Почему не горят стоп-сигналы в автомобиле и что с этим делать
Почему не горят стоп-сигналы? Существует около десятка возможных причин их неисправности. Наиболее очевидные – перегоревшая лампочка в заднем фонаре, сгоревший предохранитель, перебитая электропроводка автомобиля.
Что делать? Некоторые поломки стоп-сигналов можно диагностировать и устранить самостоятельно. Например, не составит труда заменить сгоревшую лампочку или предохранитель. Однако проблемы с проводкой или «мозгами» потребуют специальных знаний и инструментов для починки.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Устройство и принцип работы стоп-сигналов
Стоп-сигналы представляют собой световые устройства, расположенные в задней части транспортных средств. Они загораются красным цветом в момент торможения. Их работа автоматизирована, как только водитель надавливает на педаль тормоза, они срабатывают. При отпускании педали гаснут. Все сухопутные транспортные средства, за исключением ж/д транспорта и велосипедов, должны быть оснащены стоп-сигналами.
Впервые появление стоп-сигналов задокументировано более века назад, в 1912 году. Именно в это время в Европе их начали устанавливать на самодвижущиеся экипажи и коляски. Разумеется, в то время они не могли срабатывать самостоятельно за счет электричества. Изначально стоп-сигналы представляли собой жестяные флажки, за работу которых отвечали специальные тросики или тяги. Так как транспортных средств на дорогах тогда было мало, а скорость передвижения оставалась низкой, подобной конструкции было достаточно для обеспечения безопасности.

cloudfront.net
Лишь спустя почти четыре десятка лет в 1949 году на Венской конференции по дорожным знакам и сигналам был принят стандарт электрических стоп-сигналов. В отечественной автомобильной промышленности штатные электрические стоп-сигналы впервые были испытаны и введены в массовое производство в 1946 году на автомобиле ГАЗ-М20 «Победа». Стоп-сигнал был один, довольно небольшого размера и размещался в центре крышки багажника вместе с лампой освещения номерного знака.
На протяжении долгого времени эти устройства почти не менялись. Это объясняется тем, что такая система успешно зарекомендовала себя на практике благодаря своей простоте и надежности, а также относительной дешевизне. Классический фонарь состоит из трех элементов:
- фонари;
- проводка;
- выключатель (прерыватель, или в простонародье «лягушка»).
Основные компоненты простейшего выключателя стоп-сигнала включают корпус, шток, пружину и два контакта.
Как можно понять из описания срабатывания устройства, выключатель напрямую связан с тормозной системой. Как только водитель нажимает на педаль тормоза, шток входит в корпус, замыкая контакты. В таком положении стоп-сигналы загораются сами без дополнительных манипуляций. После отпускания педали пружина возвращает шток в исходное положение, размыкая контакты и выключая свет.
Преимущество этой системы заключается в ее чувствительности: стоп-сигналы загораются даже при минимальном нажатии на педаль тормоза, обеспечивая предупреждение для других участников движения о начале остановки или замедления автомобиля.
Однако проблемы со стоп-сигналами остаются прежними. Обычно о неполадках сообщает иконка на приборной панели (чаще всего это желтая лампа), которая загорается при отсутствии сигнала. Однако этот индикатор лишь показывает наличие неисправности, но не сообщит вам, в чем она заключается. Давайте рассмотрим основные причины, почему не горят стоп-сигналы.
6 основных причин, почему не горят стоп-сигналы, и методы их устранения
Не стоит сразу же торопиться и ехать на СТО, можно попытаться найти и исправить проблему своими силами. Конечно, для этого потребуется немного постараться.
1. Сгорел предохранитель
Первым делом ознакомьтесь со схемой расположения предохранителей, так как для разных автомобилей схемы могут различаться.
