Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения
Что это такое? Если в жаркий сезон не работает кондиционер в машине, это может напрягать сильнее, чем скрип поизносившихся тормозных колодок (хотя мы очень не рекомендуем доводить их до такого состояния).
На что обратить внимание? Да уж, личный комфорт многие автолюбители ставят на первое место и потому торопятся выявить и устранить причины неисправности кондиционера.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- 11 причин, почему не работает кондиционер в машине
- Рекомендации для исправной работы кондиционера в машине
- Советы автолюбителей по починке кондиционера в машине
11 причин, почему не работает кондиционер в машине
Хотя неработающий кондиционер никак нельзя отнести к критичным неполадкам автомобиля, в жаркую погоду отсутствие охлаждения лишает езду комфорта. Причины, по которым автокондиционер не включается или включается, но не охлаждает, могут быть разные, однако наиболее распространены следующие неисправности:
Недостаточность хладагента
При нарушениях в работе кондиционера в первую очередь нужно проверить уровень фреона, который является хладагентом и способен менять свое агрегатное состояние. Поскольку с течением времени фреон понемногу выходит из системы, что является совершенно нормальным явлением, то самая популярная причина перебоев в кондиционировании воздуха – понижение уровня хладагента до критических отметок. В этом случае кондиционер перестать холодить на полную мощность или вообще отказывается работать.
Чрезмерно низкий уровень фреона вреден для работоспособности системы кондиционирования, поскольку это вызывает перегрев оборудования.
Необходимо контролировать остаток фреона и при низком уровне производить заправку. В зависимости от марки автомобиля и интенсивности использования системы охлаждения добавлять хладагент обычно требуется раз в 1-3 года. При заправке кондиционера следует использовать только подходящий фреон – в противном случае можно вывести систему из строя.
К примеру, смешивать фреон R12 и R134а категорически запрещено. Информация о том, какой вид хладагента применяется в вашем автомобиле, располагается на специальной наклейке под капотом или на блоке самого кондиционера.
Поскольку заправка кондиционера фреоном требует специального оборудования, лучше не пытаться провести эту процедуру самостоятельно во избежание поломок. Обратитесь к специалистам – сейчас не составляет труда найти автомастерскую, где оказывают данную услугу.
Трудности могут возникнуть лишь с фреоном R12 – в свое время это вещество было признано вредным, и уже несколько десятилетий кондиционеры, работающие на таком хладагенте, не устанавливаются на автомобили. Поэтому найти этот вид фреона будет сложно, и сама заправка обойдется дороже.
Загрязнение кондиционера
Если проблема, почему не работает кондиционер в машине, не решилась и после заправки, то следующий шаг – проверка, насколько сильно загрязнена система. Очень часто неисправности в работе автокондиционера вызваны именно этим.
В конденсаторе и трубках магистрали скапливается грязь и влага, что в дальнейшем приводит к коррозии и разгерметизации охлаждающего контура. Поэтому время от времени необходимо мыть и моторный отсек.
Признаки сильного загрязнения автокондиционера:
- система охлаждения не включается;
- кондиционер сам выключился во время стояния в пробке;
- самовольное выключение произошло во время движения на малой скорости.
Система отказывается работать в результате перегрева – повышение давления в контуре вызывает ее автоматическое отключение. На высокой же скорости система кондиционирования охлаждается в результате обдува воздухом, так что оборудование начинает работать. Если ваш кондиционер ведет себя подобным образом, то организуйте тщательную мойку авто.
Непроходимость контура
Это тоже может являться результатом загрязнения деталей охлаждающего оборудования, но в данном случае проблема имеет более серьезный характер. Чаще всего подобное наблюдается после длительного неиспользования системы – вот почему не работает кондиционер в машине после зимы, если его не запускали несколько месяцев.
Грязь неизбежно скапливается в изгибах магистрали, и на участках с низким давлением это может повлечь образование пробки. Пробка становится непроходимым препятствием на пути циркулирующего воздуха, и кондиционер выходит из строя.
Если вовремя не принять меры, то возможны еще более негативные последствия. Поскольку компрессор будет продолжать работать, при этом не получая смазки, поступающей вместе с фреоном, то его может заклинить, и эта поломка является весьма дорогостоящей.
Чтобы устранить загрязнение контура, нужно разобрать часть кондиционера и очистить магистраль, промыв ее под давлением.
