Подтеки тормозной жидкости: причины и решение проблемы
О чем речь? Подтеки тормозной жидкости свидетельствуют о неисправности агрегата автомобиля, которую следует срочно устранять. Наименьший допустимый уровень ТЖ отмечен меткой min, а наибольший, соответственно, обозначается max. В случае ее отсутствия машина в буквальном смысле «без тормозов».
На что обратить внимание? Если вы увидели, что уровень жидкости резко падает, а на колесах обнаруживаются ее подтеки, это сигнал к срочному принятию мер, ездить на такой машине становится опасно. Если вы обладаете всеми необходимыми знаниями и комплектом инструментов, то можно попробовать самостоятельно решить вопрос.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Почему появляются подтеки тормозной жидкости
Вообще, уровень тормозной жидкости в системе исправной автомашины всегда должен оставаться в неизменном состоянии. Но иногда он падает ниже критической отметки, и при нажатии на соответствующую педаль начинает светиться индикатор. Это удобно, когда умная электроника контролирует все за тебя, но, к сожалению, полагаться на нее на 100 % нельзя, так как датчики имеют обыкновение выходить из строя, причем в самый неподходящий момент.
Намного безопаснее проверять уровень тормозной жидкости визуально перед каждой поездкой, а также постоянно осматривать узлы и сочленения тормозной системы на предмет наличия возможных подтеков. Данные действия не займут больше нескольких десятков секунд, зато существенно увеличат вашу безопасность на дороге, поэтому имеет смысл сделать такую процедуру регулярной.
Рассмотрим возможные причины снижения уровня ТЖ в системе.
Появление трещины в расширительном бачке с тормозной жидкостью
Самой очевидной причиной утечки ТЖ является появление микротрещин и нештатных отверстий в бачке. Начните осмотр с него. Ищите маслянистые подтеки, и если найдете, то не придется перебирать всю остальную магистраль.
Нарушение герметичности тормозных цилиндров
То, что корнем неисправности являются именно тормозные цилиндры, можно понять по характерным лужицам на асфальте и подтекам тормозной жидкости на задних или передних колесах и корпусе, которые образуются после ночной стоянки автомобиля. При этом уровень тормозной жидкости будет падать постоянно, сколько ее ни доливай в расширительный бачок.
Наиболее уязвимыми местами в цилиндрах задних тормозов являются уплотнители штоков. Они выполняются из резины, которая в холода теряет эластичность. В результате ТЖ начинает медленно и неумолимо просачиваться через них, и остановить этот процесс можно, лишь заменив уплотнители.
Дефекты тормозных шлангов
Шланги образуют тормозную магистраль – именно по ним давление жидкости передается от педали непосредственно к тормозным цилиндрам. Следует убедиться в их целостности и эластичности – для этого нужно тщательно прощупать их руками. У целых шлангов поверхность может оказаться загрязненной, но она будет сухая. В случае если на шланге прощупываются трещины, то даже если утечки ТЖ пока не наблюдается, такой шланг следует заменить.
Еще какой-то из тормозных шлангов может слететь со штуцера. В этом случае тормозная жидкость будет выливаться интенсивно, и ее уровень станет понижаться быстро. Подтеки появятся на внутренней части подкрылка. Если случилось именно это, следует шланг осмотреть на предмет описанных выше дефектов, а затем (в случае исправности) установить конец на прежне место.
Особое внимание уделите его затяжке (сделайте ее посильнее). Возможно, шланг изначально не подходил для данного штуцера, например был слишком большого диаметра. В этом случае следует заменить его на более подходящий.
Неисправность главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
Это тот цилиндр, на шток и поршень которого передается давления от рычага педали. Именно ГТЦ создает давление ТЖ в магистрали, которое оказывает воздействие на поршни тормозных цилиндров на колесах. Неисправность также определяется по наличию подтеков на данном узле.
Обычно герметичность пропадает из-за ухудшения свойств резинового уплотнителя. Но бывает и так, что причина снижения уровня ТЖ не так очевидна (хоть «виновником» по-прежнему остается ГТЦ). Дело в том, что тормозная жидкость под давлением может уходить в так называемый вакуумник – вакуумный усилитель тормозов. При этом наружу ТЖ не подтекает и маслянистых следов не оставляет.
Чтобы поставить точный диагноз в данном случае, потребуется полностью снимать ГТЦ. Если после того, как данный элемент будет демонтирован, вы заметите внутри предохраняющей камеры жидкость, то менять, к сожалению, придется весь цилиндр.
