие. Но собственная безопасность в первую очередь находится в ваших руках. Помните, наличие подобной защитной системы является важной гарантией избегания серьезных травм и летальных исходов в случае аварии. Водитель должен быть подготовлен к ситуациям, связанным с неисправностями подушек безопасности:
1. Горят индикаторы
Значок подушек безопасности, как и все остальные, находится на приборной панели авто. Система исправна, если индикатор загорелся в момент поворота ключа зажигания, а потом погас. В любой другой ситуации возникли какие-то неполадки, поэтому следует подумать о визите к специалисту на СТО, если лампочка мигает, не гаснет или не зажглась изначально.
Если значок SRS не гаснет, неисправность может быть связана с ремнями, натяжителем, предохранителем подушки безопасности, проводкой или разъемами (например, после демонтажа руля или сидений). Также индикация проблемы может отражать сильный разряд аккумулятора, проблемы с ЭБУ или самой подушкой (потерю герметичности, как вариант). Необходимо по очереди проверить каждую из перечисленных возможностей, но, если вы не разобрались, остается лишь воспользоваться диагностическим сканером и помощью специалистов.

2. Не сработали подушки безопасности
Как правило, дело просто в непристегнутых ремнях. В остальных случаях следует принимать во внимание состояние пиротехнического механизма в частности и общее состояние машины в целом. Возможно просто окисление контактов, для устранения которого не потребуется много усилий. Это довольно типично для подержанных автомобилей, поэтому перед покупкой важно удостовериться в исправности всех систем.
3. Восстановление после аварии
Если сработали подушки безопасности, они, как правило, идут под замену, но иногда их удается восстановить без этого. Каждый случай следует обсуждать с мастерами автосервиса. При проведении кузовного ремонта, например рихтовки крыши, не исключена неправильная укладка подушек, что приведет к их преждевременному износу и выходу из строя.
Если вы приобретаете подержанный автомобиль, рекомендуется полностью проверить работу всех систем, включая состояние SRS. Встречаются случаи самостоятельного ремонта подушек безопасности продавцами, побывавшими в аварийных ситуациях на своих «железных конях». ЭБУ может быть ошибочно подключен к другим компонентам через подходящие резисторы. В специализированном сервисе или дилерском центре вам точно определят срок замены подушек безопасности и блока управления и проверят, происходило ли их использование ранее.
4. Сроки годности
Срок поддержания пиропатронов в рабочем состоянии ограничен независимо от того, были в истории автомобиля аварийные ситуации и срабатывали подушки или нет. Производители в технической документации всегда указывают срок службы для своевременного проведения замены потребителем. В большинстве случаев пиропатрон годен 15 лет, точнее вы можете узнать у своего официального дилера или непосредственно у производителя. Не забывайте, что в случае ремонтных работ приборной панели, в частности электрооборудования и компонентов рулевого колеса, нужно снимать и переустанавливать передние подушки безопасности.
Потенциальная опасность от подушек безопасности
Существует мнение, что автомобили с большим количеством подушек настолько безопасны, что пристегиваться в них необязательно. Однако это совершенно неверно. Наоборот, непристегнутым водителям и пассажирам подушки могут представлять дополнительную опасность.
При работе фронтальных подушек безопасности передней панели тело продолжает движение вперед, а голова отклоняется назад. Это может привести к повреждению позвоночника.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими подушками безопасности: они эффективно защитят водителя и пассажиров, если те остаются на своих местах, а не вылетают навстречу подушкам всем телом. Теоретически подушки не должны раскрываться, если ремень не пристегнут — это предусмотрено алгоритмом работы блока управления. Однако противники ремней безопасности иногда используют «обманки» (ответные части для замка), тем самым вводя в заблуждение не только предупреждающий зуммер, но и всю систему защиты, которая считает, что человек пристегнут.
- Неверная настройка сиденья. Многие водители предпочитают сидеть слишком близко к рулю, в то время как пассажиры стараются отодвинуть свое кресло максимально далеко. Подобное расположение существенно снижает уровень защищенности.
- Неправильное положение тела. Путешествуя на задних сиденьях, некоторые пассажиры любят спать, расположившись горизонтально. Те, кто сидит на передних сиденьях, часто кладут ноги на переднюю панель. Оба этих действия увеличивают риск получения более тяжелых травм.
- Размещение автокресла на переднем сиденье. Хотя это допускается, при установке автокресла необходимо отключить пассажирскую подушку безопасности. Обычно для этого предусмотрен поворотный переключатель на торцевой стороне передней панели. Обдумайте, как безопаснее разместить детей в машине.
Часто задаваемые вопросы о подушках безопасности
Как узнать, есть ли в купленном автомобиле подушки безопасности?
Чтобы точно это определить, можно использовать диагностическое оборудование на станции технического обслуживания. Более сложный метод — визуальный осмотр, требующий демонтажа некоторых элементов отделки салона, на что большинство продавцов, скорее всего, не согласятся.
Можно ли отключить подушки безопасности?
Не следует этого делать без веской причины, поскольку уровень защиты всех находящихся в салоне будет очень низок в случае попадания в аварию.
Как часто следует проверять состояние подушек безопасности?
Важно проверять работу подушек безопасности во время технического обслуживания, периодичность производитель указывает в инструкциях или технической документации.

Подушка безопасности — это ключевой элемент безопасности в современных автомобилях, который помогает сохранить жизнь пассажиров в случае ДТП. Ее применение совместно с ремнями безопасности уменьшает вероятность получения тяжелых травм в авариях. Поэтому важно всегда помнить о необходимости использования подушки безопасности во время вождения автомобиля.