Контур может выйти из строя и вследствие разгерметизации. Это может быть вызвано коррозией трубок магистрали, но чаще причина более простая – деформация сальников и прокладок. Чтобы восстановить герметичность системы, требуется заменить те части магистрального контура, которые пришли в негодность. Для надежности это рекомендуется делать в автомастерской. Профилактической мерой, помогающей избежать загрязнения контура, является включение автокондиционера в холодное время года.
Проблемы с компрессором
Если уровень фреона нормальный и в чистоте контура вы уверены, то следующий шаг – проверка компрессора. Хотя он обладает большим запасом прочности и ломается достаточно редко, без него система кондиционирования не будет работать. Именно компрессор обеспечивает сжатие хладагента и его циркуляцию по трубкам магистрали. По конструкции он напоминает насос, и компрессор является единственным элементом системы охлаждения с движущими деталями, поэтому его остановка означает отключение кондиционера.
Компрессор работает с повышенной нагрузкой, если в системе недостаточно фреона – в этом случае аппарат недополучает содержащейся в хладагенте смазки. Фреон может убыть естественным путем или же из-за появившейся трещины, изношенной прокладки, какой-либо иной поломки трубок магистрали. Компрессор чаще всего нецелесообразно ремонтировать – нередко проще будет поставить новый.
При этом можно сэкономить и найти подержанный агрегат, подходящий для кондиционера вашего автомобиля. Большой ресурс работы компрессора позволяет рассчитывать, что даже б/у изделие прослужит вам долгие годы.
Помимо самого компрессора, источником проблем бывает его муфта, которая может получить как электрическое, так и механическое повреждение. Вариант с ее ремонтом лучше отбросить, поскольку она стоит намного дешевле компрессора и легко заменяется.
Поломка конденсатора
Еще один возможный вариант, почему не работает кондиционер в машине, хотя заправлен, – неисправность конденсатора системы охлаждения. Он находится под капотом машины, причем устанавливается перед радиатором. В конденсатор попадает встречный воздух и то, что он несет: капли влаги, грязь, пыль, насекомые и т. д.
Конечно, этим мусором соты конденсатора со временем забиваются, что замедляет теплообменный процесс и приводит к перегреву устройства. Сначала это проявляется, когда машина тормозит или движется на низкой скорости, но в дальнейшем масштабы проблемы будут только нарастать.
Ее решение очевидно – продувка конденсатора сжатым воздухом или промывка водой под высоким давлением.
Лучший результат будет достигнут при снятой радиаторной решетке, когда есть возможность отвинтить крепежные болты и получить доступ к обратной стороне конденсатора. Убрать накопившуюся грязь помогут специальные средства – бензин удалит масляный налет и другие загрязнения, а также можно использовать очиститель следов насекомых.
Для восстановления деформированных сот годится небольшой заостренный предмет, например зубочистка.
Поломка испарителя
На такую неисправность указывает появление в салоне неприятного запаха после включения кондиционера. Испаритель находится под приборной панелью и представляет собой радиатор. В нем также накапливается пыль и грязь, попадают насекомые, что способствует размножению микроорганизмов, которые и дают посторонний запах.
Можно попробовать самостоятельно избавиться от запаха, распылив нейтрализующее его средство из аэрозольного баллончика. Но, чтобы решить проблему в корне, лучше прибегнуть к помощи специалистов, которые проведут биологическую и ультразвуковую очистку радиатора испарителя и всех прилегающих воздуховодов. Так вы не только надолго устраните источник неприятного запаха, но и обезопасите себя от возможных распространителей инфекционных болезней.
Неисправность фильтра-осушителя
Признаком подобной неполадки служат постоянные самопроизвольные отключения кондиционера, а шланги системы при этом покрываются инеем. Причину здесь нужно искать в ресивере, который также называется фильтром-осушителем.
В системе кондиционирования автомобиля ресивер находится между конденсатором и испарителем, и его функция заключается в очищении хладагента от грязи и осадка. Сам фреон поступает в ресивер в жидком виде, а далее он переходит в состояние газа с низкой температурой, чем и обеспечивается охлаждение проходящего воздуха.
Фильтр-осушитель перестает выполнять свое назначение при разгерметизации корпуса, что может быть вызвано неправильной заправкой кондиционера. Например, если смешать фреон марок R12 и 134a, то получившаяся смесь будет включать в себя фтор и хлор. При ее вступлении в соединение с водой образуются кислоты, вызывающие коррозию элементов кондиционера. Чтобы этого избежать, необходимо использовать только рекомендованные виды фреона, а также периодически (хотя бы раз в 2 года) менять ресивер.
