Почему скрипят тормоза: причины, диагностика, ремонт
Что это такое? Начинающие (и не только) автовладельцы, как правило, не понимают, почему скрипят тормоза, когда вроде бы ничего не ломалось, все работает исправно. Скрип является следствием одной из нескольких десятков возможных проблем с тормозной системой и другими узлами автомобиля. Одни из них легко решаются «на коленках», другие требуют срочного посещения автосервиса.
Как? Первое, что должен сделать автовладелец, услышав скрип тормозов, визуально проверить состояние тормозной системы и подвески. Если колодки неновые, но грязи на деталях суппорта нет, то стоит обратиться к опытному мастеру, который проведет диагностику и установит источник проблемы.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Основные причины скрипа тормозов
- Загрязнение тормозных дисков
- Поддержание тормозных дисков в чистоте
- Скрип новых колодок
- Мнения автовладельцев о скрипе тормозов
9 основных причин скрипа тормозов
Причин, по которым возникают посторонние звуки при торможении, множество. Можно неоднократно менять колодки, но шумы появятся снова, и каждый раз на это будут влиять новые факторы. Правильнее будет исходить из того, что все эти причины относятся к четырем ключевым параметрам:
- масса автомобиля;
- геометрия колодок;
- температура, растущая из-за трения;
- коэффициент трения компонентов тормозной системы.
Воздействуя на каждый из них, можно добиться устранения шумов гораздо эффективнее, чем обычной заменой одной запчасти на другую. Разберемся, как разные факторы из указанных влияют на появление посторонних звуков и почему от этого скрипят тормоза.
Недостаточно свободное перемещение тормозных скоб по направляющим
Наибольшее усилие, которое испытывают скобы, не должно превышать 4 килограммов. Именно таково давление при их перемещении по направляющим. При превышении данного показателя возникает риск, что колодка не отойдет от тормозного диска или отойдет не до конца. В итоге либо скобы и направляющие перегреются от трения, либо в тормозной системе возникнут паровые пробки.
Задиры и трещины на тормозных дисках
Такой дефект не устраняется, лучше всего заменить диски. Однако иногда их протачивают, чтобы убрать дефектный слой.
Дефекты тормозных дисков, превышающие максимально допустимую толщину
При торможении кинетическая энергия вращения колес (с нагрузкой в виде массы всего транспортного средства) переходит в тепло, которое способно раскалить и металл тормозного диска, и материал колодок. Если диск изношен, то его толщина ниже регламентной. А это, в свою очередь, означает, что такой диск хуже избавляется от тепла, рассеивая его, так как в нем меньше материала, способного это тепло накопить. Кроме того, изношенный сверх меры диск препятствует нормальной работе тормозных колодок.
Кристаллизация фрикционного материала
Если на тормоза давят продолжительное время, то они, естественно, сильно нагреются (особенно если торможение осуществляется на большой скорости). При этом, если диск и/или колодка будут загрязнены, то это приведет к изменению их физической структуры. В результате снизится коэффициент трения, диск и колодки станут сильнее нагреваться, появятся шум и вибрации. Починить данный дефект невозможно, и выход здесь только один – замена и диска, и колодок.
Состояние пружин и болтов
В тормозной системе недопустимо закручивать все болты и гайки на глазок, руководствуясь правилом «чем крепче, тем лучше». Многие автопроизводители в руководствах по эксплуатации выпущенных авто прописывают необходимость использования специальных динамометрических ключей при ремонте тормозных систем (а отдельные ее компоненты поставляются вместе с необходимыми для установки приспособлениями).
Перетяжка болтов приводит к тому, что естественный микролюфт на резьбе, играющий роль демпфера, исчезает, и все вибрации начинают передаваться на другие элементы тормозной системы и в конце концов на корпус машины.
Процесс ремонта
Ошибка зачастую заключается в том, что при обслуживании тормозной системы обычно просто заменяются колодки и прокладки, и более ничего. В то время как по регламенту обслуживание данной системы предусматривает целый набор действий, состоящий более чем из 30 пунктов.