Кроме непосредственно цилиндра, в качестве корня проблемы может выступать и дефект гидропривода, в результате чего также будет происходить утечка ТЖ. Проверка здесь осуществляется следующим образом:
- двигатель заводится (на нейтральной передаче);
- выжимается педаль тормоза.
Если проблема действительно кроется в гидроприводе, то провал педали будет происходить плавно, постепенно. Если же педаль с легкостью уходит в пол, то следует продиагностировать другие узлы тормозного контура.
Регулярную проверку тормозной системы особенно важно производить в холодное время года, когда все резиновые уплотнители теряют свою эластичность и вероятность подтеков ТЖ существенно увеличивается. Контроль перед каждым выездом поможет вовремя обнаружить неисправность и тем самым избежать риска попадания в ДТП. Этим вы реально можете сохранить жизнь и здоровье как себе, так и окружающим.
После осуществления ремонта тормозной системы и ее наполнения свежей жидкостью необходимо будет ее прокачать. И хотя настоятельно рекомендуется делать это в условиях сервисного центра, справиться можно и самостоятельно (в гараже). По-настоящему сложного здесь нет ничего. Главное четко выполнять соответствующий алгоритм.
Вообще, прокачка системы нужна для того, чтобы убрать из нее воздушные полости, которые будут снижать жесткость при передаче давления от ГТЦ на цилиндры. Последовательность выполнения операций при прокачке тормозной системы может меняться в зависимости от модели автомобиля. По умолчанию нужно начинать с правого заднего цилиндра, который удален от ГТЦ на наибольшее расстояние. Затем переходим к заднему левому цилиндру, а заканчивать нужно передним левым колесом.
Что делать, если возникли подтеки тормозной жидкости в пути
Вы можете столкнуться с ситуацией, когда уровень ТЖ начал стремительно падать в то время, как находитесь в пути (и даже в движении), а кроме того, при этом с собой нет ни канистры с запасом тормозной жидкости, ни возможности вызвать эвакуатор. В данном случае остается только справляться с ситуацией собственными силами, то есть попытаться доехать до ближайшего сервисного центра. Чтобы это удалось, нужно соблюдать нижеперечисленные правила:
- Двигаться нужно медленно, не превышая скорости в 20 км/ч, для того чтобы можно было осуществлять торможение с помощью стояночного тормоза.
- Превышать вышеописанный порог скорости нельзя, так как стояночные тормоза намного слабее передних.
- Кроме того, замедление нужно начинать с движения накатом (просто с выжатым сцеплением), а контролируемо это можно сделать, только двигаясь с предельно низкой скоростью.
Починку тормозной системы (даже если речь идет о сравнительно простых неисправностях) крайне не рекомендуется осуществлять своими руками. Здесь речь идет о вашей и общественной безопасности, так что намного разумнее будет доверить устранение дефектов сертифицированным, лицензированным специалистам.
Да, можно заменить шланги и патрубки, а также манжеты и уплотнители. Но нельзя забывать, что после этого всю тормозную систему следует прокачать (избавить ее от собравшегося внутри воздуха). И ни в коем случае нельзя пренебрегать данной трудозатратной процедурой.
Самостоятельное устранение подтеков тормозной жидкости
Для начала нужно точно установить место утечки жидкости из тормозной системы авто.
- Во-первых, надо проверить уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Он располагается со стороны водителя позади мотора. Если действительно имеет место утечка, то уровень жидкости снизится существенно.
- Для того чтобы дополнительно убедиться в этом, следует произвести осмотр земли под автомобилем. Расстелите под машиной газету на ночь – она поможет точно установить дефектное место.
- Затем нужно прокачать ТЖ по системе педалью тормоза. При этом зажигание должно находиться в выключенном состоянии, так как если его не выключить, то жидкость будет течь по системе слишком быстро, а это затруднит определение места утечки.
- Если ТЖ вытекает из-под колеса, то нужно будет его снять и внимательно осмотреть шланги и суппорты.
- Обязательно надо проверить корректное состояние главного тормозного цилиндра. Его расположение зависит от конкретной модели авто. Нужно убедиться, что крышка ГТЦ плотно закупорена (иногда утечка может произойти из-за не до конца закрученной крышки).
Кто-то осуществляет пересборку тормозных суппортов, колесных цилиндров и ГТЦ самостоятельно. Другие предпочитают доверяться профессиональным специалистам.
Если вы считаете, что обладаете необходимой квалификацией и сможете сами собрать тормозные суппорты, то в этом случае действуйте по такому алгоритму:
- Следует открутить винт клапана прокачки тормозной системы. (В случае если он закис, смажьте его дисперсным маслом).
- Далее отсоедините резиновую и металлическую магистрали. Осмотрите их: если они имеют трещины, то их нужно безоговорочно заменить.