Неправильное использование
Банальной причиной, почему не в полную силу работает кондиционер в машине, иногда является его неправильная эксплуатация. Скажем, если водитель включил слишком малую скорость обдува, то охладитель может обледенеть, что ощутимо снизит эффективность системы охлаждения.
Поломка терморегулирующего вентиля
С помощью этого вентиля происходит автоматическое регулирование подачи хладагента на испаритель. Терморегулирующий вентиль обеспечивает необходимый температурный режим и связанное с этим показателем давление в системе. Конструктивно он представляет собой дроссель, и выход его из строя перекрывает циркуляцию фреона. Видимым признаком подобной неисправности может служить обмерзание шлангов магистрали.
Если вентиль получил механическое повреждение или из-за загрязнения заклинило запорную иглу, то ремонт не имеет смысла, и необходимо установить новый прибор. Однако возможен вариант, что вентиль требует регулировки. Хотя чаще всего заводские настройки терморегулирующего вентиля оказываются достаточными для его эффективной работы, в некоторых случаях производится дополнительная регулировка с помощью специального винта.
Отказ вентилятора
Вентилятор есть далеко не во всех моделях автокондиционеров, и даже если он установлен, то ломается достаточно редко. Тем не менее если в вашей системе кондиционирования такой узел присутствует, то нужно проверить и его. Вентилятор играет вспомогательную роль – за счет него быстрее охлаждается фреон и ускоряется поступление прохладного воздуха в салон машины.
Его отключение может ощущаться в снижении эффективности кондиционирования. Сама система чаще всего продолжает работать, хотя не исключено ее автоматическое блокирование. Это произойдет в том случае, если поломка вентилятора вызывает перегрев оборудования из-за повышения температуры хладагента и давления в системе.
Основные причины неисправности вентилятора:
- обрыв в электрической цепи;
- выход из строя электродвигателя;
- износ подшипников;
- неисправность датчиков давления;
- сильное загрязнение лопастей и иные дефекты, мешающие их вращению.
Простые проблемы типа ненадежных электроконтактов или сильной загрязненности вентилятора устраняются легко. В остальных случаях вердикт, почему не работает кондиционер в машине, должны вынести специалисты – они же подскажут, целесообразен ли ремонт. С учетом сравнительно низкой стоимости этого узла при серьезных поломках проще будет приобрести новый вентилятор.
Отказ датчика давления
Датчик давления играет важную роль в системе охлаждения – он отслеживает изменения давления и не позволяет системе работать в неблагоприятных условиях, когда количество фреона избыточное или, наоборот, недостаточное. В этом случае датчик обесточит компрессор, что убережет кондиционер от поломки.
Если давление в норме, а кондиционер не запускается, то возможен выход из строя датчика. Причины этого могут быть самые разнообразные – чрезмерное загрязнение, механические повреждения, нарушение контактов в разъемах. Сломанный датчик давления необходимо заменить.
Рекомендации для исправной работы кондиционера в машине
Продлить срок службы автокондиционера несложно – для этого нужно выполнять правила эксплуатации и придерживаться следующих рекомендаций:
- Даже в холодное время года, когда система кондиционирования не используется, следует время от времени включать устройство в профилактических целях, поскольку бездействие негативно сказывается на работоспособности узлов системы. Хотя бы раз в неделю на 10-15 минут рекомендуется ставить климат-контроль на режим охлаждения – это поддержит рабочее состояние масла и обеспечит уплотнение вала компрессора, а также смазку прокладок и колец.
- Не торопитесь включать кондиционер в зимний период – сначала нужно полностью прогреть салон. Это связано с действием датчиков, препятствующих запуску холодной системы – вот почему не включается или некорректно работает кондиционер в машине зимой.

- Одной из процедур мойки автомобиля нужно делать промывку и продувку конденсатора кондиционера, но здесь требуется аккуратность во избежание повреждения тонких ребер его ячеек.
- Для заправки хладагента желательно обращаться в специализированные автосервисы, а не к «мастеру» из соседнего гаража. Соблюдение технологии заправки и использование качественного фреона обеспечит стабильную и надежную работу вашего автокондиционера.
- Покупая подержанный автомобиль, не забудьте проверить работоспособность системы кондиционирования. Заявления продавца о том, что он ею не пользуется, но после заправки фреоном все заработает, нужно отметать. Если кондиционер не включается, то система не в порядке, и это повод для снижения цены машины или отказа от сделки.