Затяжка крепежа
Для каждого узла тормозной системы автомобиля существует собственный режим затяжки болтов. Если затяжку выполнять слишком усердно, то появятся вибрации и весьма неприятные звуки.
Эффективность задних тормозов
До 80 % усилия при торможении приходится на передние колеса, а остальное усилие – на задние. Этот баланс нужно соблюдать и поддерживать, не изменяя в произвольном порядке давление на тормозные диски задней оси. Иначе в лучшем случае появятся вибрации и скрип тормозов, а в худшем – автомобиль начнет терять устойчивость при торможении.
Дисбаланс между подвесками и тормозами переднего и заднего мостов
Если не соблюсти баланс между осями при регулировке тормозов, то это определенно приведет к появлению вибраций и посторонних звуков.
Загрязнение тормозных дисков
Тормоза у автомобилей функционируют в условиях повышенной запыленности и загрязненности. Кроме того, все элементы тормозной системы имею сложную форму со множеством мест, где может скапливаться грязь. К примеру, это могут быть направляющие пазы в скобе суппорта (для колодок).
Очевидно, что значительные объемы скопившейся в подобных местах грязи будут мешать свободному ходу колодок, а также их равномерному прижатию, в результате чего изнашиваться они станут неравномерно. Это еще одна серьезная причина, почему могут скрипеть тормоза на машине.
В загрязнениях присутствуют включения пыли и песка – того самого абразива, который, в частности, применяется для шлифовки металлических поверхностей. Только в данном случае абразив ничего не шлифует, а способствует образованию кольцевых борозд и бугров. В итоге колодки на неровном диске начинают вибрировать во время сжатия.
Исправить ситуацию можно только проточкой диска, но надо помнить, что это уменьшит его толщину и, как следствие, способность теплоотведения. В итоге диск придется заменить, а это дорогостоящая процедура. Намного эффективнее будет просто не допускать загрязнения посредством регулярной очистки тормозной системы (ее продувки и промывки).
Источниками загрязнения также могут выступать:
- Очистители колесных дисков и чернители резины
Струя очистителя колесных дисков сбивает грязь с колес и переносит ее на тормозные диски. При этом частички грязи оказываются зафиксированы еще и полимерной пленкой состава, проще говоря силиконом. И в течение некоторого времени езды после очищения колес коэффициент трения тормозов будет понижен, пока абразивные включения не покинут пространство между диском и колодками.
- Абразив
Но функцию абразива выполняет не только вездесущий песок. С этим прекрасно справляются частички соли и ржавчины, которых тоже хватает повсюду. А после длительной стоянки машины за ними вообще далеко ходить не надо – ржавчина образуется непосредственно на дисках. Все вместе это приводит к увеличению амплитуды колебаний, как следствие, появляется высокочастотный визг.
Однако предпринимать здесь какие-то особые меры не требуется – после нескольких серьезных торможений детали притрутся и звук уйдет. Но вот от соли диски и колодки лучше очистить (используя сжатый воздух, например). Дело в том, что при высокой температуре соль вступает в химическую реакцию с материалами колодок и диска, а это уже повлечет изменение физических свойств соответствующих деталей.
- Общее загрязнение диска
Новые тормозные диски, которые недостаточно качественно очищены от смазки, или же диски, бывшие в эксплуатации, на которых появились не счищаемые струей воздуха налеты, – все их можно отнести к категории загрязненных. Чистить диски можно как ветошью (в первом случае), так и с помощью проточки (во втором случае). Все зависит от степени загрязнения тормозной системы.
- Загрязнение колодок
Материал тормозной колодки пористый. Он легко загрязняется различного рода смазками и прочими техническими жидкостями. Как следствие, снижается коэффициент трения, появляются вибрации и начинают скрипеть тормоза. Самое неприятное, что если вовремя не очистить колодки от грязи, то придется их менять, потому что при больших температурах грязь буквально впаивается в структуру металла колодок.