Чтобы решить проблему, нужно:
- найти в инструкции страницу со схемой;
- определить номер и рабочие параметры предохранителя;
- снять крышку с блока предохранителей;
- вытащить проблемный предохранитель и осмотреть его. Бывают ситуации, когда перегоревшую перемычку трудно обнаружить визуально. В этом случае стоит поставить в гнездо заведомо исправный предохранитель и проверить, заработали стоп-сигналы или нет;
- если проблема со сгоревшей перемычкой подтвердилась, просто заменить предохранитель на новый с соответствующими параметрами;
- еще раз проверить корректную работу стоп-сигналов.
Даже без опыта с этой задачей можно справиться примерно за 15–20 минут.
2. Перегорела лампочка
Заменить перегоревшую лампочку – несложная задача даже для неопытного водителя. Алгоритм действий предельно прост:
- открыть багажник;
- снять панель (чехол), закрывающую заднюю часть фонаря;
- отключить разъем от цоколя;
- вытащить неработающую лампочку и осмотреть ее.
Если лампа действительно вышла из строя, вы легко сможете определить перегоревшую спираль визуально. В таком случае вам точно поможет замена лампы на исправную. В случае со светодиодными лампами на глаз вычислить неисправность сложнее, тут поможет уже описанный ранее метод: установить в патрон заведомо исправную лампу, подключить контактный разъем и проверить работу стоп-сигнала. Если все заработало, значит, проблема была именно в лампочке, и ее нужно заменить.
3. Контакты окислились
Ничто в этом мире не вечно, любое устройство имеет свой ресурс, поэтому спустя определенное время контакты, отвечающие за срабатывание стоп-сигнала, могут окислиться (особенно под воздействием влаги и прочих разрушающих факторов). Образование оксидной пленки способно вызвать резкое увеличение сопротивления, которое препятствует движению тока, что и становится причиной, например, почему не горит левый стоп-сигнал.

a.d-cd.net
Окисная пленка не всегда заметна невооруженным глазом. Если есть подозрение на эту неисправность, рекомендуется обработать контакты специальными средствами, которые продаются в магазинах. А если вы не поленитесь и регулярно станете проводить подобную обработку в профилактических целях, эта проблема и вовсе не будет вам грозить.
4. Выключатель вышел из строя или недостаточно чувствителен
Выключатель, известный в народе как «лягушка», расположен на кронштейне педали тормоза и касается рычага педали одним концом. Конструкция узла позволяет регулировать положение «лягушки», перемещая ее ближе или дальше от педали тормоза для изменения момента активации стоп-сигнала. Поэтому возможны две причины неисправности:
- поломка выключателя;
- недостаточная чувствительность выключателя из-за плохой регулировки.
Для проверки исправности выключателя отключите разъем и соедините контакты напрямую с помощью провода. Если все заработало, проблема точно в выключателе. Ремонт (очистка окислившихся контактов внутри корпуса) имеет смысл, только если конструкция выключателя разборная. В противном случае проще заменить деталь, тем более она недорогая.
Регулировка осуществляется с помощью гаек и контргаек на резьбовой части выключателя. Используя рожковые ключи, найдите оптимальное положение «лягушки», при котором стоп-сигналы срабатывают в нужный момент.
5. Проблемы с электропроводкой
Еще одна вероятная причина, почему не горят лампочки стоп-сигнала, но диагностировать ее сложнее всего. Поиск неисправного участка проводки (разрыва, замыкания друг на друга или на массу) очень непрост. Без точной электрической схемы, соответствующей модели, комплектации и году выпуска автомобиля, здесь не обойтись. Но даже в этом случае трудно определить расположение жгутов электропроводки и разъемов. Такая работа требует навыков и оборудования. Если у вас их нет, лучше обратиться к профессионалам. Иначе вы сделаете только хуже.

avtoshark.com
Внимание! Подключение проводов напрямую от «лягушки» к стоп-сигналам может привести к серьезным последствиям. Возможно, работа сигнальных устройств зависит от других систем автомобиля.