- Защиту радиатора кондиционера от мелкого мусора усилит дополнительная сетка над бампером, что особенно актуально для машин с крупноячеистыми сотами в решетке фальшрадиатора.
- Регулярное включение кондиционера нужно также при длительном простое авто. Необходимый минимум для обеспечения работоспособности системы – ее запуск на 10 минут 1-2 раза в месяц.
- Лучше за несколько минут до конца поездки выключить кондиционер и запустить печку. Это осушит воздуховоды и воспрепятствует размножению в них микробов.
Советы автолюбителей по починке кондиционера в машине
- Чтобы кондиционер работал, проверяй оба радиатора.
«У кондиционера несколько цепей для самоотключения в экстренном случае. Это чтобы уберечь систему от выхода из строя. По ходу, если кондиционер отрубается, когда двигатель прогрет, отсечку дает температурный датчик. Думаю, что "в хлам" забит какой-то из радиаторов – самого кондиционера или двигателя. Если хотя бы один забивается, то второй тоже остается без прохода воздуха...
Кстати, визуально может показаться, что все нормально. Так что придется снять крепежи радиатора двигателя (это 2 болта) и слегка (без фанатизма) наклонить его вглубь моторного отсека.
Если на радиаторах наблюдаются пятна сплошных "забитостей", то нужно полностью прочистить – продуть, промыть !!!!!!!ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБА!!!!!!!! Тут дело в том, что воздух идет одновременно через два радиатора – и кондиционера, и охлаждения двигателя. Потому если один забивается, то до второго воздух вообще не доходит. Прочистка обеспечит сквозное прохождение воздуха, и оба радиатора будут выполнять свою функцию…»
- Проверка утечки ультрафиолетом или на слух.
«Для проверки ультрафиолетом надо закачать в систему жидкость-маркер – добавить прямо к фреону. Эта жидкость светится в ультрафиолете, то есть, где утечка, пятно будет сразу заметно. Если проблема находится в "торпеде", то можно обойтись и без разбора.
Знакомый спец (крутой инженер-электронщик автомобильных систем, а сейчас по совместительству еще и климат-системами занимается) использует проверенный дедовский способ для поиска утечки: загоняем машину в гараж, так чтобы можно было добиться полнейшей тишины, дальше ставим систему на максимальную производительность, глушим двигатель и... внимательно слушаем. По его словам, никогда не было ошибок!»
- Не только контур, но и золотники.
«Если давление в контуре кондиционера совсем упало, то компрессор блокируется электронным блоком управления. Это как предохранитель – система отключается, чтобы компрессор, работая насухо, не перегрелся и не вышел из строя.
Если машина старая, то иногда требуется замена золотников в вентилях, где подключается аппарат для заправки. Может быть так, что золотник сифонит, и фреон утекает, пусть даже весь остальной контур герметичный.
Сам столкнулся с этим пару лет назад: фреон весь вышел, нашлась дырка – поменял шланг. Заправил. Спустя какое-то время опять то же самое, фреона нет. Снова поиск дырок – на замену пошла алюминиевая трубка. Весь контур проверили – полная герметичность. А через неделю еще раз – давление низкое.
В итоге выяснилось, что, когда аппарат для проверки и заправки присоединен, все нормально. А после его отсоединения золотники начинают сопливить. Хорошо, что так все просто разрешилось – с новыми золотниками без проблем езжу третий год».
- Проверка герметичности вакуумом или опрессовкой?
«Можно проверять герметичность вакуумом, но с небольшой утечкой все это долго и муторно, так что возиться с этим мало кто любит – проще, конечно, заправить кондей, и все.
Если утечка маленькая, то лучше подойдет опрессовка. С вакуумом проблема в том, что нужно на целый день оставлять, да и то не факт, что получится локализовать утечку. Поэтому только опрессовка азотом».
- И вентилятор заодно проверить
«У меня вообще не включался кондей, потому как накрылся вентилятор охлаждения. Правда иногда кондей все же оживал – на холодной там или на трассе, но тоже не айс.
Пришлось лезть в вентилятор – снял, прочистил, лопасти крутанул – все заработало. После этого и кондей начал холодить как следует. Короче: если вентилятор заглох, то на кондей нагрузка растет вплоть до выключения, поэтому за состоянием вентилятора надо тоже смотреть».
На этом у нас все! Не забывайте, что лучший ремонт — это профилактика. Регулярное обслуживание позволит вовремя предупредить поломку.