- Загрязнение материала колодок металлом с тормозного диска
Многие считают, что не следует ездить по лужам с перегретыми тормозами. Мол, тормозные диски от этого могут изменить свою геометрию. На самом деле вероятность такого явления крайне мала: для этого нужно растормаживаться как минимум со скорости в 200 км/ч и в итоге остановиться в глубокой луже, в которую будет погружена значительная часть тормозного диска.
Но вот другая опасность более вероятна: речь идет об отслоении от диска при избыточном нагреве частиц чугуна и внедрение их в материал колодок. Здесь и много воды не надо – достаточно просто брызг и раскаленный поверхностный слой превратится в цементит, а поверхность колодок «насытится» чугунными вкраплениями. В итоге изменение твердости материала колодок и коэффициента сцепления приведет к тому, что тормоза начнут скрипеть.
Поддержание тормозных дисков в чистоте
Для очищения рабочих поверхностей тормозных дисков и колодок обычно применяют обезжиривающие материалы: ацетон, бензин, уайт-спирит и пр. Однако перечисленные жидкости уже относятся к категории «бабушкиных снадобий». Дело в том, что, обезжиривая, тот же уайт-спирит наносит собственную порцию загрязнений – ведь очищение осуществляется, как правило, с помощью ветоши.
Старая грязь убирается, а новая буквально размазывается по поверхностям. К тому же полностью избавиться от той же масляной пленки с помощью перечисленных химических составов все равно не получится.
Здесь нужно применять современные специализированные средства, которые создаются в том числе с учетом химического состава загрязнений. Такие средства производятся на основе того же классического ацетона, однако они содержат ряд полимерных добавок, которые в корне меняют их свойства. Вот они-то как раз и способны полностью удалить смазку, абразив, а также продукты износа колодок и диска.
С одним из указанных выше источников загрязнений работать особенно сложно. Речь идет о смазке, которую (в соответствии с регламентом) необходимо убирать и заменять новой. Здесь имеет смысл использовать очистители тормозов – с ликвидацией старой смазки эти средства справляются лучше всего.
Также весьма эффективны различные аэрозоли, которые относительно легко наносятся на тормозные диски и колодки. Часть загрязнений будут смываться уже в процессе обработки.
Нельзя забывать и о средствах на основе смеси пропан-бутана и углекислого газа. Обычно для их нанесения на поверхность в комплекте присутствует длинная трубка. Очищение происходит местно, а потому результат получается более качественный.
Существует множество различных составов (аэрозолей, а также веществ на базе ацетона) для эффективной профилактики рабочих поверхностей тормозной системы. Своевременное их применение позволяет продлить срок ее эксплуатации. Но есть еще один метод, основанный на использовании мыльной воды и корщетки! Если прибегать к нему регулярно, то тормоза никогда не будут загрязнены, а значит, никогда не будут издавать ни звуков, ни вибраций по этой причине.
Скрип новых колодок
Скрип новых колодок – явление довольно распространенное. Однако новые детали издают звуки не чаще уже находящихся в эксплуатации.
Нередко возможна ситуация, когда срок службы старых колодок, работающих, впрочем, без каких-либо замечаний, подходит к концу – их меняют, а новые колодки начинают скрипеть. Этому есть логическое объяснение. Вообще, причин звуковых эффектов может быть несколько:
- Производственный брак
Не стоит гоняться за самыми дешевыми деталями, выбирая тормозные колодки. От эффективной работы тормозов зависит ваша жизнь, а пытаясь приобрести их с заоблачной скидкой, можно нарваться на банальный заводской брак – результат «экономичного» некачественного производства. Разумнее всего приобретать детали тормозной системы у зарекомендовавших себя производителей. Тогда вы сведете вероятность возможного дефекта к минимуму.