6. Отказала электроника
В этой ситуации вам обязательно нужно обратиться в автосервис. Современные технологии идут вперед семимильными шагами, нередко стоп-сигналы связывают с дополнительными системами вроде ABS, ESP, AutoHold и т. д. Чтобы определить причину проблемы, требуется провести качественную компьютерную диагностику.
Когда корень всех зол будет обнаружен, скорее всего, потребуется заменить вышедший из строя узел. Затем нужно удалить коды ошибок из памяти электронного блока управления (ЭБУ).
Не горят стоп-сигналы из-за концевого выключателя
Возможен вариант с выходом из строя концевого выключателя («лягушки», или «рубильника» в просторечье). Этот элемент отвечает за активацию стоп-сигналов при нажатии на педаль тормоза. Проблемы с «лягушкой» могут быть вызваны окислением контактов или обрывом проводов.
Чтобы устранить неисправность, выполните следующие действия:
- Проверьте, что педаль тормоза не нажата.
- Отсоедините концевой выключатель, расположенный на кронштейне педали тормоза (в большинстве случаев поможет поворот выключателя на 90 градусов против часовой стрелки).
- Очистите контакты ватной палочкой, смоченной в спиртовой жидкости или специальном растворе.
- Подключите выключатель обратно, нажмите на педаль тормоза и проверьте работоспособность стоп-сигналов.
Если очистка не дала результатов, потребуется замена детали.
Иногда в зависимости от модели авто можно отрегулировать «лягушку», то есть переместить ее ближе или дальше от педали тормоза. Это влияет на время включения стоп-сигналов. Для регулировки потребуются соответствующие рожковые ключи, при помощи которых нужно повернуть гайки на его резьбе в нужную сторону.
Часто задаваемые вопросы о неработающих стоп-сигналах
Какой предусмотрен штраф за неработающие стоп-сигналы?
Инспектор может лично выписать штраф за неработающие стоп-сигналы, согласно части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его совершенно не будет заботить, почему не горит дополнительный стоп-сигнал. На первый раз он может ограничиться предупреждением, но возможен и штраф в размере 500 рублей.
Стоит отметить, что штраф за подобное нарушение допускается оплатить со скидкой в 50 %, если вы сделаете это в течение 20 дней с момента получения постановления.
Как влияет заземление?
Заземление необходимо для всех электрических компонентов, поэтому один из концов обычно соединен с металлической деталью (чаще всего с кузовом автомобиля). Плохой контакт между деталями может быть вызван окислением проводов или механическими повреждениями.
Могут ли не работать стоп-сигналы, если перегорели токоведущие дорожки в плате заднего фонаря?
Подобные проблемы характерны для немолодых автомобилей со значительным пройденным километражем. Чтобы проверить, в этом ли кроется причина, нужно вынуть плату и осмотреть дорожки. Поврежденные участки можно восстановить, припаяв к ним провод.
Может ли переключатель указателя поворота стать причиной неисправности стоп-сигнала?
Иногда действительно встречаются подобные конструкторские решения, когда стоп-сигналы включают в цепь поворотников. В этом случае, если выйдет из строя указатель поворота, перестанет работать и стоп-сигнал. Для диагностики проблемы вам понадобится внимательно изучить электрическую схему переключателя и найти провод, соединяющий его со стоп-сигналом. Подключите контрольную лампу к электрическому разъему переключателя указателя поворота, нажмите на педаль тормоза, чтобы замкнуть контакты на цепи стоп-сигнала, и проверьте провод. Если контрольная лампа не загорается, провод подлежит замене.
Неисправный стоп-сигнал — это неприятная, но решаемая проблема. Простые неисправности можно устранить своими силами, для этого не требуется особых знаний. Однако, если проблема серьезнее, а у вас нет нужных способностей и специального оборудования, не стоит рисковать, вам лучше попросить помощи у профессионалов. Вы должны помнить, что при неисправности стоп-сигналов использование автомобиля недопустимо, поэтому в сервис добираться лучше при помощи эвакуатора.