- Разберите суппорт.
- Снимите пыльник поршня тормозного цилиндра.
- Под поршень следует подложить брусок, по толщине чуть больший, чем сложенная вместе пара колодок.
- Затем следует под небольшим давлением подать воздух в цилиндр (через то же самое отверстие, через которое ТЖ попадает в цилиндр). Под давлением поршень выпадет из цилиндра наружу.
- Замените поршень. Новый поршень следует предварительно смазать тормозной жидкостью.
- Пыльник суппорта следует заменить (относитесь к нему как к расходному материалу).
- Заменяем также колодки и другие элементы суппорта.
- Обратно подключаются стальные и резиновые магистрали.
- Заменяется винт клапана прокачки.
- Производится проверка тормозной системы на предмет наличия новых подтеков.
- Далее тормозная система прокачивается.
ТЖ может утекать и через дефектный колесный цилиндр. Осуществлять замену цилиндра объективно проще, чем суппорта, но ремонтный комплект может обойтись дороже. Вот последовательность действий:
- Снимаем колесо
- Демонтируется колпак, и ослабляются гайки крепления.
- Только потом (!!!) машина приподнимается на домкрате.
- Затем крепежные гайки откручиваются полностью, и колесо снимается.
- Металлические магистрали отсоединяются.
- Демонтируем тормозной барабан
- Резиновая заглушка за опорным щитом извлекается.
- Ослабляется автоматическое устройство, регулирующее зазоры, чтобы тормозные башмаки можно было опустить. При повороте регулирующего винта в неправильную сторону давление на тормозной барабан усилится, и винт не будет проворачиваться.
- Тормозной барабан снимается.
- Подставьте под тормозные башмаки маслоуловитель (любую емкость).
- В случае если тормозной барабан или его отдельные элементы загрязнены, используйте специальную очистительную жидкость.
- Ослабление крепления металлической магистрали
- Чтобы ТЖ не вытекала из магистрали, следует заранее подготовить вакуумный шланг. В качестве заглушки используйте какой-нибудь винт.
- Отыщите место соединения металлической магистрали с колесным цилиндром. Это соединение следует ослабить ключом.
- Магистраль отсоединяется. И, чтобы ТЖ не растекалась, используйте для ее отвода вакуумный шланг.
- Замена колесного цилиндра
- В опорной плите (с ее задней стороны) нужно найти 2 болта, которые удерживают колесный цилиндр.
- Болты откручиваются.
- Старый колесный цилиндр снимается.
- На место старого устанавливается новый цилиндр и подсоединяется к магистрали.
- Болты вставляются обратно в опорную плиту и прикручиваются. Положение цилиндра фиксируется.
- Тормозная система прокачивается
Мнение автовладельцев о подтеках тормозной жидкости
- Что делать, если течет из-под штуцера?
- Если течет из-под поршня…
- Как понять, где течет?
«Из-под резьбы штуцера подтекает, как правило, потому, что присутствует дефект в самом штуцере. У него рядом с резьбой есть отверстие и конусообразная прижимная плоскость на оконечности. Если штуцер открутить, то прижимная плоскость отойдет, и ТЖ начнет выходить по резьбе в центральный канал штуцера, а потом наружу.
Таким образом, подтекание появляется, когда конусная плоскость прижимается не до конца (например, из-за попавшей туда песчинки). Так что перед сменой штуцера рекомендуется протереть его ватной палочкой – убрать все возможные загрязнения. Возможно, после этого и менять-то ничего не потребуется».

«Утечку из-под поршня очень легко проверить. В таком случае ТЖ вытекает непосредственно в пыльник. Как выглядят подтеки тормозной жидкости в этом случае? Попробуйте оттянуть резину пыльника. Если оттуда аж брызжет, значит, действительно, поршень дает протечку. Если сухо, тогда ищите в другом месте».
«Искать протечку ТЖ нужно внимательно. Диски надо осматривать с обеих сторон. Если же тормозной жидкостью пахнет в салоне, то значит, что из ГТЦ ТЖ вытекает, скорей всего, под коврик. Езжайте на сервис и дайте оценить ситуацию профессионалам».
Проверяйте уровень тормозной жидкости перед каждым выездом. Это позволит вовремя обнаружить проблему и не только избежать возникновения опасной ситуации на дороге, но и сэкономит значительные средства на ремонт. Стандартно уровень ТЖ должен быть на 6 мм ниже верхней части расширительного бачка или же между рисками «MAX» и «MIN».
И помните – утечка тормозной жидкости может произойти в любой части системы, так что будьте внимательны и почаще проходите техосмотр.