- Притирка
Почему скрипят тормоза после замены колодок? Дело в том, что когда на двигатель устанавливается любой новый узел или трущаяся деталь, то вполне естественно, что сразу после этого работа силового агрегата может отличаться от привычного вам режима. Будет иметь место так называемая притирка новой детали, когда она в трущихся местах обретет оптимальные размеры (речь идет о возможных уменьшениях на сотые доли миллиметра).
Это все справедливо и для тормозной системы. Притирка здесь длится примерно 50-100 км интенсивного пробега. Во время притирки возможны и шум, и вибрация, но не стоит бросаться все заново ремонтировать. Скорей всего, через указанное количество километров эти неприятные эффекты пропадут.
- Неудовлетворительное качество
Не стоит исходить из того, что сверхдешевая запчасть будет демонстрировать качественную работу в течение срока своей эксплуатации. Скорей всего, бюджетные колодки продемонстрируют полный набор звуков и вибраций. Возможно, не стоит гнаться за раскрученным брендом премиум-сегмента, но логичнее все-таки будет приобретать запчасти от известных производителей, которым дорога собственная репутация.
- Разбалансировка
Тормозные диски должны быть сбалансированы. Заменяя любой из них, нужно обязательно провести его балансировку с возможной проточкой. Иначе издавать посторонние звуки такие тормоза будут долго.
У большинства автопроизводителей родные колодки имеют лучшее качество, чем альтернативы, изготовленные другими фирмами. Однако тормозные системы от компании АвтоВАЗ здесь исключение. У «жигулей» тормоза чрезмерно жесткие, а узлы и детали выполнены из некачественных материалов, в результате чего тормоза имеют малый эксплуатационный ресурс и быстро начинают нуждаться в ремонте. Поэтому большинство специалистов рекомендуют заменять детали такой тормозной системы на импортные аналоги.
Для того чтобы обеспечить собственную безопасность, а кроме того, сберечь время и средства на ремонт тормозной системы, нужно обращать внимание на те сигналы, которые подает этот механизм. И обслуживать тормоза нужно не только исходя из нормативных сроков замены комплектующих и расходников, но и при возникновении звуковых эффектов и неприятных вибраций.
Мнения автовладельцев о скрипе тормозов
- Значение бренда.
«Уже месяц езжу на "Нишинбах". Очень приятные ощущения от вождения: и педаль мягкая, и усилий дополнительных никаких не нужно! А главное – ушел скрип. И очень хочется надеяться, что и не вернется больше (как это случилось с предыдущими колодками)».
- Подтянуть, подточить и порядок… Или нет?
«Тормоза скрипели ужасно – поменял колодки. Сточил края, как советовали спецы. Пару дней все было идеально, а потом такая песня началась! Малейшее нажатие, и сразу же невыносимый скрип. Поехал на проточку дисков. Пока езжу в тишине, но подожду немного: недельку-другую – не буду загадывать. А диски после обработки как новенькие!»
- Смазал и поехал, тише травы, ниже воды.
«Источником звука может быть какая-нибудь направляющая, а также место контакта колодки с поршнем (здесь может наблюдаться сильная вибрация). Поэтому, меняя колодки, сразу нужно смазывать специальной смазкой все подобные проблемные места в тормозной системе. Грамотные производители, кстати, такую смазку в комплект прикладывают (а иногда еще и сетку полимерную, которую нужно наклеивать на тыльную сторону колодки)».
Резюмируем. Если скрипят тормоза, то это чаще всего сигнал владельцу о необходимости вмешаться. Любые звуки в тормозной системе (будь то скрип, скрежет или высокочастотный свист) говорят о наличии проблем. Лишь небольшая часть из них проходят сами по себе (после притирки), а чтобы решить иные, требуется вмешательство специалистов. Но срочный ремонт требуется редко; просто нужно вовремя уделять внимание тормозам вашего автомобиля и сигналам, которые они подают.